Издательства «КоЛибри» и «Азбука-Аттикус» представляют книгу Ипполиты Дуглас Скотти ди Виголено «Викка: зеленая магия, растения и ритуалы» (перевод Ольги Поляк).
Мысли о таинственном ухоженном садике с травами, цветами и ягодами — глоток свежего воздуха для уставших горожан и горожанок. Магия скрывается не только в пленительной красоте растений, но и в их лекарственных или ядовитых свойствах, о чем знали задолго до начала первого тысячелетия. У викки — особенной неоязыческой религии, «зеленой магии», — очень интересная история, ведь поклонение Природе объединяется с практиками древних египтян, греков, кельтов и средневековых алхимиков. Ипполита Дуглас Скотти ди Виголено — специалистка по эзотерике, исследовательница салемского дела и шаманизма навахо — посвятила эту книгу истории формирования викканского культа, фитотерапии, а также основным ритуалам и праздникам.
Предлагаем прочитать фрагмент книги.
Введение
Викка — слово, овеянное магией, таинственное и богатое смыслами, отсылающее к ведьмам и древнейшим культам. Этимологически оно восходит к древнеанглийскому слову (V–XIII века), означающему «колдун»: его соответствие в женском роде (от которого происходит современное английское слово witch, «ведьма») — wicce. Тот же самый корень представлен в современном wise — «мудрый», «знающий».
В этой книге слово «викка» обозначает религиозное движение, возникшее сравнительно недавно, в прошлом веке. В 1954 году Джеральд Гарднер, английский эзотерик и оккультист, который много лет занимался духовными практиками мистического характера, описал в своей книге «Колдовство сегодня» (Witchcraft Today) обновленный культ Природы, основанный на древних языческих религиях. Уже в 1959 году в книге «Значение колдовства» (The Meaning of Witchcraft ) Гарднер более систематично рассказал о структуре культов и ритуалов. Однако до 1951 года английское законодательство запрещало религиозные практики, связанные с магией, и Гарднер облек свои идеи в художественную форму романа, написав «Пришествие богини» (A Goddess Arrives, 1939) и «Помощь высшей магии» (High Magic’s Aid, 1949).
Для Гарднера викка предполагала сообщество единомышленников, не важно, женщин или мужчин, которые исполняли соответствующие ритуалы, а саму религию и систему культов он называл Witchcraft , «колдовством». С течением лет в ходу остался только термин «викка», особенно в Соединенных Штатах.
Викканское колдовство в интерпретации Гарднера, которого называли Знатоком, — это зеленая магия, которая направлена на благо людей, основана на уважении к жизни и к Природе, ее цель — развитие духовности и осознанности последователя, или викканина, через возвращение к истокам ведовства. Викка опирается на модернизированные древние мифы, их смысл выступает противовесом бездумному использованию природных ресурсов, которое наблюдается сегодня и ведет к разрушению нашей планеты. Викка указывает на необходимость своевременного возвращения в лоно Природы и следования ее циклам.
Викка охватывает различные виды природной магии — среди которых ритуалы друидов и шаманов — и является неоязычеством, сравнительно недавно возникшим течением в британской традиции. Это религия, апеллирующая к силам Природы, возрождает дохристианские культы, причем Природа понимается в ней как эзотерическое пространство, в котором происходит встреча человека с божественным. Викка вбирает религиозные течения, уходящие корнями в древние теологические традиции кельтов и скандинавов, а также греков, египтян, персов и индусов; в ней присутствуют вкрапления религиозных практик и верований австралийских аборигенов и коренных жителей Америки.
Это эзотерическое течение основывается на древнем мифе о Богине-Матери и Рогатом Боге — дополняющем ее мужском архетипе, который восходит к кельтскому Кернунну, духу Природы. Рогатый Бог символизирует мужское начало и плодородие, он почитает Богиню-Мать, сопровождает ее и порожден ею. Эти две взаимодополняющие грани божественного — проявления Единого и заимствованы из древних мистических традиций.
В викке как религии экзотерической, то есть доступной для всех, нет догм и иерархий, она дает последователю полную свободу и возможность индивидуального подхода (напомним, что термин «эзотерический» имеет противоположный смысл и означает «секретный», «тайный», «предназначенный для немногих избранных и посвященных»). Единственное правило, которому всегда нужно следовать, — не причиняй никому вреда.
Викканские божества
Викка признает двух главных божеств: Богиню-Мать — символ Луны и женского начала и Рогатого Бога — он знаменует собой мужское начало. Этих божеств-покровителей питает общая сакральная энергия, которая пронизывает всю Вселенную.
Помимо этой основной пары, существуют и другие божества, восходящие к архаичным мифологическим системам, общим для всего мира, — от древнегреческих до древнескандинавских. Эти божества являются формами природных энергий.
Богиня-Мать
В системе верований викки женское божество — это Гея, персонификация силы Земли, праматерь всего сущего. Богиня многолика. На протяжении веков она носила имена Арадии, Геры, Дианы, Юноны, Артемиды, Афины, Венеры — в таком облике мы найдем ее в древних мифах Средиземноморья, а если обратиться к северной традиции, то там Богиня известна под именами Фрейи, Арианрод, Хель, Бригиты, Фригг и Керидвен.
Последнее из упомянутых имен, Керидвен, особенно хорошо знакомое неоязыческим ведьмам, происходит от кельтского слова cerru, которое означает «котел», — он символизирует преобразующую силу магии, связанную с перерождением, мудростью и творческим началом.
Образ Богини-Матери соотносится с Луной и женским могуществом. Это тройственный образ: юная девушка, соответствующая растущей Луне, мать, воплощением которой служит полная Луна, и, наконец, мудрая старуха — убывающая Луна. В ней отражен принцип жизни, таящейся в смерти, и смерти, которая сопутствует жизни.
Три ипостаси Богини, выраженные через метафору лунных фаз, связаны также с фазами менструального цикла и с колесом жизни в целом.
Символ Богини — пятиконечная звезда, эзотерический образ макрокосма и микрокосма, ее пять концов соответствуют метафизическим элементам: Воде, Воздуху, Огню, Земле и Эфиру. Эфир — залог мирового равновесия, и поэтому ему отведен верхний конец звезды. Пятиконечная звезда и все цветки с пятью лепестками — сакральное отражение Богини в мире.
Рогатый Бог
Мужской полюс Вселенной, противоположный женскому, — Рогатый Бог, универсальный архетип, представленный в образе сатира с оленьими рогами. Этот бог соотносится с множеством риродных божеств, характерных для разных мифологий, таких, например, как кельтский Кернунн и фавны, Пан, Дионис, а также «властитель зверей» Пашупати, которого заимствовал индийский пантеон, и египетский Осирис.
Все эти рогатые персонажи воплощают собой плодородие, силы Природы и мужское начало во всех его проявлениях.