будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 13, 2025
Медленное чтение

Россияне о планах на жизнь, стоматологии и гламуре

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2; тел.: (495) 745-8765, 936-4118;
факс: (495) 745-8903, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru
Россияне о планах на жизнь. Характер опасений : Распространенность современных практик среди населения России : Визит к стоматологу. Профилактика и лечение : Немного о гламуре
 

Россияне о планах на жизнь. Характер опасений

В восприятии значительного числа российских граждан государство предстает не просто как фактор, в принципиальном плане задающий социально-политический контекст повседневности, но и как сила, присутствие которой ощущается (реально или потенциально) в жизни рядового человека.

В ситуации возможной угрозы со стороны тех или иных социальных субъектов 15% респондентов рассчитывают на помощь властей (несколько чаще других это люди с высшим образованием и относительно высоким уровнем доходов - по 20%), 22% - на такую помощь не рассчитывают, а 2% не дали на этот вопрос однозначного ответа (вопрос задавался тем респондентам, которые сказали, что есть люди или группы людей, которые вызывают у них опасения, - 39% от выборки).

Отвечая на открытый вопрос, кого именно они опасаются, россияне называли прежде всего бандитов и алкоголиков (9% в обоих случаях); чуть реже (7%) - разного рода агрессивные группировки ("РНЕ"; "неофашистов"; "националистические группировки"; "бритоголовые"; "скинхеды, расисты"; "группы вроде фашистов"). Экстремистов и террористов упомянули 5% респондентов; 3% испытывают опасения перед компаниями молодых людей, столько же - опасаются "людей приезжих, говорящих на чужом языке", еще 2% - "хулиганов". Некоторые респонденты говорили, что опасения у них вызывает власть - "государство" как таковое или персонифицированное в лице "депутата", "некоторых в Думе", "политических деятелей" (2%)[1]. В список "опасных людей" также попали чиновники и представители силовых структур, олигархи и бомжи, представители религиозных сект, маньяки и просто агрессивные люди (по 1% респондентов), а также безработные.

Любопытным аспектом проблемы "личность - государство" является представление людей о том, способно ли государство - будь то его конкретные представители или принципы управления, законы, властные модели, - повлиять на планы, которые люди строят в своей повседневной жизни. Строят такие планы большинство россиян (62%). Чаще всего речь идет о планах на ближайшее будущее (35% опрошенных); каждый пятый респондент (22%) говорит о планах как на ближайшее, так и на отдаленное будущее (это отличает прежде всего молодых - 38%, а также людей с высшим образованием - 33%); 4% сказали, что строят планы только на отдаленное будущее.

Оценивая роль государства в своей сегодняшней жизни, 42% от числа тех, кто строит какие-либо планы, сказали, что государство никак не влияет на их осуществление. Четверть (25%) представителей данной группы опрошенных заявили, что государство сегодня в основном мешает реализации их жизненных планов, а 16% - что, напротив, помогает. Любопытно, что чаще всего о государстве как "способствующем факторе" говорили те, кто строит планы только на отдаленное будущее (23% от этой группы).

О том, будет ли в будущем государство способствовать или препятствовать осуществлению жизненных планов россиян или же никак на это не повлияет, значительная часть представителей анализируемой группы судить не взялись (37% от числа тех, у кого есть планы на жизнь). По мнению каждого четвертого респондента названной группы (25%), государство не повлияет на реализацию его планов, столько же (24%) думают, что оно будет этому способствовать (об этом опять-таки чаще заявляют люди, имеющие только долгосрочные планы, - 31% из их числа), а 15% - что препятствовать.

Последних попросили пояснить (в форме ответа на открытый вопрос), каким именно образом власти могут помешать реализации их жизненных планов. Респонденты называли факторы общесоциального характера, задающие горизонт практических возможностей человека, прежде всего - экономические: рост цен и инфляцию (3%), низкие зарплаты и пенсии (1%). Некоторые думают, что осуществлению их планов помешают плохие законы ("неправильно принятые законы, строящие препоны в жизненных ситуациях"; "…нет поддержки со стороны власти для сельских жителей"; "законы плохие - у нас все против людей" - 2%), отсутствие в стране порядка и стабильности (1%), "бюрократия на всех уровнях" (1%). Некоторые респонденты говорили о конкретных проблемах в сфере медицины и образования, осложняющих их жизнь в настоящем и способных негативно повлиять на будущее ("мало выделяют средств на бесплатные медикаменты, особенно для диабетиков"; "не дают бесплатно учиться" - 1%).

Ирина Шмерлина

наверх

Распространенность современных практик среди населения России

За последние полтора десятилетия в повседневную жизнь рядовых россиян вошло множество новых реалий, практик и технологий, значительная часть которых прежде была недоступна нашим согражданам. Сегодня россияне могут путешествовать за границей, пользоваться мобильной связью и Интернетом, свободно покупать или продавать валюту и ценные бумаги, заниматься в фитнес-клубах или расплачиваться за покупки с помощью пластиковых карт и многое другое. Однако далеко не все из сегодняшних россиян включены в эти социальные практики; освоение новых реалий происходит весьма неравномерно - и во времени, и в различных слоях общества.

Начиная с 2005 года, ФОМ периодически отслеживает степень включенности населения в современные реалии: респондентам предлагается карточка с перечнем новых практик и технологий и их просят отметить те, которые они использовали за последние два-три года. В карточку включены 17 позиций, по большей части отражающих те или иные характеристики образа жизни "человека современного". Например, такие позиции, как пользование компьютером, Интернетом, мобильным телефоном, свидетельствуют о причастности человека к современным технологиям. Такие варианты ответов, как получение дополнительного образования, поездки за границу, покупка туристического и/или спортивного снаряжения, на наш взгляд, являются показателями стремления расширить свой жизненный горизонт. Новые реалии в сфере финансового поведения отражены в таких позициях, как покупка товаров в кредит; получение кредитов в банке, обращение с иностранной валютой, использование пластиковой карточки при расчетах, вложение средств в акции и другие виды ценных бумаг. Новые для россиян практики и способы оптимизации времени (еще одна характеристика именно современного образа жизни) - пользование услугами домработниц и нянь и услугой доставки товаров на дом. К этой группе с определенной оговоркой можно отнести еще две практики, которые, строго говоря, нельзя назвать совсем уж новыми, - а именно вождение автомобиля и полеты на самолетах, однако обе они сегодня также являются элементами современного образа жизни, характерного для наиболее "продвинутых" слоев населения. Наконец, еще одна особенность образа жизни "человека современного" - забота о здоровье и внешнем виде (в нашей карточке представленная такими вариантами, как занятия в фитнес-центре или спорт-клубе и посещение косметических салонов)[2].

За время, прошедшее с момента первого замера Фондом "Общественное мнение" степени освоенности россиянами упомянутых практик и технологий, в распределениях ответов респондентов произошли определенные изменения. В первую очередь нужно отметить, что ощутимо сократилась для тех, кто оказался невключенным ни в одну из современных реалий, - с 38% в апреле 2005 года до 24% в сентябре 2007 года. Наиболее высокая доля "невключенных" наблюдается среди респондентов в возрасте от 55 лет (57%) и малообразованных россиян (60%), также сравнительно большим является количество таких респондентов среди малообеспеченных граждан (35%) и жителей сел (33%).

За два с половиной года резко выросла доля россиян, пользующихся мобильным телефоном: с 39% до 69%. Пользователей мобильников чаще всего можно встретить среди молодежи, респондентов с высшим образованием, относительно обеспеченных граждан и москвичей.

Увеличилась доля респондентов, пользующихся кредитами, - сегодня товары в кредит приобретают 28% (рост на 7 п.п.), берут кредит в банке 21% (рост на 9 п.п.). Кредитами - и банковскими, и потребительскими - чаще прочих пользуются респонденты молодого и среднего возраста, лица с относительно высокими доходами; покупки в кредит чаще осуществляют люди со средним специальным образованием, а те, у кого высшее образование, респонденты чаще обращаются за кредитом в банк.

За прошедшее время выросла доля россиян, работающих за компьютером - с 19% до 24%, и число людей, пользующихся электронной почтой, - с 8% до 15%. Тем и другим чаще всего пользуются представители молодого поколения, высокообразованные и обеспеченные респонденты, жители столицы и мегаполисов.

В целом же, как видно из приведенных данных, наиболее активно россияне сегодня осваивают современные технологии и средства коммуникации, а также такую новую для нас финансовую практику, как жизнь в кредит. Что касается остальных тестируемых социальных практик, то доля включенных в них граждан за прошедшее время практически не изменилась. Единственное - люди несколько реже стали говорить о пользовании валютой: если весной 2005 года назад об этом упоминали 13%, то сегодня - только 8%.

Наименее освоенными остаются для россиян практики, относящиеся к таким сферам современной жизни, как оптимизация времени и забота о внешности и здоровье - по-прежнему доля обращающихся к ним людей не достигает десятой части опрошенных.

Людмила Преснякова

наверх

Визит к стоматологу. Профилактика и лечение

Массовые средства информации постоянно транслируют образы белозубых красоток и красавцев, подтверждающих, что здоровье и внешний вид зубов сегодня крайне важны. В таком информационном контексте фигура стоматолога претендует на то, чтобы больше не вызывать ассоциации с дрожащими в коридоре пациентами, но свидетельствовать о стремлении к красоте и здоровью. Мы решили выяснить, как россияне относятся к состоянию своих зубов и к посещениям стоматологического кабинета.

По данным опроса, 40% россиян полагают, что состояние их зубов и десен можно оценить как плохое, еще столько же (41%) оценивают это состояние как среднее, и лишь 17% убеждены, что у них во рту все в порядке. Полученные ответы напрямую зависят от оценок респондентами своего здоровья в целом. Половина вошедших в выборку россиян (50%) оценивают общее состояние своего здоровья как среднее, около четверти (27%) - как хорошее, и пятая часть (21%) - как плохое. Причем респонденты с хорошим здоровьем чаще говорят, что у них нет проблем с зубами (69% из них), оценивают состояние своих зубов как среднее 62% людей со средним здоровьем, как плохое - 40% из числа тех, кто считает, что у него здоровье плохое. Критически оценивают состояние своих зубов чаще других также лица в возрасте от 55 лет и с образованием ниже среднего (66-67%), а среди людей с высшим образованием и жителей мегаполисов, напротив, относительно велика доля полагающих, что с зубами у них все в порядке (28 и 25% соответственно).

При этом около трети респондентов (30%) отмечают, что не следят за состоянием зубов и десен (особенно много таких людей среди респондентов без высшего образования и пожилых), в то время как две трети (67%) следят. Неудивительно, что те, кто оценивает состояние своих зубов и десен как хорошее, чаще, по самооценкам, следят за ними (86% среди них).

Четверть опрошенных (25%) отметили, что были у стоматолога не более полугода назад, еще 18% посещали его в течение последнего года, 23% - 1-2 года назад, 13% - 3-5 лет назад. Иными словами, большинство респондентов (79%) указали, что хотя бы единожды посещали стоматолога в течение последних 5 лет. В то же время 3% участников опроса не были у зубного врача никогда.

Половина респондентов (53%) последний раз посещали дантиста с целью лечения зубов, треть - приходили на удаление зуба (31%), шестая часть - на протезирование (17%). К последним двум медицинским услугам чаще прибегают лица старшего возраста и с образованием ниже среднего. Лишь 15% отметили, что приходили на профилактический осмотр. Это в первую очередь те, кто оценивает состояние своих зубов и десен как хорошее (28% из них).

В целом примерно три четверти респондентов (72%) обращаются к дантисту только тогда, когда у них возникают проблемы с зубами и деснами, и только около четверти (23%) регулярно посещают стоматолога для проведения профилактики. Более половины опрошенных (56%) идут к зубному врачу только в тех случаях, когда дальше тянуть уже нельзя, а треть (35%) - сразу же после возникновения проблем в полости рта. При этом более чем для половины россиян (59%) встреча с дантистом означает материальные расходы, 31% опрошенных отмечают, что лечат зубы бесплатно.

Альтернативой обращения к стоматологу отчасти является использование средств народной и нетрадиционной медицины. Почти треть респондентов (30%) отметили, что часто (12%) или редко (18%) прибегают для лечения зубов к таким средствам. Те, кто прибегал к методам народной и нетрадиционной медицины, при ответе на открытый вопрос о побудительных мотивах таких действий чаще всего ссылались на необходимость снять боль и воспаление ("снять раздражение и опухоль десен" - 6%), приводили конкретные рецепты излечения ("лечу зубы водкой, чесноком, прополисом и салом - по народной медицине" - 6%). Некоторые обращались к этим средствам из-за невозможности попасть к стоматологу ("заболел зуб ночью, были выходные дни" - 4%), "из-за экономии времени" (3%) и дороговизны стоматологической помощи (3%). Некоторые отмечают, что "иногда народные средства лучше" (2%), что они полезнее ("лучше народные средства, чем обезболивающие таблетки") и к тому же они "самое удобное, всегда под рукой" (в общей сложности 2%); другие мотивировки встречаются реже.

Марина Иванова

наверх

Немного о гламуре

Модные слова "гламур", "гламурный" знают почти четверть опрошенных россиян (23%). Оно знакомо в основном российским пользователям Интернета (54%), москвичам (50%), людям с высшим образованием (47%). Понятно, что среди представителей старшего поколения (от 55 лет) слова "гламур", "гламурный" знают немногие (10%), а для молодёжи эти слова и понятия значительно привычнее (35%). Более трети опрошенных (36%) эти слова слышали, и столько же - услышали впервые в ходе опроса (в основном это были пожилые люди и сельские жители - 63 и 51% соответственно).

Респондентов, заявивших, что они знают или слышали слова "гламур", "гламурный", спросили (в открытой форме), какие мысли, ассоциации приходят им в голову, когда упоминаются эти слова. Чаще всего у опрошенных возникают ассоциации с миром моды, с красотой (по 9%), с богатством и роскошью (6%): "модно живущий человек"; "гламур - направление моды"; "разряженные молодые люди"; "красивые женщины"; "что-то вроде слова «красивый»"; "очень большие деньги"; "шик, роскошь".

Примерно у десятой части респондентов слова "гламур", "гламурный" вызывают порой неожиданные, но в целом позитивные ассоциации: "что-то интересное, обволакивающее"; "что-то сверкающее"; "что-то особенное, эксклюзивное"; "человек, доверяющий всему, верный, добрый, гламурный"; "современный"; "утонченный"; "что-то из романтизма".

Однако почти у такой же доли респондентов (около 8%) эти слова стоят в негативном ассоциативном ряду и вызывают отрицательные мысли, чувства: "хочется плеваться"; "что-то плохое, ненужное"; "невоспитанность, разнузданность, пошлость"; "глупость это, легкомыслие"; "означат сомнительный блеск"; "порнография".

И у такой же по величине группы опрошенных гламур ассоциируется с жизнью "высшего общества", артистов, звёзд шоу-бизнеса, персонажей светских хроник, таких как "Ксюша Собчак", "стилист Зверев", "Павел Воля, участник программы «Комеди-клаб»", всех тех, кто "ведёт экзотическую жизнь, берут от жизни всё, что могут", у кого "глянцевая жизнь, которая не подходит обычным людям".

Анна Петрова

наверх

[1] При наличии подобных ответов неизбежно возникает вопрос, способна ли власть защитить от самой себя, однако опрос, данные которого мы излагаем, на этом не фокусировался.

[2] Подробнее о принципах составления карточки для измерения освоенности россиянами современных реалий см. Бавин П. В ожидании среднего класса // Социальная реальность. 2006. № 1.

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).