По приведенным таблицам легковидеть, что в сравнении с началом 2000-х годов к нынешнему времени снизиласьдоля россиян, смотрящих телевизор каждый день (хотя объем ежедневнойтелезрительской аудитории остается весьма внушительным). На протяжениипредыдущего десятилетия, в 1990-х годах, ежедневная телеаудитория несколько увеличивалась, а относительный спад и возвращение к исходным показателям начались, насколько можно судить, примернопосле 2002 г.
Особенно явно этот процесс –сокращение доли ежедневно смотрящих ТВ и рост доли вовсе его, по заявлениямреспондентов, не смотрящих – происходил среди более молодых россиян, в особенности – среди самых молодых (до 24-х лет). Напротив, среди зрелых и пожилых респондентов доля ежедневно смотрящих телевизор, и без того немалая,заметно увеличилась.
Фактор урбанизированности (типпоселений) не дает значимых расхождений по данному показателю: доля ежедневносмотрящих в Москве – на уровне соответствующего показателя в малых городах и на селе. Скорее всего, разница здесь – не в частоте телесмотрения, а в количествепринимаемых каналов, включая платные кабельные и проч.
Можно предположить, что нынешняятелепрограмма, «повестка дня», ее единообразная базовая модель, представленнаяна основных трех-четырех общедоступных каналах – официальные и многократноповторяющиеся политические новости, плюс простые развлечения «для всех» в видесериалов и эстрадных концертов с узким типовым набором певцов и юмористов(иными словами, soft политика и hard досуговые радости), – все меньше удовлетворяет молодежнуюаудиторию, хотя как будто бы ориентирована во многом именно на молодежь. Опять-таки вероятно предположение, что молодежьвследствие этого частично переходит теперь на другие коммуникативные каналы,прежде всего – в Интернет. В сравнении с иными возрастными группами молодежьчаще хочет видеть на экране не государственно-державные символы и ритуалы, да и вообще не политическую информацию, а передачи о любви и семье, науке и технике,мистику, спорт и секс, зарубежные – а не нынешние отечественные и не старые советские – фильмы и сериалы, мультфильмы.Вероятно, Интернет сегодня предоставляет в этом плане больше возможностей.Заметим, что применительно к этой части молодежи формулировка «смотретьтелевизор» вообще начинает лишаться смысла: они пользуются Интернетом, в томчисле – для получения видео-, равно как и аудиоинформации (просмотра илискачивания передач, фильмов, музыкальных клипов и проч.).
В отличие от нынешней моделироссийского телевидения на его основных каналах Интернет (не говоря о тематическом, «стилистическом» и т.п. многообразии), во-первых, ориентирован не на национальное сообщество(коллективное «мы»), а на открытые сообщества «своих», близких по интересам, но не ограниченных языком, эти сообщества живут в «другом» времени, не привязанномко времени суток, суточной программе и проч. Во-вторых, сегодняшнее российскоеТВ подразумевает пассивного зрителя, тогда как Интернет предполагает не толькозначительно большую возможность выбора, но и принципиальную интерактивность. Можно предположить, что все этиотличительные свойства Интернета и формируемых с его помощью сообществ, типов и модусов общения (разнообразие выбора, не запрограммированность, социальная и культурная открытость, интерактивность) более значимы именно для молодежи.
Борис ДУБИН
руководитель отдела социально-политических исследований Левада-Центра
КАК ЧАСТО ВЫ СМОТРИТЕ ТЕЛЕВИЗОР?*
1990 | 1994 | 1996 | 1998 | 2002 | 2005 | 2008 | 2009 | |
Ежедневно / почти ежедневно | 83 | 86 | 87 | 89 | 92 | 89 | 83 | 86 |
2-3 раза в неделю | 12 | 8 | 7 | 6 | 6 | 6 | 11 | 8 |
1 раз в неделю | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
1-3 раза в месяц | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Реже | 1 | 2 | 2 | 1 | <1 | 1 | 1 | 1 |
Практически никогда / никогда | 2 | 1 | 3 | 3 | <1 | 2 | 2 | 2 |
Число опрошенных | 1600 | 3000 | 1700 | 1800 | 2000 | 3500 | 1500 | 1600 |
КАК ЧАСТО ВЫ СМОТРИТЕ ТЕЛЕВИЗОР? (В % к возрастным группам)
В целом по выборке | 15-24 года | 25-39 лет | 40-54 года | 55 лет и старше | ||||||
1990 | 2009 | 1990 | 2009 | 1990 | 2009 | 1990 | 2009 | 1990 | 2009 | |
Ежедневно / почти ежедневно | 83 | 86 | 88 | 75 | 89 | 82 | 82 | 88 | 75 | 92 |
2-3 раза в неделю | 12 | 8 | 10 | 14 | 9 | 11 | 13 | 7 | 16 | 4 |
1 раз в неделю | 2 | 2 | 1 | 6 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
1-3 раза в месяц | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | <1 | 2 | 1 | 1 | <1 |
Реже | 1 | 1 | <1 | <1 | 1 | 1 | <1 | 1 | 3 | <1 |
Практически никогда / никогда | 2 | 2 | <1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 4 | 3 |
КАКОЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СУЖДЕНИЙ ВАМ БЛИЖЕ? (В % к числуопрошенных)
1992 | 2000 | 2007 | |
Я практически не смотрю телевизор | 6 | 6 | 12 |
Я смотрю только определенные передачи | 75 | 68 | 68 |
Я смотрю по телевизору все подряд | 8 | 9 | 11 |
Телевизор работает практически постоянно, даже если его никто не смотрит | 12 | 15 | 8 |
Затрудняюсь ответить | - | 2 | 1 |
Число опрошенных | 1800 | 1000 | 2700 |
КАКОЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ СУЖДЕНИЙ ВАМ БЛИЖЕ? (В % к возрастнымгруппам)
В целом по выборке | 15-24 года | 25-39 лет | 40-54 года | 55 лет и старше | ||||||
1992 | 2007 | 1992 | 2007 | 1992 | 2007 | 1992 | 2007 | 1992 | 2007 | |
Я практически не смотрю телевизор | 6 | 13 | 6 | 17 | 7 | 18 | 4 | 10 | 7 | 8 |
Я смотрю только определенные передачи | 76 | 68 | 73 | 63 | 71 | 61 | 79 | 70 | 77 | 75 |
Я смотрю по телевизору все подряд | 8 | 11 | 8 | 12 | 8 | 11 | 8 | 10 | 9 | 11 |
Телевизор работает практически постоянно, даже если его никто не смотрит | 11 | 7 | 13 | 6 | 14 | 10 | 10 | 9 | 6 | 5 |
Затрудняюсь ответить | <1 | 1 | <1 | 2 | <1 | 1 | <1 | 1 | <1 | 1 |
Здесьи далее отклонения итоговой суммы процентов по столбцу от 100% связаны с процедурой округления.
Напоминаем, что исследовательский коллектив Левада-Центра до2003 года составлял ВЦИОМ. Подробнее об историицентра.