будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 19, 2025
Медленное чтение
Седов Леонид

Пять месяцев с Путиным по путинскому пути.(Социально-политическая обстановка вРоссии в мае 2000 года)

 

К реформе властной вертикали

Без малого полгода прошло со времени отречения Б. Ельцина от власти и занятия В. Путиным президентского поста. Май месяц через церемонию инаугурации поставил последнюю точку в процессе утверждения В. Путина на этой должности и дал старт новому процессу - процессу формирования и преобразования структур и кадрового состава всех эшелонов власти. Этот процесс, как показывают данные опросов, будет протекать в условиях политического климата, коренным образом отличного в части, касающейся общественного мнения, от того, который имел место в стране в годы, предшествовавшие появлению на политической арене нынешнего президента. В каком-то смысле можно утверждать, что с начала 2000 года мы живем в другой стране.

Прежде всего перемены в общественном сознании коснулись всех институтов власти. Если взять для сравнения период заката продолжительной ельцинско-черномырдинской эпохи (март 1998 года), за которым последовала полуторогодичная премьерская чехарда, можно увидеть, насколько разительно поменялась степень доверия в первую очередь к исполнительной власти:

В какой мере заслуживает доверия президент ?
(в %)

=март 1998
(Ельцин)
март 2000
(Путин)

Вполне заслуживает

1148

Не вполне заслуживает

3428

Не заслуживает

449

Затруднились ответить

1115

 

В какой мере заслуживает доверия правительство ?
(в %)

=март 1998
(Черномырдин)
март 2000
(Касьянов
)

Вполне заслуживает

820

Не вполне заслуживает

3643

Не заслуживает

3418

Затруднились ответить

2219

 

Характерно, что аналогичным образом улучшилось отношение к силовым структурам, включая даже такие традиционно непопулярные, как милиция, суд и прокуратура:

В какой мере заслуживает доверия армия ?
(в %)

=март
1998
март
2000

Вполне заслуживает

2348

Не вполне заслуживает

3026

Не заслуживает

2510

Затруднились ответить

2215

 

В какой мере заслуживают доверия органы госбезопасности?
(в %)

=март
1998
март
2000
Вполне заслуживают1524
Не вполне заслуживают2935
Не заслуживают2718
Затруднились ответить2822

 

В какой мере заслуживают доверия милиция, суд, прокуратура?
(в %)

=март
1998
март
2000

Вполне заслуживают

1013

Не вполне заслуживают

3138

Не заслуживают

4235

Затруднились ответить

1714

 

Не столь радикально, но все же в сторону большего общественного доверия поменялось и отношение к парламентским институтам:

В какой мере заслуживает доверия парламент (Федеральное Собрание РФ)?

=март
1998
март
2000

Вполне заслуживает

713

Не вполне заслуживает

3842

Не заслуживает

3418

Затруднились ответить

2127

 

На фоне этих перемен бросается в глаза неизменность соответствующего рейтинга властей субъектов федерации:

В какой мере заслуживают доверия ваши областные (краевые, республиканские) органы власти?
(в %)

=март
1998
март
2000
Вполне заслуживают1718
Не вполне заслуживают3536
Не заслуживают2827
Затруднились ответить2019

 

Тут следует особым образом подчеркнуть тот факт, что впервые за длительный период с конца 1997 года доверие губернаторской власти оказалось ниже, чем всем другим ветвям федеральной власти. В допутинский период губернаторы (в среднем по стране) пользовались большим авторитетом и доверием, чем федеральная власть, а президент служил как бы громоотводом от любых возможных претензий и обвинений в адрес местных властей. Все это хорошо видно на приводимом ниже графике, построенном на основании ответов на вопрос Поддержали бы Вы отставку?, соответственно, президента, правительства, Думы и местных администраций.

Диаграмма: Индексы протеста

Значения индекса рассчитываются как разница между процентом утвердительных (?да, ?скорее да?) и отрицательных (?нет?, скорее нет?) ответов плюс 100.

 

Начиная с января 2000 года губернаторская власть оказалась на самой низкой ступени в иерархии доверия властям (число недовольных местной властью вплоть до требования отставки колеблется между 22 % и 26 %; большая степень недовольства обнаруживается среди демократов-сторонников Явлинского) и это говорит о том, что для федеральной власти наступил удобный момент для того, чтобы сильно урезать полномочия губернаторской ?вольницы?. Об этом же говорят и первые реакции населения на президентские законодательные инициативы и на указ об образовании 7 федеральных округов. Относительно права президента отстранять от должности глав регионов и распускать законодательные собрания в случае отступления с их стороны от Конституции и законов РФ положительно высказываются 63 % опрошенных, а отрицательно только один из пяти (это майские данные; в апреле возможность введения прямого президентского правления в подобных случаях одобряли 54 % и не одобряли 28 %). Что касается федеральных округов, то 48 % людей полагают, что с их помощью порядок и законность в стране укрепятся, 22 % настроены на этот счет скептически и только каждый десятый опрошенный полагает, что они будут служить помехой работе региональных администраций (среди тулеевских избирателей, к слову, - каждый четвертый). То, что округа возглавили военные и выходцы из спецслужб положительно встречено 42 % опрошенных, нейтрально 38 % и лишь 10 % это внушает опасения. Большему числу опрошенных (28 %) представляется опасным и вредным для страны тот почти полный контроль, который обретает президент над парламентом и губернаторами. Однако большинство (51 %) и тут выступают в пользу такой практически неограниченной власти. Налицо очень сильные тенденции в поддержку авторитаризма, хотя преобладающему числу людей пока еще не ясно, как следует относиться к силам, выражающим свое несогласие с политикой В. Путина и предлагающим иные решения важных для России вопросов - 53 % затрудняются ответить на вопрос относительно полезности или вредности таких сил, 31 % (в том числе половина ?демократического? электората СПС) считают такую оппозицию вредной и лишь 17 % (по большей части сторонников Зюганова и Явлинского) видят в ней пользу. При таком отношении к самому принципу оппозиционности судьба оппозиционных движений в России на сегодняшний день выглядит достаточно туманно. Другое дело - принцип выборности. Тут против прямого назначения губернаторов из Москвы готовы возражать 49 %, 15 % к такому повороту безразличны и 24 % относятся к нему положительно.

Впрочем, в вопросе об оппозиции неопределенность выраженных мнений, возможно, связана с тем, что большинство опрошенных (38 %) полагают, что у руководства России до сих пор нет продуманной программы действий, а есть лишь самые общие представления о том, куда следует двигаться; еще 22 % считают, что руководство следует сиюминутным импульсам, и только 22 % верят в существование у него последовательной программы. И надо сказать, что произошедшее в мае формирование правительства не только не ослабило, но существенно усилило беспокойство граждан по поводу того, что В. Путин до сих пор не предложил никакой конкретной экономической и политической программы: в апреле соотношение тех, кто не беспокоятся, и тех, кто беспокоятся по этому поводу, составляло 44/49, а в мае оно изменилось на 38/55. Отсутствие программы вызывает у россиян самую высокую степень беспокойства, не считая того, что связано с Чечней (о чем специально будет сказано ниже). Любопытно, что одновременно снизилась обеспокоенность граждан относительно тесных связей В. Путина с окружением Ельцина (?семьей?). В апреле такую обеспокоенность выражали 55 % опрошенных и 40 % заявляли, что их это не беспокоит; в мае это соотношение составило 44/51.

Последнее в схеме предложенных В. Путиным преобразований - новый принцип формирования Совета Федерации. Надо сказать, что этот орган имеет наименее ясные очертания в сознании россиян и потому без малого треть опрошенных затруднилась высказать свое отношение к инициативе президента. Из оставшихся 28 % опять-таки склонны придерживаться принципа выборности и считают, что ?сенаторы? должны напрямую избираться населением регионов. Тринадцать процентов опрошенных (среди сторонников Г. Явлинского - 28 %) считают, что ничего в способах формирования СФ менять не надо, и 12 % (в электорате СПС - 30 %) - что в СФ на постоянной основе должны работать представители губернаторов и законодательных собраний регионов. Пятнадцать процентов ( 35 % среди сторонников А. Тулеева) ответили, что СФ вообще не нужен и его следует упразднить.

Новое правительство

Данные майского опроса говорят о том, что утверждение нового состава правительства не произвело на россиян впечатления кадровой революции. Сорок два процента респондентов (64 % среди избирателей - ?яблочников?) заявляют, что В. Путину надо было бы произвести более решительные замены в Администрации и правительстве; 29 % (?Единство?, СПС, жириновцы) считают, что произведенные перестановки достаточны, и к ним добавляются еще 7 % затрудняющихся оценить достаточность кадровых перемен, но также надеющихся, что теперь можно рассчитывать на улучшение работы правительства по решению стоящих перед страной проблем. Вообще число людей одобряющих и не одобряющих деятельность правительства представлено равными долями - по 38 %; среди последних 20 % полагают, что правительство практически не изменилось и 10 % (тулеевцы, явлинцы), что произошедшие перестановки лишь усугубят трудности и лишения.

Показатель одобрения деятельности самого М.Касьянова несколько выше, чем деятельности правительства в целом (одобряют 44 %, не одобряют 22 %), хотя он несколько снизился по сравнению с февралем 2000 года (48/20), как слегка понизилась и вера в способность власти обеспечить перелом ситуации в стране к лучшему (верят/не верят 37% : 25 %; в феврале - 40 % : 24 %; надо сказать, что на такой же уровень веры -39 % - выходило в конце 1998 года правительство Е. Примакова). Треть респондентов колеблются относительно возможностей такого перелома, выбирают опцию ?может быть да - может быть нет?. Суждения относительно отдельных компонентов такого перелома выглядят следующим образом:

Сможет ли нынешнее правительство обеспечить продолжение курса реформ - да 57 %, нет 23 %;

Сможет ли оно в ближайшее время обеспечить рост производства - да 45 %, нет 42 %;

Сможет ли оно в ближайшее время вывести страну из экономического кризиса - да 39 %, нет 47 %;

Сможет ли оно успешно довести до конца военную операцию в Чечне - да 43, нет 40;

Сможет ли оно добиться политического урегулирования в Чечне - да 39 %, нет 40 %.

Заметим, что в части экономических ожиданий майские показатели практически не отличаются от апрельских. Что же касается Чечни, то тут имеет место резкое нарастание пессимизма: соответствующие соотношения в апреле выглядели как 51/33 и 41/36. Но о Чечне подробнее ниже.

Примечательны также взгляды населения относительно прогнозируемой долговечности М. Касьянова в качестве главы правительства. Четверть опрошенных дают ему срок не далее весны следующего года (наиболее скептичны жириновцы); 31 % верят в то, что он продержится до конца 2001 года и дольше. И конечно же нельзя не отметить, что своим высоким рейтингом М. Касьянов обязан В. Путину, ибо только 13 % опрошенных считают его самостоятельным политиком, который будет реально руководить правительством (точка зрения избирателей ?Единства?), 11 % полагают, что он зависит от бывшего окружения Ельцина (?явлинцы?), а 49 % заявляют, что действия правительства будут находиться под контролем В. Путина и его окружения. Достаточно очевидно, что премьер светит отраженным светом президента.

Рейтинг В. Путина

Рейтинг доверия В. Путину держится на беспрецедентно высокой отметке 46 % упоминаний в вопросе с просьбой назвать 5 - 6 имен политиков, заслуживающих доверия. Напомним, что даже в лучшие годы подобный показатель Б. Ельцина не поднимался выше 40 %, а у наиболее популярного политика последних лет Е. Примакова - выше 29 %. В вопросе же об одобрении или неодобрении деятельности президента рейтинг вовсе зашкаливает за все мыслимые пределы, достигая величины в 72 % (17 % не одобряют). Не дают оснований для беспокойства сторонникам президента и ответы на вопрос о том, как изменилось отношение к В. Путину за последний месяц: 14 % заявляют, что оно улучшилось, и только 7 % говорят об ухудшении.

Вместе с тем доступные социологам тонкие измерения позволяют уловить первые симптомы начинающейся эрозии этих высоких показателей, естественной в условиях чрезвычайно высоких ожиданий от политика, только что приступившего к практической реализации своей мало еще кому понятной программы. А ожидания эти таковы:

В. Путин наведет порядок в стране - верят 81 %, не верят 16 %;

В. Путин выведет страну из экономического кризиса (именно Путин, а не, как мы видели выше нынешнее правительство) - верят 73 %, не верят 23 %;

В. Путин повысит жизненный уровень населения - верят 70 %, не верят 25 %;

В. Путин улучшит отношения с Западом - верят 67 %, не верят 22 %;

В, Путин решит чеченскую проблему - верят 67 %, не верят 25 %.

Дело, однако, состоит в том, что столь высоким ожиданиям сопутствует и довольно высокий уровень нетерпения. Во всяком случае 40 % опрошенных готовы согласиться с тем, что население России уже устало ждать от В. Путина каких-то положительных сдвигов (48% с этим не соглашаются). Что же касается ?тонкой настройки?, то можно заметить, что в марте 2000 года три наивысших оценки по десятибалльной шкале давала В. Путину треть респондентов, а в мае - только четверть. Можно заметить также, что та часть публики, которая в марте 2000 года заявляла о своем нейтральном или безразличном отношении к В. Путину в мае перешла на позиции настороженно выжидательные, что видно из помещенной ниже таблицы:

Какими словами Вы могли бы обозначить свое отношение к Владимиру Путину?
(в %)

=Март
2000
Апрель
2000
Май
2000

Восхищение

323

Симпатия

292928

Не могу сказать о нем ничего плохого

343835

Нейтральное, безразличное

11108

Настороженное, выжидательное

141218

Не могу сказать от нем ничего хорошего

543

Антипатия

211

Отвращение

000

Затруднились ответить

444

 

От В. Путина все больше ждут не лозунгов и программных деклараций, а конкретных дел, но также и все меньшее число людей готовы доверять ему без прояснения намеченного им курса. Вот как, в частности, распределились в апреле и в мае ответы на вопрос о том, почему В. Путин до сих пор не обнародовал политической и экономической программы:

=Апрель
2000
Май
2000

Для разработки серьезной программы требуется значительное время, когда она будет закончена, Путин ее обнародует

2521

Программа уже готова, но до выборов было не время ее публиковать и давать повод для ее критики

106

Программа Путина предполагает некоторые непопулярные меры, и он не хотел терять поддержку населения перед выборами

1214

У Путина нет никакой программы, и поэтому он ничего не сможет изменить в нашей жизни

1410

Для меня не важно, есть у него программа или нет - я доверяю Путину

116

Сейчас важны не программы, а конкретные дела

1327

Другое

10

Затрудняюсь ответить

1416

 

Но, по-видимому, наибольшие неприятности могут ожидать В. Путина в связи с нарастающей обеспокоенностью населения положением дел в Чечне. В мае военные действия в Чечне впервые вышли на первое место в перечне огорчающих людей обстоятельств (53 % вместо 49 % в апреле). Выше уже приводились цифры, свидетельствующие о снижении веры в способность правительства развязать чеченский узел. Очень заметно пошло вниз и число тех, кто выступают за продолжение военной операции в Чечне (68 % в апреле и 56 % в мае), и соответственно увеличилось число сторонников начала переговоров (23% и 35 %). Показательно, что за это время сильно потускнела идея ?восстановления местных органов власти, опираясь на местное население? (с 38% сторонников до 28 %), и одновременно выросло число сторонников переговоров с авторитетными фигурами (но не с Масхадовым) с чеченской стороны (с14 % до 20 %). Совершенно очевидно, что градус воинственности пока еще не радикальным образом, но снижается. И в этой связи крайне важно заметить, что заявление С. Ястржембского о возможности нанесения ракетных ударов по базам в Афганистане было встречено неодобрительно 60 % опрошенных и лишь 21 % (в электорате Жириновского 58 %) сочли их разумными и необходимыми.

Отношение к другим политикам и политическим силам

На фоне высокого и устойчивого пока доверия к В, Путину происходит снижение политического веса почти всех остальных политических лидеров и охлаждение интереса к политике вообще. За время, прошедшее с начала апреля, число затрудняющихся назвать политика, которому они доверяли бы, или заявляющих, что не доверяют никому, не интересуются политикой, выросло с 28 % до 50 %. С 26 % до 32 % выросла доля тех, кто говорит, что не испытывает симпатий ни к одной из политических сил. При этом явные заметные несут демократы - число симпатизирующих им сократилось с 25 % до 21 %. В персональном рейтинге доверия вторым, с колоссальным отрывом от В. Путина, ковыляет Г. Зюганов (16 %), потерявший за два месяца 7 пунктов. На третье место вышел М. Касьянов с 7 % (вместо 3 % в начале апреля). На четвертом остается С. Шойгу. Е, Примаков с 6 % занимает 5 место - он ?похудел? за это время на 7 пунктов. По 5 % получили С. Кириенко, В. Жириновский и Г. Явлинский, причем последний потерял 7 пунктов. На 9 пунктов понизился рейтинг А. Тулеева, занимающего теперь с 4 % девятое место. Замыкает же список десяти наиболее доверенных политиков Г. Селезнев, сумевший добавить к своим апрельским 2 % один пункт и оттеснивший за пределы десятки Э. Памфилову и В. Матвиенко.

Традиционно крайне низкой остается оценка россиянами качеств людей, находящихся у власти. Только один человек из шести отвечает, что это - хорошая команда, ведущая страну правильным курсом. Тридцать восемь процентов интервьюируемых убеждены, что власть имущие озабочены только своим материальным и карьерным благополучием (особенно настаивают на этом сторонники Тулеева). Еще 11 % уверены, что это - честные, но малокомпетентные руководители, а каждый десятый (среди жириновцев - каждый четвертый), что им не хватает силы и умения распорядиться властью.

Экономическое и политическое самочувствие россиян

Сколь низкими ни были бы оценки, даваемые россиянами в массе начальству, их вера в главного начальника - В. Путина - создает в стране атмосферу политической стабильности и экономического оптимизма, немыслимую еще два года назад. На приведенном выше графике наглядно показано, как резко упали показатели протестных настроений (требований отставки). По сравнению с мартом 1998 года на 11 пунктов (с 6 % до 17 %) выросло число людей, характеризующих обстановку в России как спокойную и на 14 пунктов (с 24 % до 10 %) уменьшилось число оценивающих ее как критическую, взрывоопасную. С 60 % до 47 % снизилось число считающих плохим экономическое положение в месте собственного проживания и с 71 % до 61 % - экономическое положение России. На 12 пунктов (с 42% до 54 %) увеличилась доля заявляющих, что ?жить трудно, но можно терпеть? и на 9 пунктов ( с 38 % до 29 %) сократилась доля тех, кто говорят, что ?терпеть бедственное положение уже невозможно?. Взлет оптимизма в оценке своих собственных ближайших материальных перспектив просто поразителен. В марте 1998 года в то, что жизнь в ближайший год наладится верили 14 %, а 66 % отвечали, что улучшения не произойдет. Сегодня эти доли выглядят как 33% и 44 %. Не удивительно, что улучшился и психологический климат (свое состояние называют ?нормальным, спокойным? 50 % опрошенных вместо 37 % в 1998 году, ?напряженным, раздраженным? - 30 % вместо 41 %), а заодно и отношение к рыночным реформам, за продолжение которых сегодня высказываются 39 % по сравнению с 32 % два года назад.

С какими реальными переменами в экономической жизни связаны указанные выше изменения в субъективных оценках лучше могут судить экономисты, в социологических же данных можно обнаружить лишь косвенные и довольно разрозненные признаки такого рода перемен. Пожалуй, главное, что бросается в глаза при сравнении данных 1998 и 2000 годов, это явное улучшение положения с выплатами работникам государственных предприятий и учреждений. Упорядочение выплат привело и к увеличению с 60 % до 88% доли тех, кто не прибегают к дополнительной работе и приработкам. В результате ухудшение своего материального положения декларировали только 41 % опрошенных, а не 52 %, как в марте 1998 года (напомним, что 1997 год был наилучшим, с точки зрения экономических показателей). Примечательно, что сегодня наблюдается рост возможностей производить крупные затраты в сфере эластичных потребностей. Так, в марте 1998 года не планировали крупных расходов в ближайшее время 73 % людей, а в нынешнем мае только 64 % (причем наблюдается настоящий ремонтный бум - 16 % вместо 7 % собираются обустраивать свои ?гнезда?). Все это говорит о том, что под нынешним оптимистическим настроем людей имеются объективные основания, прочность и долговременность которых, правда, еще подлежат проверке временем.

Материал подготовлен при участии Анатолия Голова.

Седов Леонид
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).