будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 25, 2025
Медленное чтение

Прямой эфир Путина, День народного единства и программа расселения ветхого жилья

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2; тел.: (495) 745-8765, 936-4118;
факс: (495) 745-8903, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru
В. Путин в прямом эфире : День народного единства : Ветхое жилье и ремонт домов : Смена места жительства : Роман Абрамович – предприниматель и губернатор Чукотки
 

В. Путин в прямом эфире

Две трети россиян (67%) утверждают, что с интересом смотрят сюжеты и телепередачи, где В. Путин отвечает на вопросы граждан в прямом эфире (среди доверяющих президенту – 82%, среди не доверяющих – 25%). Сказали, что им не интересны такие передачи, 26% участников опроса.

Знают, что 25 октября президент России отвечал на вопросы граждан в прямом теле- и радиоэфире, 70% наших сограждан, 18% "что-то слышали" об этом, 11% – впервые узнали от интервьюера.

Лично слышали, как В. Путин беседовал с россиянами, 57% респондентов. Большинству из них понравилось, как президент отвечал на вопросы (75% видевших или слышавших "прямую линию", или 43% всех опрошенных), пятой части – не понравилось (19%, или 11% от всех участников опроса).

Судя по ответам на соответствующий открытый вопрос, респондентам больше всего запомнились и понравились манера держаться, поведение В. Путина и другие качества, продемонстрированные им во время "прямой линии". Участники опроса отмечают, что президент отвечал на вопросы ясно, честно, умно, уверенно, доброжелательно и т. д. –12% ("доходчиво говорил"; "конкретные ответы на вопросы"; "всю правду-матку рубил"; "отвечал умно"; "без бумажки все знает"; "уважение к народу"). Внимание остальных привлекло содержание обсуждавшихся вопросов. 11% респондентов сказали, что больше всего в диалоге Путина с народом им запомнилось и понравилось обсуждение социально-экономических проблем страны: размеров пенсии, зарплаты, помощи матерям, проблем детей и молодежи и проч. ("об увеличении пенсий"; "матерям будут выплаты"; "об улучшении жизни военным"; "чтобы уравнялась зарплата рабочих и начальства"). Некоторые участники опроса отметили обсуждавшиеся в ходе "прямой линии" вопросы экономики страны – 3% ("про кредиты"; "про налог"; "расплатились с внешними долгами"). Внешнеполитические сюжеты привлекли внимание 2% опрошенных: "насчет Южной Кореи"; "не будет войны с Грузией".

Те, кому диалог В. Путина с россиянами не понравился, чаще всего упрекают президента в уклончивости, неконкретности – 9% ("воды много, а толку мало"). Сказали, что их разочаровали ответы, касающиеся конкретных социальных проблем – жилья, пенсий, зарплат, пенсий, налогов, ипотеки и пр., – 5% респондентов ("ничего о бесплатном жилье"; "мизерное повышение зарплат и пенсий"; "инфляция больше, чем считает Путин"; "про ипотеку ничего серьезного не сказал"; "про налоги ответил непонятно"). Некоторым (3%) не понравилось, как были отобраны вопросы, – они были пустыми, "показушными", подготовленными заранее, считают эти респонденты.

Участников опроса спросили, какой вопрос они хотели бы задать В. Путину. Больше всего вопросов касается перспектив роста благосостояния населения (27%): здесь и прибавка к пенсии, и рост зарплаты, и цены на жилье, на коммунальные услуги, продукты питания и т. д. Близки к этому вопросы о перспективах решения конкретных социальных проблем (20%): респондентов интересует, будут ли в стране приюты для бездомных, увеличатся ли социальные выплаты, как будут решаться проблемы детей-сирот, безработицы, алкоголизма и др. Вопросы о борьбе с преступностью и коррупцией хотели бы задать президенту 6% респондентов ("защита граждан от произвола чиновников"; "когда закончатся заказные убийства"). Вопросы о перспективах экономического развития страны задали бы ему тоже 6% опрошенных ("почему загубили машиностроение?"; "зачем распродаем своё богатство, нефть? Почему неэффективна переработка нефти?"). Вопросы о доступности образования и здравоохранения назвали 4% наших сограждан. А 2% хотели задать В. Путину вопросы о его политическом будущем и о преемнике главы государства.

Светлана Климова

наверх

День народного единства

В прошлом году в нашей стране впервые стал отмечаться новый государственный праздник – День народного единства (4 ноября). Пока он не вызывает у населения особого энтузиазма: большинство опрошенных (73%) не планируют как-либо его отмечать. Собираются отметить этот день 17% респондентов.

Введение нового праздника было несколько неожиданным для россиян. Сегодня не наблюдается единства даже в простом признании необходимости такого праздника для нашей страны. Суждения по тому вопросу разделились поровну: 39% опрошенных полагают, что такой праздник нужен, а 39% – что в нем нет необходимости. Впрочем, среди сельских жителей и россиян в возрасте до 35 лет преобладает мнение, что этот праздник нужен (процентное соотношение соответственно 48:32 и 48:30), тогда как люди с высшим образованием и респонденты старше 55 лет в большинстве своем считают, что он не нужен (37:47 и 31:46).

В то же время день 7 ноября, утративший статус официального праздника, воспринимается сегодня большинством россиян как особенный, важный, значимый (54%). Причем по сравнению с прошлым годом доля тех, кто так считает, возросла на 12 процентных пунктов. Соответственно практически такая же доля опрошенных (53%) не одобряют решение сделать 7 ноября рабочим днем.

Понятно, что чаще всего не одобряют лишение дня 7 ноября статуса государственного праздника те россияне, для которых этот день, как бы он ни назывался, остается особенным, значимым.

День 7 ноября…ВсеОдобряют решение сделать 7 ноября рабочим днёмНе одобряют решение сделать 7 ноября рабочим днём
…особенный, важный, значимый 542775
…не является особенным, важным, значимым346418

 

Единственная социальная группа, в которой доминирует представление о 7 ноября как об обычном дне, – это россияне в возрасте до 35 лет (процентное соотношение – 31:53). Но и среди молодежи преобладает неодобрительное отношение к тому, что 7 ноября из нерабочего дня превращен в рабочий (одобряют это 30%, не одобряют – 41%). Однако можно предположить, что сожаление это имеет не мировоззренческие основания, как у представителей старших поколений, а вполне бытовые – жаль лишаться дополнительного выходного дня.

Анна Петрова

наверх

Ветхое жилье и ремонт домов

Проблема ветхого жилья является чрезвычайно актуальной для россиян. Три четверти опрошенных считают, что жилья, находящегося в аварийном состоянии, в их городах и селах много. Только 5% респондентов сказали, что там, где они живут, ветхого жилья нет вовсе, а еще 14% сообщили, что его немного. Чуть лучше, чем в населенных пунктах других типов, ситуация обстоит в столице и в селах – здесь по 21% респондентов считают, что ветхого жилья у них немного, а среди сельских жителей еще 8% утверждают, что в их деревнях и селах его нет вовсе. Судя по данным опроса, ситуация с ветхим жильем в России скорее усугубляется, нежели исправляется. 39% опрошенных считают, что ветхого жилья там, где они живут, становится больше, и лишь 11% полагают, что его становится меньше. Только в Москве картина выглядит ощутимо более оптимистичной: здесь 19% отметили увеличение количества ветхого жилья, а 39% – уменьшение. Наиболее критично оценивают ситуацию жители крупных городов (центров субъектов РФ с населением менее 1 миллиона человек): в этой группе респондентов 51% говорят об увеличении количества ветхого жилья.

Лишь 14% россиян знают, что в их населенном пункте реализуется программа расселения ветхого жилья. В Москве об этом осведомлено большинство – 70%, в мегаполисах – каждый четвертый. Большинство же опрошенных – 60% – утверждают, что никаких мер по расселению ветхого жилья в их городе или поселке не принимается.

Жителей многоквартирных домов (а это 64% от выборки) мы расспросили о состоянии их домов и об актуальности для них капитального ремонта. Большинство этих людей – 55% – считают, что их дом находится в удовлетворительном состоянии. Треть жителей называют состояние своего дома плохим, и только 11% – хорошим. Лишь каждый десятый житель многоквартирных домов говорит, что его дом не нуждается в ремонте, а более 60% респондентов данной группы полагают, что их дом надо капитально ремонтировать. Причем такой точки зрения придерживаются и более половины (53%) из числа тех, кто назвал состояние своего дома удовлетворительным.

В общем такие оценки неудивительны, если обратить внимание на то, что лишь 3% россиян живут в многоквартирных домах, построенных за последние 10 лет. А 18% респондентов проживают в домах более чем 40-летнего возраста. Именно 40 лет можно признать критическим сроком с точки зрения состояния дома – более половины жителей домов, построенных еще при Хрущеве, оценивают состояние своего дома как плохое, тогда как в домах, построенных позже, более половины жильцов называют его удовлетворительным.

В большинстве многоквартирных домов капитальный ремонт не проводился никогда. По крайней мере, так утверждают две трети жильцов этих домов (42% по выборке в целом). Особенно впечатляет тот факт, что капитальный ремонт не проводился в двух из каждых трех домов, построенных 30–50 лет назад, и в половине домов, построенных более 50 лет назад.

Петр Бавин

наверх

Смена места жительства

Половина российских граждан (48%) в настоящее время проживают там, где они родились. Наибольшая укорененность отличает москвичей, 68% которых утверждают, что живут в столице с рождения. В мегаполисах, малых городах и селах коренные жители составляют соответственно 52%, 48% и 47% населения. Реже других могут назвать родиной место своего теперешнего проживания жители больших городов (в 39% случаев).

Каждый четвертый россиянин (24%) хотел бы сменить место жительства. Это желание свойственно прежде всего молодым людям (в нашей выборке – категория респондентов в возрасте от 18 до 35 лет) – 36%, особенно тем из них, кто живет в селах (50%).

Две трети наших сограждан (68%) утверждают, что не хотят уезжать из своего города или села. Чаще других отрицательно относятся к идее переезда люди пенсионного и предпенсионного возраста (80%), а также жители Москвы (77%), мегаполисов и больших городов (по 75%). Пожилые люди из больших городов заявляли о своем нежелании менять место жительства чаще респондентов всех других категорий (87%).

Обосновывая (в форме ответа на открытый вопрос), почему они не хотят менять место жительства, респонденты чаще всего говорили о том, что им нравится жить там, где они живут ("были везде, но здесь лучше"; "все устраивает здесь"; "здесь нормально жить" – 19%), о своей укорененности в родном городе или селе ("от могил своих родных не уезжают" – 13%), о том, что они привыкли жить на этом месте ("куда уже уезжать, прижились"; "осели здесь, привыкли" – 10%), о родственных связях, друзьях (8%). Для 8% препятствием к перемене места жительства служит возраст. Некоторые респонденты с грустью констатировали, что они никуда не хотят уезжать, потому что их нигде не ждут ("где нас ждут и кому мы нужны?"; "куда ехать-то?" – 4%). Другие указывали на занятия (работу, учебу), которые их связывают с данным городом или поселком, и на налаженный быт (по 3%).

Причины, по которым люди хотели бы сменить место жительства (о них тоже говорилось в ответах на открытый вопрос), чаще всего сводятся к двум: это безработица (5%) и убогость материального существования (заметим, что, судя по ответам респондентов, по этой причине уезжают как в более крупный город, так и в деревню: "зарплаты маленькие в городе – надо ехать туда, где платят больше"; "дорого в городе жить"; "не хочу жить как нищая" – всего 3% подобных ответов). Иногда респонденты говорили также о бесперспективности, отсутствии в их населенном пункте возможностей для развития, реализации своих планов, плохом климате и неблагополучной экологической обстановке, о том, что здесь надоело и что в другом месте лучше (по 2% ответов).

Для жителей огромной и не очень хорошо обустроенной страны столица является естественной точкой соизмерения и отсчета. Любопытно, что сравнение родного города или села с Москвой чаще всего делается не в пользу столицы: более половины россиян, живущих за ее пределами (или 51% от всех опрошенных), полагают, что в их населенном пункте жить лучше, чем в Москве. В этом убеждены прежде всего жители мегаполисов (66%) и больших городов (67%); реже других высказывают такое убеждение сельские жители (48%). Среди последних каждый четвертый считает, что в Москве жить лучше (25%), примерно столько же (27%) не смогли сделать определенного.

Та же тема затрагивалась в другом вопросе – о гипотетической возможности переехать в Москву [1]. Около половины россиян (52%) не приняли бы это предложение (среди жителей мегаполисов – 64%, сельских жителей – 62%, жителей больших городов – 59%).

Несмотря на то, что лишь один из каждых пяти российских жителей (19%) убежден в преимуществах столичной жизни, переехать в столицу (на оговоренных условиях) согласился бы каждый третий (30%), а 9% затруднились сделать гипотетический выбор.

Отвечая на открытый вопрос, почему жизнь в Москве, по мнению респондента, лучше, чем там, где он живет, люди чаще всего указывали на более высокий уровень жизни (8%), высокие шансы найти хорошую, в том числе высокооплачиваемую работу (5%), в целом большие возможности для жизненного обустройства, карьеры, личностного роста ("в Москве больше возможностей для роста"; "перспектива роста материального и духовного"; "шансов больше чего-то добиться"; "больше возможности состояться как личность" – 2%). Большие капиталы, которые концентрируются в Москве, отметили 2% респондентов ("столица России, 80% денежного оборота там…"; "там большие деньги"; "там сосредоточен основной капитал"). Некоторых россиян манят столичный статус Москвы, высокий темп жизни большого города и "блага цивилизации" ("центр – он и есть центр"; "там цивилизация выше"; "...можно сходить в кино, театр" – по 1%).

Оценивая преимущества нестоличной жизни (в ответ на соответствующий открытый вопрос), каждый пятый респондент (19%) говорил о ее более спокойном, тихом, несуетливом течении ("более спокойно, не так шумно"; "в Москве – суета, ужас какой-то"). В других ответах актуализировались, как правило, те же самые причины, по которым люди не помышляют о перемене мест: укорененность и чувство родины (11%), благоприятная экологическая обстановка (4%), и т. п. Звучали и критические отзывы о Москве и ее жителях: высокий уровень криминала ("там убивают, стреляют"), плохие люди ("все злые неприветливые"; "люди плохие в Москве живут"), сумасшедший стиль жизни ("в Москве с ума сойти можно"; "город дьявольский и паразитический"; "зачем тот сумасшедший дом, что там..."), дороговизна и др.

Ирина Шмерлина

наверх

Роман Абрамович – предприниматель и губернатор Чукотки

Роман Абрамович – фигура сегодня весьма известная, и не только в бизнес-кругах. 70% опрошенных россиян заявили, что они слышали о Р. Абрамовиче (26% сказали, что никогда о нем не слышали, еще 4% затруднились с ответом; этим респондентам дальнейшие вопросы не задавались). Но интерес к Абрамовичу в обществе следует назвать сдержанным: о том, что им интересны сообщения в СМИ, касающиеся губернатора Чукотки, сообщили 15% опрошенных, тогда как половине респондентов (49%) эти сообщения неинтересны.

Ассоциации с именем Романа Абрамовича, равно как и тональность высказываний на его счет, довольно разнообразны (респондентам задавали открытый вопрос, выясняя, что первым приходит им в голову, когда они слышат это имя). Для одних он – вор, ограбивший страну и народ ("наворовал, гад, а его никто не трогает"; "богатеет за счет нищих"; "подлец" – 13% ответов), олигарх (7% ответов), человек, вызывающий отрицательные эмоции ("мерзавец"; "его имя вызывает у меня только негатив"; "отвращение к нему" – 3% ответов). Для других – просто богатый человек, миллиардер ("богатейший человек"; "миллиардер самый-самый" – 11% ответов), бизнесмен и нефтяной магнат ("деловой человек, предприниматель"; "нефтяной магнат" – 2% ответов), удачливый и предприимчивый ("сумел найти себя в этой жизни"; "нестандартный человек: за какие-то несколько лет стал миллиардером" – 2% ответов). Довольно многие в связи с именем Абрамовича вспоминали о купленном им футбольном клубе "Челси" и о его должности губернатора Чукотки (10%).

В целом отношение к Роману Абрамовичу – скорее нейтральное: большинство респондентов, которые когда-либо о нем слышали, говорят, что относятся к нему безразлично (43% по выборке), а доля тех, кто относится к нему положительно, с симпатией, примерно равна доле относящихся отрицательно, с антипатией (11% и 13% соответственно). Причины симпатий и антипатий несложно предугадать. Те, кто относится к Абрамовичу отрицательно, в ответах на открытый вопрос называют его вором и непорядочным человеком, им претит его богатство, и они считают, что он ничего не сделал для страны и людей. Тем же, кто относится к Абрамовичу положительно, импонируют его деловая хватка и предприимчивость; в нем видят состоявшегося, успешного человека; в заслугу ему ставят то, что он много сделал для Чукотки и ее жителей.

Губернаторскую деятельность Абрамовича респонденты оценивают скорее положительно, чем отрицательно. Конечно, многие об этой его ипостаси ничего не знают, но среди тех, кто имеет определенное представление о ней, преобладает мнение, что с работой губернатора Абрамович справляется хорошо (его придерживаются 19% опрошенных, а противоположного – только 6%). Кроме того, 22% опрошенных считают, что жители Чукотки своим губернатором довольны, и только 8% говорят о недовольстве.

Вместе с тем лишь относительно немногие – только 11% опрошенных – хотели бы, чтобы Абрамович стал руководителем их области, края, республики (если представить такую гипотетическую возможность), а 40% этого не хотели бы. Объясняя свою позицию в ответе на открытый вопрос, первые выражали надежду, что Абрамович улучшит ситуацию в регионе, поднимет уровень жизни людей, говорили о его позитивном губернаторском опыте, управленческих качествах, личной успешности. Вторые чаще всего мотивировали нежелание видеть Абрамовича руководителем региона личной антипатией к нему и тем, что он не знает местной специфики.

Кстати, любопытно, что желание или нежелание видеть Абрамовича своим губернатором слабо связано с уровнем удовлетворенности работой нынешнего руководителя региона: среди тех, кто считает, что последний работает хорошо, приветствуют кандидатуру Абрамовича 10%, среди тех, кто говорит о плохой работе действующего губернатора, – 15%.

Гораздо отчетливее и оценки губернаторской деятельности Абрамовича, и желание видеть его руководителем своего региона связаны с личным к нему отношением: среди тех, кто относится к Абрамовичу с симпатией, о его успешной работе на посту губернатора говорят 67% (против 19% по выборке), об удовлетворенности жителей Чукотки его работой – 74% (против 22% по выборке), и 54% хотели бы видеть его своим губернатором (против 11% по выборке).

Елена Вовк

наверх

Примечания

[1] Вопрос: "Скажите, пожалуйста, если бы лично Вам, Вашей семье предложили переехать в Москву, предоставив там жилье и, если необходимо, работу, Вы бы согласились или не согласились переехать?" – задавался всем, кроме жителей столицы.

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).