будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 15, 2025
Медленное чтение

Россияне о школьной форме, "доступном жилье" и переменах в своей жизни

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2; тел.: (495) 745-8765, 936-4118;
факс: (495) 745-8903, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru
Россияне о переменах в своей жизни и в жизни страны : О школьной форме : Что такое "доступное жилье"? : Электрика вызывали?
 

Россияне о переменах в своей жизни и в жизни страны

Как показал наш опрос, примерно половина россиян (53%) полагают, что за последний год в жизни России произошли перемены к лучшему. Около шестой части респондентов (15%) отметили перемены к худшему. Еще 23% сказали, что перемен не произошло, а 8% затруднились с ответом. Практически такое же распределение ответов на этот вопрос мы получили в мае этого года. Тогда был зафиксирован существенный рост положительных оценок произошедших перемен по сравнению с сентябрем 2005 г. – на 14 п.п., тогда как доля отрицательных снизилась на 7 п.п. Перемены к лучшему в стране сегодня чаще замечают представители высокоресурсных групп: молодежь (63%), лица с высшим образованием (62%), граждане с относительно высоким доходом (63%), москвичи (59%), пользователи Интернета (70%).

На вопрос о переменах в российской экономике респонденты отвечают менее уверенно, чем о переменах в целом (затруднились ответить 20%). Но и здесь замечающих перемены к лучшему в три раза больше, чем наблюдающих изменения к худшему (43 и 14% соответственно). Сказали, что перемен в экономике не произошло, 22% опрошенных. Позитивные оценки перемен в экономике, так же, как и в предыдущем вопросе, чаще дают молодые (54%), высокообразованные (51%), относительно состоятельные (53%) респонденты, а также москвичи (58%).

Доля тех, кто сказал, что позитивные перемены произошли за последний год в их личной жизни, меньше доли замечающих положительные изменения в стране. Ответы на вопрос о переменах в личной жизни распределились примерно так же, как в мае. Перемены к лучшему произошли у 40% участников опроса (было – 39%); к худшему – у 18% (было – 17%); перемен не произошло у 38% (было – 42%). По сравнению с сентябрем 2005 г. эти показатели тоже претерпели положительную динамику, но незначительную: доля отмечающих перемены к лучшему в своей жизни за два года выросла на 3 п.п., доля заявляющих о негативных изменениях снизилась на 5 п.п. Получается, что позитивные перемены в стране не для всех россиян означают положительные изменения в их личной жизни. Реже перемены к лучшему "для себя" ощущают пожилые (55 лет и старше –19%), респонденты с образованием ниже среднего (17%) и с низким уровнем дохода (27%).

Что касается перемен в жизни России в течение ближайшего года, то оптимистичных прогнозов примерно в четыре раза больше, чем пессимистичных (40 и 9% соответственно). Каждый пятый респондент (19%) полагает, что никаких перемен не произойдет; каждый третий (32%) затруднился высказаться на этот счет. В прогнозах на будущее, как и в оценках произошедших перемен, большими оптимистами, чем россияне в среднем, выглядят молодые (51%), лица с высшим образованием (52%), сравнительно состоятельные респонденты (50%).

Похожее распределение ответов получено и на вопрос о будущих переменах в экономике страны. Перемен к лучшему в экономике за ближайший год ожидают 37% опрошенных, к худшему – 10%. Не ждут никаких перемен в экономике 17% респондентов; затруднились с ответом – 36%.

Примерно так же выглядят прогнозы "для себя" на ближайший год. Считают, что за это время в их жизни произойдут перемены к лучшему, 43% россиян, что перемены к худшему – 8%. Полагают, что никаких перемен не произойдет, 23%, и 27% затруднились с ответом. Чаще перемен к лучшему "для себя" ожидают молодые (65%), имеющие высшее образование (56%), сравнительно состоятельные респонденты (54%), а также москвичи (49%).

Светлана Климова

наверх

О школьной форме

Многие россияне помнят те времена, когда мальчики ходили в школу в серых или синих форменных костюмчиках, а девочки – в коричневых платьях с белыми манжетами и воротничками и черных (по праздникам – белых) фартуках. Сегодня в большинстве российских школ обязательной школьной формы нет – такой вывод можно сделать на основании ответов респондентов, имеющих в семьях детей-школьников[1] . Лишь 25% представителей данной категории опрошенных утверждают, что в их школах есть обязательная форма (при этом она им, как правило, нравится), а, по словам 70% (21% по выборке), там, где учится их ребенок, подобной практики не существует.

Впрочем, в части школ существуют определенные ограничения и требования к той одежде, в которой ребенок ходит в школу (так сказали 23% респондентов, в семьях которых есть школьники, или 7% по выборке). Об этих требованиях и ограничениях респонденты рассказывали в свободной форме, отвечая на соответствующий открытый вопрос. По свидетельству 2% опрошенных, в их школах запрещена одежда ярких, броских тонов ("яркая, пестрая запрещена"; "говорят, чтобы светофорами не ходили, ярко не одевались"; "нельзя в цветном, ярком"). Не приветствуется пляжно-дискотечный стиль одежды: "не разрешается в шортах, коротких юбках, коротких майках"; "короткие юбки не носить, живот не показывать" (1%). Судя по ответам некоторых респондентов, в отдельных школах пытаются ввести некое подобие единой формы: педагоги настаивают на строгом, деловом стиле одежды ("строгая, деловая одежда, галстук обязательно"; "должен быть галстук, костюм, белая рубашка" – 1%) или по крайней мере на том, чтобы в одежде школьника выдерживалось классическое сочетание "светлый верх, темный низ" (1%). В некоторых школах не разрешается ходить на уроки в спортивной одежде, кроме, разумеется, уроков физкультуры (1%), в других запрещены джинсы (1%), в третьих просят, чтобы дети приходили чисто, опрятно одетыми (всюду – по 1%).

Чаще, однако, респонденты говорили, что в их школах никаких специальных требований к одежде нет – дети ходят на уроки в чем угодно (40% родителей школьников, или 12% по выборке). Хорошо это или плохо? В большинстве своем россияне склоняются, по-видимому, ко второму ответу: лишь 17% полагают, что обязательная форма одежды в российских школах не нужна, причем даже в группе самых молодых респондентов (от 18 до 35 лет) подобная точка зрения отнюдь не превалирует (26%). Чаще всего россияне поддерживают идею существования единой школьной формы для всей страны (45% респондентов; в группе имеющих детей-школьников – 53%). По мнению 17%, будет лучше, если в каждой школе будет своя форма одежды. Чаще прочих сторонниками этой идеи выступают жители Москвы (37%) и люди с высшим образованием (26%). Родственники детей-школьников поддерживают ее не чаще, чем участники опроса в целом (18%). Воспроизведем аргументацию, высказанную респондентами в защиту каждой из трех точек зрения (ответы давались в открытой форме).

Сторонники обязательной школьной формы – будь то единая форма для всех российских школьников или "корпоративная" форма, устанавливаемая в каждой конкретной школе, – говорили прежде всего о социальном значении формы: по мнению респондентов, она хотя бы отчасти нивелирует разницу в материальном и "классовом" положении школьников: "есть дети бедные, есть богатые, а форма выравнивает детей"; "меньше будет социальной распри"; "не будет классового различия"; "чтоб не было высокомерия у учащихся: ты бедная, я богатая"; "не будут дети чувствовать себя неравными"; "чтобы стирались грани между прослойками общества" и т. д. – в группе защитников единой общероссийской формы такой ответ дали 17% респондентов по выборке, среди сторонников "корпоративной" школьной одежды – 4% (напомним, что первая группа намного больше второй).

Второй общий для обеих групп аргумент связан с дисциплинирующим значением формы: "больше будет порядка"; "больше будут думать об учебе"; "она как-то организовывает, настраивает на учебу"; "в школе дети должны учиться, а не о сережках думать" (10% в группе сторонников единой, 2% – "корпоративной" формы).

Некоторые респонденты приводили аргументы эстетического плана: по их мнению, дети, одетые в форму, выглядят красиво, приятно ("на детей приятно смотреть, когда они в форме"; "приятно глазу" – 4% в первой и 1% во второй группе) или как минимум опрятно ("дети будут выглядеть более опрятными и аккуратными" – по 1% в обеих группах).

По мнению 3% респондентов в первой и 1% – во второй группах, обязательная форма облегчает жизнь родителям ("родителям проще жить будет, не надо думать, во что одеть детей"; "это облегчает родительские расходы").

Далее аргументация названных групп расходится. Среди тех, кто предпочел бы всех школьников России одеть в одинаковые платья и костюмчики, 4% обосновывают свою позицию отсылкой к "...старым добрым временам", к тому, "как раньше было: все в одинаковом ходили" (4%). По мнению некоторых респондентов в этой группе, школьная форма – важный инструмент социальной идентификации, при этом форма не просто позволяет отличить школьников от не-школьников ("видно, что идет школьник"; "чтобы было понятно, чтобы школьников могли отличить от студентов" – 3%), но и создает необходимую дистанцию между школьниками и учителями ("дети должны отличаться от учителей и носить соответствующую одежду"; "дети одеваются лучше педагогов"; "не отличить, где учитель, а где ученик" – 1%).

Сторонники "корпоративной" формы, помимо приведенных выше аргументов, сближающих их с защитниками единого регламента одежды для школьников всей страны, говорили о том, что такая форма, с одной стороны, дает возможность "подчеркнуть индивидуальность школы", с другой – способствует развитию индивидуальности ребенка, поскольку "одежда – это знак отличия от массы" (всего 3%). Некоторые респонденты отмечали, что "корпоративная" форма вносит элемент разнообразия, некоей игры: "интереснее у ребят, разнообразие должно быть"; "так интереснее – когда в каждой школе своя форма" (2%).

Сторонники свободной, нерегламентированной формы школьной одежды отстаивали право детей на "индивидуальность и в одежде, и в мышлении" (4%), а также на свободу самовыражения ("пусть каждый выбирает сам себе одежду по вкусу"; "пусть носят что им нравится" – 3%). По мнению 3% респондентов этой группы, обязательная школьная форма ложится дополнительным финансовым бременем на родителей ("не у всех есть возможность купить форму"; "меньше затрат, форма дорогая, а так – оденут что есть").

Некоторые настаивали на том, что единая школьная форма – это социальный анахронизм, который не приживется в современном российском обществе ("это уже вчерашний день"; "не будут ходить в форме – время не то"; "дети другие" – 2%).

Ирина Шмерлина

наверх

Что такое "доступное жилье"?

Согласно данным проведенного опроса, половина россиян (51%) сегодня испытывают необходимость в приобретении жилья – квартиры или дома – для себя или своих родственников; 47% опрошенных заявили, что такой необходимости у них нет. Доля нуждающихся в улучшении жилищных условий существенно выше, чем в среднем по выборке, среди людей в возрасте от 18 до 35 лет (63%), среди респондентов с относительно высокими доходами (62%), а также среди лиц с высшим образованием (57%). Эти данные показывают, что более ресурсные респонденты – с образованием, доходами, в активном трудоспособном возрасте – чаще других задумываются об улучшении жилищных условий и, очевидно, более внимательно отслеживают и появляющиеся возможности, и в целом ситуацию в этой сфере.

Так, например, если среди всех опрошенных о существовании национального проекта "Доступное жилье"[2] знают 29% (что-то слышали – 45%; ничего не знают – 25%), то среди респондентов с высшим образованием доля знающих о проекте составляет 46%, среди лиц с относительно высоким доходом – 37%, среди молодежи – 34%.

Очень важным оказывается то, какой смысл, какое значение вкладывают люди в базовое понятие национального проекта – "доступное жилье". Ответы на открытый вопрос: "Скажите, пожалуйста, как Вы понимаете словосочетание «доступное жилье»?" – показывают, что лейтмотивом в обыденных интерпретациях этого понятия является тема "дешевого", "небольшого по цене" жилья, "доступного всем обычным людям" (32% опрошенных).

Очень близкими по смысловой направленности оказываются и некоторые другие группы ответов. Например, что "доступное жилье" – это бесплатное жилье, поученное от государства или предприятия (9%); что это "льготное жилье", "приобретенное у государства на льготных условиях" (2%); что это такое жилье, "какое было раньше" в соответствии с "коммунистическими или социалистическими принципами" (2%).

Несколько иное направление в интерпретациях базового понятия нацпроекта находит место в высказываниях примерно 20% опрошенных. В них присутствует тема соответствия стоимости жилья тем средствам, которыми располагают люди сообразно их семейным доходам и достатку, т. е. это жилье, на покупку которого есть деньги (12%); жилье, доступное для людей с маленькими и средними доходами (7%); возможность для "всех" жить в нормальных условиях (1%).

И еще один важный аспект обыденных концепций связан с представлениями о механизмах, помогающих людям решать их жилищные проблемы. Речь идет об ипотеке, о схемах рассрочки, о привязке ипотечных схем к стандартным зарплатам ("жилье, которое возможно купить хотя бы в рассрочку, на свою зарплату") – эта тема встречается в ответах 13% респондентов.

Значительная часть россиян – 41% – полагают, что доступного в их понимании жилья сегодня в стране не строится в принципе, и еще 39% уверены, что таковое строится, но его крайне мало. И только 6% полагают, что доступного жилья строится много.

С большим пессимизмом участники опроса оценивают положение дел в их регионах. Две трети из них (65%) полагают, что никакого доступного жилья не строится в принципе, 22% – что его строится очень мало, и лишь 3% с оптимизмом утверждают: "строится много".

Таким образом, россияне достаточно негативно оценивают сегодняшнюю ситуацию со строительством доступного жилья. Что же нужно делать, чтобы исправить ее? Три четверти участников опроса (71%) полагают, что для решения проблемы не достаточно просто строить больше жилья – для этого нужны и другие меры. Полагают, что наращивания объемов строительства достаточно, 16% респондентов.

На открытый вопрос о способах решения проблемы с жильем ответили подавляющее большинство респондентов. Одни полагают, что нужно повышать зарплаты (18%), другие – что нужно просто строить больше жилья (17%), третьи – что следует добиваться снижения цен на него (12%). Кроме того, называются и другие направления действий: сделать кредиты более доступными и удобными (8%), развивать государственное (льготное или бесплатное) строительство (6%), обеспечить общий подъем экономики (6%), строить недорогое жилье (6%), обеспечить порядок и стабильность в стране, бороться с коррупцией (5%), изменить жилищную политику государства (4%) и т. д.

Иван Климов

наверх

Электрика вызывали?

Как показал наш опрос, большинство россиян (64%) никогда не вызывали домой специалистов-электриков. Выше, чем в среднем по выборке, доля тех, кто не пользуется услугами электриков, среди мужчин (70%), россиян с неполным средним образованием (71%) и сельских жителей (75%).

Приглашали домой электриков треть опрошенных россиян (34%). Чаще всего прибегали к услугам этих специалистов москвичи (62%) и люди с высшим образованием (47%).

Несмотря на то, что коммунально-бытовые услуги сейчас оказывают не только ЖЭКи (ДЭЗы), но и различные коммерческие службы, россияне по-прежнему вызывают электриков в основном из привычных жилищно-эксплуатационных контор (26% от всех опрошенных, или 76% от числа тех, кто вызывал электриков).

Как правило, электрики приходят по вызову сразу, в тот же день (об этом свидетельствуют 24% опрошенных, или 71% от числа тех, кто вызывал электриков). Более суток визита мастера пришлось ждать 9% опрошенных (26% от числа сделавших вызов).

В целом большинство респондентов, вызывавших специалиста-электрика, остались довольны его работой: 20% (или 56% числа от воспользовавшихся услугами мастера) оценили его работу на "хорошо", а еще 11% (или 32% от числа вызывавших электрика) поставили оценку "удовлетворительно". Лишь 3% респондентов (или 9% от числа опрошенных клиентов) сказали, что электрик, который приходил к ним домой, выполнил свою работу плохо.

Анна Петрова

наверх

[1] Данная категория респондентов составляет 30% выборочной совокупности.

[2] См. Доминанты. Поле мнений. № 34 от 23 авг. 2007 г.

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).