будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 14, 2025
Медленное чтение

Революция в Киргизии и суррогат Союза

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2;тел.: (095) 745-8765, 936-4118;
факс: (095) 745-89-03, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru
Реформирование системы социальных льгот : Отношение к России в мире : Содружество независимых государств : События в Киргизии
 

Реформирование системы социальных льгот [1]

Льготы

За прошедшую неделю в отношении россиян к реформе системы социальных льгот закрепились наблюдающиеся уже продолжительное время тенденции: доля интересующихся данной проблемой снизилась (на 4 п.п. — с 57% до 53%), а доля безразличных, равнодушных к ней, соответственно, возросла (с 40% до 44%). Впрочем, интерес к теме монетаризации льгот утрачивают в основном те, кого она не касается напрямую. Льготников же вопрос о замене льгот выплатами волнует с прежней силой — практически всех (89%).

Показатели, фиксирующие отношение респондентов к реформе, колеблются в рамках статистической погрешности (так, доля негативно относящихся к ней уменьшилась с 39% до 38% у респондентов в целом, но увеличилась с 46% до 48% в категории льготников).

Протестные настроения, по-видимому, несколько ослабевают. Хотя соотношение одобряющих и не одобряющих акции протеста против реформы системы льгот осталось на прежнем уровне, снизилась доля ожидающих усиления подобных акций (с 31% до 26% за последнюю неделю; среди льготников — с 35% до 30%). При этом сократилось и число выражающих готовность лично принять в них участие — как среди всех опрошенных (с 21% до 17%), так и среди заинтересованной группы льготников (с 31% до 25%).

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 2 апреля 2005 года. 1500 респондентов.

наверх

Отношение к России в мире [2]

Россия и страны мира

В своих представлениях о том, как воспринимается наша страна за рубежом, респонденты далеки от единодушия: 34% из них думают, что в мире к России в целом относятся хорошо, 46% — что плохо. За последние годы доля сторонников первой точки зрения сократилась весьма заметно (в 2003 г. думали, что к России в мире относятся хорошо, 51% наших сограждан, в 2004 г. — 42%), а доля сторонников второй — соответственно, выросла (в 2003 г. негативное мнение о России считали преобладающим в мире 33%, в 2004 г. — 43%). Отметим, что молодые респонденты, жители крупных городов, люди с относительно высокими доходами — т.е. представители ресурсных групп — чаще прочих думают, что к России за рубежом относятся хорошо.

В вопросе об объективности «внешнего» взгляда на Россию мнения разделились практически поровну: 35% опрошенных считают, что в мире к ней относятся объективно, а 36% — что необъективно. Многие (29%) затруднились ответить на этот вопрос. Те, кто думает, что к России относятся хорошо, чаще прочих склонны считать отношение иностранцев к нашей стране объективным.

Суждения наших сограждан по поводу отношения к России в мире формируются под воздействием самых разных факторов. Во-первых — под влиянием мнения о ситуации в стране в целом и ощущения собственного благополучия либо неблагополучия: судя по данным опроса, люди, склонные оптимистически оценивать и положение дел в России, и свои собственные перспективы, чаще других полагают, что к нашей стране за рубежом относятся хорошо. Во-вторых, на мнениях рядовых россиян сказываются выступления различных экспертов. В-третьих, информацию о конкретных дружественных либо недружественных по отношению к России шагах зарубежных лидеров и политиков поставляют СМИ. В-четвертых, человек, бывающий за границей, может чувствовать отношение к своей стране на себе и рассказывать об этом своим близким.

Отметим в связи с этим, что, согласно полученным данным, за последние десять лет в странах дальнего зарубежья бывали 7% опрошенных (некоторые из них бывали и в зарубежье ближнем); посещали только страны СНГ либо Прибалтику еще 11%. И, как выяснилось, бывавшие за границей несколько чаще, чем россияне в среднем, полагают, что и к нашей стране в целом, и к ее рядовым гражданам за рубежом относятся хорошо.

Вообще, мнение о положительном отношении жителей зарубежных стран к рядовым россиянам разделяют больше опрошенных (45%), чем мнение о хорошем отношении в мире к России в целом. Противоположное мнение, согласно которому к обычным, рядовым россиянам жители других стран относятся с антипатией, разделяют 21% опрошенных (затруднившихся ответить на этот вопрос — 34%). Чем выше образование и доход респондентов, тем чаще они думают, что иностранцы симпатизируют рядовым гражданам России.

Среди стран, в которых к России относятся особенно плохо, участники опроса чаще всего упоминают США (17%), страны Прибалтики (10%), Украину и Грузию (по 4%).

Респондентов, считающих, что в мире преобладает негативное отношение к России, спросили, почему к нашей стране относятся плохо. Ответили на этот вопрос 33% участников опроса, причем чаще всего говорилось о неблагоприятной экономической и политической обстановке в стране: упоминались экономическая слабость, нестабильность, недееспособность и коррумпированность власти, война в Чечне. Таких ответов — примерно две трети. Объединяет их то, что респонденты видят причины плохого отношения к России в ней самой. Другая большая группа (примерно треть высказываний) — ответы, в которых причина плохого отношения видится вовне: в чувствах зависти и страха, в старых обидах, которые испытывают по отношению к России некоторые иностранцы и их правительства, в неприязни к нашей стране как к конкуренту.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 2 апреля 2005 года. 1500 респондентов.

наверх

Содружество независимых государств [3]

СНГ

Как неоднократно показывали опросы ФОМ, российские граждане склонны воспринимать СНГ как «суррогат» Советского Союза, и их отношение к этому межгосударственному объединению во многом окрашено ностальгическими чувствами по исчезнувшей «великой державе». Результаты сегодняшнего опроса подтверждают распространенность подобной схемы восприятия Содружества — 65% опрошенных хотели бы, чтобы большинство стран СНГ со временем объединились в одно государство (лишь 19% этого не хотят, причем чаще это молодежь — 25%).

Однако большинство опрошенных скептически оценивает не только перспективы подобного «воссоединения» бывших советских республик (в которое верят 25% и не верят 53% опрошенных), но даже и шансы сохранения СНГ в том виде, в котором оно существует сейчас. Лишь 21% респондентов полагают, что Содружество продолжит существование в нынешнем составе (еще 6% думают, что оно пополнится новыми участниками), тогда как 20% предрекают сокращение числа государств — членов СНГ и еще 20% — его распад. Скепсис россиян по поводу перспектив СНГ неудивителен — только 16% респондентов считают, что страны, входящие в состав этого союза, в последнее время сближаются, тогда как противоположную тенденцию — страны Содружества отдаляются друг от друга — усматривают вдвое больше опрошенных (32%); остальные полагают, что в этом отношении ничего не меняется, либо затрудняются оценить динамику взаимоотношений в СНГ. Следует отметить, что среди тех, кто говорит об отдалении стран СНГ друг от друга, подавляющее большинство (75%) отрицательно относятся к этому процессу.

Несмотря на довольно скептические оценки будущего СНГ, две трети респондентов (66%) убеждены, что Россия должна стремиться к укреплению Содружества (противоположного мнения придерживаются 12%, а 23% затруднились с ответом на этот вопрос). Следует обратить внимание, что аргументация сторонников этой идеи, — количество которых за последние полтора года, впрочем, сократилось на 20 п.п., — как и прежде, во многом основана на геополитических установках времен «холодной войны»: 17% опрошенных при ответе на вопрос: «Почему вы считаете, что Россия должна стремиться к укреплению СНГ?» высказали мнение, что благодаря укреплению СНГ России будет легче противостоять любым возможным угрозам (в том числе и с Запада) — «вместе мы мощное государство и непобедимы»; «сильный кулак: как веник, когда все вместе, мы сильнее и трудно сломать нас»; «будет крепче, мощнее, меньше к нам НАТО будет нос совать»; «одной России тяжело против Запада». В ответах еще 9% респондентов звучит ностальгия по СССР и отчетливые надежды на его восстановление посредством укрепления СНГ — «был когда-то СССР, и было хорошо; если ни к чему не стремиться, то ничего и не будет»; «может быть, опять СССР возродится, как раньше». Часть сторонников идеи укрепления СНГ настроены более прагматично — 11% опрошенных полагают, что усиление этой организации важно для построения дружеских отношений с соседними по постсоветскому пространству государствами («когда возле нас дружеские страны, это лучше»), еще 7% усматривают в этом экономическую выгоду, 2% говорят об упрощении визовых режимов между государствами — членами Содружества.

Противники идеи укрепления СНГ убеждены, что для России это объединение или бесполезно, или даже невыгодно, прежде всего экономически; часть из этих респондентов полагают, что СНГ себя не оправдало.

Подчеркнем: респонденты вовсе не считают, что существование СНГ наиболее выгодно именно для России: отвечая на вопрос, каким странам участие в СНГ приносит больше всего пользы, 20% называют Белоруссию, 18% — Украину, 10% — Казахстан и всего 6% — Россию. Правда, 23% полагают, что «все страны в равной мере» извлекают пользу из участия в Содружестве. Ответы на симметричный вопрос о том, кто из членов СНГ больше всего проиграет в случае его распада, распределились схожим образом: 32% считают, что потери понесут «все страны в равной мере», по 12% называют Украину и Белоруссию, 5% — Казахстан и 6% — Россию. Когда же респондентов спрашивают о балансе выгод и потерь от участия в СНГ собственно для нашей страны, 20% заявляют, что она выиграла от участия в Содружестве, а 31% — что проиграла. И хотя в последнее время граждане стали значительно менее категорично говорить о «потерях» страны от пребывания в Содружестве (в 1998 году это мнение разделяли 58%, в 2001 — 44%), ключевой аргумент сторонников данной точки зрения остается прежним — большинство из них (или 20% по выборке в целом) уверены, что «все страны СНГ пользуются Россией в своих интересах и мало что дают ей»; по мнению участников опроса, Россия стала «дойной коровой для других стран СНГ», взяв на себя «пустые расходы на братьев» и обязательства по бывшим долгам СССР, продавая на невыгодных условиях бывшим республикам газ, нефть и другие ресурсы и получая взамен «несправедливое» отношение со стороны других государств.

«Обида» на партнеров по СНГ органично уживается в массовом сознании с уверенностью в том, что Россия, в свою очередь, уделяет в своей политике отношениям с этими странами внимания «столько, сколько нужно», — так считают 49% опрошенных (еще 13% говорят о чрезмерном внимании к отношениям с постсовет­скими государствами со стороны нашей страны, а 17% — о недостаточном). При этом 35% граждан признают построение хороших отношений со странами СНГ приоритетным направлением во внешней политике России; респондентов, полагающих, что у России во внешнеполитической сфере есть более важные цели, — 40%. Куда большее единодушие проявляют респонденты в ответах на вопрос о том, как должны строиться отношения между Россией и остальными участниками СНГ: 53% опрошенных полагают, что наша страна должна играть ведущую роль в Содружестве независимых государств (чаще об этом говорят те респонденты, кто считает, что Россия «потеряла» от участия в СНГ), за равные отношения между всеми членами этого объединения, не допускающие лидерства какой-либо из стран, высказываются вдвое меньше респондентов (29%).

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 2 апреля 2005 года. 1500 респондентов.

наверх

События в Киргизии [4]

СНГ: Киргизия

Киргизские события и ситуация в странах СНГ

Интерес россиян к происходящим в Киргизии событиям относительно невысок: только 55% опрошенных утверждают, что следят за ними, тогда как 43% — не следят (для сравнения: за событиями на Украине в декабре прошлого года следили 68%, не следили — 29% наших сограждан [5]). Из ответов на открытый вопрос «Как бы Вы могли описать события, которые происходят в Киргизии?» следует, что у россиян сложились две основные — в равной степени распространенные — версии происходящего: одни интерпретируют эти события как борьбу между двумя политическими группировками (переворот, путч — 20%, борьба за власть — 6%), другие — как народный бунт (народные волнения, восстание, революция — 15%, проявление недовольства властью — 11%). Но звучали и другие объяснения событий в Киргизии: например, что они были спровоцированы США и направлены против России (2%). При этом россияне склонны думать, что массовые выступления против Аскара Акаева были организованы и происходили в соответствии с планом (об этом говорят 54% опрошенных); мнения о стихийном характере выступлений придерживается заметно меньшая доля опрошенных (15%).

Довольно многие участники опроса (41%) считают, что «события в Киргизии близки, схожи с теми, которые недавно произошли в Грузии и на Украине» (не усматривают такого сходства 24% респондентов). Отвечая на открытый вопрос о том, чем похожи события в трех странах, 11% респондентов говорят, что смена власти в Грузии, на Украине, в Киргизии — это «звенья одной цепи»: они происходили по сходному сценарию (6%), при вмешательстве со стороны США и стран Запада (4%) и были направлены против России (1%). Остальные ограничиваются упоминаниями о сходстве обстоятельств, не утверждая, что события в трех республиках связаны между собой: со слов респондентов, везде происходила смена власти (4%), везде события были связаны с выборами (3%), везде люди были доведены до крайности и выступали за свои права (3%) и т.д.

Большинство опрошенных считают, что события, подобные киргизским, могут произойти и в других странах СНГ (только 4% ответили, что схожие события не могут повториться ни в одной из стран). Наиболее вероятен такой сценарий, полагают респонденты, в Молдавии (ее назвали в этой связи 27% участников опроса) и Таджикистане (23%); остальные страны Содружества называли от 13 до 18% опрошенных.

О том, могут ли события, подобные киргизским, произойти в России, участников опроса спросили отдельно. 38% наших сограждан допускают такую возможность: в обоснование такого прогноза респонденты указывают на безработицу и низкий уровень жизни, социальное неравенство и остроту социальных проблем, на рост цен, растущее недовольство народа. Впрочем, примерно такая же доля опрошенных — 41% — считают, что в России подобные события произойти не могут. Но только треть из них ссылались на относительное благополучие ситуации в стране: популярность президента, стабильность обстановки, сравнительно высокий уровень жизни (в сумме 14% ответов), а еще треть говорили о свойственных русским людям долготерпении, пассивности и разобщенности (12%), об отсутствии лидера, способного повести за собой народ (1%). Некоторые думают, что сильная российская власть не допустит повторения киргизских событий (6%).

События в Киргизии и позиция российских властей

В самый разгар событий в Киргизии большинству наших сограждан позиция России в отношении происходившего представлялась невыраженной, неясной. Половина респондентов (50%) затруднились ответить на вопрос, какую из сторон поддерживают российские власти (еще 26% считали, что Россия не поддерживает ни А. Акаева, ни его противников), и более половины (57%) — затруднились оценить, правильно ли они ведут себя в отношении Киргизии.

Только 29% опрошенных решаются утверждать, что им понятно, какую позицию в отношении киргизских событий заняли российские власти, а 39% — прямо заявляют, что позиция последних им непонятна (еще 32% — затрудняются ответить). Однако, судя по результатам опроса, такая неопределенность не породила у россиян какого-либо дискомфорта и стремления осудить руководство страны. Более того, доля считающих позицию властей правильной (32%) оказалась выше, нежели доля заявляющих, что они понимают, в чем эта позиция состоит. Неправильной сочли ее 11% опрошенных.

Такая в целом позитивная реакция россиян на поведение властей обусловлена, очевидно, именно тем, что последние не оказали прямой и одно­значной поддержки той или иной стороне конфликта, не дали повода обвинить Россию во вмешательстве во внутренние дела Киргизии. Правда, 21% опрошенных думали, что российские власти поддерживали Акаева (4% полагали, что поддержка оказывается его противникам). Но, как следует из ответов на открытые вопросы о том, почему позиция российских властей в отношении киргизских событий представляется респондентам правильной или неправильной, очень немногие трактуют эту позицию как активное вмешательство в ситуацию; в большинстве случаев респонденты указывали именно на отсутствие такового.

Многие участники опроса говорили, что Россия правильно поступает, соблюдая нейтралитет и не вмешиваясь в дела суверенного государства (14%), заняв выжидательную позицию и не обостряя обстановку (3%). Критики же поведения властей, аргументируя свою позицию, значительно реже заявляли, что России следовало бы действовать более активно и контроли­ровать ситуацию в Киргизии, руководствуясь своими интересами — такие доводы звучали в 3% ответов.

Фонд «Общественное мнение». Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 2 апреля 2005 года. 1500 респондентов.

наверх

Примечания

[1] Результаты исследования полностью см. bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0514/domt0514_1

[2] Результаты исследования полностью см. bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0514/domt0514_2

[3] Результаты исследования полностью см. bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0514/domt0514_3

[4] Результаты исследования полностью см. bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0514/domt0514_4

[5] См.: Доминанты. Поле мнений. 2004. № 49, 9 дек. bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dominant2004/dom0449/domt0449/domt0449_3/d044911

наверх

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).