будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 16, 2025
Медленное чтение

Россияне об избирательных участках, семейных фотографиях и проституции

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2; тел.: (495) 745-8765, 936-4118;
факс: (495) 745-8903, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru
Посещение избирательных участков : Семейные фотографии в домах россиян : Генно-модифицированные продуктовые добавки: информированность и мнение : Отношение к проституции
 

Посещение избирательных участков

Большинство российских граждан (85%) имеют опыт участия в выборах: 42%, по их словам, ходят голосовать всегда, 22% – часто, 21% – редко. Никогда не принимали участие в голосовании 13% респондентов (чаще других такие ответы давали граждане в возрасте от 18 до 35 лет – 25%, а также жители Москвы – 18%).

Предпочтительное время посещения избирательного участка – у разных избирателей – разное: 25% наших сограждан обычно ходят туда утром, 29% – в середине дня. Реже всего россияне ходят на выборы вечером – 6%; около четверти участников опроса (23%) сказали, что не имеют привычки голосовать в определенное время[1]. Чаще других утреннее время выбирают пожилые люди (44%), а граждане среднего возраста оказались самыми непредсказуемыми в этом отношении – 31% из них ходят на выборы в разное время.

Судя по ответам респондентов, избирательные участки расположены близко от их домов, так что в целом участие в голосовании (включая дорогу туда и обратно) у 43% респондентов занимает менее получаса, у 35% – от получаса до часа. Вполне понятно, что распорядок выходного дня при этом, как правило, не нарушается (так сказали 65% респондентов) или нарушается незначительно (14%). Лишь 4%, по их словам, в день проведения выборов вынуждены вносить существенные коррективы в свои планы.

Посещение избирательного участка – как правило, коллективное мероприятие: 46% ходят туда с родными, 8% – с друзьями, 5% – в большой компании, включающей и родственников, и друзей, и лишь один из каждых пяти избирателей (21%) идет голосовать в одиночестве (5% затруднились ответить, в каком окружении они обычно голосуют).

Обстановка на избирательном участке у большинства людей не вызывает никаких серьезных нареканий: 62% респондентов сказали, что она им нравится, и лишь 7% – что не нравится (чаще других об этом заявляли жители мегаполисов – 13%).

Поход на избирательный участок в большинстве случаев бывает отдельным мероприятием, ни с какими другими делами его обычно не совмещают (об этом сказали 54% респондентов). Каждый четвертый (25%) имеет обыкновение попутно делать другие дела. Чаще всего – это "поход в магазин, как в продуктовый, так и промышленных товаров" (17%; ответы давались в открытой форме). Некоторые (4%) совмещают голосование с прогулкой ("семейная прогулка"; "прогулка с детьми"; "с прогулкой в лес"; "гуляю с собакой"). Для кого-то (3%) это повод встретиться с родными, "посидеть с друзьями", зайти в гости или кафе ("захожу в гости к родственникам"; "после голосования идем в кафе и отмечаем праздник"; "встречаюсь с людьми, хожу в гости"; "зайти за внуками"; "зайти к папе").

У отдельных респондентов день выборов часто совпадает с рабочим днем, и они заходят на избирательный участок до или после работы ("если на работу вызывают, на дороге голосую"; "еду на работу и между делом захожу на участок"; "возвращаюсь с работы" – 1%); о разного рода других делах, стыкующихся с походом на избирательный участок, упомянул 1% опрошенных ("по делам еду обычно"; "я проголосую, а потом дела"; "какие-то запланированные дела").

Ирина Шмерлина

наверх

Семейные фотографии в домах россиян

У подавляющего большинства россиян (91%) дома есть семейные фотографии. Наиболее популярным способом хранения этих фото является помещение их в фотоальбомы – такой способ выбирают 82% опрошенных; у трети респондентов фотографии стоят или висят в рамах (32%); у пятой части (20%) – хранятся стопками в коробках, папках или пакетах; у 4% – лежат где-то среди прочих вещей. Некоторые респонденты (1%), отвечая на вопрос, выбрали позицию "Другое" и указали (в открытой форме), что хранят семейные фотографии на электронных носителях: "на дисках", "в компьютере, в кристаллах"; "в телефоне".

Самые старые семейные фото две пятых опрошенных (41%) датируют 1920–1950-ми годами; пятая часть респондентов (20%) – 1960–1980 годами. Фотографии начала прошлого века (1901–1920 годы), а также сделанные до 1900 года, есть в семейных архивах соответственно 6 и 7% россиян. Датируют самые старые фото, хранящиеся у них, недавним временем (после 1990 года) 4% опрошенных.

При этом свыше половины респондентов (54%) знают всех, кто изображен на самых старых семейных фото, примерно четверти опрошенных (28%) знакомо большинство из них и 6% – меньшинство изображенных на таких фотографиях.

Чаще всего россияне знают о тех, кто запечатлен на хранящихся в семье старых фото, поскольку знакомы с ними лично (57%) или слышали рассказы старших родственников (58%); существенно реже (17%) в качестве источника информации упоминались подписи в альбомах или на самих фотографиях[2].

Судя по ответам на открытый вопрос, респонденты смотрят семейные фото прежде всего в кругу родных и близких ("в компании родственников"), в частности – когда к ним приходят гости (28%); в качестве повода для просмотра фотографий упоминаются также различные праздники – годовщины, дни рождения, юбилеи (6%). Многих к просмотру семейных фото побуждают ностальгия, воспоминания о прошлом ("когда душа по кому-то заболит, тогда и смотрю, чтобы вспомнить" – 13%), некоторых – плохое настроение (6%). Еще один распространенный, хотя и несколько неопределенный вариант ответа на предложенный вопрос, – "под настроение, это непредсказуемо, по желанию" (11%).

Марина Иванова

наверх

Генно-модифицированные продуктовые добавки: информированность и мнение

Знают о том, что некоторые продукты питания содержат генно-модифицированные добавки, 38% опрошенных. Чаще других осведомленность демонстрируют москвичи (74%) и жители других мегаполисов (46%), люди с высшим образованием (60%) и с относительно высокими (более 4500 рублей на члена семьи) доходами (50%). Что-то слышали о генно-модифицированных добавках 29% опрошенных. Впервые узнали о них от интервьюера 30% респондентов; доля неосведомленных значительно выше в группе лиц с образованием ниже среднего (54%).

Встречали на некоторых продуктах питания указание, что в них не содержится генно-модифицированных добавок, 19% опрошенных; чаще говорят об этом москвичи (33%), респонденты с высшим образованием (29%) и со сравнительно высокими доходами (28%). Не встречали таких указаний 65% участников опроса.

Две трети респондентов (66%), если бы им пришлось выбирать между более дорогими продуктами без генно-модифицированных добавок и более дешевыми – с такими добавками, выбрали бы первый вариант, и только 11% – второй. К экономии более склонны представители низкоресурсных групп населения: люди с ежемесячным доходом менее 2500 рублей на члена семьи (22%), с образованием ниже среднего (20%), те, кому больше 54 лет (17%), и жители сёл (16%). Подчеркнем, что и в этих группах большинство все-таки делает выбор в пользу продуктов, не содержащих генно-модифицированных добавок.

Тех, кто верит, что такие добавки могут оказать вредное воздействие на здоровье людей, оказалось 71%, не верят в это 7%; затруднились ответить 22% опрошенных.

Светлана Климова

наверх

Отношение к проституции

Проституция – тема, обсуждать которую в "приличном обществе", вроде бы, не пристало: у людей возникает как минимум чувство неловкости. Моралисты могли бы предположить, что и на ценностном, оценочном уровнях проституция будет вызывать такое же отторжение. Однако данные проведенного опроса показывают, что это не так, – отношение наших сограждан к проституции не столь уж однозначно негативно. Более того, даже не всегда негативное отношение к этому явлению можно счесть доминантным.

Рассуждая о проституции, около половины опрошенных (47%) категорически заявили, что в ней есть только плохое. Но многие (25%) высказали ту точку зрения, что в этом явлении есть, наряду с отрицательными, и положительные стороны. Еще 26% опрошенных затруднились однозначно ответить на вопрос; учитывая, что здесь гораздо легче занять порицающую, чем оправдывающую позицию, можно предположить, что эти респонденты также хотя бы отчасти склоняются к тому, чтобы признать в проституции и нечто положительное (по крайней мере, безоговорочно клеймить ее они не готовы).

Любопытно, что, по всей видимости, моральные соображения – отнюдь не основная причина негативного отношения к проституции как явлению. Отвечая на открытый вопрос, какие отрицательные стороны, на их взгляд, есть в этом явлении, респонденты гораздо чаще затрагивали медицинские проблемы – каждый третий говорил, что проституция ведет к распространению болезней, причем некоторые отмечали, что занятия проституцией наносят вред здоровью женщины: "гробят женщины свое здоровье"; "большой риск распространения половых инфекций"; "разносчики заразы"; "букет болезней"; "болезнь можно какую-нибудь подцепить" (33% респондентов по выборке). О том, что проституция – это в принципе аморально, безнравственно и т. д., говорилось втрое реже ("безнравственно"; "неприлично"; "извращение, разврат"; "поведение недостойное"; "это распущенность" – 12%). Среди других упоминавшихся отрицательных сторон проституции – ее связь с криминалом и насилием ("это уголовная сфера"; "таких женщин иногда убивают, калечат"; "много женщин попадают в рабство" – 5%), опасность проституции для семьи ("…мужчины гуляют от женщин и бросают семьи"; "измена семейным ценностям"; "женам неприятно"; "из-за нее рушатся семьи"; "убивает любовь в семьях" – 5%), загубленные жизни женщин, попавших в этот бизнес ("в жизни у таких людей нет ничего хорошего"; "искалечение жизни"; "девушки теряют свое достоинство"; "какая она будет мать?" – 3%) и т. д.

Рассуждая о положительных сторонах проституции (соответствующий открытый вопрос задавался всем тем, кто заявил, что в этом явлении наряду с дурным есть что-то хорошее), респонденты высказывали соображения двух типов. Во-первых, с их точки зрения, проституция – это ответ на естественные потребности мужчин. Одни говорили, что она дает мужчинам возможность разрядки, является доступным способом удовлетворения сексуальных желаний, фантазий и т. д. – чего, возможно, по разным причинам они не могут получить в семье или со своей постоянной партнершей: "можно удовлетворить свои сексуальные потребности"; "можно реализовать свои сексуальные фантазии"; "легкий доступ, возможность расслабиться"; "мужикам нужна разрядка" (5% респондентов по выборке). Другие говорили, что проституция – это особая услуга для мужчин, которые иначе не могут реализовать свои сексуальные потребности (одиноких, холостых, неуверенных в себе): "если это помогает кому-то выжить, это нормально"; "есть ведь одинокие люди, это им помогает"; "бывают обстоятельства, когда это нужно, а партнера нет"; "для холостых, для водителей удобно"; "если люди закомплексованы, то эти женщины могут снять стресс, поднять настроение" (4%).

Во-вторых, среди положительных сторон проституции респонденты нередко отмечали то, что женщины получают возможность заработка ("есть девчонки, которые ничем другим не могут заниматься, паспорта нет, работы нет"; "денежный доход"; "безработица, а это позволяет зарабатывать" – 6%); некоторые даже полагают, что это приносит "доход семье".

Собственно моральные оценки проституции и тех, кто ею занимается, также далеки от однозначно порицающих. Так, женщин, которые за деньги оказывают сексуальные услуги, осуждают менее половины опрошенных – 42%, а доля респондентов, которые таких женщин не осуждают, лишь немногим меньше – 35%. Мужчины, которые за деньги пользуются услугами проституток, вызывают осуждение еще реже: осуждают их немногим более трети опрошенных (36%), и такова же доля не осуждающих (35%). При этом только 30% респондентов заявили, что, воспользуйся их знакомый услугами проститутки, их отношение к этому человеку ухудшилось бы, тогда как 48% утверждают, что данное обстоятельство не имело бы для них значения. Обратим внимание на то, что женщины, предоставляющие за деньги сексуальные услуги, вызывают у россиян моральное неприятие несколько чаще, чем мужчины-покупатели; впрочем, различия здесь не столь уж велики.

Отметим также еще два любопытных обстоятельства, связанных с различиями в отношении к лицам, вовлеченным в индустрию сексуальных услуг, в зависимости от гендерной принадлежности респондентов. С одной стороны, женщины примерно одинаково относятся и к самим проституткам, и к тем, кто пользуется услугами таковых (первых осуждают 47%, не осуждают – 30%; вторых – 44 и 28% соответственно), тогда как мужчины демонстрируют гораздо большую толерантность в отношении потребителей сексуальных услуг, нежели тех, кто их оказывает (проституток осуждают 36%, их клиентов – 27%). С другой стороны, как мы видим, мужчины вообще гораздо более терпимы и к проституткам, и к их клиентам, нежели женщины (проституток осуждают 36% мужчин и 47% женщин, их клиентов – 27 и 44% соответственно).

Выбирая из двух альтернативных мнений: "проституция должна быть запрещена" и "проституция должна быть разрешена, но государство должно ее контролировать", – в пользу первого из них высказались 43% опрошенных, в пользу второго – 38%. Как видим, однозначного – в том числе однозначно негативного – отношения к проституции сегодня в нашем обществе не наблюдается.

Елена Вовк

наверх

[1] Респондентам, не имеющим практики голосования, этот и другие вопросы, относящиеся к подробностям электорального поведения, разумеется, не задавались.

[2] Респондентам была предложена карточка с вариантами ответов, число ответов не ограничивалось.

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).