ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (ВЦИОМ) 103064,Москва, ул.Казакова, 16 тел. приёмной 261-04-14 пресс-служба 928-82-75 e-mail: tusia@wcom.ru | |
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ В ИЮНЕ 1999 ГОДА(По результатам опроса, проведенного 18 - 22 июня 1999 года по выборке, репрезентирующей население России в возрасте 18 лет и старше. В опросе участвовал 1601 респондент в 84 городских и сельских населенных пунктах.) Относительное затишье в политической и экономической жизни страны, царившее в течение июня, - стабильный рубль, наметившееся улучшение в переговорах с МВФ и «лояльное» поведение Думы, окончание бомбардировок Югославии - все это отразилось на умонастроениях россиян и, соответственно, на результатах опроса. Данные, полученные в опросе, мало чем отличаются от майских, и ниже речь пойдет главным образом о тех небольших отличиях, которые могут расцениваться как случайные колебания, но могут быть и симптомами надвигающихся больших перемен.
Экономическое самочувствие россиянЗа прошедший месяц на 3 пункта (с 73 до 70 %) уменьшилось число тех, кто полагает, что события ведут нас «не туда», «в тупик». Меньше стало людей (23 % вместо 27 % в мае), сообщающих, что положение с выплатами зарплат и пособий ухудшается. Среди проблем, которые, по мнению респондентов, должны в первую очередь занимать правительство, проблема выплат отодвинулась на второе место (42 %), уступив первое проблеме снижения цен (46 %), за которой следуют повышение курса рубля (38 %), индексация зарплат, пенсий, вкладов (32 %) и установление государственного контроля над ценами (32 %).
Отношение к правительству СтепашинаВ отношении правительства С. Степашина продолжает наблюдаться положительный баланс оценок - 37 % одобряют его деятельность, 34 % не одобряют и 28 % затрудняются дать ему оценку. Правда, за месяц число неодобряющих выросло за счет затрудняющихся на 4 пункта, что может служить опасным признаком того, что присматривающиеся к деятельности правительства находят в его действиях отрицательные черты. С другой стороны, на 5 пунктов (с 14 до 9 %) понизилось число тех, кто считают, что правительство Степашина будет хуже предыдущих, и 50 % (вместо 42 % в мае) полагают, что оно будет не хуже и не лучше. Конкретизируя лежащие в основе оценок правительства мнения, мы находим, что негативный его имидж связан с представлением о том, что правительство не нашло никакого пути решения стоящих перед страной проблем, ничего не делает для их решения (25 %) или, что оно отказывается от курса реформ и ведет дело к восстановлению советских методов хозяйствования (4 %). Положительное отношение к правительству определяется тем, что оно рассматривается как продолжатель курса предыдущих правительств, от В. Черномырдина до Е. Примакова (23 %), либо тем, что оно нашло свой собственный верный путь (15 %). В целом же только 23 % верят в способность правительства вывести страну из кризиса, а 46 % в это не верят. Заметим вместе с тем, что за рассматриваемый период повысился с 2 до 4 % рейтинг Степашина как возможного кандидата в президенты.
На имидж правительства, по-видимому, отрицательно влияет присутствие в нем такого «инородного тела», как вице-премьер Н. Аксененко. За месяц большое число россиян сумело с помощью СМИ составить о нем определенные представления (в мае затруднялись с ответом две трети опрошенных, сегодня - 40 %), и представления эти носят в большинстве (40 %) отрицательный характер (положительных оценок 20 %).
Оценки деятельности Думы. Думские выборыВ глазах россиян на протяжении уже очень длительного времени Дума продолжает оставаться учреждением, слабо влияющим на положение дел в стране, а зачастую и просто вредным. Лишь 3 % граждан убеждены в том, что парламент активно работает и принимает нужные для страны законы и решения. Еще 24 % считают, что, принимая нужные законы, Дума лишена возможности проводить их в жизнь. Абсолютное же большинство в 52 % придерживаются мнения, что Дума в основном занимается ненужными обсуждениями и выяснением отношений с исполнительной властью.Нельзя не отметить, однако, что такое центральное для деятельности Думы, правительства и для экономической жизни страны событие, как обсуждение пакета новых налоговых законов, оказалось вне поля зрения громадного большинства жителей страны: 44 % заявляют, что они вообще ничего об этом не знают, и еще 26 % затрудняются выразить свое мнение. Только 21 % ведут себя (вербально) как заинтересованные налогоплательщики и из них 18 % разделяют позиции Думы и только 13 % выступают на стороне правительства.
В отношении приближающихся выборов можно отметить неснижающуюся активность потенциальных избирателей. Ожидаемая явка на выборы составляет 49 %; категорически заявляют о своем нежелании участвовать в голосовании 20 - 25%; затрудняются назвать партию, которой они отдадут предпочтение около 15 % избирателей.
Результаты гипотетических выборов в списочную часть Думы «в ближайшее воскресенье» при существующем ныне условном списке участвующих партий и движений выглядят следующим образом (результаты даются в сравнении с майскими, при несколько расширенном списке, в процентах от активных, т.е. с наибольшей вероятностью участвующих в выборах, избирателей).
| Название партии | конец июня | конец мая | процент мест в списочной части Думы |
| КПРФ | 27 | 36 | 41 |
| Отечество | 13 | 13 | 20 |
| Яблоко | 13 | 12 | 19 |
| РНРП | 7 | 4 | 11 |
| ЛДПР | 6 | 8 | 9 |
| Новая сила | 4 | 4 |
| НДР | 4 | 5 |
| АПР | 2 | 3 |
| Правое дело | 2 | 1 |
| Вся Россия | 2 | - |
| РНЕ | 2 | - |
| Голос России | 1 | - |
| Трудовая Россия | 1 | - |
| За гражд. достоинство | 1 | - |
За истекший месяц произошел довольно резкий спад в поддержке КПРФ и соответственно уменьшились ее шансы на завоевание абсолютного большинства в партийной части палаты. РНРП и ЛДПР колеблются, как на двух чашах весов, набирая в сумме порядка 13 %. НДР балансирует на грани проходного балла.
Нельзя не обратить внимания на тот факт, что по мере разворачивания пока еще неофициальной предвыборной кампании и расширения предложения на «политическом рынке» несколько уменьшается (на 5 пунктов за месяц) уверенность в окончательности сделанного выбора. Среди избирателей немало таких, кто называют в числе отвечающих их интересам и склонностям 2 или даже 3 партии. В итоге, скажем, 23 % называющих «Отечество» считают одновременно соответствующей их интересам и «Яблоко», а 40 % называющих АПР одновременно упоминают и КПРФ. Подобное же «сродство» прослеживается между «Новой силой» и «Правым делом», между КПРФ и «Трудовой Россией».
Наконец, последнее, что хотелось бы отметить, это наблюдаемое в отношении некоторых партий снижение антагонизма, выявляемого в ответах на вопрос, присутствие каких партий нежелательно в Думе. За месяц на 7 пунктов уменьшилось число таких ответов относительно АПР, на 6 пунктов относительно «Правого дела», на 4 пункта относительно РНРП.
Президентская гонкаНа конец июня и с учетом только активных избирателей положение основных претендентов на президентский пост имеет следующий вид. (Для сравнения даются и показатели от всех избирателей, что дает возможность судить об отмобилизованности соответствующих электоратов).
| | активный электорат | весь электорат |
| Г.Зюганов | 24 | 16 |
| Ю.Лужков | 15 | 14 |
| Е.Примаков | 14 | 11 |
| Г.Явлинский | 10 | 8 |
| А.Лебедь | 6 | ??? |
| В.Жириновский | 5 | 6 |
| С.Степашин | 5 | 4 |
Как видим, реальные шансы попадания во 2-й тур голосования имеют лишь три претендента, причем электорат Лужкова страдает явно меньшей активностью. Что касается второго тура, то здесь преимущества, имеющиеся у Зюганова, утрачиваются. Победу над ним может одержать даже Степашин. Вот как это выглядит в табличной форме (в процентах от числа активных избирателей)
| | Зюганов | Примаков | Лужков | Явлинский | Степашин |
| Зюганов | - | 30:50 | 35:46 | 36:36 | 36:38 |
| Примаков | 50:30 | - | 41:38 | 47:27 | 48:27 |
| Лужков | 46:35 | 38:41 | - | 40:28 | 42:25 |
| Явлинский | 36:36 | 27:47 | 28:40 | - | 32:29 |
| Степашин | 38:36 | 27:48 | 25:42 | 29:32 | - |
Как участник второго тура Примаков сохраняет преимущество во всех возможных сочетаниях, в то время как Зюганов, потолок которого не поднимается выше 36 %, проигрывает всем (кроме Явлинского, с которым он стоит вровень). Степашину еще предстоит набирать силу для президентских состязаний. Что же касается Явлинского, то, если вспомнить, каким преимуществом он обладал в подобного рода опросах в 1995 году, становится ясно, что слишком долгое «пребывание в девичестве» не пошло ему на пользу, и его потолок также, как у Зюганова, ограничивается 36 %, опускаясь до 27 % в случае, когда ему противостоит Примаков. Короче говоря, на сегодняшний день реальными претендентами на президентскую должность могут рассматриваться только Примаков и Лужков, и это делает ситуацию, в смысле неприемлемости обоих для Б. Ельцина и его окружения, весьма острой и мало предсказуемой. Похоже, что наблюдаемое соотношение сил может сохраниться и после думских выборов вплоть до президентских, если только относительное спокойствие не будет опрокинуто за счет каких-то кризисных событий или взрывных действий, возможных как со стороны президентской администрации, так и со стороны левых сил, явно нуждающихся в лидере, наделенном большей, чем у Зюганова, харизмой.
Любопытны в этом смысле данные, касающиеся некоторых сторон имиджа ведущих политиков. По части внешней привлекательности среди респондентов лидирует Б. Немцов, которого назвали наиболее «красивым» 15 % (второй Кириенко с 8 %). Самыми же «некрасивыми» были названы Ельцин и Зюганов (по 15 %). Примаков (14 %) и Явлинский (12 %) опередили всех в номинации «воспитанность», а самым «невоспитанным» с ошеломительным результатом (66 %) оказался Жириновский. Но он же и самый «остроумный» (13%), сильно опережая в этом плане Лужкова (5 %) и Явлинского (4 %). Ясно, что не эти качества определяют выбор наших избирателей, но об этих мнениях небесполезно знать работникам электоральных штабов.
Внешнеполитические проблемы. Беларусь. Балканы.Как один из возможных «взрывных» вариантов развития событий политологи часто рассматривают форсированное объединение с Белоруссией. Данные опроса говорят о том, что пускаться в подобное мероприятие без предварительного выяснения мнения россиян на референдуме было бы не вполне осмотрительно. Согласно полученным ответам на вопрос «Какая из следующих форм отношений с Беларусью наиболее отвечает сейчас интересам России ?», только 43 % поддержали идею полного слияния в единое государства; 24 % высказались за сохранение нынешних отношений и еще 15 % выступили за независимое развитие и возвращение к состоянию до подписания договора о союзе. Так что можно говорить о полном отсутствии консенсуса в этом животрепещущем вопросе.
Еще меньшая степень согласия была обнаружена в оценках событий на Балканах и, в частности, акции с введением в Косово российских десантников. Казалось, что можно было ожидать от нашей публики более широкой поддержки. Чувство гордости по этому поводу испытали 13 % и еще 15 % восприняли ее с удовлетворением. Большее число людей высказало негативную реакцию - 15 % недоумение, 13 % - огорчение, 11 % - негодование. Пятая часть опрошенных отнеслась к акции равнодушно. Разъясняя свои негативные чувства, люди или прямо называли эти действия глупостью, осложняющей наши отношения с Западом (22 %), или заявляли, что это лишенный практического смысла символический жест (14 %). Как целиком правильный этот шаг оценили лишь 18 % и еще 24 % сочли, что операция отвечает нашим интересам, но плохо подготовлена и ничего не даст России, либо, что она дала России некоторые преимущества, которыми не смогли воспользоваться политики. Вообще же за сотрудничество со странами Запада в деле мирного урегулирования конфликта вокруг Косово высказываются 61 % россиян, и только 18 % призывают «решительно противостоять НАТО и США в их попытках навязать Югославии унизительные условия урегулирования». При этом относительно спокойное отношение к введению в Косово миротворческих сил НАТО объясняется тем, что лишь 7 % опрошенных восприняли это как капитуляцию Милошевича и победу НАТО; 36 % видят в этом разумный компромисс и шаг к миру. Правда, 28 % пребывают в уверенности, что все это - лишь кратковременная передышка и впереди нас ждут новые вспышке насилия в этом регионе.
Что касается роли российских политиков в деле примирения на Балканах, то заслуги Черномырдина не были признаны большинством населения - его деятельность одобрили лишь 24% интервьюируемых, а 61 % отозвались о ней неодобрительно. По контрасту усилия И. Иванова получили поддержку 40 % и неодобрение 30 %.