будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 12, 2025
Медленное чтение

Прямой эфир с президентом и повышение цен на бензин

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2;тел.: (095) 745-8765, 936-4118;
факс: (095) 745-89-03, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru
«Прямая линия» с В. Путиным : Профессия: учитель : О ценах на бензин : Добрые дела
 

«Прямая линия» с В. Путиным

«Пресс-конференция» В. Путина, на которой вопросы президенту в прямом эфире задавали российские граждане, стала одним из главных медийных событий прошедшей недели. Подавляющее большинство участников опроса либо знали (69%), либо что-то слышали (21%) об этой акции. Лично смотрели или слышали ответы президента в прямом эфире или же в телеповторе 57% респондентов (реальная аудитория аналогичной «прямой линии» в 2003 году была такой же — 58%).

У россиян по большей части осталось положительное впечатление от увиденного. «Прямой эфир» понравился 40% опрошенных (в 2003 г. — 45%), не понравился — 12% (в 2003 г. — 9%). Вполне закономерно, что оценки, которые респонденты давали ответам В. Путина на вопросы россиян, тесно связаны с суждениями опрошенных относительно эффективности работы президента на своем посту. Так, среди тех, кому понравились ответы на вопросы, большинство
(58%) оценивают работу В. Путина на «отлично» и «хорошо». А вот среди тех, кому ответы не понравились, 43% выставляют главе государства оценку «удовлетворительно», и столько же — 43% — «неуд».

Респондентам задали открытые вопросы о том, что именно им понравилось и что — не понравилось в диалоге В. Путина с россиянами. Говоря о позитивных моментах, опрошенные чаще всего хвалили президента за четкость и конкретность ответов, за искренность и честность, открытую манеру разговора и общительность, эрудицию и компетентность, вежливость, корректность, доброжелательность: «все говорил напрямик, не льстил, не приукрашивал»; «все ответы четкие, обстоятельные, исчерпывающие»; «держится уверенно, просто, владеет ситуацией» (10%). Многим понравилось обсуждение актуальных социальных проблем: «то, что ощущается беспокойность и внимание к проблемам людей»; «заинтересованность президента поднять уровень жизни россиян» (9%). Упоминались респондентами в этой связи и такие сюжеты, как ситуация в сфере ЖКХ, в армии, в экономике, проблемы образования и здравоохранения. Кроме того, на некоторых произвела благоприятное впечатление адресная помощь, оказанная в ответ на обращения участников «прямой линии».

Претензии же сводятся, главным образом, к двум моментам. Во-первых, нередко говорилось об уклончивости ответов президента, неконкретности и заведомой неисполнимости его обещаний (7%): «все, что он говорит, — неисполнимо»; «избегал прямых ответов»; «одни обещания о том, что будет через 25 лет». Во-вторых, некоторые респонденты (4%) характеризовали прошедший «прямой эфир» как спектакль, как тщательно отрепетированное действие, где не было случайных людей и «неудобных» вопросов: «народ, который собрали, был явно подготовлен; вопросы простых граждан вообще не были освещены»; «все фильтруется, все вопросы отобраны»; «вопросы были подставные»; «отвечал не на те вопросы, которые действительно волнуют народ».

Материалы показывают, что у большей части наших сограждан есть свои вопросы к президенту. На предложение их сформулировать отозвались 66% участников опроса (в 2003 г. таковых было существенно меньше — 54%). Главная тема, звучавшая в высказываниях 25% респондентов, — это перспективы роста благосостояния людей, проблемы зарплат и пенсий, цен и тарифов. Вторая группа вопросов (22%) — о самом широком спектре социальных проблем: жилье, услуги ЖКХ, безработица, социальная защита, льготы, проблемы детей и молодежи, межнациональные отношения, наркомания и алкоголизм, состояние сферы здравоохранения и образования и т.д. Третья тема (7%) — развитие промышленности и сельского хозяйства, проблема приватизации, общее состояние экономики. Кроме того, затрагивались и более специальные сюжеты: борьба с терроризмом и преступностью (5%), политические планы В. Путина (2%), армия (1%), «борьба с олигархами» (1%), внешняя политика (1%). И, разумеется, задавались важные вопросы о будущем России (6%), в которых отчетливо слышатся и тревога, и надежды на позитивные перемены. Звучали и вопросы, адресованные по существу не столько президенту, сколько «рядовым» согражданам: «Когда мы будем людьми, а не рабами?»

Иван Климов

Фонд «Общественное мнение». Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 1-2 октября 2005 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы — 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

наверх

Профессия: учитель

Образование

В первые перестроечные годы в обществе горячо обсуждался вопрос о том, должна школа формировать взгляды ребенка или заниматься только собственно «предметным» обучением. Сверхзадачей противников воспитательной функции школы было разрушение системы «коммунистического воспитания личности». Многие школьные учителя с готовностью отказались от внеклассной работы и стали избегать высказываний на темы идеологии и морали на уроках.

Россиянам был задан вопрос: «Вспомните, пожалуйста, Ваши школьные годы: был ли у Вас учитель, который повлиял на Ваши взгляды, убеждения, которого Вы могли бы назвать «учителем жизни», или такого учителя не было?». Такие учителя были у 56% опрошенных, не было — у 34%. Примечательно при этом, что чем моложе респонденты, тем чаще они говорят, что таких учителей у них не было: вариант «не было» выбрали 41% тех, кому 18-35 лет, 34% людей в возрасте 36-54 года, и 25% респондентов самого старшего возраста.

Сейчас безоговорочно преобладает мнение, согласно которому школьный учитель обязан быть не только «предметником», но и воспитателем: 86% опрошенных нами россиян сказали, что учителя должны, помимо собственно преподавания, еще и формировать у детей взгляды на жизнь. Такое убеждение одинаково часто высказывали и те респонденты, в чьих семьях есть дети-школьники, и те, у кого в семьях школьников нет. Противоположной точки зрения (учителя не должны этим заниматься) придерживаются лишь 7% опрошенных.

Половина участников опроса (52%) имеет детей, внуков или близких родственников, которые учатся в школе. Этих респондентов спросили, есть ли в школе, где учится их ребенок (внук, родственник), учителя, которые, помимо преподавания своего предмета, формируют взгляды детей на жизнь. Отрицательный ответ дали 26% тех, у кого есть дети или другие родственники школьного возраста (14% от всех опрошенных). Думают, что такие учителя есть, но их мало, 28% респондентов этой группы (15% опрошенных). Утверждали, что такие учителя есть, и их много, лишь 16% респондентов, в чьих семьях есть дети-школьники (8% опрошенных). Многие затруднились ответить на этот вопрос.

Треть респондентов (29%), в чьих семьях есть школьники (13% участников опроса), сказали, что им нравится, какие взгляды формируют учителя у их ребенка, 9% (4% от числа опрошенных) — что не нравится. При этом 29% (13% опрошенных) родственников школьников заявили, что ничего не знают об этих взглядах, а 18% (8% опрошенных) затруднились с ответом. Иначе говоря, большая часть взрослых, в чьих семьях есть школьники, не вникают в то, как воспитывают детей в школе, какое влияние оказывают учителя на их мировоззрение.

Вопрос о том, хорошо или плохо учителя (в целом по России) справляются с формированием у детей взглядов на жизнь, оказался трудным для респондентов: на него не смогли ответить 41% участников опроса. Думают, что хорошо, 23% респондентов, а полагают, что плохо, 36% опрошенных россиян. Критически оценивают качество школьного воспитания чаще люди средней возрастной группы (36-54 года — 41%), с высшим образованием (49%), с доходом более 3000 руб. (45%), жители мегаполисов (44%) и больших городов (46%). Интересно, что этой точки зрения чаще придерживаются и те респонденты, у кого есть учителя среди знакомых или родственников.

Респондентов попросили обосновать свое мнение. Те, кто считает, что учителя плохо справляются с задачей формирования у детей взглядов на жизнь, говорят чаще всего о причинах такого положения: о том, что у учителей маленькая зарплата (11%); что в отсутствии стимулов к работе учителя пассивны и безразлично относятся к детям (9%); что учителя не обладают нужной квалификацией и у них нет призвания к педагогической деятельности (3%), и т.п. Довольно много ответов, в которых описываются последствия того, что учителя плохо справляются с воспитательными задачами: дети плохо себя ведут; утеряны престиж профессии и уважение к учителям.

Респонденты, считающие, что учителя в целом хорошо справляются с задачей формирования у детей взглядов на жизнь, утверждают, что в школе работают хорошие специалисты, преданные своему делу (6%); что учителя пользуются авторитетом у детей (2%); заботятся о них (2%). Многие ссылаются на личный опыт общения с учителями.

Светлана Климова

* * *

Профессия учителя, как известно, не относится сейчас к числу наиболее престижных. Согласно данным опроса, две трети россиян (65%) считают ее непривлекательной, и только 22% — привлекательной. Причем каждый третий (33%) полагает, что и большинству сегодняшних учителей их профессия не нравится. Уверенных в обратном — ненамного больше (42%).

Однако доля недовольных тем, как работают представители этой профессии, сравнительно невелика: лишь 8% опрошенных полагают, что учителя справляются со своими обязанностями плохо (или очень плохо) — при том, что 33% оценивают качество их труда на «отлично» и «хорошо»; по мнению 45% респондентов, учителя справляются со своей работой «удовлетворительно».

Большинство участников опроса (62%) уверены, что в случае повышения зарплаты учителей до должного уровня они станут работать лучше. Не верят, что материальное стимулирование окажется в этом случае эффективным, 30% опрошенных: 29% полагают, что качество работы учителей не изменится, а 1% — что они даже станут работать хуже. Что же касается влияния ожидаемого роста зарплаты на престижность профессии учителя, то тут царит почти полное единодушие: 78% опрошенных сказали, что эта работа станет более привлекательной, и только 10% — что не станет.

Впрочем, россияне не слишком склонны разделять постоянно звучащее в СМИ мнение, согласно которому учителя принадлежат к наименее обеспеченным слоям российского общества: 57% считают, что представители этой профессии живут так же, как большинство россиян. Полагающих, что они живут хуже, чем большинство наших соотечественников, вдвое меньше — 28%. А 7% опрошенных думают даже, что учителя живут лучше прочих.

Стоит отметить: с мнением, что уровень жизни учителей ниже, чем средний по стране, значительно чаще соглашаются москвичи (41%) и жители других мегаполисов (40%). Вместе с тем, среди сельских жителей доли считающих, что педагоги живут лучше либо хуже большинства россиян, практически равны — соответственно, 15 и 17%. Причины такого расхождения во мнениях очевидны. Кстати, селяне признают профессию учителя привлекательной вдвое чаще, чем обитатели столицы и прочих мегаполисов (31 и 15% соответственно).

Респондентов спросили, какой, по их мнению, должна быть сегодня зарплата учителя. Треть опрошенных (33%) назвали суммы от 8 до 10 тыс. рублей, 28% — оказались более «прижимистыми» (11% — до 6 тыс., 17% — от 6 до 8 тыс. рублей), 31% — более «щедрыми» (18% — от 10 до 15 тыс., 13% — более 15 тыс. рублей). Неудивительно, что наименее обеспеченные граждане называли, как правило, более скромные суммы, чем относительно состоятельные, что обитатели мегаполисов предлагали платить учителям больше, чем сельские жители. А вот что выглядит несколько неожиданным, так это весьма ощутимые межрегиональные различия. Если в Северо-западном и Уральском федеральном округах доли полагающих, что зарплата учителя должна превышать 10 тыс. рублей, оказались намного выше, чем по стране в целом (соответственно 46% и 44% против 33%), то в Приволжском — где, отметим, доходы граждан далеко не самые низкие — эта доля составила всего 16%.

Григорий Кертман

Фонд «Общественное мнение». Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 1-2 октября 2005 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы — 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

наверх

О ценах на бензин

Экономика

Россию нельзя назвать «страной автомобилистов»: судя по данным опроса, автомобили есть только у 40% наших сограждан (32% ездят на продукции отечественного автопрома, 8% — на импортных машинах).

Между тем, информация о росте цен на бензин взволновала большинство россиян. 84% опрошенных заявили, что за последний месяц цены на бензин в их регионе повысились, и практически всех, кто отметил этот рост, данный факт беспокоит. Среди автовладельцев уровень обеспокоенности еще выше, чем у остальных россиян, но и три четверти «пешеходов» (73%) встревожены этим обстоятельством.

Чем объясняют респонденты повышение цен на бензин? Каждый пятый полагает, что тому есть объективные причины. Это факторы самого разнообразного свойства: и ситуация на мировом нефтяном рынке («во всем мире нефть подорожала»; «из-за внешнего рынка»; «добывание нефти дорожает — и бензин тоже»; «затраты на производство выросли»; «мало нефти добывают»; «потому что запасов нефти становится меньше»), и слабость российской экономики, и общая инфляция («в связи с инфляцией»; «в стране нет стабильности цен»; «все дорожает, и бензин тоже»), и повышение зарплат и пенсий («в связи с повышением пенсий и зарплат»; «идет добавка к пенсии, зарплате — и сразу повышаются цены»), и уборка урожая («когда уборочная начинается, у нас всегда цены растут на бензин и солярку»; «осенью цены повышаются, потому что идет уборка урожая: все равно будут покупать, прибыль повысится избранным»).

Однако гораздо чаще респонденты, говоря о причинах повышения цен, сразу указывали на виновников этого повышения. Причем досталось как владельцам нефтяных компаний, так и государству. Первых напрямую обвиняют 14% опрошенных: «нефтяные компании хотят сверхприбылей»; «об этом повышении договариваются нефтяные магнаты»; «олигархи повышают цены от жадности». Еще 5% находят в повышении цен на бензин повод выразить свое недовольство наличием частной собственности в этой сфере промышленности: «если бы было государственное все, то не росла бы цена»; «все раскупили олигархи, правительство у нас все продает в частные руки».

Винят в повышении цен на бензин власть и правительство 12% опрошенных: «порядка нигде нет, вот и делает всякий что хочет»; «Путин не вмешивается — вот и беспредел»; «слабое правительство»; «в связи с воровством и коррупцией в высших эшелонах власти»; «дураки у власти»; «государство мало волнуют нужды людей»; «зависит от первых руководителей страны».

Повышение цен заставило большинство автомобилистов сократить расходы на бензин: об этом заявили 58% владельцев отечественных машин и 46% водителей иномарок.

Большинство, естественно, стараются просто сократить количество поездок на машине, хотя 1% опрошенных готовы экономить на других расходах: «сколько мне нужно, столько я и куплю — но в ущерб питанию»; «сэкономить на покупке вещей, продуктов»; «экономим на еде, на своем желудке».

Также крайне незначительное число автомобилистов используют другие «обходные маневры», позволяющие сэкономить, не оставляя машину лишний раз в гараже: «поставили газовое оборудование»; «перевели машину на газ»; «знаю заправки, где бензин дешевле»; «покупаю на стороне»; «заправляемся в области» (в сумме — 1%).

Более 60% респондентов слышали о том, что между правительством и руководителями российских нефтяных компаний заключено соглашение, согласно которому до 2006 года цены на бензин замораживаются.

Некоторые россияне (28%), по их словам, уже заметили действие моратория на повышение цен, некоторые (27%) считают, что цены продолжают расти. Неудивительно, что подавляющее большинство респондентов второй группы (85%) полагают, что соглашение не будет соблюдаться и в дальнейшем. Но и среди тех, кто отметил прекращение роста цен на бензин, более половины — 54% — не верят, что такое положение дел сохранится до Нового года. Если говорить в целом, не верят в соблюдение соглашения о замораживании цен на бензин 62% россиян, верят — 23%.

После окончания действия моратория респонденты ожидают роста цен, причем чаще полагают, что он будет резким (41%), чем постепенным (35%).

Петр Бавин

Фонд «Общественное мнение». Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 1-2 октября 2005 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы — 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

наверх

Добрые дела

Трудно представить себе общество, в котором люди не готовы, хотя бы изредка, делать добрые дела — помогать другим, в том числе чужим, незнакомым людям. Конечно, в разные времена и в разных странах понятие «доброе дело» наполнялось разным содержанием. Но одно, пожалуй, всегда остается неизменным: «доброе дело» — это дело, которое никто делать не обязан, но которое, согласно общественной морали, делать должно, правильно.

Какие же поступки признаются за «доброе дело» в нашей стране сегодня? Отвечая на этот отрытый вопрос, многие респонденты определяли «доброе дело» не только как поступок, подиктованный заботой, беспокойством о других («если кому-то от этих дел становится лучше» — 33% ответов), но и как взаимное уважение, милосердие («когда люди уважают друг друга, достойно ведут себя»; «это доброе сердце, главное — любить людей» — 8% ответов). Некоторые даже говорили, что добрые дела — это дела, сделанные «по совести» (1%).

Среди конкретных примеров «добрых дел», перечисленных участниками опроса, — помощь нуждающимся (бедным, больным, голодным — 8%), пожилым людям (6%), забота о детях (6%), помощь попавшим в беду (3%). При этом респонденты упоминали не только повседневные поступки — принести воды, перевести через дорогу, подать милостыню, но и весьма серьезные деяния вроде усыновления ребенка, помощи детдому или сбора средств на лечение больных. Некоторые в числе «добрых дел» упомянули также благотворительность и меценатство (3% ответов).

Обратим внимание на несколько нюансов, очевидно просматривающихся в ответах респондентов.

Во-первых, в большинстве своем люди говорят о «добром деле» как о поступке по отношению к чужому, иногда — совсем незнакомому человеку. Очень немногие говорили о «добром деле» как о поступке в отношении родственников.

Во-вторых, респонденты, как правило, говорят о «добром деле» как о поступке, совершаемом рядовыми членами общества, а не какими-либо инстанциями или «специальными людьми». Отвечая на закрытый вопрос: «Одни считают, что добрые дела делают особенные люди. Другие считают, что добрые дела может делать любой человек. С каким мнением — с первым или со вторым — Вы согласны?», подавляющее большинство — 84% — солидаризировались со вторым мнением, и только 12% — с первым.

В-третьих, участники опроса подразумевали безвозмездный, бескорыстный характер «доброго дела» (а некоторые прямо его подчеркивали: «безвозмездный поступок с полной отдачей для чужого человека»; «когда делают — и взамен ничего не просят» — 6% ответов). Кстати, среди участников опроса преобладает мнение, что негоже рассказывать другим о своих добрых делах. Этой точки зрения придерживается 60% опрошенных, тогда как противоположной — что рассказывать о своих добрых делах хорошо и правильно, — вдвое меньше, 28% опрошенных.

Принято ли сегодня у нас делать добрые дела? Судя по всему, да. Только 6% опрошенных заявили, что по отношению к ним никто никогда не совершал добрых поступков, а среди тех, кто сталкивался с добром по отношению к себе, большинство (54%) утверждают, что это случалось часто (36% — что редко), причем доброе дело совершали как родственники респондента, так и чужие ему люди (17% респондентов добро делали родственники, 16% — чужие, 59% — и те, и другие).

Но в целом респонденты воспринимают окружающий мир как озлобленный: большинство опрошенных (77%) считают, что сегодня люди делают добрые дела редко (только 16% думают, что часто), а мнение, что в нашей стране больше злых людей, заметно преобладает над мнением, что больше добрых (54% против 30%).

Елена Вовк

Фонд «Общественное мнение». Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 1-2 октября 2005 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы — 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

наверх

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).