![]() | ![]() | Фонд «Общественное мнение» |
119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2;тел.: (095) 745-8765, 936-4118; факс: (095) 745-89-03, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru |
Телевизионные выступления В. Путина привлекают внимание россиян и воспринимаются ими скорее позитивно, нежели негативно. Две трети наших сограждан считают, что российское телевидение уделяет президенту столько экранного времени, «сколько нужно». По мнению 16% опрошенных, В. Путина показывают слишком часто (это мнение высказывают 27% жителей Москвы и 22% лиц с высшим образованием); 5% респондентов, напротив, полагают, что президент появляется на телеэкранах слишком редко; 13% не имеют на этот счет определенного мнения.
Встречи президента с журналистами вызывают интерес у 59% опрошенных; 31% респондентов заявили, что такие передачи их не интересуют (среди жителей Москвы — 42%); затруднились с ответом 10%.
Что касается последней пресс-конференции президента, которая состоялась 31 января 2006 года, то большинство участников опроса в той или иной степени осведомлены об этом событии: 52% сказали, что знают о нем, 24% — «что-то слышали».
Подавляющему большинству респондентов, видевших пресс-конференцию по телевидению — в прямой трансляции или репортаже, — понравилось, как президент отвечал на вопросы журналистов (38% по выборке в целом).
Отвечая на открытый вопрос, что именно им понравилось в высказываниях В. Путина, респонденты чаще всего говорили о манере его поведения, стиле ответов: «четкость, ясность ответов, ничего лишнего»; «он отвечал на вопросы честно и откровенно»; «много шутил»; «корректность...» (14%), а также о компетентности президента, его информированности о положении дел в стране — «без шпаргалки, компетентные ответы»; «хорошо разбирается во всех сферах жизни своей страны» (6%).
Негативное впечатление ответы В. Путина произвели на 6% участников опроса. Объясняя свою оценку, эти респонденты чаще всего характеризовали высказывания главы государства как расплывчатые, неконкретные (3% от всех опрошенных).
Преимущественно позитивную оценку получили и вопросы журналистов, заданные президенту: 22% респондентов сказали, что они им понравились; 7% — что не понравились; 9% затруднились с ответом (этот вопрос, естественно, задавался только тем, кто видел пресс-конференцию «живьем» или в репортажах).
Аргументируя свое мнение (в ответах на соответствующий открытый вопрос), респонденты, которые положительно оценили звучавшие на пресс-конференции вопросы, чаще всего говорили об их актуальности (5% от всех опрошенных), квалифицированной постановке (3%), широте тематического охвата (3%).
Те, кому заданные В. Путину вопросы не понравились, напротив, сочли, что они неактуальны, далеки от жизни (2%), социальных проблем (1%), некорректны (1%) или глупы (1%).
Из диалога В. Путина с журналистами респондентам запомнились многие сюжеты, но чаще всего люди вспоминали ответы президента на вопросы об отношениях России со странами ближнего и дальнего зарубежья (4%).
Ирина Шмерлина
Трагедия, произошедшая в Челябинском танковом училище с солдатом срочной службы Андреем Сычевым, в который раз актуализирует проблему неуставных отношений (дедовщины) в российской армии.
По мнению подавляющего большинства россиян, дедовщина — явление широко распространенное (так считают 79% опрошенных). Противоположную точку зрения — что дедовщина в нашей армии встречается редко, — высказали только 6% участников опроса.
Большинство опрошенных (53%) заявили, что с дедовщиной сталкивались их родственники, знакомые или члены их семей. Лично сталкиваться с проявлениями неуставных отношений приходилось более чем половине респондентов, прошедших службу в армии (20% от выборки). Впечатляет, что среди людей в возрасте 18-35 лет, прошедших армию, с дедовщиной столкнулся практически каждый — пятеро из шести (см. таблицу ниже), тогда как среди людей в возрасте 36-54 лет, отслуживших в свое время, доля знакомых с неуставными отношениями на личном опыте составляет две трети, а среди людей старше 55 лет — треть.
Возраст,лет | |||
18–35 | 36–54 | 55 и старше | |
Вопрос: «Скажите, пожалуйста, Вы служили или не служили в армии? И если да, то сталкивались или не сталкивались со случаями неуставных отношений?» | |||
Не служил | 76 | 52 | 66 |
Служил и сталкивался | 19 | 29 | 11 |
Служил и не сталкивался | 4 | 18 | 22 |
Большинство опрошенных (73%) считают дедовщину явлением однозначно негативным. Однако альтернативная точка зрения также имеет своих сторонников: каждый седьмой участник опроса — 15% — придерживается мнения, что в неуставных армейских отношениях наряду с плохими есть и хорошие стороны.
Отвечая на вопрос, какие положительные стороны они усматривают в дедовщине, эти респонденты приводили несколько аргументов. Одна из наиболее распространенных точек зрения гласит, что дедовщина — это школа жизни, воспитывающая в молодых ребятах силу характера: «делает мужчин мужчинами»; «вырабатывается характер, сила воли»; «каждый должен пройти школу жизни, не будет же всю жизнь жить под колпаком» (об этом говорил каждый третий из отвечавших на вопрос, что составляет 5% от выборки). Примерно столь же часто высказывалось мнение, что дедовщина необходима в помощь офицерам, для поддержания дисциплины и порядка: «за порядком должен кто-то следить в армии, пока офицеры отдыхают»; «часть обязанностей офицерского состава передана старослужащим» (в сумме 6% ответов от выборки). Некоторые респонденты говорили о дедовщине как об институте наставничества, способе передачи молодым накопленного опыта (2% ответов): «нормальное наставничество»; «надо передавать свой опыт»; «поддержка».
В обществе нет однозначного мнения относительно принципиальной возможности искоренения неуставных отношений. С одной стороны, преобладает мнение, что искоренить дедовщину возможно (так думают 60% опрошенных). С другой, каждый четвертый (24%) считает дедовщину явлением принципиально неискоренимым. Чаще всего последние аргументировали свою точку зрения тем, что дедовщина — это норма армейской жизни, давняя и прочная традиция, а по мнению некоторых — даже основа армейского порядка (в сумме 8% ответов от выборки): «так принято, это основные традиции нашей армии»; «так въелось это уже, что уже выдернуть это не получится»; «...это помогает командирам держать ситуацию под контролем»; «...если дедовщины не будет в армии, то мы будем никто». Нередко респонденты, говоря о неискоренимости дедовщины, ссылались на озлобленность всего общества (3% ответов): «общество воспитывает себе таких солдат»; «уже в крови у всех — издеваться». Некоторые участники опроса высказывали также мнение, что дедовщина выгодна офицерам; другие — говорили, что подчинение сильными слабых существует всегда и повсюду (по 2% ответов).
По мнению 43% опрошенных, военное руководство может искоренить неуставные отношения, но не хочет сделать это. Вдвое реже респонденты разделяют точку зрения, согласно которой военное руководство хочет, но не может искоренить дедовщину (так посчитали 20% опрошенных), а также полагают, что у него нет ни желания, ни возможностей для этого (19%). Только 5% участников опроса склонны думать, что военное руководство хочет и может покончить с неуставными отношениями в армии.
В целом, более половины опрошенных (55%), уверены, что за последние 10-15 лет проявлений дедовщины в российской армии стало больше, 21% считают, что в этом отношении все осталось по-прежнему, и 5% высказывают мнение, что за это время дедовщины в нашей армии стало меньше.
* * *
На фоне истории с избиением и последующей инвалидностью Андрея Сычева и других вскрывшихся в последнее время вопиющих фактов подобного рода, оценки россиянами положения дел в российской армии резко ухудшились. На сегодняшний день только 3% опрошенных считают, что дела в армии обстоят хорошо или отлично (в феврале прошлого года этот показатель составлял 6%) и только 17% оценивают положение дел как удовлетворительное (год назад — 29%), тогда как подавляющее большинство — 71% — называют его плохим или очень плохим (год назад — 51%).
Участников опроса попросили назвать проблемы российской армии, требующие первоочередного решения (выделив не более трех позиций в предложенном списке). И три четверти опрошенных — 75% — назвали именно дедовщину (для сравнения, ни одна из других проблем не была упомянута более чем третью респондентов). По сравнению с опросом пятилетней давности, когда респондентам был предъявлен тот же перечень армейских проблем, этот показатель вырос в полтора раза (тогда дедовщину упомянули 50% опрошенных). Кроме того, респонденты стали вдвое чаще говорить о низком уровне подготовки офицерских кадров (12% против 6%).
Елена Вовк
В ХХ веке простым людям в России лучше всего жилось при Л.И. Брежневе, считают 46% участников опроса. 8% называют в этой связи Ю.В. Андропова, по 6% — царя Николая II и Сталина, 5% — Н.С. Хрущева, 3% — Ленина, 2% — М.С. Горбачева. Первого российского президента, Б.Н. Ельцина, назвали правителем, при котором народу жилось лучше всего, 3% опрошенных.
Как известно, Б. Ельцин был президентом России с 1991 по 1999 год. Сегодня наши сограждане склонны негативно оценивать его историческую роль, однако по сравнению с октябрем 2000 года, когда этот вопрос был задан впервые, количество негативных оценок уменьшилось на 10 п.п.: с 67% до 57%. При этом позитивные оценки сейчас даются заметно чаще, чем пять лет назад (25%; было — 19%).
Каковы были главные достижения и неудачи Б. Ельцина за время его работы на посту президента России? Достижения политика смогли назвать четверть опрошенных (25%). Они ставят ему в заслугу в первую очередь развитие в нашей стране демократии и демократических свобод («свобода вероисповедания», «свобода выбора», «свобода личности», «свобода мышления, слова, заработка») — 13%. Гораздо реже люди в этом контексте отмечают, что Б. Ельцин «ввел рыночную экономику», что при нем исчез товарный дефицит, появилась частная собственность, начало развиваться предпринимательство (3%). Среди достижений Б. Ельцина — масштабные политические преобразования: он «уничтожил коммунистический строй», «сменил советскую систему», прекратил «диктат одной партии», принял новую Конституцию и «дал свободное самоопределение народам», «не допустил гражданской войны в 1993 году» (7%). Еще 2% опрошенных главным достижением Б. Ельцина считают его добровольный уход с поста президента России и «выбор хорошего преемника».
На вопрос о неудачах первого российского президента ответили две трети респондентов (64%). Самые распространенные ответы — «развалил Россию», «все продал и пропил», »разбазарил страну» (28%). Многие подчеркивают, что во время правления Б. Ельцина «развалилась промышленность», «пришло в упадок сельское хозяйство», была значительная инфляция, у людей обесценились сбережения, была проведена «неправильная приватизация» (13%). Некоторые осуждают его, в первую очередь, за плохую социальную политику («судьба простых людей его не интересовала»): «задержки зарплат и пенсий», высокую безработицу, обнищание населения, расслоение общества на бедных и богатых (9%). Среди главных ошибок, неудач первого российского президента 5% опрошенных называют начало войны в Чечне. Нарекания вызывает и «недостойное» поведение Б. Ельцина «на людях» (4%).
Подавляющее большинство россиян утверждают, что их отношение к Б. Ельцину за годы, прошедшие после его отставки, не изменилось (76%) или даже ухудшилось (12%), об улучшении отношения говорят 11% респондентов. Однако сопоставление сегодняшних данных с данными пятилетней давности показывает, что дело обстоит несколько иначе. Доля тех, кто относится к Б. Ельцину плохо, сократилась по сравнению с концом 2000 года с 54% до 40%, доля относящихся к нему нейтрально, без особых эмоций увеличилась с 33% до 43%, а тех, кто относится к первому президенту России хорошо, стало на 3 п.п. больше, чем раньше (было 11% — стало 14%).
Вспоминая 1991–1999 годы, респонденты утверждают, что в те годы относились к Б. Ельцину «чаще плохо, чем хорошо» (26%) или «все время плохо» (21%). Четверть респондентов (26%) отмечают, что их отношение к нему временами было хорошим, временами плохим. Немногие утверждают, что относились к Б. Ельцину «все время хорошо» (3%) или «чаще хорошо, чем плохо» (9%).
Каким курсом сегодня идет Россия — таким же, как при Ельцине, или другим? Отвечая на этот вопрос, половина респондентов (50%) заявляют, что страна идет совсем иным путем; впрочем, каждому третьему (30%) представляется, что Россия и сегодня движется курсом, проложенным первым президентом. Если в октябре 2000 года треть наших сограждан (32%) полагали, что Б. Ельцин продолжает влиять на российскую политику (и это влияние значительно чаще оценивалось как отрицательное, чем как положительное — 25 и 7% соответственно), то теперь о его влиянии говорится почти вдвое реже (18%; негативные оценки по-прежнему значительно преобладают над позитивными: 14% против 4%).
Как человек, как личность Б. Ельцин вызывает симпатию у четверти россиян (26%); вдвое большей доле опрошенных (50%) он антипатичен.
1 февраля 2006 года Б. Ельцину исполнилось 75 лет. Его юбилей отмечался в Кремле, событие это широко освещалось в СМИ, однако многие либо ничего об этом не знали (35%), либо не смогли дать оценку состоявшимся торжествам. Остальные склонны считать, что юбилей Б. Ельцина был отмечен «так, как следовало» (28%), хотя некоторым показалось, что все было «слишком торжественно» (17%), а некоторым — что «недостаточно торжественно» (2%).
Анна Петрова
Наши сограждане традиционно придают большое значение результатам выступлений российских спортсменов на Олимпиадах — и сегодня 87% опрошенных заявили, что для них важны победы наших спортсменов.
В пятницу, 10 февраля, в итальянском Турине стартуют XX зимние Олимпийские игры. Подавляющее большинство жителей нашей страны ждут этого события с нетерпением: собираются следить за ходом Игр три четверти опрошенных, и только 22% респондентов заявили, что Олимпиада их не интересует. По сравнению с Играми 2002 года в США уровень интереса россиян к крупнейшему зимнему спортивному форуму четырехлетия возрос на 6 п.п. Если же сравнивать с последними летними Играми, в Афинах, то разница еще заметней — тогда собирались следить за соревнованиями 62% наших сограждан.
Лидерами зрительского интереса в России на предстоящих Играх станут фигурное катание (46%), хоккей (34%), лыжные гонки и биатлон (31% и 30% соответственно). Каждого шестого опрошенного привлекают старты горнолыжников — возможно, немаловажную роль тут играет статус «президентского» вида спорта. Даже такие экзотические для России виды спорта, как керлинг, скелетон и шорт-трек, имеют своих зрителей (по 1%).
Россияне ждут зимней Олимпиады с оптимизмом — 84% респондентов полагают, что наши спортсмены удачно выступят в Турине. Почти каждый второй опрошенный — 48% — уверен, что Россия не просто успешно выступит на Играх, но и завоюет больше всех медалей в «командном зачете». 13% респондентов считают, что в неофициальном командном зачете первенство достанется американцам, 5% «ставят» на немцев, 4% — на китайцев, и 2% — на норвежских спортсменов.
Практически все спортивные болельщики верят в успех наших фигуристов — 70% опрошенных полагают, что именно в этом виде спорта россияне выступят наиболее удачно. Треть респондентов рассчитывают на успешные выступления лыжников и биатлонистов, каждый четвертый надеется на успех хоккеистов. И даже в горных лыжах — где у россиян вроде бы никаких шансов нет даже на медали, не говоря уже о победах, — 6% опрошенных рассчитывают на успех.
Предыдущие зимние Олимпийские игры, в Солт-Лейк-сити, запомнились многим не в последнюю очередь благодаря допинговым скандалам, не обошедшим стороной и российскую сборную. В какой мере россияне опасаются повторения той печальной истории? Каждый девятый респондент (11%) полагает, что в Италии никаких допинговых скандалов не случится, более трети (37%) считают, что в ходе Игр допинговая тема возникнет, но не будет иметь такого размаха, как четыре года назад. Вместе с тем почти четверть россиян (23%) выражают опасения, что допинговых скандалов будет еще больше.
Проблема терроризма для олимпийского движения стала актуальной еще в 1972 году. Применительно к играм в Турине относительное большинство россиян полагает, что вероятность совершения террористических актов невелика (38%), 17% отрицают ее вовсе. Однако 22% опрошенных оценивают вероятность терактов как высокую. Отметим, что по сравнению с ситуацией полуторагодичной давности уровень тревожных ожиданий несколько снизился. Перед летней Олимпиадой в Афинах в августе 2004 года всерьез опасались возможных терактов более трети россиян (35%).
Петр Бавин