![]() | ![]() | Аналитический Центр Юрия Левады103064, Москва, ул. Тверская; тел. (095) 200-0027, (095) 229-5545; e-mail: inform@levada.ru, irina_p@levada.ru, savel@levada.ru; www.levada.ru |
Представленный обзор подготовлен по материалам двух всероссийских исследований, проведенных Аналитическим Центром Юрия Левады (Левада-Центр) в марте:
Приводятся сравнения с результатами прошедших ранее опросов.
Оценки направления движения страны в марте несколько ухудшились по сравнению с предыдущим месяцем. 36% опрошенных в марте сочли, что «дела в стране идут в правильном направлении» (в феврале такого мнения придерживались 41%), 49% (в феврале — 44%) — что «страна движется по неверному пути».
52% полагают, что уже приспособились к переменам последнего десятилетия, 20% — что приспособятся в ближайшем будущем, 25% — что никогда не смогут приспособиться.
Уверенность в завтрашнем дне чувствуют вполне 10%, скорее чувствуют 23%, не чувствуют всего 63%)
Отношение к проводимым переменам ухудшилось. За продолжение рыночных реформ высказались 35% (в январе — 40%), за их прекращение 27% (21%).
Своей семьи | России | |||||||
Сент. 2005 | Нояб. 2005 | Янв. 2006 | Март 2006 | Сен. 2005 | Нояб. 2005 | Янв. 2006 | Март 2006 | |
Очень хорошее / хорошее | 11 | 9 | 8 | 9 | 7 | 4 | 5 | 4 |
Среднее | 55 | 56 | 59 | 53 | 40 | 41 | 43 | 40 |
Плохое / очень плохое | 34 | 35 | 31 | 37 | 31 | 32 | 39 | 42 |
Затруднились ответить | 1 | 1 | 1 | 1 | 11 | 13 | 12 | 13 |
По мнению 23% опрошенных, за последний год жизнь их семьи изменилась к лучшему, 3% отмечают ухудшение, 43% изменений не видят.
Сент. 2005 | Нояб. 2005 | Янв. 2006 | Март 2006 | |
Благополучная | 4 | 3 | 3 | 4 |
Спокойная | 25 | 25 | 29 | 26 |
Напряженная | 47 | 50 | 47 | 46 |
Критическая, взрывоопасная | 9 | 9 | 7 | 7 |
Затруднились ответить | 14 | 14 | 14 | 16 |
Из следующей таблицы видно, что негативные показатели общественных настроений в 2005 г. были наибольшими в период пика социальной напряженности (март 2005 г.), затем оценки улучшились. В последнее время наблюдается некоторое ухудшение общественных настроений.
Янв. 2005 | Март 2005 | Сент. 2005 | Нояб. 2005 | Янв. 2006 | Март 2006 | |
Все не так плохо и можно жить | 22 | 16 | 22 | 22 | 22 | 21 |
Жить трудно, но можно терпеть | 45 | 53 | 52 | 53 | 51 | 49 |
Терпеть наше бедственное положение больше невозможно | 23 | 25 | 21 | 21 | 21 | 26 |
Затруднились ответить | 10 | 6 | 5 | 5 | 6 | 4 |
Собственное настроение в последние дни опрошенные в марте описывают следующими словами: для 8% — «прекрасное», для 54% — «нормальное, ровное», 29% испытывают «напряжение, раздражение», 4% — «страх, тоску». Эти показатели ненамного ниже наблюдавшихся в январе.
27% утверждают, что их «вполне» или «по большей части» устраивает жизнь, которую они ведут, 33% — что жизнь их по большей части или совершенно не устраивает, 38% выбирают расплывчатое определение: отчасти устраивает, отчасти нет.
Янв. 2005 | Сент. 2005 | Нояб. 2005 | Янв. 2006 | Март 2006 | |
1. «Я никак не могу приспособиться к нынешней жизни» | 15 | 12 | 10 | 10 | 12 |
2. «Я свыкся с тем, что пришлось отказаться от привычного образа жизни, жить, ограничивая себя в большом и малом» | 21 | 20 | 21 | 22 | 24 |
3. «Мне приходится «вертеться», хвататься за любую возможность заработать, лишь бы обеспечить себе и близким терпимую жизнь» | 31 | 29 | 33 | 31 | 29 |
4. «Мне удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего в жизни» | 8 | 10 | 8 | 9 | 8 |
5. «Я живу как раньше, для меня в последние годы ничего особенного не изменилось» | 16 | 25 | 22 | 21 | 21 |
28% респондентов полагает, что в течение ближайшего года «наша жизнь более или менее наладится», 51% — что «никакого улучшения не произойдет».
В политической жизни 29% в ближайшие месяцы ожидают улучшения ситуации, 22% — ухудшения ситуации. В экономической области улучшения ожидают 26%, ухудшения — 34%. (Доли затруднившихся ответить не приводятся).
Нояб. 2005 | Янв. 2006 | Март 2006 | |
Лучше* | 15 | 20 | 18 |
Так же | 42 | 30 | 32 |
Хуже** | 17 | 12 | 13 |
Затруднились ответить | 25 | 38 | 37 |
Улучшения жизни в России через год ожидают 17%, ухудшения — 16%, сохранения нынешнего положения 33%. 28% полагают, что в течение ближайшего года «наша жизнь более или менее наладится, а 48% — что «никакого улучшения не произойдет».
Улучшения ситуации в политической жизни России в ближайшие месяцы ожидали 33%, ухудшения — 31%. В области экономики на улучшение ситуации надеялись 31%, ухудшения ожидали 29%.
Политическую обстановку в стране 4% (в январе 3%) оценили как благополучную, 26% (29%) как спокойную, 47% (47%) как напряженную, 7% (7%) как критическую.
27% (в январе — 28%) считали, что в течение ближайшего года наша жизнь более или менее наладится, 50% (48%) — что никакого улучшения не произойдет.
39% полагали, что положение с выплатами зарплаты, пенсий, пособий в их городе, районе стало лучше, 15% — что оно ухудшилось, 41% никаких перемен в этом не заметило.
Только 10% считают свою зарплату соответствующей уровню своей квалификации и своему трудовому вкладу, 46% с этим не согласны.
По мнению опрошенных в марте, для того, чтобы «жить нормально» на одного члена семьи требуется в месяц в среднем 11700 руб. «Прожиточный минимум» составляет 5800 руб. на человека. «Бедной», как полагают респонденты, можно считать семью, где на одного человека приходится 3200 руб.
В среднем, фактический доход на одного человека в марте (по данным опроса) составлял 3360 руб., т.е. ненамного превышал предполагаемый уровень бедности.
Март 2005 | Май 2005 | Июль 2005 | Сент. 2005 | Нояб. 2005 | Янв. 2006 | Март 2006 | |
Насколько возможны сейчас в Вашем городе / сельском районе массовые выступления против падения уровня жизни, в защиту своих прав? | |||||||
Вполне возможны | 36 | 32 | 26 | 23 | 29 | 25 | 37 |
Маловероятны | 45 | 54 | 56 | 60 | 55 | 58 | 48 |
Если такого рода массовые выступления состоятся, Вы лично примете в них участие? | |||||||
Скорее всего, да | 27 | 24 | 22 | 22 | 22 | 23 | 26 |
Скорее всего, нет | 57 | 58 | 56 | 61 | 63 | 58 | 62 |
Возможны ли в Вашем городе / сельском районе выступления протеста с политическими требованиями? | |||||||
Вполне возможны | 27 | 24 | 22 | 19 | 24 | 24 | 24 |
Маловероятны | 52 | 55 | 56 | 61 | 57 | 60 | 58 |
Данные о затруднившихся ответить не приводятся
Таким образом, в марте 2006 г. потенциал массовых выступлений после заметного снижения, наблюдавшегося с лета 2005 г., вновь поднялся примерно до уровня начала прошлого года.
36% опрошенных в марте указали, что в их городе / районе проходили выступления против реформы ЖКХ и роста коммунальных тарифов. (Для сравнения: в 2005 г. на пике массовых протестов, пришедшемся на февраль, их отмечали в своих городах или районах тоже 36%. Чаще всего в марте протесты наблюдались в крупных городах (с населением 100-500 тыс. чел.), об этом сообщают 53% живущих там, выступления в городах с населением свыше 500 тыс. отмечают 48%, в Москве — 36%. Принимали участие в таких выступлениях около 6%.
Окт. 2005 | Нояб. 2005 | Дек. 2005 | Янв. 2006 | Фев. 2006 | Март 2006 | |
Президент В. Путин | 71/26 | 76/23 | 73/25 | 71/27 | 75/23 | 72/26 |
Председатель правительства М. Фрадков | 36/54 | 37/54 | 39/61 | 39/56 | 41/49 | 36/56 |
Правительство в целом | 31/65 | 34/61 | 34/65 | 31/66 | 37/60 | 31/65 |
Представитель президента в ФО | 34/48 | 34/50 | 36/64 | 30/53 | 33/49 | 31/53 |
Губернатор, президент республики | 57/39 | 59/38 | 57/43 | 59/41 | 59/37 | 53/43 |
Министр обороны С. Иванов | * | * | * | * | 48/46 | * |
Президента В. Путина | Правительства России | |
Безусловно, да | 16 | 4 |
Скорее, да | 46 | 23 |
Скорее, нет | 18 | 33 |
Безусловно, нет | 6 | 19 |
Затруднились ответить | 15 | 21 |
Полностью доверяют | В осн. доверяют | В осн. не доверяют | Совер- шенно не доверяют | Затрудн. ответить | |
В. Путину | 26 | 47 | 17 | 5 | 5 |
М. Фрадкову | 6 | 35 | 34 | 14 | 12 |
С. Иванову | 10 | 40 | 27 | 11 | 13 |
Д. Медведеву | 5 | 27 | 26 | 9 | 33 |
Администрации президента | 6 | 31 | 31 | 12 | 21 |
Оценка деятельности В. Путина по 10-балльной шкале в марте (по «Мониторингу») составила 6.09 пункта (в январе — 6.03), оценка М. Фрадкова — 4.06 (4.03).
Вполне заслуживает | Не вполне заслуживает | Совсем не заслуживает | Затрудн. ответить | ||
Президент РФ | Сент. | 54 | 30 | 8 | 8 |
Март | 56 | 30 | 7 | 7 | |
Государственная Дума | Сент. | 10 | 41 | 37 | 12 |
Март | 11 | 42 | 55 | 12 | |
Совет Федерации | Сент. | 10 | 37 | 26 | 27 |
Март | 11 | 38 | 24 | 27 | |
Правительство | Сент. | 15 | 42 | 29 | 86 |
Март | 14 | 39 | 30 | 17 | |
Областные власти | Сент. | 20 | 38 | 26 | 16 |
Март | 19 | 39 | 28 | 15 | |
Городские, районные власти | Сент. | 16 | 38 | 34 | 12 |
Март | 16 | 35 | 28 | 15 | |
Политические партии | Сент. | 4 | 29 | 40 | 27 |
Март | 4 | 28 | 41 | 27 | |
Прокуратура | Сент. | 13 | 33 | 28 | 26 |
Март | 14 | 31 | 26 | 29 | |
Армия | Сент. | 30 | 33 | 21 | 16 |
Март | 20 | 35 | 28 | 17 | |
Милиция | Сент. | 12 | 37 | 40 | 11 |
Март | 11 | 34 | 42 | 14 | |
Суд | Сент. | 16 | 36 | 27 | 22 |
Март | 15 | 33 | 27 | 26 | |
Профсоюзы | Сент. | 12 | 21 | 31 | 24 |
Март | 9 | 20 | 33 | 38 | |
Церковь | Сент. | 44 | 23 | 11 | 22 |
Март | 38 | 21 | 11 | 31 | |
СМИ | Сент. | 25 | 43 | 18 | 14 |
Март | 22 | 42 | 20 | 16 |
Показатели доверия почти для всех социальных институтов мало изменились за полгода. Единственное значительное изменение — резкое снижения доверия и рост недоверия к армии. Очевидно, это связано с обострением критического общественного внимания к негативным явлениям в армейской жизни («дедовщине») в начале 2006 г. Однако такое обострение практически не изменило уровень доверия к министру обороны С. Иванову.
«Наибольшее доверие» | «Наибольшее недоверие» | |
Р. Абрамович | 1 | 13 |
Б. Березовский | 0 | 15 |
Е. Гайдар | 1 | 9 |
С. Глазьев | 4 | 1 |
Г. Греф | 2 | 7 |
М. Горбачев | 2 | 9 |
Б. Грызлов | 4 | 2 |
Б. Ельцин | 1 | 15 |
М. Зурабов | 1 | 9 |
В. Жириновский | 13 | 17 |
Г. Зюганов | 6 | 13 |
С. Иванов | 11 | 2 |
М. Касьянов | 2 | 8 |
Ю. Лужков | 10 | 2 |
А. Лукашенко | 3 | 2 |
В. Матвиенко | 6 | 1 |
Д. Медведев | 6 | 1 |
С. Миронов | 2 | 1 |
Б. Немцов | 3 | 7 |
В. Путин | 43 | 5 |
Д. Рогозин | 4 | 2 |
В. Рыжков | 4 | 1 |
А. Тулеев | 7 | 0 |
М. Фрадков | 7 | 7 |
И. Хакамада | 4 | 8 |
М. Ходорковский | 0 | 6 |
А. Чубайс | 1 | 25 |
С. Шойгу | 17 | 1 |
Г. Явлинский | 2 | 9 |
Фев. 2006 | Март 2006 | |
Путин | 42 | 32 |
Жириновский | 24 | 20 |
Лужков | 4 | 4 |
Зюганов | 4 | 3 |
Медведев | 1 | 4 |
Чубайс | 3 | 2 |
С. Иванов | 8 | 6 |
Шойгу | 5 | 4 |
Ельцин | 2.5 | 0.5 |
Фрадков | 2.5 | 6.5 |
Зюганов | 4 | 4 |
Лукашенко | 2 | 3 |
Тулеев | 2 | 1 |
Грызлов | 2 | 1 |
Рогозин | 2 | 2 |
Матвиенко | 1 | 2 |
Горбачев | - | 2 |
Хакамада | 1 | 2 |
В таблицу включены только те фамилии, число упоминаний которых достигает 2%
Недавнее решение Думы перевести КС в С.-Петербург одобрили 16%, встретили безразлично 55%, не одобрили 18%. А идею перенести в различные регионы страны другие органы власти (Верховный суд, правительство, Госдуму, администрацию президента и т.д.) поддержали только 14%, не одобрили 32%, безразличие выразили 43%
Рост промышленного производства | 5 |
Социальная ориентированность реформ, идущих в стране | 37 |
Снижение налогов для населения и юридических лиц | 31 |
Государственная поддержка базовых отраслей экономики | 26 |
Ликвидация задолженности по зарплате и пенсиям | 26 |
Пересмотр результатов приватизации крупных государственных объектов | 25 |
Стимулирование частнопредпринимательской деятельности, предоставление кредитов начинающим предпринимателям | 12 |
Закрытие нерентабельных, убыточных предприятий | 11 |
Сокращение влияния естественных монополий и новых финансово-промышленных групп на жизнь страны | 11 |
Возвращение к государственному регулированию экономики | 10 |
Углубление курса реформ, укрепление позиций частного капитала | 10 |
Продолжение курса приватизации, передача земли в частную собственность | 9 |
Улучшение сбора налогов | 9 |
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | |
1. Не может справиться с ростом цен, падением доходов населения | 36 | 47 | 49 | 41 | 45 | 52 | 51 |
2. Не заботится о социальной защите населения | 30 | 33 | 42 | 38 | 42 | 41 | 39 |
3. Не может обеспечить людей работой | 25 | 29 | 30 | 28 | 33 | 36 | 33 |
4. Не может справиться с кризисом в экономике, падением производства | 22 | 24 | 22 | 24 | 23 | 30 | 27 |
5. Нет продуманной программы выхода из кризиса | 23 | 16 | 21 | 19 | 17 | 24 | 22 |
6. Недостаточно эффективно борется с преступностью | 17 | 20 | 24 | 23 | 16 | 23 | 20 |
7. Коррумпировано, действует в первую очередь в своих собственных интересах | 13 | 17 | 18 | 19 | 22 | 22 | 22 |
8. Не может обеспечить безопасность граждан, справиться с террористами | 9 | 14 | 20 | 20 | 15 | 21 | 19 |
9. Ведет «странную» войну в Чечне (в 2000 г. — «Не может решить проблему Чечни») | 14 | 14 | 21 | 13 | 13 | 14 | 9 |
10. Действует в интересах теневого мафиозного капитала | 9 | 5 | 11 | 11 | 9 | 12 | 10 |
11. Низкий профессиональный уровень | 7 | 5 | 10 | 7 | 8 | 9 | 11 |
12. Действует в интересах иностранного капитала | 4 | 2 | 6 | 6 | 5 | 7 | 7 |
Другое | 4 | 4 | 4 | 3 | 5 | 6 | 5 |
Нет претензий к правительству | 9 | 8 | 8 | 7 | 8 | 5 | 5 |
Затруднились ответить | 6 | 8 | 3 | 5 | 4 | 5 | 4 |
Обращает на себя внимание резкое снижение внимания к проблеме Чечни и претензий по поводу продолжающейся там войны.
Авг. 2000 | Авг. 2001 | Авг. 2002 | Июль 2003 | Авг. 2004 | Март 2005 | Фев. 2006 | Март 2006 | |
Определенно да / скорее, да | 29 | 33 | 23 | 20 | 24 | 30 | 22 | 24 |
Может быть да — может быть нет | 34 | 34 | 34 | 35 | 34 | 37 | 34 | 32 |
Скорее нет / определенно, нет | 32 | 29 | 40 | 41 | 37 | 21 | 40 | 40 |
Затруднились ответить | 5 | 4 | 3 | 4 | 5 | 12 | 4 | 4 |
Экономическую политику российского правительства (меры борьбы с инфляцией, безработицей и пр.) только 2% оценили на «хорошо», 30% — «средне», 57% — «плохо», 10% затруднились ответить.
Март 2003 | Март 2004 | Март 2005 | Март 2006 | |
1. Неправильная экономическая политика властей | 27 | 28 | 34 | 32 |
2. Отсутствие у властей определенной экономической программы | 22 | 22 | 29 | 27 |
3. Отсутствие инвестиций (вложений) в российскую экономику | 11 | 11 | 12 | 12 |
4. Вывоз капиталов из России / перевод капиталов в оффшоры | 25 | 27 | 26 | 26 |
5. Грабительская политика крупного российского бизнеса / «олигархов», незаинтересованность крупного бизнеса в экономическом возрождении страны | 38 | 34 | 29 | 33 |
6. Воровство менеджеров (увод прибыли в собственный карман) | 28 | 20 | 21 | 24 |
7. Бюрократический произвол, коррупция и взяточничество в высших органах власти | 34 | 34 | 31 | 34 |
8. Высокие налоги на предпринимательскую деятельность | 15 | 10 | 13 | 13 |
9. Отсутствие законодательной защиты бизнеса | 9 | 7 | 7 | 9 |
10. Изношенность основных фондов | 13 | 11 | 11 | 17 |
11. Неконкурентоспособность российских товаров по сравнению с западными | 9 | 10 | 10 | 12 |
Другое | 7 | 7 | 6 | 5 |
Затруднились ответить | 12 | 12 | 9 | 11 |
Из таблицы видно, что постепенно нарастают претензии к проводимому властями экономическому курсу (или к отсутствию такового). Эта критика раздается как слева, так и справа, со стороны убежденных рыночников.
27% опрошенных полагает, что Россия нуждается в большом притоке иностранных капиталовложений, 53% за то, чтобы их ограничивать.
Крупные частные предприятия 36% предпочли бы экспроприировать без всякого выкупа, 31% — оставить в частной собственности, 16% за то, чтобы выкупить эти предприятия у собственников по рыночной цене, 17% затрудняются ответить.
Вариант экспроприации чаще всего поддерживают те, кому за 40 (45-46%) и имеющие образование ниже среднего. Оставить предприятия собственникам предлагают 46% молодых, до 25 лет, 38% со средним образованием.
Хорошо осведомлены о развернутых осенью 2005 г. национальных проектах 13% опрошенных, что-то слышали о них 57%, ничего не знают об этом 30%. 41% полагает, что эти проекты начаты для того, чтобы «снизить социальную напряженность в обществе», 24% — чтобы обеспечить «партии власти» возможность отчитаться перед избирателями накануне следующих выборов. 18% указали на заботу руководства страны о благе народа, столько же — на стремлениие укрепить популярность В. Путина, 16% полагают, что проекты нужны для компенсации роста цен и тарифов.
29% надеются, что национальные проекты окажут существенное влияние на их жизнь, не предполагают этого 57%.
Ожидания населения в отношении национальных проектов довольно сдержаны. Улучшения положения в образовании в результате реализации соответствующего проекта ожидают 44%, не ожидают 42%, в здравоохранении — 44:45, в обеспечении жильем — 25:60, в сельском хозяйстве — 31:52.
Только 14% считают, что средства, направленные на национальные проекты, будут потрачены эффективно, 40% с этим не согласны.
В марте по 12% выразили симпатии «партии власти» и коммунистам, 10% — демократам, 5% — патриотам, 4% другим силам, 48% — ни одной из них, 9% затруднились ответить.
Формально состоят членами какой-либо политической партии 3% опрошенных.
От всех опрошенных | От намеренных голосовать и определившихся с выбором | |
«Единая Россия» | 23 | 41 |
КПРФ | 9 | 15 |
ЛДПР | 8 | 15 |
«Родина» (Д. Рогозин) | 4 | 7 |
«Яблоко» | 2 | 4 |
«За достойную жизнь» | 2 | 3 |
СПС | 1 | 3 |
Аграрная партия России | 1 | 3 |
Партия пенсионеров | 1 | 1 |
Российская партия жизни | 1 | 1 |
Против всех | 5 | 5 |
Не намерены голосовать | 14 | - |
Не знают, будут ли голосовать | 8 | - |
Не знают, за кого голосовать | 20 | - |
Указаны только партии, за которые намерены голосовать не менее 1% от общего числа опрошенных
За единый список демократических партий определенно могли бы проголосовать 2%, возможно — еще 18%, скорее не стали бы так поступать 23%, определенно не голосовали бы 31%, затруднились ответить.
8% могли бы голосовать за единый демократический список, если бы он был поддержан В. Путиным, 3% — если список будет формироваться на базе «Единой России», 4% — если демократы выдвинут ясную программу практических действий.
Национал-большевистской партии Э. Лимонова определенно симпатизируют 1%, скорее симпатизируют 5%, скорее и определенно отказывают ей в симпатиях 73%.
Причины отказа в регистрации НБП чаще всего видят в том, что партия распространяет национализм (38%), реже (14%) ссылаются на то, что лимоновцы могут организовать массовые протесты.
Если бы выборы президента РФ проходили в ближайшее воскресенье, возможные кандидаты (открытый список, без учета конституционных ограничений) получили бы такую поддержку: В. Путин — 31%, В. Жириновский и Г. Зюганов — по 3%, С. Иванов — 2%, Ю. Лужков, Д. Рогозин, А. Тулеев, Д. Медведев, Г. Явлинский — по 1%.
Если бы избирателям был предложен следующий список кандидатов на президентский пост (при отсутствии в нем В. Путина), голоса распределились бы так:
В. Жириновский | 8 |
Ю. Лужков | 8 |
Г. Зюганов | 7 |
С. Иванов | 7 |
С. Глазьев | 4 |
Д. Рогозин | 3 |
Г. Явлинский | 3 |
М. Касьянов | 1 |
В. Рыжков | 1 |
Против всех | 16 |
Не стал бы голосовать | 17 |
Затруднились ответить | 26 |
Из окружения В. Путина более других хотели бы видеть на посту президента С. Иванова (9%), Д. Медведева (7%), Б. Грызлова (6%), М. Фрадкова (4%), С. Миронова (2%), Д. Козака (1%), другого — 6%. При этом 41% указали, что никого из окружения Путина не хотели бы видеть следующим президентом.
46% согласны с тем, что действующий президент имеет право «назначать» своего преемника и способствовать передаче ему власти, возражают против этого 44%.
45% опрошенных готовы одобрить изменения в Конституции, которые позволили бы В. Путину занимать должность президента более двух сроков, — ссылаясь на то, что «у нас не видно достойной замены» действующему главе государства. Еще 21% согласились бы и такими изменениями только в чрезвычайной ситуации (экономического кризиса, вооруженных конфликтов внутри страны, крупных терактов). Ни в коем случае не склонны поддержать конституционные изменения 24%.
Очевидно, что в настоящее время возможные избиратели не имеют определенных мнений о фаворите следующих выборов президента. Пока ясно лишь, что важнейшим — или даже решающим — фактором создания необходимого имиджа победителя будет позиция нынешнего президента и его окружения. Поэтому заслуживает внимания нынешнее соотношение сил сторонников и противников «назначенного» фаворита.
Согласно мартовскому опросу, 29% склонны голосовать в 2008 г. за кандидата, предложенного В. Путиным (эту группу можно считать «уверенными сторонниками» действующего президента), 17% — принципиально за другого кандидата («решительные противники»), 40% будут голосовать в зависимости от обстоятельств, 14% затрудняются ответить (две последние позиции, в сумме составляющие 54%, — «неопределившиеся»).
Остановимся на некоторых характеристиках выделенных групп (в %% по группам, по столбцу)
Всего | «Уверенные сторонники» | «Решительные противники» | Неопреде- лившиеся | |
Возраст | ||||
18-24 | 15 | 17 | 9 | 15 |
25-39 | 27 | 27 | 29 | 36 |
40-54 | 30 | 28 | 33 | 30 |
55 и старше | 29 | 27 | 29 | 28 |
Образование | ||||
Высшее | 21 | 19 | 25 | 19 |
Среднее | 56 | 59 | 52 | 59 |
Ниже среднего | 23 | 22 | 23 | 22 |
Политические симпатии | ||||
Коммунистам | 12 | 9 | 22 | 11 |
Демократам | 10 | 13 | 9 | 10 |
Патриотам | 5 | 3 | 10 | 6 |
Партии власти | 12 | 25 | 3 | 10 |
«Уверенные сторонники» президента (точнее, сторонники «назначаемого» им преемника) заметно моложе, менее образованы, чаще симпатизируют партии власти и демократам, чем «решительные противники» президента. Среди последних значительно больше симпатизирующих коммунистам и меньше сторонников демократов.
Стоит отметить, что рамки выделенных групп возможных избирателей не совпадают с рамками одобряющих и не одобряющих деятельность президента. Так, из числа одобряющих деятельность президента в группу его «уверенных сторонников» попадают 38%, в группу противников — 10%, неопределившихся — 52%.
Третий год подряд в опросах Центра выясняются мнения о достижениях и неудачах деятельности В. Путина в различных сферах.
«Баланс» успехов и неудач. Итоговые оценки достижений и упущений президента за все годы его пребывания у власти выглядят довольно жесткими.
Март 2004 | Март 2005 | Март 2006 | |||||||
Успе- хи* | Неуда- чи | «Ба- ланс» | Успе- хи | Неуда- чи | «Ба- ланс» | Успе- хи | Неуда- чи | «Ба- ланс» | |
Экономическое развитие страны | 10 | 18 | -8 | 7 | 19 | -12 | 10 | 16 | -6 |
Повышение жизненного уровня граждан | 23 | 21 | +2 | 18 | 21 | -3 | 14 | 20 | -6 |
Повышение оптимизма | 13 | 6 | +7 | 11 | 6 | -5 | 14 | 7 | -7 |
Наведение порядка в стране | 6 | 10 | -4 | 9 | 7 | +2 | 8 | 8 | 0 |
Создание приемлемой обстановки для бизнеса | 2 | 4 | -2 | 2 | 4 | -2 | 2 | 4 | -2 |
Обуздание «олигархов» | 5 | 19 | -14 | 6 | 14 | -8 | 5 | 16 | -11 |
Борьба с коррупцией | 2 | 28 | -26 | 3 | 27 | -24 | 2 | 28 | -26 |
Борьба с преступностью | 1 | 25 | -24 | 2 | 20 | -18 | 1 | 18 | -17 |
Решение чеченской проблемы | 2 | 34 | -32 | 2 | 27 | -25 | 2 | 18 | -16 |
Повышение боеспособности и реформа вооруженных сил | 2 | 6 | -4 | 3 | 5 | -2 | 2 | 6 | -4 |
Защита демократии и политических свобод | 1 | 3 | -2 | 1 | 3 | -2 | 2 | 2 | 0 |
Устранение опасности терроризма в стране | 0 | 24 | -24 | 1 | 15 | -14 | 1 | 9 | -8 |
Сотрудничество с другими странами СНГ | 2 | 3 | -2 | 4 | 3 | +1 | 3 | 4 | -1 |
Улучшение отношений со странами Запада | 5 | 3 | +2 | 8 | 1 | 7 | 6 | 3 | 3 |
Укрепление международных позиций России | 4 | 3 | +1 | 4 | 3 | +1 | 7 | 4 | +3 |
Улучшение отношений между людьми разных национальностей в России | 0 | 7 | -7 | 1 | 5 | -4 | 1 | 5 | -4 |
Укрепление морали и нравственности в стране | 0 | 13 | -13 | 1 | 13 | -12 | 1 | 16 | -15 |
Не видят никаких достижений / неуспехов | 14 | 2 | +12 | 13 | 2 | +11 | 13 | 4 | +9 |
Затруднились ответить | 5 | 10 | - | 4 | 10 | - | 8 | 12 | - |
64% полагают, что за годы правления В. Путина разрыв в доходах между богатыми и бедными в России увеличился, только 11% — что он уменьшился, 21% — что остался таким же, как при Б. Ельцине.
Сопоставим суждения по поводу распространение изображений президента В. Путина, полученные в апреле 2004 г. и в марте 2006 г.
Апр. 2004 | Март 2006 | |
Укрепляет авторитет и популярность президента | 15 | 15 |
Вызывает насмешки, представляет президента в невыгодном свете | 29 | 20 |
Не может ни укрепить, ни подорвать его авторитет | 50 | 56 |
Затруднились ответить | 4 | 8 |
Уже приобрели портрет или бюст президента 3% (в 2004 г. — тоже 3%), хотели бы приобрести 12% (11), не хотели бы 78% (81)
Только 10% опрошенных в марте 2006 г. высказали мнение, что в России «существует культ личности В. Путина», 21% полагают, что «культа» еще нет, но предпосылок для него все больше, 57% — что «никаких признаков такого культа нет», 11% затруднились ответить. По всей видимости, в суждениях о «культе личности» сегодня сохраняются в основном представления о показных аспектах политического режима, осужденного 50 лет назад ХХ съездом партии.
16% вполне и еще 23% скорее согласны с тем, что В. Путину нужно будет предоставить неприкосновенность после того, как он оставит президентский пост. Не согласны с этим 48%. Из одобряющих деятельность президента амнистию для него поддерживают 45%, не поддерживают 41%. За предоставление неприкосновенности окружению президента высказываются 17%, против этого 67%.
По всей видимости, столь напряженное внимание к результатам близящегося к концу политического периода связано с ожиданием переоценок ряда событий и действий в общественном мнении.
56% опрошенных в марте полагают, что в Чечне «продолжается война», 31% — что там «налаживается мирная жизнь.
Только 21% высказывается за продолжение военных операций в этой республике, 64% — за начало мирных переговоров.
К назначению Р. Кадырова премьером Чечни положительно относятся 17%, отрицательно — 11%, безразлично — 41%, 14% затрудняются ответить.
Что касается обстановки на Северном Кавказе в целом, можно констатировать небольшое снижение ощущения ее взрывоопасности.
Дек. 2005 | Фев. 2006 | Март 2006 | |
Благополучная | 1 | 1 | 2 |
Спокойная | 9 | 6 | 9 |
Напряженная | 67 | 71 | 68 |
Критическая, взрывоопасная | 17 | 15 | 11 |
Затруднились ответить | 6 | 8 | 10 |
Ожидания относительно перемен в ситуации на Северном Кавказе также слегка сдвинулись в сторону стабильности.
Дек. 2005 | Фев. 2006 | Март 2006 | |
Улучшится | 17 | 24 | 13 |
Ухудшится | 20 | 20 | 19 |
Останется без изменений | 54 | 53 | 59 |
По мнению 26%, более важно «обезвредить преступников, даже если это приведет к человеческим жертвам», 57% — что важнее «любой ценой избежать крови, даже если для этого придется выполнить требования бандитов, 17% воздерживаются от ответа. С таким распределением мнений связаны оценки принятого недавно закона, позволяющего российским ВВС сбивать гражданские самолеты с пассажирами, если они предположительно захвачены террористами. 28% сочло это положение закона необходимой мерой, которая помешает бандитам атаковать важные государственные объекты и сохранит жизнь многих людей. Но вдвое чаще — 55% — высказывалось мнение о том, что эта мере не помешает бандитам, а только будет оправдывать неумение органов правопорядка предотвращать акции террористов и спасать жизни невинных людей.
28% опрошенных думают, что рядовому человеку в России можно надеяться на справедливый суд, 61% с этим не согласны.
Злободневный пример: только 10% сочли справедливым приговор О. Щербинскому, которого признали виновным в гибели губернатора М. Евдокимова, 59% выразили несогласие с приговором, 30% ничего не знали об этом или затруднились ответить. (Как известно, приговор вызвал массовые протесты во многих регионах, и его пришлось отменить.)
Предложения об официальной отмене смертной казни в России не находят поддержки в общественном мнении. За полную отмену казни высказывается лишь 12%, сохранить действующий мораторий хотели бы 23%, восстановить применение смертной казни в прежних рамках предлагают 43%, а 8% предпочли бы даже расширить ее применение. Не высказали своего мнения 14%.
10% полагают, что все страны движутся к демократии одним путем, 78% — что «каждая страна проходит свой путь к демократии».
По мнению опрошенных, ближе всего к демократическому было политическое устройство России при Л. Брежневе (так считают 10%) и при В. Путине (22%). 5% указали на время Б. Ельцина, 4% — М. Горбачева, по 3% — Ю. Андропова и Александра II, по 2% — Н. Хрущева и А. Керенского, по 1% — В. Ленина и И. Сталина.
42% полагают, что нашему народу постоянно нужна «сильная рука» (сильный и властный руководитель), по мнению 31%, бывают ситуации (например, сейчас), когда необходимо сосредоточить власть в одних руках. 20% уверены, что такой концентрации власти «ни в коем случае нельзя допускать».
Правда, за «закручивание гаек» и жесткое отношение президента и правительства к любым «вольностям» в политической и экономической жизни высказываются 39%, против этого («предоставить людям свободу заниматься своими делами и следить только за тем, чтобы они не нарушали законы») — 47%. 14% затрудняются ответить.
О распаде Союза сожалеют 62%, не сожалеют 28%, затрудняются ответить 10%. 31% полагают, что распад был неизбежен, 59% — что его можно было избежать. Восстановить Советский Союз и социалистическую систему хотели бы 60% опрошенных, из них 12% считают это реальным, 48% — нереальным.
51% опрошенных считает, что России нужен закон, определяющий особый статус русского народа как «государствообразующего», не согласны с этим 37%. По мнению 38%, принадлежность человека к «государствообразующему» народу давать ему преимущества при поступлении на работу, на учебу, получении медицинских услуг и т.п., не согласны с этим 52%. Обязательное знание русского языка для вех граждан России поддерживают 61%,, не поддерживают 22%
Большинство опрошенных (57%) уверены, что в нашей стране воровства больше, чем в странах Запада, всего 2% полагает, что у нас воруют меньше, по мнению 31% — столько же. По мнению 24%, больше всего у нас воруют бизнесмены, олигархи, 33% считают, что чиновники, 35% — «все, кто может». При этом профессиональных воров, мошенников упоминают менее 1%.
Две трети (64%) респондентов считают, что взяточничество больше всего распространено в России, 5% — что на Западе, 4% — в мусульманских странах, только 1% называет Китай. 27% не дают ответа.
Очень часто | Довольно часто | Довольно редко | Очень редко | Затрудн. ответить | |
В милиции | 42 | 42 | 3 | 1 | 12 |
В судах | 26 | 11 | 10 | 4 | 20 |
В прокуратуре | 24 | 37 | 11 | 4 | 24 |
В военкоматах | 39 | 42 | 6 | 1 | 13 |
В системе образования | 34 | 43 | 8 | 2 | 12 |
В системе здравоохр. | 35 | 43 | 9 | 3 | 10 |
В течение последних пяти лет приходилось давать взятку 28%, за последние 12 месяцев — 15%. 66% утверждают, что им никогда не приходилось это делать.
Средний размер взятки в последний раз составил около 5000 рублей.
Только 19% респондентов сочли, что стране более серьезную угрозу представляют внешние проблемы (например, НАТО или исламский фундаментализм), 67% — что опаснее внутренние проблемы (например, экономический кризис, нестабильность на Северном Кавказе).
Апр. 1999 | Март 2006 | |
Политическая нестабильность, связанная с борьбой за власть в Кремле | 20 | 15* |
Экономические проблемы, кризис в экономике | 53 | 37 |
Ослабление единства России, утрата центральной властью контроля за положением дел на местах | 16 | 21 |
Национальный сепаратизм в Чечне и других северо — кавказских республиках | 6 | 11 |
Политический экстремизм | 1 | 8 |
Как видим, многие тревоги 1999 г. сохраняют свою актуальность и сейчас.
Очень хорошо | В основном хорошо | В основном плохо | Очень плохо | Затрудн. ответить | |
К США | 4 | 46 | 27 | 12 | 12 |
К Евросоюзу | 6 | 60 | 13 | 4 | 17 |
К Украине | 5 | 47 | 27 | 10 | 10 |
К Израилю | 3 | 43 | 24 | 7 | 22 |
К движению «ХАМАС» | 1 | 15 | 25 | 17 | 41 |
Дек. 2001 | Янв. 2002 | Март 2002 | Янв. 2006 | Фев. 2006 | Март 2006 | |
Очень хорошо | 5 | 8 | 4 | 5 | 5 | 6 |
В основном хорошо | 60 | 60 | 45 | 60 | 56 | 60 |
В основном плохо | 20 | 17 | 29 | 13 | 16 | 13 |
Очень плохо | 4 | 3 | 12 | 2 | 3 | 4 |
Затруднились ответить | 11 | 12 | 10 | 20 | 20 | 17 |
Перед парламентскими выборами на Украине в России чаще (24%) ждали победы «оранжевых», чем В. Януковича и др. оппозиционных им сил (17%), но 18% полагали, что ни те, ни другие не победят, а 42% затруднялись ответить.
52% склонны считать, что через 5 лет жизнь будет лучше в России, 6% — что на Украине, 25% — что примерно одинакова в обеих странах.
Накануне президентских выборов в Белоруссии 27% опрошенных полагали, что они пройдут честном соревновании А. Лукашенко и оппозиции, 40% — что произойдут массовые фальсификации в пользу А. Лукашенко, 33% не смогли ответить. Результаты президентских выборов в Белоруссии вызвали удовлетворение у 28%, сомнения в честности этих выборов у 15%, возмущение у 4%, никаких особых чувств у 47%
В связи с введением Украиной и Молдавией нового таможенного режима для Приднестровья 12% высказали мнение, что Россия должна оказать гуманитарную помощь Приднестровью, 35% — что следует использовать дипломатические переговоры, 18% готовы одобрить экономическое давление на Молдавию, а 5% — использование всех средств, включая военные. В то же время 20% сочли, что России не следует вмешиваться в конфликт, а 4% предложили прекратить поддержку сепаратистского режима Приднестровья.
Более жесткую позицию выразили респонденты по поводу нового обострения положения в Грузии. 39% (против 33%) оправдывали бы вооруженное сопротивление российских военных акциям грузинской полиции по депортации миротворцев.
Оценки переговоров российских чиновников с ХАМАС в Москве вызвали невнятные оценки: 19% склонны считать их довольно успешными, 17% — неуспешными. Столь же неопределенными остаются мнения развитиии отношений между Израилем и ХАМАС. Только 10% надеются на продвижение мирного урегулирования, 18% ждут активизации палестинских атак на Израиль и роста напряженности в регионе, 20% — двуличного поведения палестинцев. Судить о ситуации отказываются 51%.
Суд над бывшим президентом Югославии сочли независимым и справедливым только 12%, несправедливым — 54%. Чаще всего (40%) основной целью судебного процесса посчитали оправдание бомбардировок Югославии силами НАТО в 1999 г. 58% (против 7%) уверены, что гаагскому трибуналу не удалось доказать вину С. Милошевича за кровопролития 90-х гг.
Мало кто (13%) полагают, что смерть бывшего лидера была естественной, по мнению 39% его «устранили» преднамеренно. Заинтересованным в его смерти считают в первую очередь политиков США, НАТО, Запада.
22% считают, что СССР угрожал безопасности других стран, 69% с этим не согласны. Только 9% усматривают сейчас угрозу для безопасности других стран со стороны России, 89% такой угрозы не видят.
В то же время 73% (против 15%) отмечают существование угрозы другим странам со стороны США. Соединенные Штаты опасны стремлением к экономическому доминированию в мире (таково мнение 42%), стремлением внедрять свой образ жизни (24), расширением НАТО и стремлением распространить свое влияние на бывшие советские республики, превосходящей военной мощью (23%), распространением своей культуры (15%). 13% видят угрозу в том, что под видом финансирования некоммерческих организаций США финансируют подрывную деятельность в различных странах, 6% признают возможность военного нападения США на Россию, 3% опасаются конфликта США с Китаем, столько же — союза США с Израилем.
К возможной военной акции США против Ирана положительно относятся лишь 10%, отрицательно 71%.
В связи с началом очередного призыва в ВС в мартовском опросе выяснялись причины отказа многих молодых людей от воинской службы.
Главной, чаще упоминаемой причиной является «дедовщина» в армейской среде (об этом говорят 83% опрошенных), на втором месте — угроза отправки в Чечню и другие «горячие точки» (39%), на тяжелые бытовые условия, плохое питание вы армии указывают 27%. Заметно реже приводятся аргументы другого рода: отсутствие у призывников сознания своего долга (16%), изнеженность многих из них, страх перед трудностями воинской службы (13%), дискредитация армии в СМИ (11%), распространение пацифистских настроений (4%).
В последнее время ряд военных руководителей призывает не раздувать в прессе случаи издевательств над солдатами, чтобы не подрывать престиж армии. Согласны с такими суждениями 23%, не согласны 45%.
34% разделяет мнение о необходимости привлекать к уголовной ответственности организаторов бойкота военного призыва, 50% против этого возражает.