будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
поэзия литература
Февраль 23, 2024
Медленное чтение

Генрих Сапгир. Проверка реальности

Генрих Сапгир. Проверка реальности
ps_Sapgir

Издательство «Новое литературное обозрение» представляет четвертый том собрания сочинения Генриха Сапгира.

Новое собрание сочинений Генриха Сапгира — попытка не просто собрать вместе большую часть написанного замечательным русским поэтом и прозаиком второй половины ХX века, но и создать некоторый интегральный образ этого уникального (даже для данного периода нашей словесности) универсального литератора. Он не только с равным удовольствием писал для взрослых и для детей, но и словно воплощал в слове ларионовско-гончаровскую концепцию «всёчества»: соединения всех известных до этого идей, манер и техник современного письма, одновременно радикально авангардных и предельно укорененных в самой глубинной национальной традиции, и вел постоянный провокативный диалог с нею. В четвертом томе собраны тексты, в той или иной степени ориентированные на традиции и канон: тематический (как в цикле «Командировка» или поэмах), жанровый (как в романе «Дядя Володя» или книгах «Элегии» или «Сонеты на рубашках») и стилевой (в книгах «Розовый автокран» или «Слоеный пирог»). Вошедшие в этот том книги и циклы разных лет предполагают чтение, отталкивающееся от правил, особенно ярко переосмысление традиции видно в детских стихах и переводах. Обращение к классике (не важно, русской, европейской или восточной, как в «Стихах для перстня») и игра с ней позволяют подчеркнуть новизну поэтического слова, показать мир на сломе традиционной эстетики.

Предлагаем прочитать фрагмент книги.

ПАЛКА СЛЕПОГО

Палка стучит — мимо прошел
Шаль набросила на плечи
Человек приметен за углом
Ломко похрустывает наст
Настойчивый стук в окна в ворота
Рота стой! — оседает пыль
Липы цветут — середина лета
Талый синеет — навес закапал
Палка стучит — дальше идет
Дети пробегая дробно по штакетнику
Никуда не ведет дорожка в траве
Ветер взрываясь хлопает форточкой
Точкой мерцает — но было было
Лоб обдувало и палкой стучал —
Туча надвинулась — почуял увидел
Дело простое — услышать свет
Ветер увидел — и стук и шелест
Листьев — и дерево нарисовал
Совал в неизвестное — то отзывалось
Велосипедом лежащим в траве
Ветер увидел — улицу поселка
Елку в палисаднике вот и калитка
Капель — на ладонь значит это апрель
Прелый запах — промокшее сено
Носит по улице облики сны

МОСТ
(метаморфозы)
1
Прошел до середины моста
Стал и смотрю — окно во двор
Ворочается в небе колесо —
Созвездия переворачиваются — книзу
Изумляет марево огней — в канаве
А наверху мерцают однодневки
Кино мигает — в комнату смотрю
Трюмо кушетка — посреди пролета
Летает абажур — и в куче звезд — окно
К носу — острой мордой барракуда
Куда плывешь летучая пила?
Ласточкой — за ней лечу туда —
Далекие — вдруг близкие дома
Дома все — и я — на подоконник
Ониксом — такой огромный свет
Ветка акации будто подарок
Дырок в реальности столько вокруг
Руку протяни — с тобою вместе вылетим
Темно — ты рядом только захочу
Чудесная! почти неощутима но
Кимоно глаза и челка — на мосту
Ступаешь в пустоту — здесь я живу
В ужасе видишь: пропасть везде
Здесь и работаю: на экране компьютера —
Утро и облачко — нежный рассвет
Ветром сдувает — держись крепче
Череп и камень лежат на столе —
Столетия! Птицам видны издалека
Легкие призраки мы— на середине моста
Старые фермы скрипят
Пятки по шпалам бегут

2
Тучи уходят — сижу на стуле
Телевидения — один в вышине
Синеет темнеет — крупные звезды
С дымом мешаясь сияют в тумане
Манит — и светишься как леопард
Драма на сцене — один и особо
Собачка и кошка в корзиночке спят
Пятнами свет возле «Опера»
Радостная толпа — радуетесь чему?
Мудрые лукавые — Флоренция центр —
Трубят и танцуют — зеленая бронза
Назад посмотрел — там тоже тепло
Площадь шевелится от голубей
Улыбаясь прикармливал рыжий турист
И столько народа вокруг что странно
Ночью. видеть пустые каналы
Алые полосы над дальним взморьем
Орем беснуемся — белый ракушечник
Дачник сижу на открытой веранде
Дерево толстое — сквозь потолок
Локоть клеенка футляр от очков
Коврик — напротив яблоки в миске

3
Если спросите: где? Я скажу: на мосту
Тупиковая ситуация — и чем
Чемоданы мои сумки и сам —
Самолет или поезд от этого места —
Моста дальше — тем дольше я тут живу
В ужасе от бездны которая вокруг
Мишень над пулеметом — капитанский мостик
Тикает будильник где-то под настилом
Телом слышу бомбу в меня нацеленную
Ну и… ну и что? Сам я заведен
Денно и нощно слышу свой завод
Вода под днищем плещет
Щетина на щеках выросла
Слабые движения — от пропасти но сладко
Лодка поворачивается — уносит
Сито течет — вычерпываю — банка
Как представляется так все и есть
Естественно поверить невозможно
Нож миска яблок ведро — на веранде
Дерево — сквозь потолок — ствол
Волосы слышат — ласкает медведь
Ведь на самом деле — я на мосту —
Стул на середине пролета

ОКНО
(метаморфозы)
1
Из комнаты хоть не смотри
Три окна — все разное видят
Дятел в красной шапочке на сосне
Снежные вершины тают в синеве
Ветреное море бьется о стекло
Клонится окно — и поворачивается вниз
Из земли выходят белые ростки
Кит могучим хвостом бьет по волне
Не машины которыми полон подвал
Два окна — внизу закрыты полотном
Номер второй: там некто полосатый
В леса ты уходишь меня покидая
Да я этих серых не видел нигде
Десять окон — большие и малые
Алые — видели вы? — мухоморы
Рыбы их объедают — растут на дне
Дневные поганки — уснешь под ними
Поднимет ночью под самые звезды
Дыня живая — ползет и шевелится
Лица у камня медленно так
Такси подъезжает на улице города
Даже фронтон его — весь в серебре
Брезжит рассвет — одинокие сосны
Снимок расплывчат но глазу навстречу
Чувство проснется — такое далекое
Легкою тенью возникнет окно

2
К ночи все становится округлым
Углы скругляются а женское плечо
И челка выпукло — в серебряном шаре
Решайся!.. Очутился в южном городе.
Делать здесь нечего — просто иду
Душистые запахи тамариска —
Скалы и море дышат теплом
Пеплом остывают горы
Рыбой пахнет — шхуна у причала
Ала повернулась — душа так тепла
Плакала целуя — капали на щеки
Щуки и окуни — утром на рынке
В сторонке — автобус — в Бахчисарай
Райское место — почти ощущаю
Счастье что — рядом касаюсь волос
Ось заскрипела кричит ослица
Лицо ее умное — в моем окне
К небу летим — но и в звездах земное
Мной и не прожитое пережито
То же покажет любое окно

3
Ноты шевелит на фортепьяно
Новый ветер — и прежний Шопен
Пена захлестывает достает
Тает снежный налет на раме
Мера и мощь от истока до устья
Станет стихами — а если иначе —
Челюсть свернешь — не напишешь строки
Кисти кислых ягод — барбарис
Рискуя ногу подвернуть спускаюсь к бухте
Хотелось бы остаться навсегда
Где и когда? Но звездное стекло
Лощину ту показывает где
Далекие мы на песке лежим
Ложем — вытянулась: твой живот и груди
Дикие глаза — и одевая тело
Лопаются пены пузырьки
Козыри — разбросанные карты
Рты — вторгаются ликуют языки
Кислых ягод горсти — барбарис
Резкая кричит блеснув крылом
Ломаясь с шумом падают стекла
Клавиши гремят прибой грохочет
Четкое рисуется окно

СЕНТЯБРЬ
Снова что-то роют в жухлой земле
Лезут опята из-под скамейки
Майки цветные — футболист в прыжке
Керосин течет на рельсы из цистерны
Терн незримый на бледном челе
Человек идет — никто не видит
Диктор объясняет про конец света
Ветви склонились — чувствуют: пришел
Шелковое небо и пристальный взор
Розы на клумбе все раскрываясь
Ясность сама смотрит на парк
Арка — желтизна розовое близко
Скажут: сентябрь не скажут: Господь
—Поди сюда — собака подошла
Ласково погладил — дуновенье ветра
Трамвай прошумел — незанятое место
Встала женщина — уступила а кому?
Мужчина сел ощущая неловкость
Кастрюли утихли — ангел пролетел
Телевизор выключили — на пятом этаже
Тоже услышал хотя не поручусь
Чувства обострились — стало светлее
Тлеет все же в каждом а там на балконе:
Конец один — флоксы и запах их тонкий —
Кинулась — никто не подхватил

ПОДРОБНОСТИ
(старая Англия)
Видишь улитка ползет на листе
Стены камня — в никуда
Даже эти глинистые комья
Насекомое какое-то с хвостом
Темные уютные ясли
Если ползаешь на животе
В воде толпятся листья и цветы
Тысячи розовых крылышек
Шекспир все это чудно описал
Сальная свеча гусиное перо
Ровно чернила бегут по бумаге
Гений говорим — любил любую вещь
Вошел и выпил в компании с конюхом
Хомяк подслушал и мне рассказал
За лето и я стал ближе к земле
Лезут за шиворот — смахнешь и скрипишь —
Пишешь и вычеркиваешь ложь
Лошадь — гнедая дворянская морда
Драма в углу — как вылезти?
Листья умял — хороший табак
Баки трубочка — будет и соседка
Кажется актриса — из-под юбок кружева
Живая веселая — в конюшню привел
Великий страх напал на лошадей
Действо: белые ноги воздымает
Маются стучат по настилу
Тело месят тяжелые ладони
Конь беспокоится — яблоком глаз
Ласково бормочет — не ему
Мука — оторваться от земли
Малина — расцепиться не моги
Гибель тлей жучки и мураши
Ширма: нарисованная цапля
Пляшут здесь болотные огни
Гнилушки светятся… А там вверху
В верховьях мысли — светится галактика
Тикают мерцая звездные часы —
Сыр и кружку эля заказал Шекспир
Пир времени — в подробностях Земли

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).