будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 8, 2025
Медленное чтение
Урицкий Андрей

Революция навсегда

Новое Литературное Обозрение

Проблема коммерции и искусства, коммерции и политики, политики и искусства рассматривается в статье Андрея Урицкого, которая вышла в последнем номере журнала «Новое литературное обозрение». Че Гевара, Эдуард Лимонов, Александр Бренер, Александр Солженицын, Джек Керуак, Уильям Берроуз – люди революции и рынка в ситуации, где рынок есть свобода. Сегодня «Полит.ру» публикует статью Урицкого в рубрике «Из жизни идей».

На телеэкране картинка сменяет картинку: белозубые любители правильной жвачки, свежевымытые девушки с перекрашенными волосами, игривые котята, разговорчивые собаки, вдохновенный лик Че Гевары. Взгляд скользит, внимание рассеяно. Стоп. Причем здесь команданте Че? Включаю звук. Оказывается, это реклама мобильной связи: свобода слова за сколько-то центов. Кубинский революционер — кумир одних и объект ненависти для других — превращен в пустотный знак (он же симулякр), причем соответствие между образом и рекламируемым продуктом — как в анекдоте: на заборе написано одно, а лежит аккуратная поленница дров. Между означающим и означаемым — разрыв, дыра. Че в рекламе не одинок, рядом с ним Нерон и Петр I, Чайковский и хромой Тамерлан, граф Суворов и Маяковский. В пространстве коммерческой рекламы оказываются перемолоты революция и государственничество, либерализм и консерватизм. Перемолоты и спрессованы в один ряд образов. А начиналось это соединение давно и, в общем-то, невинно.

Превращение образа Эрнесто Че Гевары из революционного символа в коммерческий бренд по-своему логично и закономерно. Точно так же, как буржуазия породила массовую культуру [1], она породила и революцию, точнее — идею революции. Причем не только политической, но и научно-технической, и сексуальной. Но сейчас речь о политической, насильственной и кровавой. Тем, кто был заинтересован в обществе стабильном и в то же время устойчиво развивающемся, пришлось научиться направлять энергию «потомков буржуазии» в безопасное русло, в том числе и втягивая революционные идеи и символы в процесс купли-продажи. Такова была не чья-то злокозненная воля или гениальная догадка — такова была логика развития. Уничтожить «буйных» и «невменяемых» значило бы лишить общество необходимого для жизни химического элемента; радикалы приносят не только разрушение, но и конструктивные перемены.

В западном обществе революция — такой же товар, как искусство или литература. Интересно присмотреться повнимательнее к обобщенной фигуре покупателя. Очень выразительный его портрет дал Хосе Ортега-и-Гассет в 1930 году в знаменитой своей книге «Восстание масс». Этот «массовый человек», живущий в комфортных условиях, дарованных ему либеральной демократией, и либеральную демократию отрицающий, против нее восстающий, — существует и поныне. Более того, именно сегодня он достиг наивысшего пика своего развития.

Милан Кундера в 1986 году отмечал, «что во всей Европе культурная элита постепенно уступает место другим элитам. Там — элите полицейского аппарата. Здесь — элите аппарата средств массовой информации. Эти новые элиты никто не обвинит в элитарности» [2]. (Речь идет о коммунистическом Востоке и демократическом Западе.) Но если в 1920—1930-х годах прошлого века «восстание масс» привело к появлению или, во всяком случае, к поддержке тоталитарных режимов, то сейчас потребитель слишком дорожит своим комфортом. Он поднакопил жирок, физический и душевный, и не будет голосовать за крайне левых и крайне правых или, не дай Бог, драться на баррикадах, но потреблять революционный продукт, приятно щекочущий нервы, — с превеликим удовольствием. Конечно, если его благополучию что-либо начнет угрожать — он кинется в объятия к любому Муссолини, но это будет уже другая история с другой географией.

Интересный автопортрет современного российского радикала представлен в романе Сергея Сакина и Павла Тетерского «Больше Бэна (Русский сюрприз для Королевы-Мамы)» [3]. Сюжет романа прост: два московских «подонка» (так они сами себя называют) едут в Лондон, где живут в трущобах, воруют в магазинах, пьют, курят и колются, испытывая «кайф жизни “на полную катушку”, головой в пропасть» [4].

Роман Сакина и Тетерского — характерная молодежная проза в ее крайне нонконформистском варианте. Если выстраивать образ нонконформиста исключительно «от противного», без какой бы то ни было положительной программы, то окажется, что быть крайним нонконформистом в современной Москве — значит быть нацистом, расистом, скинхедом или футбольным хулиганом. Потому что именно названные категории граждан являются неоспоримо отрицательными персонажами в масс-медиа и объектом осуждения для «порядочных людей». Сакин и Тетерский с вызовом называют себя расистами, скинхедами и футбольными хулиганами. Однако объективная картина такова: перед нами молодые люди с высшим образованием, начитанные, любящие роман Ремарка «Три товарища» (что для нацистов по меньшей мере странно); встретив в Лондоне симпатичных чернокожих британцев, они перестают быть расистами, и хотя по-прежнему неполиткорректно признаются в презрении и ненависти к азиатам, выглядит это в большей мере эпатажем, чем «выстраданным» убеждением.

Из мини-трактата «Подонки», включенного в текст романа в качестве приложения, следует, что в данном случае мы имеем дело со вполне традиционной группой молодежи, вполне традиционно бунтующей против мира взрослых. Будучи людьми, как уже было сказано, начитанными, Сакин и Тетерский выстраивают ряд предшественников-подонков, от Гёте и Лермонтова до Венедикта Ерофеева и Довлатова, от Маяковского и Хлебникова до Керуака и Берроуза, обыгрывая романтический образ гения-изгоя, каковой должен отбросить сияющий отблеск и на самих авторов «Больше Бэна». Очевидно, что «немытые и вечно нетрезвые лузеры» очень хотят продемонстрировать, что они, в общем-то, «хорошие мальчики» — на лицо ужасные, добрые внутри. В доказательство — несколько цитат: «…слово “подонок” не имеет в данном повествовании того однозначно негативного смыслового оттенка, каким оно характеризуется в русском языке в целом. Просто уж очень часто так называли и называют нас представители т.н. “интеллигенции”»; «любимым или просто заинтересовавшим их делом подонки готовы заниматься до кровавых мозолей на всех частях тела»; «подонки, как правило, очень много читают, очень много смотрят кино, по возможности посещают театры, в общем, активно приобщаются к сокровищам мировой культуры».

Принципиально противоречивый портрет обаятельного подонка, нарисованный Сакиным и Тетерским, все-таки не характерен. Характерны или подонки настоящие, дикой стаей врывающиеся на московские рынки (эти бритоголовые погромщики — тоже потребители радикальной продукции определенного толка), или представители среднего класса, читатели «умных книг». Последние недовольны своей жизнью и обществом, в котором живут. Человеку свойственно быть неудовлетворенным всегда и везде, да и мир наш и вправду не слишком хорош, но перевести недовольство в плоскость практическую (переселиться из города в лес, уехать в Тибет, примкнуть к политической подпольной группе) — значило бы отказаться от привычного комфорта, подвергнуть себя опасности и потребовало бы затраты сил и ума. Гораздо проще приобщиться к модным веяниям и купить с десяток томов и брошюр издательств «Гилея» и «УльтраКультура». Оно и хорошо, поскольку не опасно для окружающих, но возникает еще одна проблема — проблема интеллектуальной чистоплотности. Дело в том, что сегодняшний революционер-потребитель потребляет слишком разнообразный продукт: и правый, и левый, и коммунистический, и фашистский, лишь бы радикальный, — и с одинаковым аппетитом. Так, среди авторов уже упоминавшегося издательства «УльтраКультура» есть и анархист Алексей Цветков-младший, и исламский фундаменталист Гейдар Джемаль, и левый социалист Борис Кагарлицкий, которых, если сопоставлять тексты, иначе как идейными врагами не назовешь.

Возглавляющего «УльтраКультуру» Илью Кормильцева понять можно: формально говоря, он дает высказаться интересным для него авторам, а сам остается за кадром, так что некоторый минимум приличий сохранен. Литературный критик и публицист, ведущий обозреватель нынешнего «Ex Libris» Лев Пирогов поставил себя в положение более неприятное. Прочтя книжку славянофильскую, он пишет славянофильскую рецензию, прочтя леворадикальную книжку — соответственную статейку. Важны для Пирогова лишь антилиберализм и антизападничество, а с каких позиций громить ненавистного врага — ему безразлично [5]. Лев Пирогов — в некотором роде радикальный выразитель взглядов радикал-потребителя, толком не понимающего, чего хотеть: исламской республики, нового Советского Союза или торжества «мировой деревни» (с антиамериканским уклоном), но хорошо знающего, что без денег не прожить.

Осталось выяснить: как чувствует себя художник, оказавшийся на просторах рынка. Сразу скажем: плохо он себя чувствует, если он действительно художник, а не ремесленник. (Быть хорошим ремесленником не зазорно, но ремесленник решает иные задачи.) Художник стремится преодолеть коммерческие законы существования. Примеры в современной российской литературе и в современном искусстве найти труда не составит: это и эстетика «не-Х» Николая Байтова [6], и принципиальное ускользание от читателя, проповедуемое Станиславом Львовским [7], и нонспектакулярность (незрелищность) Анатолия Осмоловского. Цель у всех одна: защитить автономность искусства от рынка. За независимость они платят непопулярностью. Платят сознательно, таков их выбор. Поэтому очень странно слушать или читать рассуждения о том, сколь благотворна была цензура, развивавшая у писателя мускулатуру сопротивления, и как дрябл и расслаблен он становится в условиях свободы. Неужели противостоять можно только жандарму? Писать вообще трудно, в любые времена.

Художник-революционер (не новатор, а именно революционер, воодушевленный социальными и политическими амбициями) оказывается в более сложном положении. Он хочет распространять свои идеи. Наиболее простой и эффективный путь — придать идеям товарный вид и выбросить на рынок. В случае успеха вслед за революционным продуктом объектом рынка становится сам революционер, обратившийся в знак. По этому же пути идут и некоторые политики, сознательно или инстинктивно превращающие свою политическую деятельность в бесконечный спектакль, круглосуточный перформанс. Жириновский, рабочий-коммунист Шандыбин, Алексей Митрофанов вкупе с Прохановым и Лимоновым давно стали завсегдатаями ток-шоу и персонажами скандальной хроники. Они давно стали знаками, фоном для рекламы. Впрочем, Лимонов-писатель все-таки не совпадает с Лимоновым-политиком, даже публицистические его книги проходят по разряду словесности, — а вот выступления НБП, партии, несомненно, экстремистской, по форме более всего напоминают акционную деятельность московских художников 1990-х годов и еще больше востребованы на рынке новостей.

Здесь нелишне заметить, что один их самых известных тогдашних акционистов, Александр Бренер, уже тогда придавал своей деятельности политический смысл [8], а позже вместе с австрийской художницей Барбарой Шурц написал нечто вроде справочника по политическому и художественному радикализму [9]. Кстати говоря, в их книге есть замечательный эпизод, имеющий прямое отношение к нашей теме: Бренер и Шурц, наслушавшись известий о сапатистской революции «субкоманданте Маркоса», поехали в Мексику; поехали, не зная языка и без определенных целей, но в надежде встретить там мужественных повстанцев. Далее предоставим слово самим путешественникам:

…мы провели в Мексике восхитительный месяц. Две недели мы прожили в Мехико-сити, неделю купались в Акапулько, осмотрели все музеи (включая музей Троцкого и музей Фриды Кало), посетили кое-какие достопримечательности в Гуарнаваке и Таско — и вылетели обратно в Европу. Никакого субкоманданте Маркоса (только майки и деревянные «иконки» с его изображениями), никаких революционных индейцев в масках мы так и не повстречали [10].

Итак, сегодня возникает подобие замкнутого круга: если писатель (не обязательно революционер) популярен, он оказывается вовлеченным в рыночную карусель, рискует потерять себя и стать знаком, симулякром. Чтобы этого избежать, он должен скрываться, прятаться, изображать из себя эскаписта — более или менее эффектно, более или менее успешно. Он может запереть ворота своего дома и стать вермонтским отшельником, может прекратить писать, как Сэлинджер, может надеть черные очки и запретить себя фотографировать, как Пелевин в 1990-е годы. Но в целом это все бесполезно. Все они, включая Солженицына, — люди рынка, а выход из иллюзорного лабиринта подсказал лет 200 назад Александр Сергеевич Пушкин: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Опасности рынка велики, пошлость его неизмерима, но сохранить вдохновение непроданным возможно. А вот сталинская советская власть покупала как раз вдохновение, расплачиваясь не только и не столько жизненными благами, дачами и спецобслуживанием, но правом на жизнь. Результат известен. Перефразируя известное изречение Черчилля (который, в свою очередь, повторил формулу того же Ортеги-и-Гассета), скажем, что рынок искусства отвратителен, но отсутствие свободы (а рынок, увы, есть неотъемлемый атрибут свободы) для искусства гибельно. Борцы с пошлостью слишком часто скатываются к борьбе с человеком, ибо человек сам по себе пошл, чтобы об этом ни говорил пьяный бомж Сатин. Человек хочет есть, пить, развлекаться и совокупляться, он вовсе не хочет думать, напрягаться и не любит, когда его «напрягают», но человек достоин снисхождения. В романе Сорокина «Лёд» очень хорошо написано превращение деревенской девочки в монстра: текст [11] по мере этого превращения из пластичного и мягкого постепенно становится схематичным и сухим; текст внутренне омертвляется. Люди-лучи, существа, говорящие сердцем, не пошлые, не продающиеся и не покупающие, несут в себе смерть [12]. Выбор прост: убить человека или быть готовым его простить. Третьего не бывает.

Примечания

1. Этот процесс, начавшийся во второй четверти XIX века, анализировался много раз. См., например: Дубин Б. Что такое массовая литература? // Ex Libris НГ. 1997. 20 ноября. С. 3.

2. Кундера М. Семьдесят три слова / Предисл. и пер. Натальи Санниковой // Урал. 2001. № 5.

3. Роман публиковался с продолжением в журнале «Птюч» в 2001 г. и в том же году вышел отдельной книгой.

4. Здесь и далее цитирую по электронной копии романа.

5. См., например: Пирогов Л. Гуд бай, Америка, oh… // Ex Libris НГ. 2003. 19 июня; он же. За юродивыми идут пророки // Ex Libris НГ. 2003. 21 августа; он же. Инструкции Дориана Грея // Ex Libris НГ. 2003. 16 октября.

6. Байтов Н. Эстетика не-Х // НЛО. 1999. № 39. С. 254--258.

7. См.: Урицкий А. Тонкие круги одиночества // Дружба народов. 2003. № 10. С. 206—210.

8. Ныне он считает свою деятельность имеющей в первую очередь социально-политические цели. См. беседу А. Бренера и Б. Шурц с Глебом Моревым в журнале «Критическая масса» (2002. № 1).

9. Бренер А., Шурц Б. Что делать? 54 технологии культурного сопротивления отношениям власти в эпоху позднего капитализма. М.: Гилея, 1999.

10. Бренер А., Шурц Б. Что делать? С. 14.

11. Имеется в виду вторая часть романа, написанная от лица сначала девушки, а потом «просветленной» пожилой женщины по имени Храм.

12. Сорокин впервые написал противоречивый роман: содержащаяся в нем радикальная критика языка явно не стыкуется с гуманистическим пафосом, каковой, кажется, попал в текст чуть ли не против воли автора, особенно если учесть утверждение Сорокина, что роман — ницшеанский.

Урицкий Андрей
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).