![]() | ![]() | Фонд «Общественное мнение» |
121552, Москва, ул. Островная, д. 2; тел.: (495) 745-87-65; факс: (095) 745-89-03; e-mail: fom@fom.ru |
Прошедший в Австрии и Швейцарии Чемпионат Европы по футболу вызвал большой резонанс в российском обществе: он широко освещался и обсуждался в СМИ, успехи нашей сборной были отмечены массовыми ночными гуляньями на улицах многих городов (напомним, что сборная России впервые за 20 лет вышла в полуфинал турнира).
Как показал опрос, интерес наших сограждан к Чемпионату был высоким: следили за его ходом почти две трети опрошенных (62%). Для сравнения: за Чемпионатом Европы в Португалии (2004 год) следили 41% россиян, а трансляции Чемпионата мира из Германии (2006 год) смотрели 44% опрошенных.
Вполне понятно, что среди мужчин доля следивших за событиями в Австрии и Швейцарии была существенно выше средних показателей – 75%; однако впечатляет доля интересовавшихся Чемпионатом женщин – ровно половина (перед футбольным турниром о своем намерении смотреть игры заявляли треть опрошенных женщин).
Перипетии Чемпионата больше увлекли молодое поколение, чем пожилых: среди 18–35-летних следили за ним 71%, тогда как среди людей в возрасте от 55 лет – лишь 49%. Футбольная лихорадка сильнее затронула горожан, нежели сельских жителей: смотрели футбол 82% москвичей, 68% жителей крупных городов и только 53% сельчан.
Все, кто следил за ходом европейского Чемпионата, посмотрели хотя бы одну игру с участием российской сборной, однако все пять игр (с Испанией, Грецией, Швецией, Голландией и снова с Испанией) видели только 24% опрошенных. По-видимому, основная часть зрителей начала присоединяться к заядлым болельщикам после удачной игры нашей команды с командой Греции: 33% опрошенных сказали, что смотрели три и менее игр с участием нашей сборной.
Подавляющее большинство респондентов (70%) сочли выступление россиян на Евро-2008 удачным, и только 7% считают его неудачным (23% не смогли дать оценку).
Людям, так или иначе оценившим выступление сборной России, задали открытые вопросы о том, в чем они видят причину удачного (неудачного) выступления команды. Основную заслугу в хорошем выступлении россиян люди приписывают главному тренеру сборной Гусу Хиддинку (30%, или 43% считающих наше выступление успешным). О хорошей игре футболистов, их профессионализме, мастерстве, старании сказали 15% опрошенных; 7% отметили успешную подготовительную работу команды перед Чемпионатом Европы; 5% – волю к победе, боевой дух наших спортсменов. Назывались и другие причины, не относящиеся напрямую к команде: большие денежные вложения (4%), удача, случай (3%) и др. Те, кто счел выступление сборной неудачным, говорили о невысоком мастерстве и недостаточной готовности игроков, их усталости, отсутствии воли к победе и пр. (по 1–2% ответов).
А какой результат нашей сборной россияне считали наиболее вероятным перед началом Чемпионата? Как оказалось, более трети респондентов (37%) полагали, что сборная выступит хуже, чем получилось, то есть не дойдет до полуфинала. Еще 19% ожидали, по их словам, типичного за последние 20 лет выступления команды в финальной части крупных футбольных форумов (чемпионатов мира и Европы) – остановки на групповой стадии турнира. Выход в полуфинал прогнозировали 11% опрошенных, а более высокий результат – выход в финал или победу в турнире – 13%.
Оправдала или не оправдала сборная России ожидания респондентов? Половина опрошенных (52%) отмечают, что команда выступила лучше, чем они предполагали. Лишь 7% заявили, что сборная не оправдала их надежд, а 10% сказали, что игра команды полностью соответствовала их ожиданиям (около трети опрошенных затруднились ответить на этот вопрос).
Среди команд-участниц Евро-2008 самое сильное впечатление произвели на россиян сборные России и Испании (44% и 40% соответственно), значительно уступают им сборные Германии и Голландии (17% и 16% соответственно). Остальные команды набрали сравнительно мало голосов. Заметим, что игру сборной Турции (полуфиналиста) выделили лишь 5% респондентов.
Что касается наиболее запомнившихся футболистов, то здесь безоговорочно лидируют российские спортсмены Андрей Аршавин, игру которого отметили 28% респондентов, и Роман Павлюченко (15%).
Естественно, респондентам были заданы вопросы относительно бурных празднеств по случаю побед нашей команды. Половина опрошенных (51%) утверждают, что уличные гулянья происходили и там, где они живут. В основном празднества затронули крупные города: факт послефутбольных гуляний отметили 90% москвичей, 80% жителей крупных городов, тогда как в малых городах об этом говорили 41%, а в селах – 18%. Принимали участие в этих торжествах 8% опрошенных. Понятно, что среди молодежи эта доля заметно выше, – 17%.
Люди довольно доброжелательно отнеслись к выплеснувшимся на улицы проявлениям эмоций своих сограждан: среди тех, в чьих городах и селах на улицах отмечались футбольные успехи нашей команды, 48% (или 24% от всех опрошенных) заявили, что им понравились эти действа, не понравились они 24% (12% от всех опрошенных), остальные затруднились дать оценку.
Респондентов попросили указать в форме ответов на открытые вопросы, что же именно им понравилось (или не понравилось) в уличных празднованиях. Чаще всего люди говорили, что им понравилась сама атмосфера праздника: радость, веселье (12%), отмечали чувство единения, сплоченности (5%), чувство гордости за свою страну (4%), за национальную сборную (2%), выделяли также и то, что празднование прошло спокойно, без хулиганских действий (2%). Не понравились главным образом шум в ночные часы (8%), хулиганские действия некоторых болельщиков (3%), большое количество пьяных (2%), грязь, мусор на улицах после гуляний (1%).
Александр Куракин
Чуть больше половины опрошенных россиян (54%) отнесли себя к числу людей, которые стремятся иметь как можно больше денег (39% опрошенных сказали, что не стремятся к этому). За три года, с момента аналогичного опроса в июле 2005 г., доля стремящихся к деньгам немного снизилась (было – 58%).
Чаще к деньгам стремятся, конечно же, молодые респонденты (74%), но и среди них это декларируется уже реже, чем в 2005 г. (78%). Также стремлением к деньгам выделяются россияне с высшим образованием (64%), и те, кто имеет доход выше среднего (64%).
Отвечая на открытый вопрос о том, что именно они делают ради того, чтобы иметь побольше денег, 36% респондентов заявили, что много работают, берут подработки. 4% используют свое подсобное хозяйство для выращивания фруктов, овощей или даже «птицы, поросят» на продажу или для собственного потребления. Столько же опрошенных повышают свой профессиональный и образовательный уровень, чтобы впоследствии увеличить заработки. 3% ответили, что ищут лучше оплачиваемую работу, 2% стараются меньше тратить, экономят.
Лишь каждый четвертый участник опроса (27%) полагает, что у него есть шанс стать человеком, имеющим много денег. Такие представления более характерны для молодых людей (52%), лиц с высшим образованием (44%) и с доходами выше среднего уровня (40%).
Социально-демографические характеристики в значительной мере определяют стратегии повседневного управления бюджетом, и это, в частности, проявляется в том, какие суммы люди берут с собой, выходя из дома. В среднем по выборке 44% опрошенных берут с собой столько денег, сколько планируют потратить. Граждане с низкими доходами, люди пенсионного возраста и жители сел, будучи весьма ограничены в средствах, более сдержаны в ежедневных расходах; имеющиеся у них при себе суммы обычно соответствуют запланированным расходам. Почти четверть опрошенных россиян обычно имеют при себе больше, чем планируют потратить. Среди них чаще встречается молодежь (32%), люди с высшим образованием (35%) и те, чей доход выше среднего уровня (31%), а также жители Москвы (33%) и других мегаполисов (30%).
Сумма денег, позволяющая человеку чувствовать себя комфортно, выходя из дома, в среднем по России составляет 2900 руб. Это средний показатель по выборке: вопрос был открытым, и респонденты называли суммы без «подсказок». Но различия между социально-демографическими группами весьма ощутимы: так, мужчинам требуется иметь при себе больше денег (3280 руб.), чем женщинам (2580 руб.). Молодежи (3530 руб.) – больше, чем людям среднего (2930 руб.) и пенсионного (1970 руб.) возраста.
О рациональности подхода к управлению личным бюджетом можно в известной мере судить по тому, насколько осмысленно совершаются покупки. Две трети россиян уверяют, что они не покупают вещи, которое затем оказываются ненужными. Но среди тех, с кем это все-таки случается (а таковых – 27%), чаще встречается молодежь (40%), люди с высшим образованием (44%), а также имеющие доход выше среднего (37%).
Эффективность планирования расходов выражается, кроме того, в том, остаются ли у человека (семьи) деньги до следующей зарплаты (пенсии, стипендии). У 67% опрошенных бывает, что до следующей зарплаты денег не остается, причем у 33% это случается изредка, и у такой же доли – часто. Почти трети респондентов (29%) удается правильно распланировать свои траты, и им всегда хватает денег до следующей зарплаты. Более эффективными в плане управления собственным бюджетом являются люди пенсионного возраста (36%), лица с высшим образованием (37%) и люди с доходом выше среднего уровня (40%) – видимо, по разным причинам, – а также жители Москвы (40%) и мегаполисов (45%).
Тех, кому иногда не хватает до зарплаты, спросили, как они поступают в такой ситуации, причем респондентам были предложены четыре варианта ответа. Чаще всего опрошенные говорили, что берут деньги в долг (32%), почти столь же часто (29%) – что снижают расходы, экономят. К использованию «заначки», отложенных денег прибегают 6% опрошенных (чаще других это москвичи – 12%). Последний вариант ответа – «сдаю вещи в ломбард» – не назвал практически никто.
Респондентов попросили продолжить фразу «для меня деньги – это…». Большинство опрошенных (52%) определили деньги как средство к существованию, необходимое условие удовлетворения жизненных потребностей. Для 9% деньги – это благополучная жизнь, комфортная, без забот. Для 6% – инструмент достижения определенных целей, удовлетворения конкретных нужд, запросов (например, «сытые, обутые дети», «еда», «жилье», «средства для получения высшего образования», «реализация своих идей, творчества»). 3% опрошенных видят в деньгах «зло», источник всех проблем, а 5% говорят, что деньги – это не главное в жизни, «мусор». Для 3% россиян деньги – это свобода, независимость, для 2% – «мечта», «самоцель». Еще 2% определяют деньги как то, чего «всегда не хватает» (2%).
Екатерина Шумакова
Престиж милиции в российском обществе невысок – хотя, похоже, и не так низок, как принято считать. В самом деле: 61% опрошенных уверены, что среди населения сегодня преобладает отрицательное отношение к милиции, тогда как противоположное мнение – о преобладании положительного отношения – встречается втрое реже (19%). Вместе с тем, когда респондентов спрашивают, доверяют ли они сами милиции, распределение ответов оказывается далеко не столь однозначным: доверяют – 39%, не доверяют – 46% (прочие затрудняются с ответом). Среди сельских жителей, отметим, доверяющих этому институту даже несколько больше, чем не доверяющих (46 и 41% соответственно).
Высоко оценивают деятельность милиции немногие: 13% опрошенных считают, что она работает хорошо или отлично. При этом треть респондентов (32%) характеризуют ее работу как плохую или очень плохую, а 39% говорят, что она работает удовлетворительно. Любопытно, что молодежь оценивает работу милиции несколько благосклоннее, чем старшие поколения (19% – как хорошую или отличную, 28% – как плохую или очень плохую), при том, что на вопрос о доверии к ней представители разных поколений отвечают одинаково. Заметим, что оценки работы милиции постепенно повышаются: так, за три года, с 2005-го, доля положительных мнений выросла с 9 до 13%, а доля отрицательных сократилась с 37 до 32%.
Однако, пожалуй, вернее всего отношение граждан к милиции можно оценить по тому, насколько они склонны к контакту с ней, готовы полагаться на нее и прибегать к ее помощи. Телефонный номер, по которому можно срочно вызвать милицию – 02, – знаком почти всем (его назвали 92% опрошенных, ошибочные ответы дали 3%, прочие – затруднились с ответом), но на практике когда-либо звонили по нему 28% россиян (22% мужчин, 35% женщин). Что же касается установки на обращение в милицию, то мы выясняли ее распространенность, предложив участникам опроса представить, что у них украли кошелек с месячной зарплатой, пенсией или стипендией. Треть респондентов (34%) говорят, что обратились бы в милицию в такой ситуации, большинство (55%) – что не стали бы туда обращаться. Причем распределение ответов на этот вопрос практически не зависит от возраста, уровня образования и доходов респондентов.
И тех, кто обратился бы в таком случае в милицию, и тех, кто, по их словам, этого не сделал бы, попросили пояснить, почему они поступили бы именно так. Отвечая на соответствующий открытый вопрос, первые чаще всего выражали надежду на возвращение похищенного (12% от всех опрошенных): изредка твердо («уверен, что там, где я живу, обязательно найдут»), обычно – весьма неуверенно («вдруг задержат воров и вернут деньги»; «есть какой-то шанс получить кошелек»; «может, поищут»; «надежды мало, но вдруг бы и нашли»). Часто респонденты просто констатировали, что искать преступников – прямая обязанность милиции: «это их работа»; «пусть займутся делом»; «а куда еще обратиться?»; «пусть отрабатывают зарплату» (9%). Некоторые рассматривают такое обращение как пустую формальность («лишь для проформы, все равно бы не нашли»; «для самоуспокоения, хотя навряд ли найдут»; «попытка не пытка»; «чисто символически» – 3%), кто-то декларирует, что «вор должен сидеть в тюрьме» (2%), кто-то объясняет, что гипотетическая потеря была бы тяжела («живем на одну зарплату», «жить на что-то надо» – 2%), по умолчанию полагая, что обращение принесет результат.
Те же, кто в милицию из-за украденного кошелька не пошел бы, говорят, как правило, что это ничего не дало бы, демонстрируя полную уверенность в бессилии милиции в подобных ситуациях: «не найдут»; «нет смысла»; «нет толку»; «потому что уверена, что ничего не найдут»; «результата не будет»; «это бесполезно»; «пустое дело» (37%). Некоторые убеждены, что милиция и заниматься подобным делом не станет («не будут даже пытаться искать»; «не будут возиться»; «милиция ничего не ищет, только пьяных собирает» – 6%). Другие говорят о неизбежной, по их мнению, волоките, трате времени и нервов («бумажная волокита»; «долгая процедура»; «времени своего жаль» – 5%); или просто выражают недоверие милиции и нежелание иметь с ней дело («не доверяю милиции»; «нет веры»; «не хочу связываться»; «в милицию не пойду все равно, хоть убивать будут» – 5%).
На практике 38% опрошенных когда-либо обращались в милицию (60% – не обращались, 2% – не помнят, затрудняются с ответом), причем 17% – в последний раз делали это совсем недавно, в последние год-два. Чаще всего – как раз в связи с кражами: всех, кто когда-либо обращался в милицию, спросили о причинах последнего обращения, и 18% (от всех опрошенных) назвали кражи разного типа. Реже – в связи с различными случаями хулиганства, драками (5%), с бытовыми проблемами (4%), семейными (3%) и т. д. И надо сказать, что на каждого удовлетворенного результатами своего последнего обращения в милицию приходится двое недовольных (12% и 24% от всех опрошенных). Причем отношение к милиции, естественно, весьма ощутимо зависит от собственного опыта взаимодействия с ней. Во всяком случае, среди доверяющих милиции чуть более трети обращались к ней, и 20% остались удовлетворены результатами, а 15% – не удовлетворены. А среди тех, кто милиции не доверяет, результатами последнего обращения довольны лишь 7%, недовольны же – 33% (прочие – не обращались).
Участников опроса спросили также, ощущают ли они лично беспокойство, тревогу, когда к ним обращаются сотрудники милиции, и 22% опрошенных признали, что испытывают такие чувства. Втрое чаще респонденты говорили, что ничего подобного не чувствуют (66%); 12% – затруднились с ответом (представляется, затруднение в данном случае свидетельствует о том, что подобное чувство респонденту, по крайней мере, не чуждо). Ни возраст, ни уровень образования, ни уровень доходов респондентов, отметим, на распределение ответов на данный вопрос не влияют. Пытаясь объяснить чувство беспокойства (тем, кто его испытывает, был задан соответствующий открытый вопрос), респонденты говорили о своем недоверии к сотрудникам милиции («жду подвоха от них»; «не знаешь, что у них на уме, добра не ждешь» – 3%), безотчетном страхе («боюсь милиции»; «не знаю почему, но какое-то волнение испытываю» – 3%), о милицейском произволе («тебя могут обвинить ни за что»; «могут превысить свои полномочия, лучше подальше от них держаться»; «проверяют карманы, унизят человеческое достоинство» – 3%), грубости, агрессивности и корыстолюбии сотрудников милиции («они ощущают власть надо мной»; «просят взятки»; «те же бандиты, только легально оружие носят» – 3%) и т. д.
В заключение отметим, что у 53% респондентов есть знакомые, работающие в милиции сейчас или работавшие в прошлом. И в этой группе опрошенных доля испытывающих беспокойство, тревогу, когда к ним обращаются сотрудники милиции, не ниже, а даже чуть выше, чем среди тех, у кого знакомых милиционеров – нынешних или бывших – нет (23% и 20% соответственно).
Григорий Кертман
Судя по результатам опроса, изделия из льна, льняных тканей пользуются среди россиян популярностью. Так, 70% респондентов на вопрос, нравятся ли им изделия из льна, ответили утвердительно и только 6% – отрицательно. Около четверти участников опроса – 24% – не смогли сформулировать свое отношение к льняным вещам. Мужчины значительно чаще затруднялись ответить на этот вопрос, чем женщины.
Чем нравятся россиянам лен и изделия из него? Вопрос об этом был предложен респондентам в открытой форме. Треть участников опроса (32%) считают, что одежда из этого материала комфортна, приятна для тела: «в жару одежда из льна холодит»; «воздух пропускают»; «для тела благоприятный»; «дышит кожа»; «идеальны для лета»; «к телу лучше»; «легкая»; «удобно и приятно». Четверть респондентов (25%) подчеркнули важность натурального происхождения и «экологичности» льняных тканей: «все естественное, в нем нет ничего искусственного»; «здоровые, натуральные»; «лен – это же экология, чистый материал»; «меньше химии»; «натуральное волокно»; «натуральностью происхождения»; «это природный продукт, не синтетика»; «это самая экологичная ткань». Еще 5% опрошенных говорили о том, что лен полезен (как минимум не вреден) для здоровья, не вызывает аллергии: «аллергии нет»; «безвредные»; «гигиеничные»; «для здоровья хорошо»; «не приносят вреда здоровью». Еще одно из указанных респондентами достоинств льняных изделий – практичность, удобство в использовании (19%): «хорошо гладится…»; «долго носится, очень практичный»; «не рвутся, отстирываются»; «удобно ухаживать, стирать». 3% опрошенных считают, что льняные вещи – красивые, модные: «красиво»; «рисунок приятный…»; «стильные…»; «это модно». Еще 1% подчеркнули, что лен – это традиционная для России ткань: «исконно русская ткань»; «исконно русское сырье»; «традиционное, испытанное».
Те, кому не нравятся льняные вещи, в ответах на соответствующий открытый вопрос чаще всего ссылались на их непрактичность (3%): «гладить тяжело»; «льняные ткани и изделия из них сильно тянутся»; «мнется»; «некачественная»; «плохо ведут себя в носке». По 1% респондентов высказали мнение, что ткани из льна – грубые и жесткие («жесткие»; «хлопок лучше, лен грубый»), что они некрасивые, немодные («выглядят не так эффектно»; «немодно»; «некрасиво в носке»).
Большинство (54%) участников опроса сказали, что там, где они живут, есть в продаже изделия из льна, 16% ответили, что таких изделий в продаже нет. Существенная часть респондентов (30%) затруднились ответить на этот вопрос. Женщины проявили большую, по сравнению с мужчинами, осведомленность: 60% из них ответили на вопрос утвердительно, 19% – отрицательно, а 20% – затруднились с ответом, в то время как среди мужчин затруднившихся ответить оказалось 41%, ответивших утвердительно – 46%, а отрицательно – 12%. В сельской местности и в малых городах, судя по ответам респондентов, льняные изделия встречаются в продаже реже, чем в больших городах. Вещи из льна доступны по цене таким людям, как они, – так считают 42% опрошенных. Около трети участников опроса (31%) считают, что льняные вещи для них недоступны. Остальные (27%) затруднились ответить.
Льняная одежда, предметы домашнего обихода – скатерти, постельное белье – есть в большинстве российских семей. Только 17% опрошенных заявили, что в их доме изделий из льна нет, и еще 10% не смогли ответить на этот вопрос. 29% респондентов сказали, что в их семьях есть и одежда, и предметы обихода из льна. У четверти опрошенных (25%) имеются только предметы домашнего обихода из льна, а у 10% – только льняная одежда. Как и в ответах на остальные вопросы о льне и льняных изделиях, представительницы прекрасного пола проявили здесь большую осведомленность, чем мужчины.
Елена Васильева