будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 14, 2025
Медленное чтение
Калефато Патриция

Роскошь, элегантность, изысканность: экономические функции роскоши и социологические механизмы различия

Подобно моде, понимание роскоши подвержено изменениям во времени. Сегодня пышные платья и инкрустированные золотом предметы интерьера, актуальные в прошлые века, сменили вещи, которые могут ничем не выдавать своего высокого статуса. Например, под кнопками обычного мобильного телефона оказывается скрыто целое состояние в виде драгоценных камней, и истинная стоимость вещи известна только посвященным. "Полит.ру" публикует статью преподавателя социолингвистики и теории моды Университета Бари (Италия) Патриции Калефато, в которой автор рассматривает понятие роскоши в исторической перспективе, а также размышляет о ее экономических и социальных функциях в разные эпохи. Статья опубликована в журнале "Теория моды. Одежда. Тело. Культура" (2009. Вып. 12).

Вожделение и выставлениенапоказ

В соответствии со своимантропологическим определением, роскошь отвечает на вопрос, может лисуществовать желание, не вызванное потребностью, и может ли это желаниевыставляться напоказ без стыда и страха. И на этот вопросроскошь отвечает, да: выставление напоказ и крупные траты — важное звено востове нашего «мира вещей» (Douglas & Isherwood 1979), вкотором потребление, особенно потребление с размахом и демонстративное,приобретает коммуникативную, символическую и ритуальнуюценность. Именно эта чрезмерная коммуникативная ценность делает роскошь идеей«смутных» побуждений и значений, таких же смутных, каки объект желания, который она в себя включает (Agalma 2002), — объект, который удаетсясделать видимым лишь в тот самый момент, когда происходит трата. Но что зажелание, которое реализуется, растрачивая само себя?

Мода, по меньшей мере мода всовременном понимании, ставит под удар механизм, действовавший веками:взаимооднозначные и принудительные отношения междуроскошью и властью. Из этого отнюдь не следует, что знакивыставления напоказ, знаки социальной иерархии исчезают, в том числе измоды, — совсем наоборот. Но главное — вселенные моды и роскоши пересекаются, нетолько в силу того, что мода, особенно мода в одежде,является причиной трат и расточительства, но, в более глубоком смысле, в силутого, что законы моды почти без исключений понимаются как «роскошные». Ведьзаконы моды основываются на парадоксе: обязательно то, чтонемотивированно, без чего можно обойтись, то, чтопроявляет себя как мотовство и нерациональное потребление. Поэтому возможно нетолько осмыслять моду с позиции роскоши, обращаясь кпредметам гардероба, которые легко включаются в сферу люкса, но прежде всего —и эта точка зрения приведет нас к намного болееинтересным теоретическим заключениям — можно думать о самой роскоши с позициимоды.

Чтобы прийти к этим заключениям,необходимо задаться вопросом о своеобразии, котороеприобретают в современности как идея роскоши, так и идея моды. Роскошь —понятие, которое проходит сквозь различные эпохи, сквозь историюразных социальных групп. Понятие моды, наоборот, приобретает семантическуюполноту только в буржуазном контексте и особенно, в силу своей специфики, вбуржуазном постреволюционном обществе: в моде «гражданин» получает в распоряжениесимволическую структуру, благодаря которой может пользоватьсяодновременно правами равенства и прерогативами отличия от других.

В узко экономическом смыслероскошь рассматривалась как элемент, чья базовая функция, социальная иликультурная, состоит в поддержке капиталистического способа производства,начиная с фазы первоначального накопления. Покрайней мере так утверждает Вернер Зомбарт, один из тех ученых, которые жили вконце XIX — начале XX века — в важнейший, завершительный период капитализма,находившегося в стадии массового производства товаров, — и которые обращалиособое внимание на глубинные причины, породившие роскошь (Sombart 1913).Зомбарт теоретически обосновал необходимостьроскоши длякапитализма, причислив к моде, среди прочих, траты на одеждуи различные аксессуары. Он показал нарочито мотовской дух капитализма,в отличие от Макса Вебера, который, наоборот, отмечал кальвинистскуюсуровость этого способа производства (Weber 1904–1905). По мысли Зомбарта,функция роскоши в капитализме реализовывается с помощью многообразныхтрансформаций образов, как аристократов, так и буржуа, особенно в течение двухвеков: XVII и XVIII. Важнейшее значение в этоммногообразии он приписывает преобразованию отношений между полами, вособенности — роли женщины, одетой либо в светское платье вповседневной жизни, либо в наряд куртизанки. Зомбарт подчеркивает близостьроскоши к женщине: начиная с тканей и заканчивая мебелью,платьем, едой, именно женщины, по его мнению, — разумеется, те, чтопринадлежали к верхушке буржуазии, — увеличивали траты на роскошь настолько,что она становилась самой крупной статьей расходов.Таким образом, женщины в некотором роде вмешивались в цикл социальноговоспроизводства. Из особенно занятного у Зомбарта — связь, которую он установилмежду женщиной и сладостями, в том смысле, что потребление сладостей, которое Зомбартсвязывает с женским «господством» в домашнем кругу, было существеннымв развитии капитализма. Вспомним, например, ту роль внакоплении капитала, которую сыграло распространение сахара вЕвропе XV века или какао в Америке эпохи колониализма.

В «Теории праздного класса»Торстейн Веблен (Veblen 1899) вводит понятие «демонстративноепотребление». Под праздным классом он понимал в основном верхушкубуржуазии своего времени, в которой, однако, он обнаружил черты, вкусыи привычки, уходящие корнями в предыдущие эпохи. Веблен указывает, что одеждаи, если быть более точным, мода — одна изглавных форм, в которых выражается демонстративное потребление.Интересно отметить, что и Веблен фокусирует свой анализ на связи между модой иженщиной, то есть на особой значимости женскогопотребления роскошной одежды и различных аксессуаров. Таким образом, Вебленпроявляет себя как социолог, так сказать «сопоставляющий»: показная трата илипотребление моды женщиной из состоятельного классанепосредственно означает для него женскую социальнуюнепродуктивность, роль женщины как единицы, оторванной от какой-либоработы, роль, символами которой в полной мере являются дамскиенаряды, сковывающие движения и громоздкие: очевидными примерамитакой одежды являются корсеты и кринолины[1].

Мода и изысканность

Ролан Барт считает, чтопроисхождение мужского буржуазного костюма, наоборот, демократично[2].Действительно, после Французской революции идея демократиипородила новый тип одежды, который, по большому счету, не изменился ив ХХ веке. Эта одежда брала свое происхождение от военной униформыи ценностей равенства и обозначала, помимо прочего, эстетический разрыв состарым режимом. Но разделение социальных классоввсе же не исчезло, и мужской костюм богатейших буржуа долженбыл бороться, как говорит Барт, с подъемом средних классов. Отсредних классов можно было отмежеваться, став денди и следуя моде, но в то жесамое время существовала опасность запутаться в риторике детали и поискахизысканности и отличия от других. Барт отмечает,что первая половина XIX века изобиловала очень интересными сочинениями,посвященными «физиологии» костюма, сочинениями, по его мнению, прежде всегосоциологическими. Попытки выделиться в качестве социального феномена сопровождаютсярождением современной моды, но в то же время необходимо учитывать новоеизмерение, которое принимает понятие вкуса в постреволюционномобществе. Вкус действительно становится «всеобщим значением», возможностью«самостоятельно судить», в кантианском смысле, ивоспринимать себя, сравнивая с обществом. Исследование изысканности исоциального различия продвигается с трудом даже внутривсеобъединяющего и «демократичного» понятиявкуса, на которомосновывается, и весьма решительно, механизм моды. В этомнапряжении рождается эстетика детали:

«…достаточными обозначениямитончайших социальных различий сделались узел галстука, тканьсорочки, жилетные пуговицы, туфельные пряжки».

Для дендизма как «способностибыть элегантным и практики элегантности» (Remaury 1994: 163) деталь была однойиз его самых оригинальных форм выражения. Но, как пишет Барт, изысканность«направила сигналетику костюма на полуподпольный путь развития» с тогомомента, как началась читаться очень узкой социальной группой. В этом смыслепонятия элегантности, изысканности и роскоши, в некоторыхее значениях, так или иначе связаны с элитой, со всеми социальными,политическими и эстетическими следствиями, которыми элитарность обладает всовременности. Конечно, денди, крайний пример изысканности, открытопротивится тому, чтобы его называли представителемартистократов-интеллектуалов, которые могутформировать мнениедругих, и в особенности «общественное мнение», — эта способность считается всовременности исключительным правом элиты. Но даже еслиоставить в стороне намерения и убеждения денди как литературного ихудожественного персонажa, вопрос изысканности и социальныхразличий в любом случае содержит в себе сложную диалектику. Какпишет Барт, денди «идет в изысканности еще дальше — для него ее сущность носитуже не социальный, а метафизический характер, дендипротивопоставляет отнюдь не высший класс низшему, но только вабсолютном плане — индивида толпе; причем индивид для него неабстрактная идея — это он сам, очищенный от сравнения с кем быто ни было, так что в пределе, подобно Нарциссу, он предъявляет свой костюм дляпрочтения себе и только себе самому».

Мода дает значительный толчокэтой интерпретации изысканности, так как устанавливает массовое подражаниеновинкам и доводит до завершения идею вкуса каквсеобщего значения.

Конфискация и приумножение как семиотические механизмыроскоши

«В порядке эстетическихдостоинств и светских качеств первое местоотводил я простоте вте минуты, когда замечал г-жу Сван пешком,в ”полонезе“, вмаленькой шапочке, украшенной фазаньим крылом, с букетикомфиалок на груди; она торопливо проходила по Аллее акаций, какесли бы аллея эта была просто кратчайшим путем, по которомуона возвращалась домой, и отвечала беглыми приветливыми взглядами галантныммужчинам в экипажах, которые, издали завидев ее силуэт, кланялись ей иговорили друг другу, что другой такой шикарной женщины нет»(Proust 1913: 505)[3].

Прустовский рассказчик передаеткартину простоты и кажущейся случайности движений, используядва понятия, часто связанных между собой (пусть и не всегда понятно,как именно связанных): элегантность и шик. Происхождение последнеготермина неясно: возможно, он родственен древнегерманскому слову schick(«приличный, пристойный» и «аккуратный, размеренный»), илиже происходит от французского глагола chiquer («рисоватьширокими мазками» и «давать щелчок, толчок»), или от юридического терминаchicane (ит. «кляуза») (Remaury 1994: 124). В своем эссе «МатчШанель — Курреж» Барт упоминает шик как особенную и парадоксальнуюценность эстетики одежды:

«шик поддерживает или же напрямуютребует, если не изнашивания одежды, то по крайней мере ее ношение: шикстрашится всего, что ему кажется новым (вспоминается,что денди Браммель не надевал ни одной вещи, предварительно несостарив ее, — для этого он давал ее поносить слуге)» (Barthes 1998:119).

В этом смысле шик, связываемыйБартом со стилем Шанель, противопоставляется новому, которое, напротив,является сущностью моды Куррежа (Ibid.). Термин«элегантность» происходит от латинского eligere («уметь выбирать»). Этопонятие включает в себя чувство меры, но в то же время и «редкость»,умение удивлять, окружать себя роскошью, то есть необычайным (Remaury 1994:187). Элегантность не имеет ничего общего ни с модой, ни с подражанием.Филлиппо де Пизис писал, что «настоящая элегантность— как произведение искусства, может родиться только тогда,когда над ней работают с любовью, особенно если работает один человек» (dePisis 1981: 16). Она совмещает в себе искусство «комбинаторики»с искусством детали, в некотором смысле это искусство «незаменимости»:из-за этого мало кто им владеет. Если в моде главное — сменяемость фасонов отсезона к сезону (Heidegger 1977: 107), тоэлегантность, напротив, спасает тело от риска всеобщей заменимости, ототчуждения, которое всегда содержится в моде. Мода — это трата,элегантность — чувство меры.

В 1858 году в Париже открылосьателье Чарльза Фредерика Уорта, монопольного поставщикаимператрицы Евгении, который первым стал выпускать коллекции готовогоплатья, делая клиентам копии с моделей, и ввел понятие сезона(Bailleaux & Remaury 1996: 48). Безусловно, речь идет о событии,нагруженном символическими ценностями: начиная с того, что Уорт сделалвозможным ставшее классическим определение моды, которое дается в знаменитомтруде Георга Зиммеля «Психология моды» (Simmel1895). По Зиммелю, мода представляет собой одно из выражений глубинногонапряжения, которое питает социальную жизнь.Обоснование моды коренится, по его мнению, в двух типичных чертах человеческойприроды: подражании и различии. Первая особенностьсвязывается с социальным, с тем общим, что есть в культуре, вторая, наоборот,выражается в понятии личности и собственно проявлениииндивидуальности. Рассуждая о возникновении феномена моды,Зиммель говорит о первичном механизме, который регулирует отношение междуцивилизацией — он имеет в виду цивилизациюзападную, современную ему, — и внешними по отношению к ней культурами ицивилизациями. Он пишет, что, чем более экзотичнымявляется происхождение той или иной моды, тем сильнее будетвнутренняя связь социальной группы, которая ей следует. В связи с модой Зиммельвводит понятие социального различия — на социальном различии основана связьвнутри группы, но оно является внешним, тем, что группа не может получить от себясамой. Мода, впрочем, говорит Зиммель, принадлежит только избранным,а остальные стремятся им подражать: как только все начинают делать то, чтоизначально делали немногие, мода перестает быть модой. Любое широкоераспространение приводит моду к смерти, потому что уничтожаетразнообразие, очарование новизны и поэтому также очарованиехрупкости. Зиммель пишет: «Специфически “нетерпеливый” темп современной жизнисвидетельствует не только о жажде быстрой сменыкачественных содержаний, но и о силе формальной привлекательностиграницы, начала и конца, прихода и ухода» (Ibid.: 28).

Мы приближаемся с этимопределением к двум понятиям, повсеместно породнившимся с роскошью:неограниченное распространение и разрушение. В объективизациидуха, которая реализуется в моде, содержится и схема разрушения, расточения,немощности — Зиммель убедительно показал это вописании темпа смены модных тенденций. Мода несет в себе и одобрение, изависть: но именно завидуя, в намного большей степени, чем одобряя, можноовладевать объектами в той форме обладания, которую модаобъявляет воплощением коллективного духа (Ibid.: 30). Таким образом, модапонимается как социальный и психологический феномен, которыйгарантирует то, что в «Философии денег» сам Зиммель называетобъективизацией духа. Этот феномен поставляет человеку схему, предназначеннуюдля того, чтобы почувствовать свою связь с коллективом, оставляя в то же времянетронутым свою внутреннюю духовную свободу(Ibid.: 38 и след.; Simmel 1900: 638–640).Мода, по Зиммелю,становится особенно важна для женщин с того момента, как они обнаруживают вмоде возможность сочетать подражание с различием и проявлением личныхособенностей — пользоваться правами, которых у них нет вдругих сферах (Ibid.: 32–33).

Мода стремится к изменению,однако пытается реализовать свое стремление с максимальнойэкономией сил (Ibid.: 42) и для этого прибегает к подражанию предыдущим эпохам.Таким образом, возникает игра между крупными расходами,типичной чертой роскоши, и экономией. И даже с точки зрения вкуса и форм, каксчитает Зиммель, мода как таковая берет начало нев «классическом», то есть сбалансированном и обладающем типичными пропорциямиэллинистических красоты и спокойствия: такимобразом, чтобы стать модой, в пределе, необходимо видоизмениться,превратиться в классику, в архаичность (Ibid.: 43). К моде, наоборот,целиком и полностью обращено то, что избыточно, вычурно, лишеночувства меры: именно барочные статуи, как кажется, наиболее зависимы отслучайной связи с внешним, более подвержены мгновенным импульсам,которые мода придает формам социальной жизни (Ibid.). В этомсмысле «барокко» знаменует избыточность, эксцентричность, пышность форм.

В массовом обществе различие неможет мыслиться вне связи со своей противоположностью, затерянностьюв анонимной толпе. Основание и литературную метафору этойчерты буржуазного общества можно найти в известном рассказе ЭдгараПо «Человек толпы», к которому несколько раз обращается ВальтерБеньямин в своих размышлениях о современных городах, о фигурефланера и моде. Рассказчик, только оправившийся после болезни,бездельничает за столиком в лондонском кафе и разглядывает толпу в еевнешних проявлениях: одежду, походку, мимику, прическу — и угадывает поэтим знакам сословия, национальность, профессию и характер каждого. Повышеннаявосприимчивость, наследство недавней болезни,позволила выздоравливающему разглядеть в вечерней толпе необычного старика. Онпоразил рассказчика настолько, что тот устроилнастоящую слежку, надеясь разгадать тайну странного человека, но она непринесла никакого результата — старик и его преследователь простобродили по городу много часов. «Человек толпы», пишет По, — книга, которая неподдается прочтению: его тайна состоит в умении отделятьсяот массы и в то же время маскироваться в ней. Его жизнь проходит в толпе, иесли толпа рассеивается, человека охватывают тревога ибеспокойство. Он не хочет быть один; таинственный и шатающийся бездела, бесцельно и безлично, он принимает прототипические формы фланераБеньямина — персонажа, который только и делает, чтослоняется по Парижу и по любому другому большому городу XIX века, по городу,состоящему из аркад и превращенному в пейзаж, в котором стерлась четкая границамежду комнатами зданий и уличными площадями. Человек толпы — это человек моды,если понимать моду как утаивание характера, двусмысленность жеста,телесное искусство, одновременно подражательное и различительное. Светскоеискусство, которое умудряется выставлять себя напоказ на улице и в толпе,искусство парадокса — ведь оно играет именнона противостоянииподражания и различия, выделенном Зиммелем.Мода как системакоммуникации одевает анонимные тела, но ей необходимо, чтобы у этих тел была«душа». Она обращается в основном к массе, к толпе, к «человеческойпустыне» (Baudelaire 1863: 283), которая находится в городе. Но и в толпемужчина или женщина могут выделиться, подняться надмножеством униформ, отличиться.

Трата

Обратимся к важной и как никогдаактуальной в истории понятия роскоши теории — по крайней мерес определенной перспективы — теории трат Жоржа Батая,размышления которого очень показательны и оказали большое влияние наисследования ХХ века. Батай определил роскошь с помощью слова, насыщенногосмыслами и в то же время очень простого: трата(Bataille 1949)[4]. «Общая экономика», по Батаю,— система, которая касается не производства, накопления и обмена капиталом, какделает «ограниченнаяэкономика», а имеетдело с тратами, потреблением, роскошью и расходами как смоментами антропологически определяющими и знаменательными(Bataille 1943)[5]. Трата— расход без компенсации, расход иррациональный, бесполезная и безрассуднаяпотеря, реализующая то, что Батай называет суверенностью — сознание, «лишаясьвнеположенных объектов, отражает самое себя» (Ibid.). Роскошь не порабощена скудными законамикапиталистического накопления — неважно, как ее понимать: позитивно, какЗомбарт, который считал роскошь функциональным и основным компонентомкапитализма, или негативно, как Вебер, который утверждал, что говорил о ней како структурном смещении. Для Батая роскошь — неустранимое человеческое свойство.При определении траты он опирается на понятие потлача, описанное в знаменитойработе Марселя Мосса «Очерк о даре» (Mauss 1923–1924). Потлач —архаическая форма обмена, которая, скорее всего, сейчас уже не существует икоторая, возможно, была плодом воображения антропологов начала ХХвека, всеми силами старавшихся «понять» неевропейские общества. Фантазияили реальность, потлач — усиленное дарение, в которое вовлечены две социальныегруппы, взаимно играющие на повышение, соревнующиеся в том, кто большедаст (Bataille 1949: 10 и след.). Его суть состоит, по Моссу, всоциальном долге давать, и «лицо» того, ктодает, значит больше,чем содержание самого дара. Здесь понятие «лица» антропологическисвязано с ритуальной маской, с правом воплощать дух, нестизнатность рода, тотем, изображения, которые скрытно присутствуют также впривычных нам языковых метафорах: «потерятьлицо», «не ударить вгрязь лицом».

В этой символической экономикеподарок — провокация, которая подталкивает к дальнейшемударению и празднеству: дарить в потлаче — бросать вызов другому, которыйвынужден отвечать подарком еще более богатым, чтобы неударить в грязь лицом. Вызов, как подчеркивал Греймас (Greimas 1983: 205 ислед.), очерчивает следующую схему ценностей: субъект,делающий вызов, не так уж хочет «быть могущественным», но хочет, скорее,казаться таковым: в своих и чужих глазах (Ibid.: 213). Со своейстороны, субъект, которому бросают вызов, «должен ответить» и к тому же «неможет не ответить» (Ibid.: 214).

Дар — знак прорыва в повседневномпорядке: роскошь, выставленная напоказ, сопровождается пышным празднованием,чрезмерным и демонстративным разрушением. Так происходит напиршествах, о которых рассказывает Мосс: их участники обязаныобъедаться, поглощать горы еды. Так же и привычные нампраздник, пирушка и кутеж, как показал Кайуа в своей теории праздника, связаны сразрушением и тратой; в обязанности получать дары, не говоря ужо долге давать, отражаются идеи мотовства и излишества, оргия оральногои сексуального потребления связана с бурным вербальным и жестовым выражением.

В этом смысле «необходимость»роскоши имеет мало общего с избитым представлением о том, что богатствопорабощает. Скорее, речь идет о «долге», обязанности «неударить в грязь лицом», в собственно моссовском смысле, о том, сколькочеловеческого, то есть роскошного, в нас есть. В роскоши, понимаемойтаким образом, под вопросом находится избыток смысла, а не знаков: если естьпереизбыток благ, которые расточаются, важны не столько их количество или ихфункция, важно то, что они разрушаются, проматываются,приносятся в жертву. Приносятся в жертву, потому что жертва и потеря являютсянеотъемлемыми частями траты, проклятыми частями. В проклятых частях могутвыражаться низкие формы траты, например приобретение драгоценностей, которыестоят целое состояние, человеческая и животная жертвы,проигрыш в состязаниях, покупка произведения искусства. Все эточеловеческие практики, которые показывают, как и насколько трата являетсясозданием для разрушения (Bataille 1949: 7–9).

По Лотману, мода — это «зримоевоплощение немотивированной новизны» (Лотман 2004: 74).«Включить определенный элемент в пространство моды означает сделать егозаметным, наделить значимостью»: один и тот же элемент одежды может бытьразмещен в сфере традиционного костюма или жеможет быть «модным», то есть ориентироваться на новизну, принимая значение иценность, которые не имеют ничего общего с егофункцией. Как говорит Лотман, «мода всегда семиотична» (там же): тоесть «включение в моду — непрерывный процесс превращения незначимого взначимое», к тому же она «всегда подразумеваетнаблюдателя» (там же). Мода — создание новой, неожиданнойинформации. В классических теориях моды, начиная с Зиммеля,это ее свойство избыточной информативности смягчалось ее цикличностьюи сезонностью. То есть, как говорит Зиммель, как только всеначинают делать то, что изначально делали лишь немногие, мода большене существует как система убеждений и заверений. Она парадоксально основана напредполагаемом индивидуальном различии, и ей необходимо цепляться зановые знаки.

Сейчас мода чаще, чем когда бы тони было, понимается как переизбыток информации, и это изобилие социальныйсубъект «вынужден» без конца воспринимать,пробовать, переваривать, воспроизводить. В этом смысле мода сновапересекается с роскошью, понимаемой как необходимость субъектов быть напике информационного взрыва — ведь если они не будут на высоте,то, в точности как в потлаче Мосса, ударят в грязь лицом. Но, опятькак в потлаче, личность — это маска, и одевание тела в знаки, даже всамые серийные и предвидимые, намекает на карнавальный жест, в которомсодержатся пародия и излишек, семантическая инверсия и гротесктела.

Современные взгляды нароскошь итехническую воспроизводимость

В определении современногопонятия роскоши во главу угла ставятся совместные усилия моды, с одной стороны,и фотографии и кино, с другой. Связь моды и этих двухсредств коммуникации, на которых основывается техническаявоспроизводимость и массовое распространение произведений искусства, считаетсяобязательной и неоспоримой. И кино, и фотография,действительно, не просто «популяризовали» моду, выступая как обычныесредства информации, но вознесли ее на пьедестал, сформировали вкусыобщества. Благодаря им мода стала видимым «текстом», и часто этот текст можнопрочитать, приблизиться к нему и манипулировать им. Темсамым кино и фотография «приручили» роскошь, приблизив ее к массам. В то жевремя, однако, они навязали массам искаженное представление о роскоши. В том,что касается кино, подлинная роскошь — фигуразвезды: воплощением настоящей роскоши является Одри Хепберн,чью элегантность, на съемочной площадке и вне ее, доказал ее многолетний союз сGivenchy.

В механизме воображаемого обмена,который обосновался между кино и «реальностью», роскошь,насаждаемая с помощью кинематографических образов, представляет собой резервуарзнаков и символов. Показательный пример — эмфаза знаков роскоши, введенная с«метасемиотической» осведомленностью Мартином Скорсезе вкинокартине «Эпоха невинности», снятой по роману Эдит Уортон. Егофильм — визуальный текст, который в летописи жизни североамериканскойаристократии XIX века отмечает в первую очередь детали: столы,накрытые по всем тонкостям этикета, порядок столового серебра, расположениефарфора, бокалов, эстетику еды.

В нынешнем сетевом обществепонятию моды сложно подобрать определение, непросто указатьсоциальные механизмы, которые ее порождают и которые она, в своюочередь, производит на свет, — эти трудности вызваны самим феноменоммоды, хоть и подвергшимся инфляции. И не случайно роскошь снова становитсяактуальной темой. Роскошь имеет отношение также кспособу владеть объектами. И обладание не может быть разъединено спотреблением, понимаемым в широком смысле, как система, которая моделируетсоциальные смыслы. Как мы указывали выше,потребление имеет коммуникативную, символическую, ритуальную ценность, системапотребительских отношений появляется раньше, чем использование благ. Этоособенно видно в способе капиталистическогопроизводства, в котором потребление представляет собой один измоментов социального воспроизводства, член цепочки «производство —обмен — потребление».

Наряду с потреблением, в основемеханизма, который моделирует социальное расслоение,опирающееся не только на экономический статус, и формы выражения вкусалежит значимость различия. Вкус, в своем «постмодернистском»варианте, образует связь между выбором эстетическим и выбором этическим,между стилями жизни и формами чувствительности. В сложной и уже ставшейклассической работе Пьера Бурдье «Различие,социальная критика суждения» социальное различие определяется как плодсложного сплетения элементов, которые черпаются из капиталов и экономического,и культурного. Определение и сегментация элит внутри себя производит «образыжизни», то есть «различные системы поведения» (Bourdieu1979: 267).

Нынешняя эпоха — эпоха всеобщейкоммуникации, новизна и быстрота являются сейчас двумяважнейшими ценностями. Оба понятия тесно связаны и с модой, и с роскошью, и обавлекут за собой распространение и разрушение.Перефразируя выражение Беньямина по поводу новизны, можно говорить о ее«деструктивном семиотическом характере»: то есть половина продукции или добраячасть потребления становится бесполезной потому, чтоизнашивается как знак, но не как «тело» (Benjamin1931). Действительно, общеизвестно, что сейчас «сбор и утилизация»старья и его замена «последними новинками» происходит на любой стадиисоциального воспроизводства в силу коммуникативных техник,которые, в ущерб так называемому «старью», повышают значимостьсимволических элементов: таких, например, как модульность, быстрота, дизайн,«виртуализованность», персонализованность. В этомсмысле роскошь, понимаемая в широком смысле, — содержиткоммуникативную ценность, ее живая материясостоит изинформации.

Именно начиная с увеличенияобъема информации в обществе тема роскоши возвращается: как ведущийэлемент экономики и как система символов, которая выходит за рамкиэкономического измерения, но имеет дело с глубиннымимотивами этого эпохального перехода. Роскошь снова выходит на переднийплан, так же как это произошло в XVIII веке во Франции, хотяпричины и действующие лица нынешнего выдвижения совсем другие. Мода идет в ногусо временем, быстрее, чем раньше, реагируя на изменения в обществе, иоказывается главным героем сегодняшних метаморфоз.Коммуникация становится самым настоящим способом производства, и в свете этойее роли мы не можем присвоить один лишь ограниченныйэкономический смысл, как сказал бы Батай,элементам «полюсов роскоши», например лейблу «made in Italy», бренду,увеличению количества журналов и специальных номеров,посвященных моде, но не только ей: посвященных роскоши как позе, философиисуществования, сфере желания. Роскошь снова выступает как новая аура объектов,она идет намного дальше, чем потребление, и касается глубинных механизмов, которыеруководят людьми в стремлении к обладанию вещами. Как толькоперед нами обнажается модный прием, уверяющий, что марка, имя, лейбл ручаютсяза одежду, и как только мы решаемся показаться в костюме «без логотипа»,чувство роскоши смещается совсем в другую сторону. Как пишет КарлоДуччи в «уникальном» номере Vogue Italia, «уже недостаточнофирменной марки или престижного лейбла для того, чтобы сделать объект роскошиуникальным товаром, важна длина очереди, в которую выстроились жаждущие его заполучить»(Ducci 2000).

Роскошным не является, например,как еще могло быть в конце ХХ века, дорогой имногофункциональный мобильный телефон — онкак раз «слишком»функционален и этим противоречит идее траты.Настоящая роскошь —это телефон, в котором в кнопки вставлены рубины, который собран вручную иможет быть изготовлен «по мерке», с использованием ценных металлови материалов, такие модели существуют, например, в «роскошной» линии Vertuкомпании Nokia, появившейся в 2002 году. Как пишет Микель Маффезоли, «естьчто-то от “траты” в атмосфере нашего времени» (Maffesoli2002: 92). «Социальный экстаз», который связан как с повышением внимания кчувствам и чувственному, так и с технологическим развитием:

«Антропологическая “потеря”выражается в современной форме. Цена вещей без цены, однимсловом, роскоши, которая находится за рамками экономики как таковой имировой экономики, характеризующей утилитарную современность» (Ibid.).

Рекламная кампания Diesel 2000года обыграла эту особенность в контексте глобализации, поместив в роскошныеинтерьеры молодых африканцев, одетых в роскошные наряды. Семантическая инверсияпородила примерно такое сообщение: «вот что могло бы быть, если бы богатым былтретий мир». Шоковый эффект послания основывается еще и на том,что западный потребитель рекламы прекрасно знает: именно вбольших городах Африки, да и всего постколониального мира, богатые купаются вроскоши, а основное население прозябает в нищете. Благодаряэтому знанию парадоксальные сцены приобретают реалистическую базу.

В январе 2003 года по случаюсвоего 150-летнего юбилея Levi’s устроила среди своих покупателейв Соединенных Штатах охоту за сокровищами: победитель получалпару синих джинсов, украшенных бриллиантами и 112 рубинами, акарманы штанов были набиты купюрами и маленькими слитками золота на общую суммув 150 тысяч долларов. Показательный пример очень частойоперации: превращения с помощью золота и драгоценных камней «скромной» вещиповседневного использования, такой как джинсы, в абсолютную ценность. Этаоперация составляет часть стратегии, которую мы можем определитькак «сюрреалистическую», соединяющую роскошь и моду. Кэтой же стратегии относится и практика, «обедняющая» вещи. «Обедняющий» приемслужит для того, чтобы подтвердить исключительность объектов, традиционноотносимых к «роскошному» измерению, таких как — если говорить ободежде и аксессуарах — меха и драгоценности. Ярким примером служит «выщипаннаянорка»: мех, из которого выдрали самые длинные волоски, так что он сталпоходить на бархат. Стоит этот мех намного дороже «мохнатого»,но прикидывается «пустячком»: таким образом, голливудская мечта 1950-х годов о норкепревращается в роскошь, которая прячется в исключительном («выщипанном»)назначении мифического объекта. Другой пример, «поконтрасту», — созданное Карло Тивиоли покрывало из кроличьей шерсти,обработанной в стиле пэчворк: дорогой материал и народная традициялоскутного шитья образуют оксюморон.

Во вселенной автомобиля, которыйявляется одновременно и «одеждой», и «домом» для тела и несет в себе настоящийсексуальный призыв, некоторое время назад появилась на редкость недвусмысленная рекламаRenault Espace. В основе кампании лежал слоган:«А если настоящая роскошь — это… больше места для себя самих?». Девиз, кажется,подражает очерку Ханса Магнуса Энценсбергера о роскоши, в которомнемецкий писатель утверждает, что роскошь ориентируется, в порядке возрастания,на такие ценности, как время, внимание, пространство, спокойствие,одежда, надежность. Данные ценности не зависят от социального статуса —более того, сегодня элита не может себе позволить многое из этогосписка — и, по иронии судьбы, остаются прерогативами масс безработных, старикови бродяг, которые, как правило, распоряжаются болеесвободно собой и своим временем, хотя и не считают это привилегией(Enzensberger 1997: 164–167).

В первом десятилетии XXI века —после кризиса многих убеждений и образов жизни, после 11 сентября 2001 года —понятие роскоши отодвигается все дальше отрасхожего выражения «позволить себе роскошь…». Сейчас речь идет о роскоши,которая связана с нарушением норм, которая оказываетпредпочтение уникальному, а не серийному объекту, для которой тело —главный герой новых знаменательных событий под вывеской«благополучие». О роскоши, содержание которой передают бодлеровские строки:«Этот мир таинственной мечты, / Неги, ласк, любви и красоты».

Переводс итальянского Анны Красниковой

Литература

Лотман 2004 — Лотман Ю. Культура и взрыв //Лотман Ю. Семиосфера. СПб., 2004.

Agalma 2002 — Agalma. Rivistadi studi culturali e di estetica. Vol. 2. Il lusso oscuro oggetto deldesiderio. Roma, Meltemi, 2002.

Bailleaux & Remaury 1996 — BailleauxN., Remaury B. Moda. Usi e costumi del vestire. Milano, 1996.

Barthes 1967 — Barthes R. Systиme de laMode. Paris, 1967.

Barthes 1998 — Barthes R. Scritti. Societа, testo,comunicazione // Barthes R. Oeuvres completes. Torino, 1998.

Bataille 1943 — Bataille G. L’experienceinterieure. Paris, 1943.

Bataille 1949 — Bataille G. La part maudite precede par Lanotion de depense. Paris, 1949.

Baudelaire 1863 — Baudelaire Ch. La peintre de lavie moderne. 1863.

Baudrillard 1976 — Baudrillard J. L’echange simbolique et la mort. Paris, 1976.

Benjamin 1931 — Benjamin W. Der destruktiverCharakter // Gesammelte Schriften. V. IV. T. 1. 1931.

Benjamin 1982 — Benjamin W. Das Passagen-Werk.Frankfurt a.M., 1982.

Borghero 1974 — Borghero C. La polemica sullusso nel Settecento francese. Torino, 1974.

Bourdieu 1979 — Bourdieu P. La distinction.Paris, 1979.

Caillois 1939 — Caillois R. Theorie de la fete// Le College de Sociologie (1937–1939). Paris, 1979. Pp. 363–393.

Calefato 1996 — Calefato P. Mass moda.Linguaggio e immaginario del corpo rivestito. Genova, 1996.

Calefato 1999 — Calefato P. Moda, corpo, mito. Roma, 1999.

Calefato 2003 — CalefatoP. Lusso. Roma,2003.

De Pisis 1981 — De Pisis F. Adamo, odell’eleganza. Bologna, 1981.

Douglas & Isherwood 1979 — DouglasM., Isherwood B. The World of Goods: Towards an Anthropology of Consumption.London, 1979.

Ducci 2000 — Ducci C. What’s inique today //Vogue Unique Italia. Settembre. 2000.

Enzensberger 1997 — Enzensberger H.M. Zickzack.Frankfurt a.M., 1997.

Greimas 1983 — Greimas A.J. Du Sens II. Essaissemiotique. Paris, 1983.

Heidegger 1977 — Heidegger M. Vier Seminar.Frankfurt a.M., 1977.

Leopardi 1827 — LeopardiG. Dialogo della Moda e della Morte // Operette morali. Torino, 1976.

Lipovetski 1987 — Lipovetski G. L’empire de l’ephemere. Paris, 1987.

Maffesoli 2002 — Maffesoli M. Vitalismo edempatia: lusso postmoderno // Agalma. Vol. 2. 2002. Pp. 91–95.

Mauss 1950 — Mauss M. Essai sur le don //Sociologie et anthropologie. Paris, 1950.

Morin 1957 — Morin E. Les Stars. Paris, 1957.

Perrot 1995 — Perrot Ph. Le luxe. Une richesseentre faste et confort. XVIIIe–XIXe siecle.Paris, 1995.

Poe 1840 — Poe E.A. The Man of the Crowd.1840.

Pouillon 1979 — Pouillon F. Lusso //Enciclopedia. Vol. 8. Torino, 1979.

Proust 1913 — Proust M.Du cote de chez Swann. 1913.

Remaury 1994 — Remaury B. Dictionnaire de lamode au XXe siecle.Paris, 1994.

Simmel 1895 — Simmel G. Zur Psychologie derMode. 1895.

Simmel 1900 — Simmel G. Philosophie desGeldes. 1900.

Sombart 1913 — Sombart W. Luxus undKapitalismus. 1913.

Vanit s 1993 — Vanites.Photographies de mode des XIXe et XXe siecles. Paris, 1993.

Veblen 1899 — Veblen Th. The Theory of theLeisure Class. 1899.

Weber 1904–1905 — Weber M. Die protestantischeEthik und der Geist derKapitalismus. 1904–1905.


[1]О потреблении моды женщиной см.: Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.С. 194. (Здесь и далее — прим.пер.)

[2]Барт Р. Дендизм и мода // Барт Р. Система Моды. М., 2003. С. 393–398. Цитаты изстатьи см. указ. соч.: 394–395.

[3]Цитата из романа «В сторону Свана» приводится в переводе А.А. Франковского поизданию: Пруст М. В поисках утраченного времени. Книга I. В сторону Свана.СПб., 1992.

[4] Батай Ж. Проклятая часть. М.,2006.

[5] Батай Ж. Внутренний опыт. СПб,1997.

Калефато Патриция
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).