![]() | ![]() | Фонд «Общественное мнение» |
119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2;тел.: (095) 745-8765, 936-4118; факс: (095) 745-89-03, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru |
Прошел год с момента повторного избрания В. Путина на пост президента России. Порядка двух третей опрошенных (61%) заявили, что год назад отнеслись к переизбранию Путина положительно. Доля вспоминающих, что они негативно отреагировали на это событие, — в шесть раз меньше (11%). Отметим, что представители разных социально-демографических групп отнеслись к повторному избранию Путина сходным образом, — существенных различий в распределениях ответов нет.
Сравнивая работу В. Путина за год второго срока его президентства с работой в течение первого срока, респонденты чаще всего склонны были говорить, что он справляется со своими обязанностями так же, как и раньше (это мнение высказывают 49% опрошенных), или даже лучше (27%). Ухудшения в работе Путина отметили 17% респондентов — эта цифра относительно невелика, но стоит учесть, что более трети говорящих об изменениях в качестве работы Путина на посту президента оценивают их негативно. При этом и те, кто считает, что Путин стал лучше справляться со своими обязанностями, и те, кто считает, что он стал справляться с ними хуже, оценивают работу главы государства по одним и тем же критериям. Аргументируя свою позицию, они отмечают изменения (одни — позитивные, другие — негативные) в уровне и качестве жизни населения, в социальной политике, в состоянии законности и правопорядка, в мере решительности и ответственности, проявляемой президентом в своих действиях. Очевидно, что респонденты не столько сравнивают работу Путина в течение первого и второго срока, сколько выражают свое общее отношение к его деятельности.
В целом без малого половина опрошенных (46%) говорят, что работа В. Путина на посту президента России соответствует ожиданиям, которые они связывали с ним год назад, а более трети (37%) заявляют, что ждали иного (среди голосовавших за Путина эти доли составляют соответственно 60% и 29%). Впрочем, на протяжении первого срока президентства Путина россияне отвечали на вопрос о соответствии его деятельности их ожиданиям сходным образом.
Показательно, однако, что спустя год после выборов, 9% голосовавших за Путина сожалеют о сделанном ими электоральном выборе. Правда, каждый третий из числа этих «разочарованных» избирателей, отвечая на вопрос о том, за кого он проголосовал бы на президентских выборах «в ближайшее воскресенье», заявляет, что отдал бы свой голос В. Путину. И все же эти данные говорят о наличии определенной тенденции к разочарованию в деятельности президента среди тех, кто поддерживал его год назад.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 12 марта 2005 года. 1500 респондентов.
К середине марта уровень «включенности» россиян в проблему реформирования системы социальных льгот существенно не изменился. Большинство респондентов (60%) по-прежнему заинтересованно следят за развитием ситуации в этой сфере (среди льготников — 88%).
За прошедшую неделю разница между долей респондентов, недовольных реформой, и долей тех, кто относится к ней положительно, сократилась с 10 п.п. до 5 п.п.: сегодня отзываются о замене льгот денежными выплатами отрицательно 42% опрошенных, положительно — 37%. Причем сами льготники одобряют новацию чаще, чем население в целом: 45% льготников сказали, что относятся к ней положительно (неделю назад — 36%). Положительное отношение к реформе по-прежнему более характерно для представителей низкоресурсных групп: пожилых, бедных, жителей сел, людей с низким уровнем образования.
Распределение данных об отношении к замене льгот на деньги (как и о тональности повседневных разговоров на эту тему) в социальных и типологических группах показывает, что проблема постепенно переходит из плоскости социальной в плоскость политическую. Если разница в оценках реформы между более благополучными и менее благополучными группами остается неизменной, то разница в суждениях на эту тему между доверяющими В. Путину, и теми, кто ему не доверяет, растет. Сейчас среди первых положительно относятся к реформе 50%, среди вторых — 18%.
В качестве индикатора ослабления недовольства, очевидно, можно рассматривать некоторое уменьшение доли льготников, одобряющих акции протеста в связи с заменой социальных льгот денежными выплатами (за неделю — с 55% до 51%) — при том что среди населения в целом доля положительно оценивающих эти акции не изменилась. Заявляющих о неодобрении акций протеста среди льготников стало несколько больше (21%, было — 16%).
Мнение о предстоящем ослаблении протестной активности в связи с реформой льгот распространено сегодня несколько шире, чем неделю назад, причем такое мнение начинает преобладать и в группе льготников. Доля считающих, что протестное движение пойдет на спад, среди населения в целом увеличилась с 30% до 36% (среди льготников — с 27% до 35%), а доля тех, кто придерживается противоположной точки зрения — о его усилении в ближайшем будущем, — сократилась с 31% до 29% (среди льготников — с 37% до 32%). Уменьшилась среди тех, кому положены льготы, и доля готовых участвовать в подобных акциях протеста — с 32% до 27%. Не собираются участвовать в таких акциях 65% льготников (неделю назад — 57%).
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 12 марта 2005 года. 1500 респондентов.
1 марта 2005 года вступил в силу новый Жилищный кодекс. Две трети россиян (67%) в той или иной мере информированы об этом факте, но содержание нового ЖК представляют себе немногие — 26%. Впрочем, подавляющее большинство опрошенных (76%) заявляют, что хотели бы ознакомиться с ним.
Пока этот закон обсуждается людьми не слишком широко, но в разговорах о нем ощутимо преобладает критический настрой: 25% опрошенных слышали от окружающих по преимуществу отрицательные отзывы о Жилищном кодексе, и только 3% — преимущественно положительные.
По мнению относительно осведомленных респондентов, важнейшие изменения, которые вносятся в жилищное законодательство, состоят в следующем: предстоит «переход на 100% оплату» услуг ЖКХ, увеличение налога на недвижимость, власти смогут выселять людей из квартир за задолженности в оплате коммунальных услуг, уменьшится число очередников (некоторые полагают, что теперь вообще «очередь на жилье отменена»). Собственники жилья получают право «выселить после развода остальных членов семьи», а бесплатная приватизация «отменяется с 2007 года». Жилье (дома, коммуникации, подъезды) будет теперь содержаться за счет жильцов-собственников, «ответственность в полной мере ложится на население» — государство таким образом «скинуло на наши плечи всю разруху». В то же время с введением нового Кодекса, отмечают некоторые, улучшатся условия ипотечного кредитования и облегчится субсидирование покупки жилья молодыми семьями. Однако многие респонденты, не вдаваясь в детали, выражают уверенность в том, что новый Кодекс — это очередной «антинародный» закон, «против людей низкого достатка политика».
Половина россиян (51%) полагают, что изменения, вносимые новым ЖК, коснутся их лично и их семей, и, как правило, опасаются, что изменения эти будут негативными. Надежду на улучшение условий проживания связывают с принятием нового ЖК лишь 13% респондентов, а испытывают в связи с этим тревогу и опасения 46% участников опроса. Почти такая же доля опрошенных (45%) считают, что отрицательных последствий от введения Жилищного кодекса будет в целом больше, чем положительных; противоположное мнение — лишь у 10% респондентов. Новый ЖК воспринимается россиянами как угроза, как посягательство на одно из важнейших гражданских прав — право на жилье.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 12 марта 2005 года. 1500 респондентов.
Как выяснилось в ходе опроса, 41% наших сограждан опасаются насилия со стороны работников правоохранительных органов. Молодые россияне боятся милиции чаще, чем пожилые (46% и 31% соответственно). Страх перед милицией испытывают более половины жителей Москвы (56%) и других мегаполисов — городов с населением свыше 1 миллиона человек (51%).
События в Благовещенске в какой-то мере стимулировали усиление страха перед насилием со стороны милиции: среди тех, кто «знает» о случившемся (а это 17% участников опроса), такой страх испытывают 52% опрошенных, среди тех, кто ничего об этом не знает (55% респондентов), — 36%. Впрочем, отличия от средних показателей не столь существенны, а доля осведомленных о произошедшем в Благовещенске — не столь велика, чтобы говорить о значительном вкладе этих событий в формирование репутации российской милиции как источника опасности для простых граждан.
Считают проявления массового насилия со стороны милиции относительно распространенной практикой 59% респондентов (признают произошедшее исключительным событием 24%), примерно столько же — 56% — полагают, что «спецоперации», подобные благовещенской, могут произойти там, где они живут.
В интерпретации произошедших событий участники опроса в целом единодушны: только 1% респондентов при ответе на открытый вопрос «Что, по Вашему мнению, произошло в Благовещенске?» оправдывали представителей силовых структур; большинство респондентов, давших значимый ответ на этот вопрос, трактовали ситуацию как «беспредел, беззаконие» со стороны силовиков.
При этом 45% опрошенных склонны полагать, что омоновцы исполняли приказ, и только 28% — что насилие по отношению к мирным гражданам в Благовещенске было их собственной инициативой.
Почти половина участников опроса — 46% — считают, что виновные в массовом насилии не будут наказаны (верят в справедливое возмездие 36% респондентов). Еще выше доля полагающих, что расследование не окажет никакого влияния на работу правоохранительных органов (55%); только 18% думают, что изменения в лучшую сторону все-таки произойдут. Естественно, что второй точки зрения заметно чаще (31%) придерживаются те, кто надеется, что виновные в насилии не уйдут от ответственности, но и в этой группе относительное большинство опрошенных (43%) не верят, что осуждение виновных окажет заметное влияние на работу системы в целом.
Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 12 марта 2005 года. 1500 респондентов.
Примечания
[1] Результаты исследования полностью см.: bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0511/domt0511_1
[2] Результаты исследования полностью см.: bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0511/domt0511_2
[3] Результаты исследования полностью см.: bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0511/domt0511_3
[4] Результаты исследования полностью см.: bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0511/domt0511_4