![]() | ![]() | Фонд «Общественное мнение» |
119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2; тел.: (495) 745-8765, 936-4118; факс: (495) 745-8903, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru |
В конце года принято подводить итоги; на этот раз мы решили поинтересоваться у россиян, каково их мнение по поводу экономических итогов уходящего 2006 года — как для страны, так и для них самих, их семей, а также выяснить, каковы их ожидания на ближайшее будущее.
По мнению 34% наших сограждан, экономическая ситуация в стране за последний год улучшилась (среди людей в возрасте от 18 до 35 лет так считают 42%, среди высокообразованных респондентов и граждан с доходами свыше 4000 рублей на человека — по 41%). Об ухудшении ситуации говорят 14% респондентов. Согласно наиболее распространенной точке зрения, особых перемен в экономике не произошло (42%).
По сравнению с июлем прошлого года ощутимо изменилось распределение оценок состояния российской экономики. Если полтора года назад мнение о ее плохом состоянии (52%) значительно преобладало над оценкой «удовлетворительно» (38%) и тем более «хорошо» (3%) — причем к тому времени эта картина оставалась довольно стабильной в течение трех лет, — то сегодня респондентов, недовольных положением дел в российской экономике, значительно меньше (34%), чем оценивающих ситуацию как «удовлетворительную» (52%); впрочем, доля граждан, считающих состояние экономики «хорошим», по-прежнему очень мала (5%).
Некоторые изменения в последние годы претерпели представления респондентов о том, какое место занимает Россия среди других стран мира по уровню экономического развития. Уверенность в том, что наша страна находится в первой десятке, сегодня, как и четыре года назад, выражают менее десятой части опрошенных (8%; было — 9%), но респонденты стали чуть чаще «размещать» Россию в первой полусотне (33% — против 29% три года назад), и чуть реже ставить ее на более низкие позиции — между 50 и 100 местом (24% против 27%) и в конец списка, среди наиболее отстающих стран (14% против 25%); еще 21% затруднились с ответом на вопрос (в 2002 году — 11%).
Представления о том, какое место занимает Россия по уровню жизни населения, за четыре года изменились гораздо меньше: 3% уверены, что она находится в первой десятке (в 2002 году — 4%), 22% — что в первой полусотне (в 2002 году — 20%), 30% (как и три года назад) помещают ее между 50 и 100 местом, и 26% — в число наиболее отстающих стран (эта доля сократилась заметно — на 9 п.п.); еще 19% затруднились с ответом (три года назад — 11%).
При этом 32% опрошенных убеждены, что за последний год россияне в материальном отношении стали жить лучше (среди молодежи — 38%), еще 39% полагают, что положение населения не изменилось, 20% говорят о его ухудшении. Каждый пятый (21%) утверждает, что его собственное материальное положение в уходящем году улучшилось (среди молодежи так говорят 32%), 55% респондентов говорят, что особых перемен не произошло, и 21% наблюдают ухудшения. Неудивительно, что о позитивных изменениях говорят большинство тех, кто считает свое материальное положение хорошим или очень хорошим (таковых по выборке всего 7%), но любопытно, что об этом говорят также более четверти тех, кто считает свое положение «средним» (а таковых — 55% по выборке).
Все опрошенные | Оценивают свое материальное положение как… | |||
хорошее или очень хорошее | среднее | плохое или очень плохое | ||
Доли групп, % | 100 | 7 | 55 | 37 |
Улучшилось | 21 | 61 | 27 | 5 |
Не изменилось | 55 | 34 | 60 | 53 |
Ухудшилось | 21 | 2 | 9 | 41 |
Почти четверть опрошенных (23%) убеждены, что в предстоящем году положение дел в российской экономике улучшится (среди молодежи эта доля составляет 29%), вдвое меньше (12%) — полагающих, что оно ухудшится; треть респондентов (36%) не ждут особых перемен. Доля тех, кто опасается наступления в нашей стране в ближайшие два года финансового кризиса, по сравнению с июлем нынешнего года сократилась на 5 п.п. и составила 25%; впрочем, меньше стало и уверенных в том, что кризиса ждать не стоит, — 35% участников опроса (в июле было 39%); при этом довольно большая часть опрошенных (40%) затруднились делать прогнозы на эту тему (в июле — 31%).
Следует отметить, что значительная часть граждан, позитивно оценивающих динамику развития российской экономики в 2006 году, не слишком уверенно, а иногда и пессимистично смотрят в будущее. Лишь половина из них (50% этой группы) полагают, что изменения к лучшему произойдут и в 2007 году (20% — перемен не ждут, 3% — ожидают сдвигов к худшему, 27% — затрудняются с прогнозами). И чуть менее половины этой категории опрошенных (48%) считают, что финансового кризиса в стране в ближайшие два года не будет, тогда как треть (32%) — затрудняются что-либо предсказывать, а каждый пятый (19%) — полагает, что кризис произойдет.
Людмила Преснякова
Первого января исполняется 15 лет отмене государственного контроля над ценами в России — так называемому «отпуску цен». Что сегодня россияне помнят и думают об этом событии, символизировавшем решительный поворот по направлению к рыночным отношениям? Например, чем, по их мнению, было вызвано решение отпустить цены?
На такой вопрос, заданный в открытой форме, две трети участников опроса (62%) ответить затруднились. Остальные предложили три различных объяснения логики событий начала 1992 года.
Преобладает мнение, что цены были отпущены ради достижения определенных макроэкономических целей, причем нередко подчеркиваются благие намерения тогдашних правителей России. Респонденты говорили, что этот шаг был предпринят для перехода к рыночным отношениям, к введению частной собственности, для обеспечения конкуренции («введение рыночной экономики, свобода конкуренции»; «попытка дать рынку регулироваться самостоятельно»; «поддержать частных предпринимателей, создать конкуренцию» — 9%); для борьбы с дефицитом («дефицит товаров народного потребления на протяжении десятилетий подтолкнул на это решение»; «наверно, была нехватка продуктов, помню, была талонная система на самые основные товары, были большие очереди»; «необходимо было улучшить снабжение товарами первой необходимости» — 6%) — или, как вариант, по причине упадка экономики и дефицита бюджета (2%), для подъема экономики страны — по аналогии с западными странами («рассчитывали стремительно поднять экономику» — 2%), или просто потому, что в целом хотели улучшений («считали, что для народа будет лучше» — 1%). Некоторые участники опроса делали акцент на том, что отпуск цен произошел вследствие смены власти и политического строя в целом («была перестройка»; «к капитализму пошли»; «произошел переворот, смена власти, переход на демократический путь развития» — 3%).
Но довольно распространена и версия, предполагающая своекорыстные мотивы инициаторов отпуска цен или злой умысел. Так, 7% опрошенных считают, что этот шаг был предпринят ради наживы, с целью воровства, коррупции — потому что кому-то это было выгодно («для спекуляции — чтобы кто-то смог нажиться»; «затея правительства набить себе карман»; «чтобы олигархам и ворам нажиться, растащить Россию»); еще 2% заявляют, что это была спланированная программа пауперизации населения («надо было как-то грабить народ — вот и отпустили цены»; «народ хотели сделать нищим — и сделали»; «чтобы буржуазия овладела народом»).
Кроме того, часть респондентов полагают, что решение отпустить цены объясняется непродуманностью тогдашней политики, безответственностью властей (4%) или же тем, что государство более не могло контролировать цены, поскольку в стране царили развал, анархия и неразбериха (3%).
В целом сегодня преобладает мнение, что решение отпустить цены было неправильным, — его высказывают 53% респондентов. Как и следовало ожидать, среди людей среднего и пожилого возраста оно встречается значительно чаще (59% и 68%), чем среди молодежи (36%). Впрочем, доля сторонников противоположной точки зрения — что это решение было правильным — не столь уж мала: 17%. И, как видим, очень многие не берутся оценивать его.
Участников опроса попросили назвать положительные и отрицательные последствия принятого в 1992 году решения об отпуске цен (вопросы задавались в открытой форме).
На вопрос о положительных последствиях этого шага ответили немногие — 31% опрошенных. Чаще всего они называли ликвидацию дефицита, очередей и талонов, расширение ассортимента товаров и услуг, повышение их качества, появление широких возможностей для выбора товаров (в сумме 27%). Некоторые говорили в этой связи об увеличении количества импортных товаров (1%). Кроме того, респонденты говорили, что отпуск цен привел к развитию предпринимательства и бизнеса в нашей стране, появлению конкуренции (2%), к расширению возможностей зарабатывать деньги (1%), а также к развитию рынка (1%) и производства, развитию экономики в целом (1%).
Вопрос об отрицательных последствиях отпуска цен вызвал значительно меньше затруднений — на него ответили две трети участников опроса. Упоминались две группы последствий: одни говорили о дороговизне, росте (и искусственном завышении) цен, недоступности товаров и услуг (в сумме 32%), другие — о снижении уровня жизни, обнищании людей, инфляции и потере сбережений, а также о социальном расслоении, обострении социальных проблем, появлении бомжей и беспризорников (в сумме 34%). Некоторые также заявляли, что отпуск цен привел к развалу промышленности, сельского хозяйства и экономики в целом (2%), а в конечном итоге обернулся отсутствием законности и порядка, ростом коррупции и преступности (2%).
Мнения респондентов о том, каких последствий отпуска цен — положительных или отрицательных — было больше, распределились примерно так же, как и мнения о правильности принятия такого решения: 17% считают, что больше было позитивных последствий, 57% — что негативных.
15% опрошенных утверждают, что на них лично отпуск цен не сказался. Но чаще респонденты говорили, что материальное положение их семьи в результате этой меры ухудшилось (по словам 45% — значительно, по словам 11% — незначительно). Судя по ответам на открытый вопрос, что именно они предпринимали в этой связи и как решали спровоцированные отпуском цен материальные проблемы, стратегии выживания в этих условиях были различными. Одни занимали активную позицию: больше работали, искали дополнительный заработок (15%) или пытались найти более выгодную работу (2%). Другие держались благодаря собственному хозяйству (4%). Третьи занимали пассивную позицию: ничего не предпринимали (9%) и на всем экономили, использовали старые запасы (10%), влезали в долги и ждали улучшений (7%).
Елена Вовк
Приближается православное Рождество. Подавляющее большинство россиян (86%) знают его дату — 7 января.
Мы поинтересовались у респондентов, какие мысли, чувства, образы, ассоциации возникают у них, когда они слышат о Рождестве Христовом. Многие наши сограждане воспринимают этот праздник как «большой», «настоящий», «красивый» и «душевный» (такие ответы на соответствующий открытый вопрос дали 21% респондентов).
У 20% респондентов Рождество вызывает светлое, радостное, праздничное настроение: «высокие чувства», «добрые мысли», «радость большая»; «ощущение праздника»; «благополучие, спокойствие в душе».
На религиозный характер праздника указали 8% опрошенных («главный христианский праздник»; «духовный праздник»;). Но собственно религиозные ассоциации, связанные с сутью и символикой этого праздника, возникали при упоминании Рождества Христова сравнительно нечасто («на свет появился Спаситель»; «службы в храме»; «ясли, ягненок, Вифлеемская звезда» — 5% опрошенных).
У 4% россиян Рождество ассоциируется с надеждой на чудо, верой в благие перемены («мы ожидаем, что Бог нам поможет»; «надежда на чудо»; «улучшение жизни, надежда на будущее»; «что-то сказочное» — 4% ответов).
Для 3% опрошенных Рождество связано прежде всего с весельем, радостью, народными гуляньями. О рождественских играх и обрядах вспомнили 2% респондентов («гадание»; «колядовать можно»; «ходят ряженые, Христа славят»), о праздничной елке, свечах, хлопушках и др. — 4%.
Гастрономические ассоциации пришли на ум 2% респондентов: «гусь на Рождество»; «кутья, конфеты»; «праздничное застолье»; «хурма и апельсины, мандарины».
Некоторые вспоминали о поздравлениях и подарках (3%), домашних хлопотах, семейном застолье (1%).
Кто-то воспринимает этот день просто как выходной (2%), а в жизнь некоторых россиян этот «лишний праздник» привносит лишь дополнительные досадные проблемы: «где взять денег?»; «лишние выходные, ненужные»; «массовая пьянка» (3%).
В целом о своем особом, трепетном отношении к празднику Рождества заявили в ходе опроса 48% россиян, о том, что этот праздник не вызывает у них особых чувств и переживаний, — 42%.
С особыми эмоциями или без таковых, но большинство российских граждан отмечают Рождество Христово (70%). Празднуется главным образом православное Рождество (67%), католическое отмечают единицы (менее 1%); есть и те, кто, по их словам, отмечает и то, и другое (3%). Четвертая часть россиян (26%) не празднуют ни православное, ни католическое Рождество.
Само празднование, как свидетельствуют ответы на открытый вопрос: «Как Вы обычно празднуете Рождество?», происходит чаще всего по обычному «застольному» образцу («салат, водка»; «бабка пироги испечет, за столом посидим»; «блинов напечем»; «вкусное готовим» — 29%); преимущественно в кругу родных и близких («буду дома, в кругу семьи»; «соберемся с родней» — 22%), реже — среди друзей и знакомых (11%).
Отмечают Рождество как религиозный праздник 12% респондентов: «в ночь перед Рождеством иду в церковь»; «хожу в церковь, молюсь»; «дома молюсь». Для 4% Рождество — это лишний повод сказать теплые слова близким и подарить им подарки: «дарили подарки близким своим»; «желаем друг другу всего самого доброго».
Для 5% праздник Рождества (как, возможно, и многие другие праздники, выделенные в выходные дни) — это прежде всего отдых и телевизор: «отдыхаю дома»; «спим день и ночь»; «не стираю, не убираю — отдыхаю», «смотрю ТВ».
И лишь очень немногие в этот день предаются особым рождественским играм и забавам: «гадаем»; «ворожим с подругами»; «колядовать» (1%).
Между тем, половина россиян (49%), по их словам, знают обычаи и обряды, связанные с празднованием Рождества. Чаще всего в качестве таковых упоминались коляды (26%) и гадания (20%), реже — посещение церкви (6%), святки (3%), рождественские подарки (4%).
Некоторые респонденты в качестве праздничных обычаев отмечали гастрономическое изобилие и особые рождественские кушанья: «на столе должно быть 12 наименований блюд, в том числе каша гречневая»; «на столе должна быть домашняя колбаса»; «сырники пекут»; «блины, пироги пекут»; «варят кутью»; «жарят индейку или рождественского гуся...» (3%). Для других обязательным атрибутом этого праздника выступают народные гулянья и веселья: «гулянья праздничные»; «гуляют всем миром»; «идут рождественские гуляния»; «песни, танцы»; «веселятся»; «бои между селами» (3%).
Не знают никаких рождественских обычаев и обрядов 40% наших соотечественников.
Ирина Шмерлина
Мы продолжаем серию опросов по теме «чистота вокруг нас» (или — что, возможно, точнее — «грязь вокруг нас»), начатую летом 2005 года разговором о состоянии дворов и улиц. В рамках данного опроса мы беседовали с жителями многоквартирных домов об уровне чистоты в их подъездах и о том, как обеспечивают эту чистоту сами жители и работники коммунальных служб.
Половина жителей многоквартирных домов (или 32% респондентов по выборке в целом) сообщают, что они живут в грязных, неухоженных подъездах. Ситуация в Москве несколько лучше общероссийской (56% респондентов живут в чистых подъездах, 38% — в грязных).
Почти половина жителей многоквартирных домов (или 31% опрошенных по выборке в целом) считают, что ответственность за чистоту в подъездах в равной мере лежит и на жильцах, и на работниках коммунальных служб. Удивительным на первый взгляд кажется следующий факт: доля полагающих, что чистота в подъездах зависит от коммунальных служб, втрое меньше доли считающих, что она зависит прежде всего от жильцов: 8% против 26%. Москвичи чаще других склонны полагаться на работников коммунальных служб (18%).
Но если с ответственностью этих служб все понятно — они должны убирать в подъездах, то ответственность жильцов может формулироваться двояко: или «убирать», или «не сорить». Рассмотрим, как распределяются эти установки в массовом сознании.
Как выясняется, 36% жителей многоквартирных домов (24% по выборке в целом) считают, что рядовым гражданам не пристало заниматься уборкой подъездов; остальные полагают, что уборка в подъездах — это совместное дело жильцов и коммунальщиков.
При этом чуть менее одной десятой опрошенных одновременно считают, что жители не должны убирать в подъездах, и выражают уверенность в том, что состояние последних ни в коей мере не зависит от их обитателей. Примерно втрое больше (27% живущих в многоквартирных домах) — считают, что состояние подъездов от жильцов все же зависит, но отвергают участие обитателей подъезда в его уборке. Иначе говоря, роль жильцов в поддержании подъезда в чистоте здесь сводится к тому, чтобы «не сорить», уборка же всецело возлагается на коммунальщиков.
Примерно столько же респондентов считают, что и ответственность за чистоту в подъездах, и работы по уборке должны в равной мере распределяться между жильцами и работниками коммунальных служб.
Три четверти жителей многоквартирных домов готовы принять как минимум разовое участие в уборке подъезда. Показательно, что даже 60% тех жильцов, которые считают, что уборка — это в целом не их дело, готовы выйти на такой «субботник» по приведению подъезда в божеский вид.
Как мы отмечали, примерно половина жителей многоквартирных домов считают, что они живут в грязном подъезде. Однако совсем не убираются подъезды лишь 3% респондентов.
Но и совместная деятельность жильцов и коммунальщиков по приведению подъездов в порядок для России скорее исключение, чем правило — о ней сообщают 12%.
В остальных случаях усилия распределяются примерно поровну — 26% опрошенных заявили, что уборку производят только жильцы, 28% — что только коммунальщики. Отметим, что в Москве таких домов, где за чистотой следят только жильцы, практически нет (1%), в мегаполисах же о подобной практике сообщает каждый пятый. А вот в областных центрах с населением меньше миллиона и в райцентрах жители уже чаще коммунальщиков берут на себя заботу о подъездах: 37% против 21% в областных центрах и 32% против 24% в райцентрах.
Петр Бавин