будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 18, 2025
Медленное чтение

Россияне о событиях на Украине, курсе доллара и самолечении

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

121552, Москва, ул. Островная, д. 2; тел.: (495) 745-87-65;
факс: (095) 745-89-03; e-mail: fom@fom.ru
События на Украине: О росте курса доллара: Самолечение: распространенность практики: Внешность и уход за ней: Мы советуем, нам советуют

 

События на Украине

За событиями, происходящими на Украине, следят, по их словам, 44% респондентов. Активнее других интересуются перипетиями украинской политики люди с высшим образованием (61%) и москвичи (63%). Более половины россиян (54%) не следят, как они сказали, за тем, что происходит сегодня в этой стране (среди респондентов в возрасте от 18 до 35 лет – 65%). Уровень интереса россиян к политическому процессу на Украине установился два-три года назад и с тех пор практически не меняется.

Свои представления о сегодняшних украинских событиях респонденты излагали, отвечая на открытый вопрос «Какие из событий, происходящих в последнее время на Украине, привлекли Ваше внимание, показались Вам наиболее важными или интересными?». Чаще всего говорилось о кризисе власти («у них в правительстве большие разногласия, как лебедь, рак и щука»; «грызня за власть идет»; «кризис правительственный»; «безобразие в политической жизни страны» — 9%) и разногласиях между главными политическими фигурами страны («они не могут найти общего языка – глава правительства и президент»; «как Тимошенко борется с Ющенко»; «Тимошенко объединилась с Януковичем, хотят Ющенко подвинуть, сделать парламентскую республику» — 8%). Скандалы, связанные с именем Тимошенко, отметили 5% опрошенных, ситуацию с Черноморским флотом России — 4%, прогрузинскую позицию Украины в южноосетинском конфликте — 3%, антироссийскую политику украинского руководства — 3%.

Оценивая сегодняшние отношения между Россией и Украиной, большинство респондентов охарактеризовали их как «плохие» (67%), 9% — как «хорошие», 24% затруднились дать им оценку. Те россияне, которые, по их словам, следят за событиями на Украине, почти единодушно оценивают наши отношения с этой страной как «плохие» (80%).

По сравнению с началом года, когда респонденты отвечали на аналогичный вопрос, восприятие российско-украинских отношений стало заметно более негативным: в январе о «плохих» отношениях говорили 47% из их числа, о «хороших» — 23% (и еще 30% не смогли их оценить).

По представлениям 37% респондентов, отношения между Россией и Украиной в последнее время ухудшаются (среди тех, кто отслеживает происходящее на Украине, так считают 53%), столько же (38%) считают, что никаких заметных перемен здесь не происходит, и лишь 4% оптимистично констатируют улучшение (21% не дали определенного ответа).

Отвечая на открытый вопрос о причинах ухудшения отношений между Россией и Украиной, респонденты чаще всего отмечали проамериканскую политику украинского руководства («они тянутся к Америке»; «пляшут под Америку»; «Украина покупается на американские заманухи»; «Украина стоит на коленях перед Америкой»; «хотят примкнуть к Америке, думают, она им будет помогать» — 6%) и стремление Украины вступить в НАТО («они очень сильно хотят в НАТО попасть потому что»; «они хотят в НАТО, а мы не хотим, чтобы они туда хотели» — 5%). Указывалось также на неправильную, по мнению респондентов, политическую линию украинских властей в целом («причина в политике, проводимой украинским правительством»; «сам народ ничего, а вся беда в правительстве»; «Украина – заложник действий правительства»; «Ющенко ведет неправильную политику» — 6%). 5% опрошенных считают, что наши отношения ухудшились «из-за того, что поддерживают Грузию в убийстве народа Южной Осетии». Отмечалась антироссийская политика украинского руководства («их президент прет на РФ»; «нечеловечные отношения к России»; «Украина не хочет жить дружно с Россией» — 4%). Другие обстоятельства, усиливающие напряжение в отношениях между нашими странами, упоминались реже.

Три четверти респондентов (74%) убеждены, что Украина больше стремится к сближению со странами Запада, нежели с Россией (в декабре 2006 г. такое представление было у 60% россиян). По мнению 8%, Украина ориентирована преимущественно на отношения с Россией (в декабре 2006 г. так думали 14%). Не дали определенного ответа на этот вопрос 17% респондентов.

Что касается оценки российской политики, то 56% опрошенных видят в ней стремление к налаживанию отношений с Украиной (среди респондентов, внимательно следящих за украинскими событиями, этого мнения придерживаются 67%). Значительно меньше доля тех, кто подобных стремлений в российской политике не усматривает, — 16% (и еще 28% затруднились ответить на вопрос). Отмеченная тенденция – видеть в российско-украинских отношениях «добрую волю» российской стороны – значительно усилилась за последние неполных два года: в декабре 2006 г. о том, что Россия стремится к сближению с Украиной, говорили 46%, о противоположной позиции нашей страны — 20% (33% — затруднились с ответом).

Характеризуя свое личное отношение к Украине, 41% опрошенных выбрали ответ «относился(-ась) хорошо прежде и сейчас отношусь так же», 37% — «относился(-ась) хорошо, сейчас отношусь хуже» (в группе респондентов, интересующихся происходящим на Украине, эту позицию выбрали 47%). Об улучшении прежде плохого отношения к украинскому соседу сказали единицы (1%), о плохом отношении к нему в прошлом и настоящем — 6% (15% затруднились с ответом). Если рассмотреть динамику этих показателей (подобный вопрос периодически задавался россиянам с 2002 года), то в целом можно констатировать заметное охлаждение симпатий российского населения к Украине. Так, еще в январе этого года о стабильно хорошем отношении к ней говорили 49% опрошенных, что на 8 п.п. больше, чем сегодня; о хорошем прежде и ухудшающемся сегодня отношении — 27%, что на 10 п.п. меньше нынешнего показателя.

Сегодня почти треть россиян (31%) полагают, что отношения России и Украины должны строиться на тех же началах, что и с другими зарубежными странами. Чуть больше доля тех, кто предпочел бы более мягкий формат российско-украинских отношений, предполагающий открытую границу, отсутствие виз и таможен (34%). Достаточно велика доля тех, кто приветствовал бы объединение России и Украины – 27% (9% затруднились с ответом).

Динамика ответа на этот вопрос также свидетельствует о нарастании психологической дистанции между россиянами и Украиной. Так, в декабре 2006 г. о том, что наши отношения с Украиной ничем не должны отличаться от отношений с другими странами, сказали 23%, что на 8 п.п. ниже сегодняшнего показателя, а о желательности открытых границ без виз и таможен — 39%, что, напротив, превышает сегодняшние данные на 5 п.п. Впрочем, о едином государстве в декабре 2006 г. мечтала такая же доля респондентов, что и сегодня (с подобными мечтами россияне стали расставаться с 2001 года, когда перспективу объединения России и Украины приветствовали более половины опрошенных — 56%).

 

* * *

 

Отношение россиян к ведущим украинским политикам за последнее время менялось неодинаково. Так, к Ю. Тимошенко россияне по-прежнему значительно чаще относятся плохо, чем хорошо: соответственно 43 и 15% (в январе текущего года — 46 и 12%; впрочем, и в декабре 2006 г. отношение к ней было примерно таким же: 46 и 10% соответственно).

Что касается В. Ющенко, то отношение к нему россиян с декабря 2006 г. заметно ухудшилось: тогда отрицательно относились к нему 42%, сейчас — 56%. Доля относящихся к украинскому президенту позитивно за тот же период времени практически не изменилась: 7% — сегодня, 9% — в конце 2006 г. Его известность среди российского населения увеличилась за два неполных года на 11 п.п. (о том, что ничего не знают о нем, в декабре 2006 г. сказали 29% опрошенных, сегодня — 18%).

В. Янукович — единственный из трех ведущих политиков Украины, к которому россияне чаще относятся положительно, чем отрицательно: 29% против 18% соответственно (27% сказали, что ничего не знают о нем, еще столько же — 26% — затруднились дать определенный ответ). В этих показателях также наблюдается небольшая отрицательная динамика (снижение на 3 п.п. доли положительных суждений и увеличение на 4 п.п. доли отрицательных).

Ирина Шмерлина

наверх

О росте курса доллара

Падение курса доллара по отношению к курсам других валют длилось около семи лет (с января 2001 по июль 2008 г.), однако в первой половине августа этого года началось стремительное укрепление американской валюты. Мы задали респондентам ряд вопросов о причинах и возможных последствиях внезапного роста курса доллара.

Выбирая между рублем, долларом и евро, 61% опрошенных заявили, что доверие у них вызывает исключительно российский рубль. Американская валюта по-прежнему не пользуется популярностью – за последние шесть лет ее престиж существенно снизился (с 35% «доверявших» доллару в 2002 г. до сегодняшних 4%). Но если доверие россиян к доллару по сравнению с апрелем этого года остается практически на том же уровне, то отношение к евро претерпело за то же время некоторые изменения – показатель доверия единой европейской валюте снизился на 9 п.п. (с 27% до 18%). Среди молодежи, людей с высшим образованием, высокими доходами, жителей мегаполисов зафиксированы наибольшие доли «поклонников» евро (24—27%) и наименьшие — российского рубля (52—57%).

Как показывают данные опроса, подавляющее большинство россиян (68%) не следят за курсом доллара. Эта информация интересует всего 28% респондентов (на 12 п.п. меньше, чем в апреле 2008 г.), причем в большей степени — молодых людей, лиц с высшим образованием, респондентов с высокими доходами, жителей Москвы (34—49%). Тем не менее, о том, что на момент опроса курс доллара по отношению к рублю и евро вырос, были в той или иной степени осведомлены более половины опрошенных: 26% «знают» об этом, 30% «что-то слышали». Для трети респондентов (36%) это явилось новостью.

ФОМ поинтересовался у россиян их мнением о причинах роста курса доллара (вопрос задавался в открытой форме). Самая распространенная из прозвучавших версий — колебание цен на нефть и нефтепродукты. Об этом говорят 9% респондентов («бензин дорожает»; «горючее выросло в цене»; «курс нефти падает»; «нефть упала в цене»). 6% участников опроса связывают рост курса доллара с политической и экономической ситуацией в США («махинации США, кризис в их экономике»; «поддержка правительством США своей валюты»; «подъем американской экономики»; «перед сменой власти в США всегда так»), 5% — с обострением ситуации на Северном Кавказе, грузино-осетинским конфликтом («благодаря войне с Грузией»; «из-за войны грузино-осетинской, из-за того, что все страны подумали, что это Россия напала на Осетию»). Другие причины роста курса доллара назывались реже. Две трети россиян (68%) затруднились ответить на вопрос.

Респондентов попросили оценить зависимость их благосостояния от укрепления американской валюты. Большинство из них (58%) сказали, что рост курса доллара никак не повлияет на их материальное положение. Только 2% определили возможные последствия для себя как позитивные, 17% — как негативные. 23% опрошенных затруднились с ответом.

Считающие, что укрепление доллара негативно скажется на состоянии их кошельков, мотивируя свое мнение в ответах на соответствующий открытый вопрос, чаще ссылаются на рост цен («бензин дорожает, продукты все дорожают»; «все цены привязаны к доллару»; «инфляция растет»; «чем выше доллар, тем дороже товары» – 11%). Ссылки на снижение курса рубля, материального уровня, на проблемы с валютным кредитом, его погашением содержатся в 1—2% ответов. Немногочисленные респонденты, усматривающие для себя выгоду в укреплении американской валюты, обосновывают свое мнение главным образом тем, что их зарплаты и сбережения – в долларах, однако иногда встречаются и другие суждения («будет привлекаться капитал из-за рубежа»; «если у них будет стабилизация, и у нас будет. Есть такая тенденция»; «уменьшится цена на ГСМ»).

46% респондентов пока затрудняются делать прогнозы относительно воздействия роста курса доллара на российскую экономику. 29% говорят о негативном влиянии этого роста, 10% — о позитивном. Доля же тех, кто не предполагает вообще никаких изменений, составила 15%.

Половина опрошенных (50%) не смогли сказать что-либо определенное относительно гипотетического «поведения» доллара в ближайшее время; мнения остальных респондентов разделились поровну: 26% считают, что рост его курса продолжится, 24% — что прекратится. Стоит отметить, что респонденты из высокоресурсных групп (лица с высшим образованием, высокими доходами, москвичи) чаще других говорят о прекращении роста курса американской валюты (30—35%).

На вопрос «Если бы Ваш близкий знакомый спросил Ваше мнение, то что бы Вы ему посоветовали: продавать сейчас доллары, покупать доллары или не покупать, но и не продавать их?» затруднились ответить также половина респондентов (49%). Более трети опрошенных (37%) считают правильным сейчас не покупать, но и не продавать доллары. Доля тех, кто советует покупать американскую валюту, составляет всего 5%, тех, кто советует ее продавать — 9%.

Елена Дмитриева

наверх

Самолечение: распространенность практики

Самолечение является достаточно распространенной практикой в современном российском обществе: половина наших сограждан (52%) предпочитают лечиться самостоятельно, обращаясь за медицинской помощью лишь в самом крайнем случае. Однако треть опрошенных (32%), напротив, предпочитают даже при небольшом недомогании посещать врача, а самолечением занимаются только тогда, когда нет возможности получить консультацию квалифицированных медиков. Пятая часть респондентов (21%) никогда не лечились самостоятельно (а среди людей старшего возраста таковых 29%).

На уровне установок самолечение без обращения к врачу в целом не одобряется. Так, более половины участников опроса (53%) считают, что обращаться к врачам лишь в крайних случаях неправильно; обратного мнения придерживается каждый пятый (19%). Однако только 10% участников опроса сказали, что им приходилось когда-либо сожалеть о том, что они прибегали к самолечению, большинству же (54%) — не приходилось.

Предпочитающих самолечение попросили (в форме открытого вопроса) обосновать свой выбор. Выяснилось, что многие и хотели бы обращаться к врачам, но им мешают «волокита, очереди» в медицинских учреждениях и нехватка времени для посещения медиков (15%), отсутствие денег на лечение и лекарства («без денег в поликлинику не пойдешь» — 6%) и медпункта по месту жительства (2%). Другие же не доверяют врачам и современной медицине (8%), сетуют на невнимание и непрофессионализм медиков («такие врачи не лечат, а калечат» — 6%), а также на бесполезность обращения к врачам (2%). К самолечению предпочитают прибегать и те, кто практически здоров и редко болеет («не болею серьезно» — 5%), кто привык лечиться самостоятельно («так быстрее вылечиться» — 4%). Некоторые люди уже хорошо изучили свои заболевания и лечатся по известной схеме, у кого-то в семье есть медики (по 2%), кто-то предпочитает использовать средства народной медицины (1%).

При самостоятельном лечении респонденты чаще всего прибегают к чисто медикаментозному лечению (25% по выборке), либо комбинируют его с методами народной медицины (26%); заметно меньшая доля опрошенных выбирают лечение исключительно народными средствами (16%, а среди москвичей — 22%).

Респонденты, практикующие самолечение, судя по ответам на соответствующий открытый вопрос, чаще всего обращаются к таким методам народной медицины, как лечение травами (31%), медом и прополисом (10%), а также спиртовыми настойками и водкой («водка спасает от болезни» — 7%). Другие лечебные средства упоминались реже.

В случае самостоятельного лечения респонденты полагаются в первую очередь на свой собственный опыт (42%), на полученные ранее рекомендации врачей (32%) и советы близких и друзей (29%). Несколько реже они ориентируются на рекомендации аптекарей (15%) и народных целителей (7%), а также на советы врачей или народных целителей в СМИ (по 6%). Значимость опыта окружения также подтверждается распределением ответов на вопрос о том, прислушивается ли респондент к советам друзей без медицинского образования: 43% принимают такие советы (23% не принимают), столько же (43%) сами дают знакомым советы, как лечиться (54% таких советов не дают).

Марина Иванова

наверх

Внешность и уход за ней

Внешний вид человека, его привлекательность в большей степени являются результатом регулярного ухода за собой, чем случайным даром природы, — так считают большинство опрошенных россиян (61%). В главенствующей роли природы убеждены вдвое меньше респондентов — 31%. 7% затруднились ответить на этот вопрос. Женщины чаще, чем мужчины, признают определяющее значение заботы о внешности: среди них соотношение ответов оказалось 69 к 26%, а среди мужчин — 53 к 37%.

Мужчины, демонстрируя более «фаталистическое» отношение к внешнему виду, в то же время более довольны собственной наружностью, чем женщины. Так, 86% представителей сильного пола сказали, что их внешность их устраивает, и только 10% — что не устаивает. Среди женщин 69% в целом удовлетворены своим внешним видом, а 27% — не удовлетворены. Затруднились выразить отношение к своей внешности 3% мужчин и 4% женщин.

Большинство мужчин ежедневно тратят на уход за своей внешностью до 10 минут (24%) либо от 10 минут до получаса (33%), и лишь 5% посвящают уходу за собой больше получаса. У женщин забота о внешности отнимает больше времени: только 13% тратят на неё до 10 минут, 38% — от 10 минут до получаса, 16% — от получаса до часа, а 7% — больше часа в день. Часть респондентов (6% мужчин и 4% женщин) сказали, что не каждый день ухаживают за своей внешностью; некоторые (1 и 2% соответственно) затруднились оценить, сколько времени у них уходит на это занятие. Около трети мужчин (30%) и каждая пятая женщина (20%) сказали, что вообще не тратят время на уход за своей внешностью.

Мужчины чаще всего (41%) считают, что они тратят на свою внешность именно столько времени, сколько нужно, а четверть из них (25%) думают, что уделяют уходу за собой меньше времени, чем следует. Среди женщин же 41% ощущают, что заботятся о своей внешности недостаточно, а 35% считают, что уделяют этому столько времени, сколько нужно. Только 1% мужчин и 3% женщин признали, что тратят слишком много времени на свою внешность, а по 2% в обеих группах затруднились ответить на этот вопрос.

Отвечая на открытый вопрос, как именно они заботятся о своей внешности, участники опроса чаще всего (35%) говорили, что ухаживают за волосами – красят их, делают прическу: «больше всего меня ободряет стрижка, прическа: как бы избавляешься от негатива»; «стригусь, прическа, укладка, химия»; «крашу волосы». 18% респондентов сказали, что ухаживают за кожей – пользуются кремами, масками и т. п.: «делаю маски из фруктов для лица, мажу питательным кремом»; «иной раз кремом лицо мажу»; «как любая женщина: лифтинги, пилинги, маски»; «протирание лица настоями трав». С такой же частотой (18%) упоминалась и декоративная косметика: «подкрашиваюсь немножко»; «нарисовала лицо и побежала на работу»; «губы подкрашиваю, глазки». Уход за руками, ногтями назвали 5% опрошенных: «использую крем для рук»; «маникюр, педикюр».

17% респондентов говорили о бритье: «бреюсь регулярно»; «бреюсь, пользуюсь гелем для бритья, лосьоном после бритья».

7% опрошенных сказали, что следят за одеждой, стараются хорошо одеваться: «хорошо одеваюсь»; «слежу за одеждой»; «покупаю новую одежду»; «модно выглядеть»; «глажу брюки, чищу ботинки»; «слежу за аккуратным внешним видом, одеждой, обувью». Использование парфюма, дезодорантов упомянули 4% респондентов: «пользуюсь духами»; «есть туалетная вода»; «одеколонюсь…».

Часть ответов касалась заботы о здоровье, которое, конечно, тоже является условием хорошего внешнего вида. Так, занимаются спортом, поддерживают себя в форме, чтобы хорошо выглядеть, 6% респондентов: «зарядка»; «фитнес, плавание»; «занимаюсь гимнасткой, хожу пешком»; «хожу в бассейн»; «хожу в тренажерный зал». Некоторые (2%) говорили, что стараются в целом вести здоровый образ жизни: «не пью, не курю»; «на даче свежий воздух, хожу»; «хороший сон, отдых». Столько же участников опроса (2%) следят за своим питанием: «диета»; «слежу за весом»; «стараюсь кушать здоровую пищу»; «не ем соль, сахар, хлеб». Гигиена, соблюдение чистоты также воспринимается частью респондентов (9%) как способ ухода за внешним видом: «поддерживаю себя в чистоте и порядке»; «моюсь». 2% опрошенных упомянули посещение бани, сауны: «париться в бане»; «хожу в сауну».

Наконец, 3% респондентов сказали, что пользуются услугами косметологов и центры лазерной косметологии, посещают салоны красоты: «посещаю косметолога»; «по мере возможности стараюсь ходить в косметический салон»; «хожу в салоны красоты». Другие способы заботы о внешности были названы реже.

Представительницы прекрасного пола с бóльшим удовольствием ухаживают за собой, чем мужчины: 58% из их числа заявили, что получают удовольствие от самого процесса ухода за внешностью, и только 16% — что удовольствия от этого не испытывают. Среди мужчин доли тех, кому приятен уход за собой, и тех, кто не получает от этого удовольствия, примерно равны: 31 и 29% соответственно. 7% женщин и 10% мужчин затруднились сказать, приятен ли им процесс ухода за внешностью.

При наличии достаточного количества времени и денег большинство женщин (64%) предприняли бы для ухода за внешностью что-то такое, чего они не могут делать сейчас, а 30% — не стали бы ничего больше делать. Среди мужчин только четверть (26%) при возможности стали бы делать что-то еще для ухода за своей внешностью, большинство же (64%) — не стали бы. 6% женщин и 10% мужчин затруднились с ответом на вопрос об этом.

Отвечая на открытый вопрос, что именно они бы сделали для ухода за своей внешностью при наличии на это времени и денег, многие респонденты выразили желание чаще пользоваться услугами профессионалов в этой области. Так, 14% сказали, что посещали бы косметические салоны, салоны красоты: «к косметологу пошла бы»; «более дорогие салоны буду посещать, а не простые парикмахерские»; «в косметический салон ходила бы». 7% делали бы массаж: «сделал бы массаж тела». 6% хотели бы чаще пользоваться услугами хорошего парикмахера: «каждые две недели ходил бы в парикмахерскую»; «сделала бы химию, хорошую укладку, а не в бесплатной парикмахерской по талонам, которые нам дают». Профессиональный маникюр и педикюр назвали 3% опрошенных: «чаще посещала маникюршу»; «в маникюрный зал пошла бы». Некоторые респонденты (2%) изъявили желание прибегнуть к пластической хирургии, услугам по пересадке волос: «изменила форму носа»; «нарастил бы волосы на голове, закрыл залысину»; «липосакция»; «пластическая операция»; «кожу бы подтянул»; «жир бы откачала».

В других ответах упоминалось приобретение более дорогих средств по уходу за собой, а также модной одежды, парфюма. Так, 9% респондентов сказали, что стали бы более тщательно и качественно ухаживать за кожей: «кремы»; «сделал бы пилинг»; «в солярий сходила бы»; «лицо — это зеркало, на него я бы потратила побольше». 4% хотели бы купить хорошую косметику: «дорогая косметика»; «косметика "Виши"»; «пользовалась хорошей декоративной косметикой». 2% и 1% соответственно потратили бы деньги на новую одежду и парфюм: «дорогие вещи покупал бы»; «новую, модную, дорогую одежду»; «сменил бы гардероб»; «дорогой парфюм бы приобрел»; «хорошие и не поддельные духи».

Наконец, третья категория ответов касалась заботы о здоровье и хорошей физической форме. Больше занимались бы спортом, ходили бы в фитнес-центр, бассейн 11% участников опроса: «купил бы тренажер»; «в спортклубы ходила бы»; «бассейн, секции»; «заниматься спортом»; «абонемент в фитнес-центр». Еще 3% потратили бы время и деньги на отдых: «меньше работал, больше отдыхал»; «на курорт поехал бы, в санаторий»; «больше времени посвятил бы путешествиям, отдыху»; «выспался бы». Другие желания были изъявлены реже.

Процедуры ухода за внешностью могут быть не только приятными, но и неприятными, даже болезненными. Готовы претерпеть неприятные ощущения ради улучшения внешнего вида 17% мужчин и 37% женщин. Не столь самоотверженны 77 и 57% соответственно. По 6% и среди мужчин, и среди женщин затруднились решить, стоит ли красота таких жертв.

Елена Васильева

наверх

Мы советуем, нам советуют

Социальная компетентность человека во многом определяется его умением, с одной стороны, прибегать к запасам социального знания, которыми располагают окружающие, — не стесняться посоветоваться с тем, кто способен дать полезный совет, вслушаться в чужое мнение, но принять решение самостоятельно, не перекладывая ответственность на советчика, а с другой — поделиться собственным знанием и опытом, дать взвешенный, уместный и ненавязчивый совет тому, кто в нем нуждается. Мы решили выяснить, что думают россияне о советах и как ведут себя в ролях советчиков и получателей советов.

Почти у половины опрошенных (45%), по их словам, часто бывали ситуации, когда к ним обращались за советами по каким-либо вопросам, у трети респондентов (31%) такие ситуации бывали редко, у 17% опрошенных — не бывало вообще.

Обмен советами более всего характерен для отношений, которые люди определяют как дружеские: более половины респондентов (56%) сказали, что за советом к ним обращаются чаще всего друзья, родственников упомянули в этом контексте 49% опрошенных, знакомых — 39%, коллег по работе — 31%.

Если давать советы, судя по приведенным выше данным, хотя бы иногда доводится примерно трем четвертям россиян, то любят это занятие, по их словам, 31% опрошенных; 45% респондентов определенно сказали, что советовать не любят, а прочие — с ответом затруднились.

Объясняя свое пристрастие к этому занятию в ответах на открытый вопрос, любящие давать советы чаще всего говорили, что видят в этом возможность помочь людям (10% от всех опрошенных), поделиться своими знаниями («если знаешь ответ на вопрос, если компетентен, почему бы и не помочь?» — 6%); некоторые ссылались на большой жизненный опыт, позволяющий им давать советы менее искушенным («я уже жизнь прожила и плохого не посоветую» — 4%), некоторые — на нежелание отказывать людям или на особенности своего характера (по 3%).

Те же, кто советовать не любит, чаще всего (7% от всех опрошенных) обосновывали это тем, что каждый должен решать свои проблемы самостоятельно: «всем надо думать своей головой», «каждый должен искать свой путь, а не учиться на ошибках других». Еще 5% бояться ошибиться, дать неверный совет, и столько же — испытывают опасения, что на них в случае чего возложат ответственность: «часто потом тебя же могут и обвинить»; 4% респондентов говорят, что не любят вмешиваться не в свои дела, 4% — уверены, что люди сами знают, что им лучше, 3% опрошенных вообще считают это бессмысленным занятием.

По каким вопросам люди чаще советуются и дают советы?

Респондентов просили ответить на эти вопросы, выбрав любое количество ответов из предложенных вариантов. В целом стоит отметить, во-первых, что люди чаще советуют, чем просят совета, и это касается любой сферы жизни. Но когда речь идет о пространстве специализированных знаний, этот разрыв обычно невелик: по вопросам, связанным со здоровьем, лечением дают советы 30% опрошенных, просят — 28%, с профессией — 34% и 22% соответственно (это скорее исключение), с поиском работы и построением карьеры — 21% и 16%, с деньгами — тратами, сбережениями и т. д. — 17% и 13%. Когда же речь идет о бытовых вопросах (советуют — 41%, советуются — 28%), а в особенности — о межличностных отношениях, обнаруживается, что советчиков — гораздо больше, чем слушателей: по семейным отношениям — 43% и 20%, по вопросам отношений между мужчинами и женщинами — 27% и 11%, по вопросам воспитания детей — 26% и 11%, о планировании будущего в целом — 17% и 9%, и т. д. Возможно, некоторые стесняются признаваться в том, что испытывают потребность в рекомендациях по вопросам, где не требуются особые знания, но предполагается здравый смысл и житейская зрелость.

Отметим, что любителей давать советы ощутимо больше среди женщин, чем среди мужчин (35% и 27% соответственно) — как и любителей их получать: часто обращаются за советами, по их словам, 33% женщин и 23% мужчин.

Респондентов спросили также, в каких вопросах они ощущают себя экспертами – людьми достаточно информированными, опытными, знающими, чтобы дать хороший совет. Чаще всего люди признают себя экспертами в вопросах, связанных с профессией, — 24% (среди лиц с высшим образованием — 42%), причем мужчины здесь гораздо увереннее в своей компетентности, нежели женщины: 31% и 18%. Обратная ситуация — в вопросах, связанных с отношениями в семье — 20% (10 и 29%), воспитанием детей — 16% (6 и 25%), со здоровьем, лечением — 13% (5 и 19%).

Стоит отметить, что люди с высшим образованием намного чаще прочих считают себя экспертами не только в профессиональных вопросах, но и в том, что касается воспитания детей (16%, в среднем по выборке — 11%), отношений между мужчинами и женщинами (16 и 11%), в вопросах поиска работы, карьеры (11 и 5%), в сфере спорта и фитнеса (10 и 5%), отдыха и путешествий (11 и 5%).

Но особенно много людей, ощущающих себя экспертами в самых разных вопросах, среди россиян, в наибольшей степени причастных к различным благам и достижениям современной цивилизации (от Интернета и пластиковых карточек до фитнеса и вождения автомобиля) — в категории граждан, которая в исследованиях ФОМа описывается под условным обозначением «люди-XXI». Социальная компетентность человека во многом определяется его умением, с одной стороны, прибегать к запасам социального знания, которыми располагают окружающие, — не стесняться посоветоваться с тем, кто способен дать полезный совет, вслушаться в чужое мнение, но принять решение самостоятельно, не перекладывая ответственность на советчика, а с другой — поделиться собственным знанием и опытом, дать взвешенный, уместный и ненавязчивый совет тому, кто в нем нуждается. Мы решили выяснить, что думают россияне о советах и как ведут себя в ролях советчиков и получателей советов.

Почти у половины опрошенных (45%), по их словам, часто бывали ситуации, когда к ним обращались за советами по каким-либо вопросам, у трети респондентов (31%) такие ситуации бывали редко, у 17% опрошенных — не бывало вообще.

Обмен советами более всего характерен для отношений, которые люди определяют как дружеские: более половины респондентов (56%) сказали, что за советом к ним обращаются чаще всего друзья, родственников упомянули в этом контексте 49% опрошенных, знакомых — 39%, коллег по работе — 31%.

Если давать советы, судя по приведенным выше данным, хотя бы иногда доводится примерно трем четвертям россиян, то любят это занятие, по их словам, 31% опрошенных; 45% респондентов определенно сказали, что советовать не любят, а прочие — с ответом затруднились.

Объясняя свое пристрастие к этому занятию в ответах на открытый вопрос, любящие давать советы чаще всего говорили, что видят в этом возможность помочь людям (10% от всех опрошенных), поделиться своими знаниями («если знаешь ответ на вопрос, если компетентен, почему бы и не помочь?» — 6%); некоторые ссылались на большой жизненный опыт, позволяющий им давать советы менее искушенным («я уже жизнь прожила и плохого не посоветую» — 4%), некоторые — на нежелание отказывать людям или на особенности своего характера (по 3%).

Те же, кто советовать не любит, чаще всего (7% от всех опрошенных) обосновывали это тем, что каждый должен решать свои проблемы самостоятельно: «всем надо думать своей головой», «каждый должен искать свой путь, а не учиться на ошибках других». Еще 5% бояться ошибиться, дать неверный совет, и столько же – испытывают опасения, что на них в случае чего возложат ответственность: «часто потом тебя же могут и обвинить»; 4% респондентов говорят, что не любят вмешиваться не в свои дела, 4% — уверены, что люди сами знают, что им лучше, 3% опрошенных вообще считают это бессмысленным занятием.

По каким вопросам люди чаще советуются и дают советы?

Респондентов просили ответить на эти вопросы, выбрав любое количество ответов из предложенных вариантов. В целом стоит отметить, во-первых, что люди чаще советуют, чем просят совета, и это касается любой сферы жизни. Но когда речь идет о пространстве специализированных знаний, этот разрыв обычно невелик: по вопросам, связанным со здоровьем, лечением дают советы 30% опрошенных, просят — 28%, с профессией — 34% и 22% соответственно (это скорее исключение), с поиском работы и построением карьеры — 21% и 16%, с деньгами — тратами, сбережениями и т. д. — 17% и 13%. Когда же речь идет о бытовых вопросах (советуют — 41%, советуются — 28%), а в особенности — о межличностных отношениях, обнаруживается, что советчиков — гораздо больше, чем слушателей: по семейным отношениям — 43% и 20%, по вопросам отношений между мужчинами и женщинами — 27% и 11%, по вопросам воспитания детей — 26% и 11%, о планировании будущего в целом — 17% и 9%, и т. д. Возможно, некоторые стесняются признаваться в том, что испытывают потребность в рекомендациях по вопросам, где не требуются особые знания, но предполагается здравый смысл и житейская зрелость.

В-первую очередь они чувствуют себя экспертами в вопросах профессиональных знаний — 41% (в среднем по населению — 24%), в том, что касается путешествий и отдыха — 18% (в среднем по населению — 5%), в вопросах спорта и фитнесса — 17% (в среднем — 5%); в вопросах работы и карьеры — 14% (в среднем — 5%). Люди-XXI чаще прочих относят себя к числу экспертов по вопросам выбора и покупки товаров — 15% (в среднем — 8%), управления деньгами — 12% (в среднем — 7%), в сфере красоты, моды и стиля — 11% (в среднем — 5%), а также интеллектуального досуга: книги, спектакли, фильмы, концерты и выставки — 11% (в среднем — 6%).

О ценности советов для «среднего россиянина» свидетельствует тот факт, что 59% респондентов признают большинство советов, которые им дают, полезными (и лишь 8% — бесполезными). Особенно высоко полезность советов оценивают женщины (64%), молодые люди — до 35 лет (67%) лица с высшим образованием (64%); но выше всех — люди-XXI (73%).

У трех четвертей опрошенных есть кто-то, с кем можно посоветоваться по большинству вопросов. Но 26% респондентов говорят: такого человека нет. Среди представителей старшего поколения (55 лет и старше) в такой ситуации находятся 37% опрошенных.

Екатерина Шумакова

наверх
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).