![]() | ![]() | Фонд «Общественное мнение» |
119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2; тел.: (495) 745-8765, 936-4118; факс: (495) 745-8903, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru |
Российские граждане не проявляют особого интереса к текущей избирательной кампании: только 32% опрошенных за три недели до выборов заявляют, что следят за тем, как она проходит (не следят – 63%). Среди планирующих принять участие в голосовании этот показатель немногим выше – 40%. Однако говорить об экстремально низком уровне интереса к предвыборной кампании нет оснований: четырьмя годами ранее, перед выборами 2003 года, этот же вопрос был задан ближе к дню голосования – за две недели до него, – и тогда 36% респондентов, по их словам, следили за ходом кампании. А поскольку по мере приближения выборов внимание к ним не повышаться не может (просто в силу роста интенсивности агитации), следует полагать, что на этот раз накануне выборов оно будет, во всяком случае, не ниже, чем в 2003 году.
Впрочем, необходимость такого атрибута избирательной кампании, как предвыборная агитация, для наших соотечественников совсем не очевидна: по мнению каждого третьего (33%), выборы можно проводить и без нее. Причем любопытно, что и среди планирующих участвовать в выборах так считают 33% – и этот показатель практически не варьируется в зависимости от электоральных ориентаций респондентов (как, кстати, и от их образовательного уровня). Отметим, что осенью 2003 года доля полагающих возможным проводить выборы без предвыборной агитации была еще выше, – 39%. Мнение же о необходимости такой агитации сейчас, как и четыре года назад, разделяют 43% россиян (четверть опрошенных не имеют определенной позиции по этому вопросу).
Неудивительно, что признающие предвыборную агитацию необходимой следят за ходом избирательной кампании почти вдвое чаще, чем те, кто полагает, что без нее можно обойтись (48% и 26% соответственно), но и первые, как видим, не так уж часто уделяют ей внимание.
Практически не изменилось со времени предыдущих парламентских выборов и распределение ответов на вопрос о влиянии предвыборной агитации на политическое поведение граждан: 42% опрошенных считают, что она помогает избирателям "определить свое отношение к партиям и кандидатам в депутаты", 16% – что она мешает им в этом, 23% – что она никак не влияет на отношение избирателей к претендентам на их голоса (прочие с ответом затрудняются).
Участников опроса попросили также указать партии, чья предвыборная агитация произвела на них как благоприятное, так и неблагоприятное впечатление. По доле позитивных откликов безусловное лидерство у "Единой России" – 29%, агитацию КПРФ, ЛДПР и "эсеров" благосклонно упомянули по 7% опрошенных. Надо сказать, что по большей части респонденты в этом контексте отмечают "своих" – те партии, за которые они собираются голосовать: так, примерно три четверти позитивных отзывов, полученных "единороссами", высказаны представителями электората "Единой России" (то же относится и к иным партиям). Иначе говоря, об объективизме в оценках агитационной продукции партий говорить в большинстве случаев не приходится: потенциальным избирателям, как правило, импонирует реклама тех партий, которым они симпатизируют.
Что же касается партий, чья агитационная продукция производит на респондентов негативное впечатление, то лидерство среди них принадлежит ЛДПР (10%); чуть реже в этом контексте упоминается предвыборная агитация КПРФ и "Яблока" (по 8%).
Григорий Кертман
В первую неделю месяца, в связи с праздничными и историческими датами 4 и 7 ноября, в разных регионах страны проходили митинги, шествия, демонстрации. Мы задали респондентам вопрос, были ли на этих мероприятиях такие лозунги, требования, призывы, с которыми они согласны. Более половины участников опроса (53%) отметили, что ни о каких митингах ничего не слышали, еще 29% затруднились ответить на вопрос. Лишь 9% респондентов заявили, что на этих митингах были понравившиеся им лозунги (среди москвичей – 21%, среди жителей больших городов – 15%, среди лиц с относительно высоким доходом и не доверяющих В. Путину – по 14%). Столько же респондентов (9%) заявили, что таких лозунгов не было.
Также респондентам задавался вопрос, были ли на прошедших митингах призывы, которые им не понравились. Лишь 2% опрошенных заявили о своем несогласии с лозунгами демонстрантов (среди жителей Москвы – 7%), в то время как 12% таких лозунгов не выделили. Затруднились ответить на этот вопрос 32% (а 53% о митингах не слышали).
Для того чтобы выявить, какие именно требования, прозвучавшие на митингах, шествиях, демонстрациях 4 и 7 ноября, понравились или, наоборот, не понравились респондентам, им были заданы соответствующие открытые вопросы. Вызвали одобрение прежде всего лозунги о повышении качества жизни, решении жилищных проблем, проблем образования и здравоохранения ("о достойной жизни, о доступности образования, жилье"; "бесплатные больницы, школы, детские сады"; "пенсионерам – достойную жизнь" – 2%), а также о повышении зарплат и пенсий ("повысить пенсии, зарплаты бюджетникам"; "достойную зарплату учителям" – 2%). Некоторым (по 1% респондентов) импонируют лозунги "Единой России", лозунги в поддержку В. Путина и плана Путина ("за свободную, единую Россию"; "…план Путина – план России"; "Путина – на третий срок"), требования снизить цены, остановить их рост ("задушили народ ценами"; "зафиксировать цены на продукты"), призывы к миру и единству, а также коммунистические лозунги ("за дружбу народов"; "власть – под контроль народа").
Не понравились респондентам главным образом нацистские и националистические лозунги ("нацистского плана"; "Россия – для россиян"; "Москва – для москвичей" – 1%).
Валентина Полякова
Как показывают результаты опроса, россияне не слишком часто меняют место жительства и жилище. Более четверти респондентов (27%) всю жизнь прожили на одном месте, еще пятая часть (20%) живут в своих квартирах и домах более 20 лет. За последние 5 лет поменяли жилье 21% россиян. Переехали на новое место от 6 до 10 лет назад 12%, от 11 до 15 лет назад – 9%, от 16 до 20 лет назад – 10%. Судя по распределению ответов, в последние годы россияне стали переезжать чаще, и это касается прежде всего молодых людей (от 18 до 35 лет) – 35% из них живут в своих теперешних домах и квартирах пять и менее лет. Среди респондентов старшего поколения (от 55 лет), напротив, вдвое выше, чем в среднем по выборке, доля тех, кто обосновался в своем жилье 20 и более лет назад (42%).
Среди причин и мотивов переезда участники опроса чаще всего указывали различные семейные обстоятельства. Так, 12% из них покинули прежнее жилище, выйдя замуж или женившись ("женился на москвичке"; "удачно вышла замуж"; "ушел жить к жене"), 5% – в результате развода, болезни или смерти родственников ("в связи с разводом, жене оставил квартиру"; "отец умер, нельзя оставить мать"). По 4% респондентов хотели отделиться от родных ("вырос, не могу же я жить с родителями"; "отделилась от сына") или, наоборот, поселиться ближе к ним ("к родне переехала").
Десятая доля россиян (10%) переехали потому, что получили новые квартиры ("нам дали квартиру"; "отцу дали от фабрики"), а 4% купили или построили жилье ("вступила в кооператив, купила отдельную квартиру"; "купил квартиру по сертификату"; "строили свой дом сами").
Каждый десятый участник опроса (10%) был движим желанием улучшить жилищные условия ("было тесно, не было удобств"; "был первый этаж"; "была малогабаритная квартира"), еще 2% респондентов покинули ветхое жилье ("аварийное было"; "дом старый, холодный, обменяли"; "там все развалилось"), у такого же числа людей прежний дом снесли ("по сносу жилья, получили новое").
У 6% опрошенных переезд был связан с работой, учебой, военной службой – своей или членов семьи ("в Москве больше работы"; "перевод по работе"; "потому что приехала в Томск учиться"). Для части респондентов (3%) смена населенного пункта или района была целью сама по себе ("после армии мне понравился этот город"; "решили в деревню из города уехать к земле поближе; "с переездом из деревни в город"; "жили в плохом районе, переехали"). Есть среди участников опроса и те (2%), кто покинул обжитое место вынужденно ("в связи с войной"; "вынужденные переселенцы из Азербайджана"; "жить в Грузии страшно сложно, наша семья переехала в Санкт-Петербург"; "с национализмом в Узбекистане – пришлось переехать в РФ").
Переезжая в новое жилище, россияне стараются не слишком удаляться от знакомого места. Так, почти половина участников опроса (46%) до переезда в свое теперешнее жилье проживали в том же городе (селе), что и сейчас. Еще 15% перебрались из других городов или сел той же области (края). Раньше жили в другой области (крае) 8% респондентов, приехали из-за рубежа – 4%. Среди москвичей всего по 7% тех, кто приехал из других городов или регионов, и 2% приехавших из других стран. Подавляющее же большинство жителей Москвы – три четверти (73%) – жили здесь и ранее.
Большинство тех респондентов, кто переехал в свое нынешнее жилье из другого – таких оказалось 73%, – говорят, что они скорее выиграли от переезда, чем проиграли: так ответили 51% участников опроса. Оказались в проигрыше 8% респондентов. Остальные (15%) затруднились однозначно оценить последствия переезда для своей жизни. Собственно "выигрыш" от переезда в основном состоит в улучшении жилищных условий – и действительно, 51% респондентов заявили, что их новое жилье лучше прежнего; впрочем, у12% сменивших жилище условия проживания ухудшились.
Отвечая на открытый вопрос о выигрышных моментах их переезда, респонденты чаще всего говорили как раз об улучшении жилищных условий (19%): расширении жилплощади и повышении комфорта ("свобода, много места"; "у каждого своя комната, кухня большая"; "есть ванна, есть горячая вода"; "в доме есть лифт"). Значительная часть участников опроса (15%) отметили преимущества отдельного, собственного жилья ("в отдельной квартире семье лучше"; "живем одни, без родителей"). 5% опрошенных выражали удовлетворенность переменами в целом ("все лучше, от и до"; "счастливо живу"). По 3% респондентов довольны удобным расположением нового жилья ("район более благоприятен для проживания, благоустроен, транспорт близко"; "у меня теперь рядом близкие люди – там я была одна"), изменениями в личной жизни, хорошей обстановкой в семье ("вернулся к сыну и жене"; "живу с любимым человеком, обрел семью"), новой работой ("возможность найти работу, которая устраивает"; "выиграл по уровню зарплаты"). 2% говорили о благоприятной смене региона, населенного пункта ("жили в селе – живем в городе"; "жили на Камчатке, сын купил нам квартиру на юге и отремонтировал"; "оказался в Москве").
Среди негативных последствий переезда было названо ухудшение жилищных условий (3%): "ветхое жилье"; "воды нет"; "дом старый, разваливается", "была трехкомнатная квартира, а теперь живем в двухкомнатной". По 1% указали на финансовые проблемы ("нехватка денег"; "потому что нам пришлось расплачиваться за кредит сына"), трудности с привыканием к новым условиям ("смена мебели, адаптация болезненная, привыкание к новому месту, к новым людям"), совместное проживание с родственниками ("живем с родителями жены"; "живем со стариками").
Несмотря на то, что со сменой места жительства, судя по ответам, чаще связаны положительные последствия, россияне в своем большинстве – не любители переездов. Так, 69% респондентов сказали, что не склонны к такого рода переменам, и только 21% – что им нравится менять место жительства.
Елена Васильева