В современной России законодателями и должностными лицами органов власти часто становятся юристы. При этом политические и правовые институты тесно взаимодействуют: профессионалы-юристы создают потребность в своих услугах, а судебная власть поддерживает их монополию на предоставление юридических услуг с помощью выработки категорий и понятий, которые недоступны для непрофессионалов – граждан. Такая ситуация представляется гражданам нормальной, однако их представления о праве, судебной власти и юридической деятельности далеко не всегда соответствуют истинному положению дел. «Полит.ру» публикует статью Владимира Римского, в которой автор анализирует опыт взаимодействия российских граждан с судами и их стратегии по защите собственных прав, а также рассуждает о том, как формируется представление россиян о судебной власти. Статья опубликована в журнале «Вестник общественного мнения» (2010. № 2), издаваемом Аналитическим Центром Юрия Левады.
Социальные препятствия развитию судебной власти в России.
Социальные препятствия развитию судебной власти представлялись и нередко представляются органами власти малосущественными в сравнении с принимаемыми ими законами, другими нормативно-правовыми актами и административными решениями. Одно из адекватных объяснений такого положения дано в концепции правового поля Пьера Бурдье, в соответствии с которой на юридическом поле постоянно происходит борьба за монополию на толкование закона. Эта борьба ведется между агентами, обладающими профессиональной компетентностью, которая заключается в общественно признанной способности интерпретировать свод текстов, закрепляющих легитимное видение социального мира[1]. А объективными ограничениями соперничества между интерпретаторами юридических текстов являются судебные решения, поскольку они «должны представать как единственно верный результат правильной интерпретации текстов, чья легитимность не подлежит сомнению»[2].
В соответствии с концепцией П. Бурдье, одной из важнейших задач деятельности юристов является обеспечение согласия граждан на подчинение символической власти права, в частности, через формирование у них веры в нейтральность и автономию права[3]. Но в действительности практическое значение закона определяется в конфронтации между различными юридическими корпорациями с разнонаправленными интересами: судейской, адвокатской, нотариальной и другими. Сами эти корпорации тоже делятся на группы, «преследующие подчас противоположные интересы в зависимости от своего положения в профессиональной иерархии, находящегося в прямом соответствии с положением их клиентуры в социальной иерархии»[4]. По мнению П. Бурдье, соотношение сил между профессионалами, участвующими в судебном процессе, в значительной степени соответствует соотношению сил между их клиентами. При этом представители различных групп юридических корпораций дополняют друг друга по функциям, что формирует в юридическом поле организацию «разделения труда символического доминирования, в котором противники, объективно являющиеся сообщниками, необходимы друг другу»[5].
Разделение труда в юридическом поле формирует и поддерживает монополию профессионалов на производство и коммерциализацию юридических услуг, а также их монополию над непрофессионалами, гражданами. Только обладатели юридической компетенции определяют, какие конфликты заслуживают того, «чтобы приобрести статус собственно юридических прений»[6]. В этом проявляется специфическая власть обладателей юридической компетенции.
При этом судебная власть, по мнению П. Бурдье, поддерживает монополию юристов на предоставление юридических услуг с помощью выработки категорий восприятия и оценки юридических прений, которые недоступны для «профанов»[7]. Профанами, в частности, являются граждане.
По концепции П. Бурдье, профессионалы-юристы создают потребность в своих услугах, «преобразуя проблемы, выраженные на обычном языке, в юридические проблемы посредством их перевода на язык права и заранее предлагая оценку шансов на успех, как и последствий выбора той или иной стратегии. Нет сомнений, что при конструировании конфликтов ими движут финансовые интересы, но также их этические или политические диспозиции, т. е. принцип социальной близости с клиентами»[8].
П. Бурдье не соглашался с марксистами, считавшими, что в условиях капиталистического общества вся правовая система действует в интересах правящего класса. Однако он указывал на близость высшего слоя судебной иерархии к экономически и политически господствующим социальным группам, на близость всего судейского корпуса к правящему классу. При этом юристы, основными клиентами которых являются представители низших социальных групп, не имеют значительного влияния в рамках юридического поля[9]. В частности именно по этой причине юристы, постоянно работающие в правозащитных организациях, очень слабо могут влиять на изменения норм права, закона, текстов нормативно-правовых актов, административных инструкций и т. п.
П. Бурдье пришел к важному выводу о том, что правовая система не является полностью автономной. Юридическое поле, имеющее высокую значимость в воспроизводстве классовых отношений, обладает меньшей автономией, чем, например, поле науки. При этом внешние изменения более непосредственно отражаются в юридическом поле, а внутренние конфликты в этом поле в большей степени определяются влиянием внешних сил[10]. Поэтому понимание некоторыми специалистами и экспертами независимости судебной власти как максимально полной автономии от других властей, от поля политики и экономики является недостижимым в социальной реальности.
Описанные выше особенности юридического поля не препятствуют, а способствуют тому, что в современной России законодателями и должностными лицами органов власти часто становятся юристы, задачей которых является систематизация и унификация имеющихся в разных регионах страны правовых норм, а также разработка новых. Такое положение самими органами власти и СМИ представляется гражданам как нормальное, но необходимо и понимание того, что оно определяется воздействием политических институтов на правовые. Аналогичные социальные явления описал Макс Вебер, в частности, в своем анализе становления западноевропейских абсолютных монархий, когда политическая централизация способствовала систематизации и унификации правовых норм на территории данного государства. Макс Вебер указывал, что в странах Запада в роли высших государственных чиновников и политических советников монархов, начиная с позднего Средневековья, были главным образом юристы, получившие университетское образование. В европейских монархиях «тенденция к рациональному государству повсюду имела носителем квалифицированного юриста»[11]. По тем же причинам в период централизации власти постсоветской России юристы получили много должностей в органах власти и добились высокого уровня влияния на принятие политических и государственных решений, что определило многие социальные эффекты правовой и судебной реформ.
Уровень успешности реформы судебной власти в нашей стране, которая началась практически сразу же после распада СССР, оценивается специалистами и экспертами по-разному. «Выдвигаются различные критерии успешности реформы и эффективности функционирования судебной системы. При этом официальная оценка руководства высших судов не всегда совпадает с мнениями представителей юридического сообщества, противоположна оценкам населения. Результаты социологических опросов демонстрируют, что отношение граждан РФ к институту суда остается скептическим, порой и вовсе негативным. Общество выражает сомнение в беспристрастности, доступности и эффективности деятельности судов. Подобные результаты эмпирических исследований свидетельствуют, в том числе, и о необходимости теоретико-социологического анализа института суда, включая модели организации, функции, задачи деятельности»[12].
Значение социологических исследований судебной власти.
В социологических исследованиях судебной власти объектом является судебная система как социальный институт, т. е. как организация и как совокупность реально применяемых норм и правил регулирования деятельности судебной системы. Предметом социологических исследований судебной системы является совокупность взаимоотношений и социальных действий различных индивидов и социальных общностей, которые в той или иной степени связаны со становлением, функционированием и развитием судебной системы, а также с взаимодействиями с ней.
Социологические исследования судебной власти могут включать правовые нормы в свой предмет, но изучаться в них должны не нормативные, а реальные взаимодействия и взаимоотношения индивидов, которые происходят в связи с функционированием судебной системы. Нормативную сторону этих взаимодействий изучают правовые исследования. В этом состоит важнейшее отличие социологических исследований от правовых.
Юристы, в частности судьи, используя свои профессиональные знания и опыт, в большинстве случаев хорошо понимают причины и последствия своих действий, правильно прогнозируют последствия принятия тех или иных решений органами власти и управления, довольно эффективно выстраивают свои взаимоотношения с другими гражданами, представителями органов власти, частного бизнеса и общественных организаций. Но знания и опыт понимания общества, в котором формируется и действует судебная власть, имеют у профессионалов определенные границы. Эти границы очень трудно, а иногда и просто невозможно обнаружить, используя юридические способы познания и описания действительности.
Социологическое исследование должно помочь юристам определить границы социального содержания их суждений и действий, а также откорректировать их знания о социальном содержании юридической деятельности, в частности деятельности судебной власти, о тех социальных условиях, в которых эта деятельность осуществляется, социальных группах, на которые эта деятельность направлена, и о тех социальных группах, которые используют результаты этой деятельности, т. е. являются в определенном смысле клиентами юристов и правоведов. Социологическое исследование, кроме того, должно помочь юристам в понимании особенностей сознания и социальных действий представителей самого юридического сообщества, различных социальных групп, его составляющих.
Результаты социологического исследования должны показать непреднамеренные и непредвиденные последствия юридических действий и принимаемых государственных решений. Современная социология позволяет анализировать тонкую и трудноуловимую связь между преднамеренными и непреднамеренными явлениями социальной реальности. Поэтому, в частности, социологическое исследование судебной власти России позволит описать причины и факторы развития тех социальных процессов и явлений, которые сопровождали судебную реформу и сопровождают современную деятельность судебной власти. Социологическое исследование должно показать, как связаны в этих социальных процессах и явлениях преднамеренные и непреднамеренные последствия реформирования судебной власти России.
Социология как наука имеет свою логику и свой инструментарий, существенно отличающиеся от юридических. В социологических исследованиях для достижения целей, о которых упоминалось выше, необходимо фиксировать реальные социальные действия и проблемы, без оценки того, насколько они соответствуют нормам Конституции РФ и российского законодательства. Социология изучает жизнь такой, какая она есть, а не ту, которой она должна быть. Поэтому социологию всегда намного больше интересуют реальные действия и взаимодействия индивидов, чем то, как они должны были бы действовать в соответствии с нормами законов, этики, морали и нравственности. Социология исследует, как индивиды реально мотивируют свою деятельность, каковы их представления о праве, о судебной власти и основных ее характеристиках, о судебных разбирательствах и судебных решениях. Социологию интересуют также рациональные и эмоциональные оценки индивидами судебной власти и ее деятельности, даже если эти оценки существенно расходятся с профессиональными юридическими. Только так можно описать и понять ту социальную реальность, которая связана с судебной властью в России.
Для успеха своих исследований социологи должны уметь отстраняться от привычных пониманий причин, мотивов и способов действий индивидов, стараться оценить их непредвзято, по-новому, по возможности, с объективных позиций. Позиция профессионала никогда не может быть полностью объективной, потому что она ограничена привычными ему принципами и способами восприятия и оценивания действительности. Эти принципы и способы помогают ему в профессиональной деятельности, но создают определенные препятствия для понимания и анализа других логик восприятия и оценивания действительности, причин и последствий тех или иных действий. Социологи как профессионалы не исключение из этой закономерности, но в их науке разработаны методы снижения влияния профессиональных ограничений восприятия и анализа действительности. Большинство этих методов в качестве исходных данных используют сведения, полученные от профессионалов в тех областях, которые социологи изучают. Социологи не являются и не должны являться специалистами в сфере права и деятельности судебной власти. Они могут использовать помощь и поддержку юристов в разработке инструментария социологического исследования, но не сводить социологическое исследование судебной власти к юридическому, имеющему другие цели, задачи и, соответственно, другой инструментарий.
Исследования судебной власти, проведенные Фондом ИНДЕМ.
В течение трех лет, с 2007 по 2009 гг., выполняя проект «Судебная реформа в России: институционально-социетальный анализ трансформации, ревизия результатов, определение перспектив», Фонд ИНДЕМ проводил социологическое исследование взаимодействий граждан и предпринимателей с судебной властью. Методами этого социологического исследования были: настольный анализ ранее проведенных социологических исследований, полуформализованные интервью с экспертами, фокус-группы с гражданами и предпринимателями, а также их массовые формализованные анкетные опросы.
Необходимость проведения личных полуформализованных интервью с экспертами по тематике исследования была вызвана тем, что в российской социальной практике высказывать обоснованные, мотивированные суждения о судебной власти способны только профессионалы, имеющие опыт и специальные знания в этой области. Представители профессионального сообщества юристов доминируют в принятии решений в сфере реформирования судебной системы России и в оценке норм российского законодательства в этой сфере. Особенности сознания и профессиональной деятельности юристов позволили получить такие сведения по тематике проводимого исследования, которые было невозможно получить никакими другими методами.
Личные полуформализованные интервью с экспертами проводились двумя сериями, направленными на получение информации о деятельности судебных систем СССР и РФ соответственно. Такая методика была избрана потому, что, по предварительно полученной информации, судебная власть современной России имеет много свойств и качеств, сходных или развившихся из нее. Серия интервью о судебной системе СССР создала базу анализа современного состояния российской судебной власти. В свою очередь, серия интервью о судебной власти современной России позволила глубже проанализировать некоторые особенности судебной системы СССР, степень ее соответствия советскому политическому режиму и особенностям сознания советских граждан.
Всего с середины июля 2007 г. по конец января 2008 г. было проведено 57 личных полуформализованных интервью с экспертами: 29 по тематике судебной системы СССР и 28 по тематике судебной власти РФ. Экспертами в таких интервью были: судьи и бывшие судьи; адвокаты; прокуроры и бывшие прокуроры; следователи, дознаватели и бывшие следователи, дознаватели; журналисты печатных средств массовой информации, постоянно пишущие на темы судов и судебной власти; правозащитники; юристы, работающие в сфере корпоративного права по найму в организациях частного бизнеса (корпоративные юристы); преподаватели юридических специализаций университетов и вузов. Все личные полуформализованные интервью с экспертами проводились в Москве специалистами Фонда ИНДЕМ.
Необходимость проведения фокус-групп по тематике исследования была вызвана тем, что в российской социальной практике сформированы существенные различия в сознании, отношении к праву и закону, а также в оценках взаимодействий граждан и предпринимателей с судебной властью между юристами и теми, кто не являются профессионалами в сфере права. Обращение в этом исследовании к мнениям и оценкам граждан и предпринимателей позволило описать деятельность судебной власти в России с их социальных позиций. Всего с 1 по 15 ноября 2007 г. было проведено 14 фокус-групп: восемь для граждан и шесть для предпринимателей. Фокус-группы, которые организовывались и модерировались специалистами Института сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ), проводились в трех регионах: Москве (в качестве крупного мегаполиса, столицы России), городе Великий Новгород (в качестве небольшого города, административного центра одного из регионов России) и в городе Великие Луки (в качестве небольшого города, не являющегося административным центром ни одного из регионов России).
Формализованные анкетные опросы граждан и предпринимателей по тематике исследования проводились с целями получения количественных оценок наиболее значимых социальных закономерностей, выявленных полуформализованными методами. Методики проведения опросов граждан и предпринимателей были сходными, позволявшими сравнивать ответы граждан и предпринимателей на вопросы соответствующих анкет. Кроме того, в анкеты включались и вопросы, специфические для анализа взаимодействий с судами как граждан, так и предпринимателей.
Организацией сбора данных формализованного анкетного опроса граждан по репрезентативной всероссийской выборке и вводом этих данных в компьютерный файл по контракту с Фондом ИНДЕМ занимался Институт сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ). Организацией сбора данных формализованного анкетного опроса предпринимателей по направленной квотной их выборке и вводом этих данных в компьютерный файл по контракту с Фондом ИНДЕМ занимался Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).Сбор данных обоих формализованных анкетных опросов граждан и предпринимателей осуществлялся с 1 по 30 сентября 2008 г. Ввод данных этого опроса в компьютерный файл – с 1 по 13 октября 2008 г. Объемы выборок формализованных анкетных опросов составили: для граждан – 2845 респондентов и для предпринимателей – 602 респондента.
Ниже представлены некоторые значимые результаты проведенного Фондом ИНДЕМ социологического исследования взаимодействий граждан и предпринимателей с судебной властью.
Опыт взаимодействия российских граждан с судами.
В формализованных анкетных опросах граждан и предпринимателей анализировались сюжеты, связанные с последними случаями их участия в судебных процессах, обращений в суды с целями разрешения тех или иных проблем, а также с проблемами, которые можно было бы решить в судах, без обращений в них. Эти сюжеты были представлены в анкетах последовательностями вопросов: начиная с того, принимал ли когда-либо предприниматель или его представитель участие в таком судебном разбирательстве, и заканчивая тем, насколько он был удовлетворен судебным решением и было ли оно исполнено.
И граждане, и предприниматели сравнительно редко бывали участниками судебных заседаний, даже в качестве просто зрителей. Для граждан, практически вне зависимости от уровня жизни и типа потребления, доля имеющих такой опыт составляет примерно 35%, а примерно 65% – никакого подобного опыта не имеют, т. е. не имеют возможности составить собственное представление о суде и судебных процедурах. Как мы увидим ниже, для этого большинства российских граждан (65%) представления о судебной власти формируются в основном под воздействием средств массовой информации, в первую очередь, телевидения. Такая пропорция числа граждан, имеющих какой-то опыт взаимодействия с судами и не имеющих его, практически не зависит от уровня их жизни и типа потребления.
По данным проведенного исследования, только у 28% респондентов когда-либо в жизни возникала ситуация, которая могла быть разрешена в суде. Из этих респондентов-граждан только 64% обращались в такой ситуации в суд, т. е. проявляли инициативы такого рода, в результате которых судебные разбирательства состоялись. В пересчете на всю выборку получается, что, по данным проведенного исследования, только 18% респондентов обращались когда-либо в суды для разрешения каких-то проблем и затем участвовали в соответствующих судебных разбирательствах. При этом некоторые респонденты тоже могли иметь опыт судебных разбирательств, когда не они обращались в суды, а их вынуждали участвовать в судебных разбирательствах противоположные стороны. Но в силу ограниченности ресурсов проводимого исследования такого рода ситуации в проведенном анкетном опросе не изучались.
Предприниматели существенно чаще других граждан участвовали в судебных разбирательствах с целями решений тех или иных проблем. Доля предпринимателей, участвовавших в судебных разбирательствах по делам своих бизнесов, – 33%, а по личным или семейным делам – 31%, т. е. несколько реже. И, тем не менее, даже доля предпринимателей, имеющих опыт судебных разбирательств личных и семейных проблем, существенно выше доли других граждан, решавших свои проблемы в судах.
По данным проведенного исследования, если граждане принимали участие в судебных процессах, то наиболее часто – в рамках гражданского судопроизводства (56%), немногим более 1/3 таких респондентов принимали участие в судебных разбирательствах в рамках уголовного судопроизводства (37%). В среднем сравнительно немногие граждане принимали участие в судебных разбирательствах в рамках административного судопроизводства (11%), причем самые обеспеченные граждане делали это чаще других (21%). И совсем немногие граждане принимали участие в судебных разбирательствах в рамках конституционного судопроизводства (2%).
Предприниматели чаще всего решают проблемы своего бизнеса в рамках арбитражного судопроизводства (63%). При этом крупный бизнес существенно чаще других использует арбитражное судопроизводство для решений проблем своих бизнесов (74%), а различия между малым и средним бизнесом оказались статистически незначимыми.
Некоторые проблемы своего бизнеса предприниматели решают в гражданском (24%) и административном (8%) судопроизводстве, а в некоторых случаях и в уголовном (3%).
Небольшая, но заметная доля предпринимателей решает проблемы своих бизнесов у мировых судей (10%). Представители малого бизнеса поступают так существенно чаще других (16%), что соответствует специфике судебных дел, разбираемых мировыми судьями.
По данным проведенных фокус-групп, предприниматели обосновывают свои обращения к мировым судьям тем, что они быстрее проводят судебные разбирательства и потому у них можно быстрее получить решения проблем своих бизнесов. Мировые судьи, как известно, имеют существенные ограничения на размеры исков (до 30000 рублей) и подсудности им категорий судебных дел. Поэтому средний и крупный бизнес не всегда могут обращаться в мировой суд для решений проблем своих бизнесов. Для малого бизнеса некоторые из этих ограничений не очень значимы, а быстрота получения судебных решений является принципиально важной. Поэтому представители малого бизнеса существенно чаще, чем представители среднего и крупного, решают проблемы своих бизнесов у мировых судей.
Информация о судах, интересующая граждан и предпринимателей.
Взаимодействие с судебной властью граждан и предпринимателей во многом определяется той информацией о ее деятельности, которой они обладают.
Структуры интереса к информации о работе судов у граждан и у предпринимателей довольно близки. И граждане, и предприниматели на второе-третье место ставят «Законы и кодексы, определяющие наказания, санкции, возмещение ущерба (вреда)» и «Рекомендации по защите прав граждан в судах, юридическая консультация». Но у граждан и у предпринимателей существенно различаются самые значимые для них области интереса к информации о работе судов. Предприниматели более всего интересуются «Описаниями различных судебных дел и уже состоявшихся судебных процессов», а граждане – «Общей информацией о работе судов».
В целом общий уровень интереса и граждан, и предпринимателей к судебной информации является низким. Очень интересуются информацией о судах лишь немногие граждане (2%). У предпринимателей этот процент заметно больше (10%), но он тоже не может считаться высоким. А практически не интересуются информацией о судах большинство граждан (58%) и около половины предпринимателей (45%). Наличие высшего образования, опыт работы с юристами и участия в судебных разбирательствах являются факторами, способствующими повышенному интересу и граждан, и предпринимателей к судебной информации.
Структуры мотивов интереса граждан и предпринимателей к судебной информации оказались разными. Граждан чаще всего интересует судебная информация, потому что она может пригодиться при возможном обращении в суд (49%). Очень немногие граждане реально обращаются в суды, но существенно бóльшая их доля склонна готовить себе информационный ресурс для возможных будущих обращений. Вторым по значимости для граждан является мотив интереса к острым материалам СМИ, связанными с судебной информацией (34%). Для предпринимателей главными являются мотивы их профессиональной деятельности (53%) и возможной пользы такой информации при последующем обращении в суд (49%). Оба эти мотива связаны с тем, что большинство российских предпринимателей либо постоянно участвуют в судебных разбирательствах, либо понимают, что рано или поздно это обязательно произойдет.
Связи мотивов и силы интереса к судебной информации у граждан и у предпринимателей оказались во многом похожими. И для тех и для других мотив профессиональной деятельности обусловлен высоким уровнем интереса к судебной информации. У граждан учеба, связанная с получением знаний о судах, тоже коррелирует с высоким интересом к такой информации, что для предпринимателей неверно, соответствующий мотив у них довольно слабый. Мотив, связанный с тем, что информация о судах может пригодиться при будущем обращении в суд, и у граждан, и у предпринимателей объясняется средним уровнем интереса к подобной информации. Мотив, связанный с общим интересом к информации о судах, и у граждан, и у предпринимателей предполагает низкий уровень интереса к данной информации. Мотив интереса к острым материалам СМИ и у граждан, и у предпринимателей возможен при низком уровне интереса к судебной информации, т. е. такой интерес является поверхностным, связанным скорее с развлечениями от знакомства с острыми материалами СМИ, чем с той или иной пользой для себя. Но необходимо учитывать, что информация о судах, получаемая из острых материалов СМИ, является довольно значимой более чем для трети российских граждан.
Источники судебной информации во многом определяют оценки судов гражданами и предпринимателями. Граждане чаще всего получают информацию о судах из телевизионных постановочных программ, вроде «Суд идет» или «Час суда…» (60%), а также телевизионных новостей (49%). Для граждан примерно одинаковы (по значимости информации о судах) печатные СМИ (38%) и контакты с друзьями и знакомыми (35%). Контакты с судами самих граждан существенно менее значимы как источники судебной информации (11%), чем СМИ, особенно телевизионные. Мало значат для граждан и учебная литература, а также профессиональные источники информации, к которым можно отнести базы данных, сайты в сети Интернет, профессиональные печатные издания о суде, научную литературу и сайты судов, которые находятся на последнем месте среди всех остальных.
Предприниматели чаще всего получают информацию о судах из контактов с друзьями и знакомыми (42%), а также из печатных СМИ (41%) и баз данных правовой информации (36%). Предприниматели существенно реже граждан используют в качестве источника судебной информации телевизионные новости (32%), но этот источник информации для них стоит на четвертом месте. Они более чем в 2,5 раза чаще используют в качестве источника судебной информации контакты с судами (29%), т. е. существенно чаще, чем граждане, получают информацию о судах из личного опыта. Для предпринимателей существенно большее значение, чем для граждан, в качестве источника судебной информации имеют профессиональные ее источники: помимо баз данных правовой информации (36%), это сайты судов (28%), другие сайты (19%) и профессиональные печатные издания о суде (15%). Так же, как и для граждан, для предпринимателей сравнительно мало значит научная литература и самую низкую значимость в качестве источника судебной информации имеет учебная литература.
И для граждан, и для предпринимателей установлено, что чем выше их интерес к судебной информации, тем чаще они используют профессиональные источники такой информации. При этом предприниматели более чем в четыре раза чаще, чем граждане, предпочитают профессиональные источники информации. Кроме того, и граждане, и предприниматели, сильно интересующиеся судебной информацией и защищающие свои права, существенно чаще используют профессиональные источники судебной информации. Следовательно, чем более профессиональным является отношение граждан и предпринимателей к судам, тем выше для них значимость профессиональных источников судебной информации. Но такое профессиональное отношение к судам в российском обществе встречается довольно редко: более половины граждан и более пятой части предпринимателей получают информацию о судах из постановочных телевизионных программ, неадекватно представляющих деятельность судов.
Оценки доступности судебной информации показывают различия в отношении граждан и предпринимателей к судам. Среди предпринимателей (42%) существенно выше доля тех, кто легко находит судебную информацию, чем среди граждан (30%). При этом среди предпринимателей (36%) выше, чем среди граждан (27%), и доля тех, кто не всегда может такую информацию найти. По-видимому, это связано с тем, что предприниматели ищут более точную и подробную судебную информацию, чем граждане. А довольно трудно и очень трудно находить судебную информацию бывает существенно чаще гражданам (23%), чем предпринимателям (13%). Кроме того, весомая доля граждан (20%), по сравнению с предпринимателями (9%), затруднилась с ответом на этот вопрос. Это свидетельствует о больших проблемах с доступом к такой информации у граждан, чем у предпринимателей, иначе они смогли бы выбрать какой-то иной вариант ответа.
Чем выше интерес граждан к судебной информации, тем более доступной она им представляется. Те граждане, чей интерес к информации мотивирован профессиональной деятельностью или учебой, чаще оценивают доступ к информации как довольно легкий. А те граждане, кому информация о судах может пригодиться в будущем, чаще дают оценки, что у них бывают трудности в поиске такой информации или ее довольно трудно найти. У предпринимателей подобные зависимости не выявлены: какова ни была бы мера их интереса к судебной информации, доступ к ней они оценивают примерно одинаково. Это еще одно свидетельство большего профессионализма в использовании судебной информации у предпринимателей, по сравнению с гражданами: доступ к судебной информации у предпринимателей определяется не их интересом, а необходимостью использовать такую информацию в профессиональной деятельности и в сфере личной жизни.
И граждане, и предприниматели, готовые обращаться в суды для решений своих проблем, существенно чаще других оценивают информацию об их работе как доступную. По-видимому, высокая мотивация обращения в суды повышает активность и граждан, и предпринимателей в поиске информации об их работе, поэтому и уровень доступности такой информации оценивается выше.
Оценки сложностей получения судебной информации гражданами и предпринимателями также влияют на их отношение к судебной власти. Более четверти граждан (29%) ни с какими сложностями в поиске судебной информации не сталкивались, для предпринимателей такой вариант ответа на этот вопрос анкеты не предусматривался.
Главное препятствие в получении информации о работе судов для граждан – это сложность такой информации для понимания (21%), а для предпринимателей то, что не вся необходимая им информация доступна широкой аудитории (28%), т. е. не является публичной. Предприниматели (22%) несколько чаще граждан (18%) отмечают, что судебной информации слишком много, поэтому в ней трудно найти то, что нужно.
И гражданам (17%), и предпринимателям (18%) примерно одинаково сложно разобраться в источниках судебной информации. По-видимому, граждане существенно реже предпринимателей ищут судебную информацию на сайтах судов, именно поэтому они (4%) существенно реже предпринимателей (19%) отмечают, что на этих сайтах такой информации мало. А стоимость получения судебной информации ни для граждан (5%), ни для предпринимателей (1%) не является значимым препятствием.
Стратегии граждан и предпринимателей по защите собственных прав.
В нормативных концепциях правового государства важнейшей функцией судебной власти является обеспечение защиты прав граждан. В современной российской ситуации при необходимости защитить свои права и свободы большинство и граждан, и предпринимателей не обращаются в суды.
С защитой своих прав и свобод граждане чаще всего справляются самостоятельно (29%). Более четверти граждан уверено, что их права и свободы никто не нарушал и не нарушает (26%); у таких граждан просто не возникает ситуация необходимости защиты своих прав и свобод. Еще 18% граждан для защиты своих прав и свобод обращаются к родственникам или друзьям. Существенно реже в такой ситуации граждане обращаются в юридические консультации (14%), в суд (14%) или в милицию (13%), еще реже – к адвокатам (10%).
Много реже граждане обращаются за защитой своих прав и свобод к авторитетным людям (7%), в органы исполнительной власти (5%), в прокуратуру (4%) и к правозащитникам (3%). Сравнительно немногие граждане в таких ситуациях просто терпят и ничего не делают (6%), и примерно столько же ничего не делают, поскольку не знают, куда обратиться (6%). Крайне редко граждане для защиты своих прав и свобод выходят на митинги, демонстрации, в пикеты (2%).
Предприниматели, как и граждане, чаще всего справляются с проблемой защиты прав и свобод самостоятельно (35%). Но, в отличие от граждан, предприниматели существенно чаще обращаются с такими проблемами в суды (31%). Существенно реже, чем граждане, но тоже довольно часто предприниматели указывали, что их права и свободы никто не нарушал и не нарушает (23%), т. е. у них не возникает ситуация необходимости защиты своих прав и свобод. Предприниматели существенно чаще граждан для защиты своих прав и свобод обращаются к авторитетным людям (19%). Это происходит реже обращений в суды, но показывает, что все же довольно часто предприниматели защищают свои права и свободы неформальными методами, а не с помощью судебных разбирательств.
Предприниматели для защиты своих прав и свобод обращаются и в милицию (17%), и в прокуратуру (13%). Эти обращения у предпринимателей не всегда мотивируются желанием правовых решений проблем защиты прав и свобод, нередко в таких случаях предприниматели используют милицию и прокуратуру для противодействия своим конкурентам или нарушителям норм коммерческих договоров силами правоохранительных органов. Такие действия предпринимателей следует оценивать как коррупционные.
Предприниматели для защиты своих прав и свобод чаще граждан обращаются в органы исполнительной власти (7%) и к правозащитникам (8%). Следовательно, в нашем обществе защиту прав и свобод в органах исполнительной власти и даже у правозащитников чаще получают более материально обеспеченные, имеющие более высокий социальный статус предприниматели, а граждане малообеспеченные и с низким социальным статусом имеют такую возможность реже. Подобное положение с защитой прав и свобод следует оценивать как дискриминацию по уровню материального благосостояния и социальному статусу.
Примерно так же редко, как и граждане, предприниматели не пытаются защищать свои права и свободы, а просто терпят (6%), так же редко выходят на митинги, демонстрации, в пикеты (2%). Очень редко предприниматели для защиты своих прав и свобод обращаются в ассоциации бизнеса (2%). Следовательно, среда бизнеса оказывается неспособной эффективно защищать права и свободы предпринимателей.
Граждане и помощь адвокатов.
По данным проведенного исследования, уровень личного участия граждан в судебных разбирательствах, которые состоялись после их обращений в суды, очень высок при любом уровне доходов их семей. Но личное участие в судебном разбирательстве для граждан не исключало, а в некоторых случаях предполагало участие в них тех или иных представителей. Тем не менее в судебных разбирательствах, которые проводились по обращениям граждан в суды для решений тех или иных проблем, они довольно часто отказывались от услуг адвокатов и других юристов, а представляли свои интересы в судебных разбирательствах самостоятельно (43%). Чаще всего так поступали малообеспеченные граждане с ежемесячными доходами семей до 10000 рублей (45%), а существенно реже – хорошо обеспеченные с ежемесячными доходами семей свыше 25000 рублей (28%).
Адвокатов для представительства своих ин-тересов в судебных разбирательствах респон-денты-граждане нанимают в среднем менее чем в 1/4 случаев (23%), что почти совпадает с аналогичной долей для респондентов-предпринимателей, когда они участвуют в судебных разбирательствах по своим личным делам или делам своих семей (24%).
Интересы в судебных разбирательствах еще примерно 11% граждан практически независимо от уровня их благосостояния представляют адвокаты, бесплатно предоставленные им судами. В определенном смысле такое положение означает дискриминацию граждан по уровню их благосостояния, поскольку малообеспеченные граждане чаще других должны были бы пользоваться услугами бесплатных адвокатов для представления своих интересов в судебных разбирательствах.
Подавляющее большинство предпринимателей (72%) лично принимали участие в судебных разбирательствах по делам своих бизнесов, причем практически независимо от их размеров, но самостоятельно представляли в них свои интересы только в 38% случаев. Личное участие в судебном разбирательстве для предпринимателей, как и для граждан, не исключало, а в некоторых случаях предполагало участие в них тех или иных представителей.
Чаще всего предприниматели участвуют в судебных процессах по делам своих бизнесов со своими представителями, которыми в большинстве случаев бывают штатные юрисконсульты предприятий или фирм (29%), а также нанятые адвокаты (21%).
При этом представители крупного бизнеса существенно чаще других используют для целей представительства своих интересов в судах штатных юрисконсультов (46%). Нанятых адвокатов существенно чаще других использует малый бизнес (28%). По-видимому, малый бизнес не может в большинстве случаев содержать штатных юрисконсультов, а потому вынужден нанимать адвокатов для представления своих интересов в судебных разбирательствах по делам своих бизнесов. Крупный бизнес, напротив, специально включает в свои штаты юрисконсультов, одной из важных задач которых является представительство интересов бизнесов в судах.
Предприниматели для решения в судах проблем своих бизнесов очень редко прибегают как к услугам постоянных или семейных адвокатов (2%), так и к услугам иных нанятых представителей, не являющихся адвокатами (1,5%). По-видимому, даже имеющие высокий уровень материального обеспечения представители крупного бизнеса весьма редко в условиях России имеют постоянных или семейных адвокатов. Но почти половина из них (46%) пользуются услугами постоянных, штатных юрисконсультов для представительства интересов своих бизнесов в судебных разбирательствах.
В судебных разбирательствах по своим личным делам или делам своих семей предприниматели практически независимо от размеров их бизнесов в большинстве случаев отказывались от услуг адвокатов и других юристов, представляли самостоятельно свои интересы в судебных разбирательствах (56%).
Использование предпринимателями в таких судебных разбирательствах услуг постоянных адвокатов или штатных юрисконсультов предприятий, фирм встречается довольно редко. По-видимому, предприниматели стремятся отделять дела своих бизнесов от личных и потому редко привлекают штатных юрисконсультов предприятий и фирм для представительства в судах по делам личным или семейным. Весьма редкое использование услуг постоянных адвокатов в таких судебных разбирательствах, по-видимому, показывает, что они есть у меньшинства российских предпринимателей, даже у тех, кто занимается крупным бизнесом.
Ожидания граждан и предпринимателей от участия в судебных процессах.
В формализованных социологических опросах граждан и предпринимателей анализировались сюжеты, связанные с последними случаями их участия в судебных процессах, обращений в суды с целями разрешения тех или иных проблем. Последние случаи реального обращения респондентов в суды использовались для достижения максимально возможного уровня конкретизации их ответов, для определенности описания ими ситуаций судебного разбирательства. Эти сюжеты были представлены в анкетах последовательностями вопросов: начиная с того, когда было последнее обращение респондента в суд или его участие в судебном разбирательстве, и заканчивая тем, насколько он был удовлетворен судебным решением и было ли оно исполнено.
И гражданам, и предпринимателям задавались вопросы о том, что они ожидали от участия в судебных разбирательствах, в которых принимали участие в качестве сторон.
Первыми шестью наиболее значимыми ожиданиями граждан от судебных разбирательств по решениям тех проблем, с которыми они обращались в суды, являются следующие:
решение своей проблемы (97%);
объективное рассмотрение своего дела (91%);
восстановление справедливости (90%);
восстановление законности (89%);
защита своих нарушенных прав и свобод (76%);
выявление всех обстоятельств своего дела (76%).
А первыми шестью полностью оправдавшимися ожиданиями граждан от судебных разбирательств по решениям тех проблем, с которыми они обращались в суды, являются следующие:
решение своей проблемы (54%);
восстановление законности (52%);
объективное рассмотрение своего дела (50%);
восстановление справедливости (50%);
выявление всех обстоятельств своего дела (48%);
защита своих нарушенных прав и свобод (47%).
Следовательно, для граждан в судебных разбирательствах, по их оценкам, оправдывались те ожидания, которые были для них наиболее значимы: списки шести важнейших ожиданий и шести полностью оправдавшихся ожиданий от судебных разбирательств по решениям тех проблем, с которыми они обращались в суды, совпадают.
Главным ожиданием граждан было решение их проблем, и именно это ожидание чаще всего оправдывалось. Правда, для граждан «восстановление справедливости» по значимости ожиданий стояло выше восстановления законности, но восстановление законности по результатам судебных разбирательств оправдывалось несколько чаще, чем восстановление справедливости. Но различия в процентах ответов о том, насколько эти два ожидания оправдались, статистически незначимы, их можно считать мало отличающимися. При этом для каждого ожидания существенно больше граждан высказывали его желательность (от 76 до 97% для важнейших шести ожиданий), чем затем то, что оно оправдалось по результатам судебного разбирательства (от 47 до 54% для тех же важнейших шести ожиданий).
Насколько оправдывались ожидания, существенно зависело от того, выиграл респондент судебный процесс или проиграл: у выигравших граждан ожидания оправдывались чаще. В тех случаях, когда судебные решения были приняты в пользу респондентов, они существенно чаще отвечали, что оправдались их ожидания от этих судебных разбирательств, суд принял во внимание их доказательства, правильно их оценил и хорошо разобрался в их делах. Следовательно, невозможно считать, что респонденты-граждане более или менее объективно оценивали судебные разбирательства, в которых принимали участие. В этом оценки ожиданий респондентов являлись очень субъективными.
Аналогичные вопросы об ожиданиях от судебных разбирательств задавались предпринимателям. Первыми шестью наиболее значимыми ожиданиями предпринимателей от судебных разбирательств по их личным или семейным проблемам являются следующие:
решение своей проблемы (82%);
восстановление справедливости (76%);
объективное рассмотрение своего дела (74%);
восстановление законности (70%);
защита своих нарушенных прав и свобод (64%);
выявление всех обстоятельств своего дела (54%).
Эти шесть наиболее значимых ожиданий от судебных разбирательств предпринимателей полностью совпадают с шестью наиболее значимыми ожиданиями граждан. На первом месте по значимости в обоих списках ожиданий располагается «Решение своей проблемы». Три следующих ожидания у граждан расположены в другом порядке, но проценты их выбора очень близки и статистически несущественно различаются. Поэтому можно считать, что восстановление справедливости, объективное рассмотрение своих судебных дел и восстановление законности являются важнейшими после решений проблем ожиданиями от судебных разбирательств как граждан, так и предпринимателей. Следует отметить, что уровень ожиданий восстановления справедливости у предпринимателей при решениях в судах личных или семейных проблем (76%) существенно выше, чем при решениях проблем их бизнесов (68%). Тем не менее ожидание справедливости от судебных разбирательств у граждан еще выше (90%). По-видимому, предприниматели в судебных разбирательствах по делам бизнеса существенно чаще, чем в судебных разбирательствах по личным и семейным делам, ожидают от судов выполнения функций решений проблем (87 и 82% соответственно), ставших предметами судебных разбирательств. Ожидание восстановления справедливости для предпринимателей существенно менее значимо (68 и 76% соответственно). Отчасти это функциональное отношение к судебным разбирательствам переносится предпринимателями и на решения в судах личных и семейных проблем. Но для большинства граждан при высокой значимости функционального отношения к судебным разбирательствам, т. е. ожидании решения своих проблем в судах (97%), лишь немного менее значимым является восстановление справедливости (90%).
Первыми шестью полностью оправдавшимися ожиданиями предпринимателей от судебных разбирательств по их личным или семейным проблемам являются следующие:
восстановление справедливости (46%);
решение своей проблемы (44%);
объективное рассмотрение своего дела (43%);
защита своих нарушенных прав и свобод (41%);
восстановление законности (38%);
выявление всех обстоятельств своего дела (36%).
Для предпринимателей в судебных разбирательствах, по их оценкам, оправдывались те ожидания, которые были для них наиболее значимы: списки шести важнейших ожиданий и шести полностью оправдавшихся ожиданий от судебных разбирательств по личным или семейным проблемам совпадают. Правда, для предпринимателей главным ожиданием было решение их проблем, а его полное исполнение оказалось не на первом, а на втором месте по значимости. На первом же месте по тому, насколько оправдались ожидания респондентов, оказалось восстановление справедливости. Кроме того, для каждого ожидания существенно больше респондентов-предпринимателей высказывали его желательность, чем указывали, что оно реализовалось в судебном разбирательстве.
Как и у граждан, то, насколько оправдывались ожидания, существенно зависело от того, выиграл судебный процесс предприниматель или проиграл: у выигравших ожидания оправдывались чаще. В тех случаях, когда судебные решения были приняты в пользу респондентов, они существенно чаще отвечали, что оправдались их ожидания от этих судебных разбирательств, суд принял во внимание их доказательства, правильно их оценил и хорошо разобрался в их делах. Следовательно, невозможно считать, что предприниматели более или менее объективно оценивали судебные разбирательства по личным или семейным проблемам, в которых принимали участие. В этом оценки ожиданий предпринимателей являлись очень субъективными.
Доли ожиданий предпринимателей от судебных разбирательств по делам их бизнесов несколько ниже, потому что предприниматели лучше прогнозируют результаты таких судебных разбирательств. И, тем не менее, упорядоченность ожиданий по убыванию долей от таких судебных разбирательств у предпринимателей практически совпадает с предыдущими:
решение своей проблемы (87%).
объективное рассмотрение своего дела (80%).
восстановление законности (72%).
восстановление справедливости (68%).
выявление всех обстоятельств своего дела (66%).
защита своих нарушенных прав и свобод (51%).
В судебных разбирательствах по делам их бизнесов для предпринимателей почти так же, как и защита их нарушенных прав и свобод оказалось значимым выявление всех обстоятельств своего дела.
Первыми семью полностью оправдавшимися ожиданиями предпринимателей от судебных разбирательств по делам их бизнесов являются следующие:
объективное рассмотрение своего дела (52%).
восстановление законности (50%).
решение своей проблемы (46%).
восстановление справедливости (45%).
выявление всех обстоятельств своего дела (44%).
восстановление деловой репутации своей фирмы, своего предприятия (40%).
защита своих нарушенных прав и свобод (37%).
Для предпринимателей в судебных разбирательствах, по их оценкам, оправдывались те ожидания, которые были для них наиболее значимы: списки пяти важнейших ожиданий и пяти полностью оправдавшихся ожиданий от судебных разбирательств совпадают. Правда, для предпринимателей главным ожиданием было решение их проблем, а его полное исполнение оказалось не на первом, а на третьем месте по значимости. На первом же месте по тому, насколько оправдались ожидания респондентов, оказалось «Объективное рассмотрение своего дела». «Восстановление деловой репутации своей фирмы, своего предприятия» оказалось на шестом месте по значимости; «Защита своих нарушенных прав и свобод», которая была в списке шести наиболее значимых ожиданий, оправдывалась реже. Кроме того, для каждого ожидания существенно больше респондентов-предпринимателей высказывали его желательность, чем указывали, что оно реализовалось в судебном разбирательстве.
Насколько оправдывались ожидания, существенно зависело от того, выиграл судебный процесс по проблеме своего бизнеса респондент-предприниматель или проиграл: у выигравших ожидания оправдывались чаще. В тех случаях, когда судебные решения были приняты в пользу респондентов, они существенно чаще отвечали, что оправдались их ожидания от этих судебных разбирательств, суд принял во внимание их доказательства, правильно их оценил и хорошо разобрался в их делах. В последующих таблицах приводятся данные проведенного исследования, обосновывающие этот вывод. Следовательно, невозможно считать, что респонденты-предприниматели более или менее объективно оценивали судебные разбирательства по проблемам своих бизнесов, в которых принимали участие. В этом оценки ожиданий респондентов-предпринимателей являлись очень субъективными.
Можно сделать общий вывод: и для граждан, и для предпринимателей одним из важнейших ожиданий от судебных разбирательств, помимо решений своих проблем и объективного рассмотрения своих дел, было восстановление справедливости и законности. По оценкам и граждан, и предпринимателей, в судебных разбирательствах чаще оправдывались те ожидания, которые были для них наиболее значимы: решение их проблем, объективное рассмотрение их дел, восстановление законности и справедливости. При этом для каждого ожидания существенно больше респондентов высказывали его желательность, чем указывали, что оно реализовалось в судебном разбирательстве. Насколько оправдывались ожидания, существенно зависело от того, выиграл судебный процесс респондент или проиграл: у выигравших респондентов ожидания оправдывались чаще. В этом оценки ожиданий от судебных разбирательств и граждан, и предпринимателей оказались очень субъективными.
У граждан рост совокупного объема ожиданий от судебных разбирательств сопровождался снижением доли оправдавшихся ожиданий. У предпринимателей такая зависимость отсутствует, они более профессионально, с меньшей долей неоправданных ожиданий оценивают судебные разбирательства, в которых принимали участие.
Подготовка и проведение судебных разбирательств в оценках граждан и предпринимателей.
В проведенном исследовании респондентам задавались вопросы о том, как они оценивают те или иные события и факты периода подготовки и проведения судебных разбирательств, в которых они участвовали в качестве сторон. Эти вопросы были сформулированы как серия утверждений о подготовке и проведении судебного процесса, а респондент должен был указать: верны они или нет. Одинаковые серии таких утверждений предъявлялись в анкетах как респондентам-гражданам, так и респондентам-предпринимателям. Различие состояло только в том, что граждан спрашивали обо всех возможных типах судебных разбирательств, в которых они были сторонами, а предпринимателей в силу недостатка ресурсов проведенного исследования – только о судебных разбирательствах по проблемам их бизнеса. И, тем не менее, полученные результаты по некоторым характеристикам оказалось возможным сравнить.
Респонденты-граждане довольно часто отмечали, что в ходе проведения судебного разбирательства происходили такие позитивные для них события:
судья внимательно выслушивал аргументы сторон (66%);
судья очень вежливо и корректно обращался к обеим сторонам (63%);
судья убедительно обосновал свое решение (60%);
судья принял во внимание все важные аргументы каждой из сторон (60%);
судья глубоко и обстоятельно разобрался в рассматриваемом деле (49%);
в ведении дела очень хорошо помогал адвокат (26%).
Примерно столь же часто респонденты-граждане отмечали, что были такие позитивные для них результаты судебных разбирательств:
гражданин своевременно получил текст судебного решения (60%);
решение судьи было справедливым (60%);
гражданин доволен судебным решением (54%);
проблема была решена полностью (52%).
В оценках респондентами-гражданами всех этих позитивных для них событий в ходе проведения судебных разбирательств и их результатов обнаруживается одна и та же закономерность: чем более обеспеченными материально являлись респонденты-граждане, тем чаще они указывали на то, что соответствующие события и результаты были в их судебных процессах. По-видимому, эта закономерность является индикатором сложившегося в российских судах неравноправия граждан: чем более они обеспечены материально, тем чаще получают уважительное отношение к себе при подаче заявлений в суды, со стороны судей в самом судебном процессе и справедливые решения своих проблем по их результатам.
Негативные для себя события в судебных разбирательствах респонденты-граждане отмечали существенно реже:
судебный процесс долго не начинался по разным причинам (30%);
судебный процесс шел неоправданно долго (24%);
чтобы приняли заявление (иск), пришлось обратиться в конкретную указанную юридическую консультацию (23%);
судье заранее было ясно решение, поэтому он вел процесс формально (20%);
судебный процесс закончился неоправданно быстро (15%);
судья был явно предубежден против одной из сторон (14%);
было ощущение, что судья был не вполне самостоятелен (12%);
судья систематически игнорировал аргументы и ходатайства одной из сторон (12%).
Для большинства этих негативных для респондентов-граждан событий обнаружена такая закономерность: чем менее обеспечены респонденты, тем чаще они указывали на то, что такие события в их судебных разбирательствах были, а чем более обеспечены – тем реже. Эта закономерность так же, как и предыдущие, является индикатором сложившегося в российских судах неравноправия граждан по уровню их материального обеспечения.
Позитивные оценки элементам судебных разбирательств чаще дают граждане, получившие судебные решения в свою пользу. В частности справедливость судебного решения в оценках граждан практически полностью определяется тем, в чью пользу вынесено это решение. Если оно вынесено в пользу гражданина, он почти всегда (91%) считает такое судебное решение справедливым, если нет, практически всегда считает его несправедливым (13%). В выборке оказалось существенно больше первых, чем вторых. Этим во многом определяется доминирование позитивных оценок элементов судебных разбирательств, которые дали респонденты-граждане в проведенном опросе.
Данные предпринимателями малого, среднего и крупного бизнеса оценки событий, которые могли происходить в ходе судебных разбирательств, не столь сильно отличались, как оценки, данные гражданами с различным уровнем семейного дохода. Явного неравноправия в судах представителей бизнеса по их размерам в проведенном исследовании обнаружено не было. Кроме того, предприниматели существенно чаще отмечали осуществление позитивных для себя событий в судебных заседаниях, чем негативных. Следовательно, предприниматели оценивали отдельные элементы судебных разбирательств скорее позитивно, чем негативно.
Чуть более трети респондентов-предприни-мателей (34%), – что существенно ниже аналогичной доли для респондентов-граждан (48%), – согласились с тем, что работники суда проявляли к ним уважительное отношение и помогали, чтобы их заявления в суды были приняты. Предпринимателям практически независимо от размеров их бизнесов существенно реже граждан требовалась помощь в принятии заявлений или исков в суды.
Предприниматели довольно часто соглашались, что в ходе проведения судебного разбирательства по делам их бизнесов были такие позитивные события:
судья внимательно выслушивал аргументы сторон (76%);
судья очень вежливо и корректно обращался к обеим сторонам (74%);
судья принял во внимание все важные аргументы каждой из сторон (65%);
судья убедительно обосновал свое решение (59%);
судья глубоко и обстоятельно разобрался в рассматриваемом деле (52%).
Примерно столь же часто предприниматели отмечали, что были такие позитивные для них результаты судебных разбирательств по делам их бизнесов:
предприниматель своевременно получил текст судебного решения (79%);
решение судьи было справедливым (63%);
предприниматель доволен судебным решением (61%);
проблема предпринимателя была решена полностью (54%).
Немногим более трети респондентов-предпринимателей согласились с тем, что в судебном разбирательстве им хорошо помогал адвокат (36%). Эта доля существенно выше аналогичной доли для граждан (26%), поэтому можно утверждать, что адвокаты лучше помогают предпринимателям в судебных разбирательствах по делам их бизнесов, чем гражданам по решениям в судах разнообразных проблем. При этом меньшинство и граждан, и предпринимателей оценили помощь адвокатов в их судебных разбирательствах как хорошую.
Негативные для себя события в судебных разбирательствах предприниматели по делам своих бизнесов отмечали существенно реже. Поэтому вполне логичными для предпринимателей являлись их сравнительно редкие указания на то, что «Этот суд стоил мне неоправданно больших затрат» (17%) и что «В следующий раз я вряд ли обращусь в суд» (18%). При этом респонденты, представляющие малый бизнес, существенно чаще других (средний бизнес – 12%, крупный бизнес – 9%) указывали, что они в следующий раз вряд ли обратятся в суды (27%). По-видимому, необходимость участия в судебных разбирательствах по делам их бизнеса для средних и крупных предпринимателей намного выше, чем для представителей малого бизнеса. Поэтому представители среднего и крупного бизнеса существенно реже, чем представители малого бизнеса, заявляли о своем возможном отказе от обращений в суды в будущем.
Позитивные оценки элементам судебных разбирательств по делам их бизнесов чаще давали предприниматели, которые получили судебные решения в свою пользу. Доминирование согласия с такими утверждениями среди респондентов-предпринимателей, выигравших свои судебные процессы, над остальными еще раз подтверждает вывод о том, что в своих оценках элементов судебных разбирательств предприниматели не являлись объективными, их оценки во многом определялись тем, выиграли они судебные процессы по делам своих бизнесов, в которых принимали участие, или нет. В выборке оказалось существенно больше таких предпринимателей, чем тех, которые получили судебные решения не в свою пользу. Этим во многом определяется доминирование позитивных оценок элементов судебных разбирательств, которые дали в проведенном опросе предприниматели.
Следовательно, и граждане, и предприниматели не были объективными в своих оценках судебных разбирательств. Их оценки во многом определялись тем, выиграли они судебные процессы, в которых участвовали в качестве сторон, или нет.
Предприниматели существенно чаще оценивали арбитражные судебные разбирательства выше, чем гражданские. Причина, по данным фокус-групп, в более высоком профессионализме разбора арбитражных судебных дел. А граждане существенно чаще оценивали гражданские судебные разбирательства выше, чем уголовные. Причина, по данным фокус-групп, в репрессивном, по сути, характере уголовных разбирательств в нашей стране: суды практически не признают ошибок следствия и почти никогда не оправдывают обвиняемых.
Готовность граждан и предпринимателей обращаться в суды.
По данным проведенного исследования, предприниматели существенно чаще, чем граждане, выражали готовность обращаться в суды для решений тех или иных проблем. Но и для граждан, и для предпринимателей существенным мотивом обращений в суды является понуждение их к этому теми или иными обстоятельствами, если у них нет другого выхода.
На готовность всегда при возникновении соответствующей необходимости обращаться в суды указали в среднем по выборке сравнительно немного граждан (14%). Существенно больше оказалось тех, кто утверждал, что готов обратиться в суд, но только если у него не будет другого выхода (34%), т. е. при том или ином способе вынуждения их обратиться в суд, причем реже это утверждали малообеспеченные граждане (30%), а чаще – хорошо обеспеченные (40%).
Кроме того, готовность граждан обращаться в суды в будущем всегда существенно выше у тех, кто получил судебные решения в свою пользу (30%), чем у получивших решения частично в свою пользу (24%) и не в свою пользу (20%).
По данным проведенного исследования, чем крупнее бизнес, тем чаще его представители готовы обращаться в суды всегда в случае необходимости (малый бизнес – 42%, средний – 58, крупный бизнес – 66%).
Не намерены обращаться в будущем в суды явное меньшинство предпринимателей: вообще никогда – 1,5%, в зависимости от ситуации – 13%, причем для крупного бизнеса такая ситуация представляется практически невозможной. Подавляющее же большинство предпринимателей не отказываются априори от возможности своего обращения в суды для решения проблем бизнеса. При этом чем больше размер бизнеса, тем выше уровень готовности его представителей всегда при необходимости обращаться в суды: для малого бизнеса – 42%, для среднего – 58, а для крупного бизнеса – 66%. Поэтому уровень готовности обращаться в суды в будущем у предпринимателей существенно выше, чем у граждан.
Готовность предпринимателей обращаться в суды в будущем несколько выше у тех, кто получил судебные решения в свою пользу, чем у неполучивших (60 против 44%). При этом различие в процентах ответов на этот вопрос предпринимателей в среднем по выборке и выигравших свои судебные разбирательства существенно меньше, чем у граждан. Следовательно, у предпринимателей уже сформировались существенно более объективные оценки того, когда необходимо обращаться в суды, чем у граждан.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что более чем для 50% предпринимателей суд уже стал институтом, который они используют для решений проблем своего бизнеса. Для подавляющего большинства граждан ситуация существенно иная: только примерно 14% из них готовы всегда, когда это будет необходимо, обращаться в суд, а все остальные будут стараться решать свои проблемы без обращений в суды, которые остаются для них действиями в чрезвычайных обстоятельствах.
Оценка предпринимателями уровня взяточничества в судах.
В опросе предпринимателей изучалась проблема взяточничества в судах, а гражданам соответствующие вопросы не задавались. Предпринимателям при этом не задавались и прямые вопросы о том, давали ли они лично такие взятки, ведь такие вопросы являются очень чувствительными. Предприниматели понимают, что признание в даче взятки означает их признание в участии в совершении уголовного преступления, а, кроме того, для большинства из них участие во взяточничестве является социально неодобряемым поведением. Поэтому честные и открытые ответы на такие чувствительные вопросы для многих респондентов невозможны. Поэтому вместо прямых предпринимателям задавались косвенные вопросы на эту тему.
По данным исследования, только примерно 10% предпринимателей уверенно отвечают, что взяточничества в судах нет, за исключением единичных случаев. При этом весьма высокая доля предпринимателей (23%) затруднились с ответом на этот вопрос, что свидетельствует о его чувствительности для них, а косвенно – о нежелании признавать наличие взяточничества в российских судах.
Довольно высокий уровень убежденности предпринимателей в распространенности взяточничества в российских судах (67% ответов суммарно о том, что взяточничество в российских судах распространено или встречается не слишком часто) поддерживается общим высоким уровнем коррупции в органах российской власти и деятельностью СМИ, что подтверждается мнениями, высказанными экспертами в беседах и предпринимателями на фокус-группах.
Тем не менее выявлено, что источники информации скорее не способны существенно повлиять на позиции респондентов-предпринимателей в отношении того, насколько распространено взяточничество в российских судах. Ведь уверенность респондентов-предпринимателей в том, что взяточничество в российских судах есть в том или ином варианте, вполне согласуется с использованием ими в качестве источников информации о судах контакты с судами, сайты в сети Интернет, телевизионные программы и базы данных правовой информации. Уровень уверенности большинства предпринимателей в существовании взяточничества в российских судах вряд ли можно снизить только деятельностью сайтов в сети Интернет, телевидения и других СМИ.
Ответы на вопрос анкеты о том, готовы ли другие предприниматели давать взятки в судах, косвенно отражал уровень готовности самих предпринимателей признать взятки допустимыми в их собственных взаимодействиях с судами. Лишь явное меньшинство из них (13%) по тем или иным причинам категорически отказываются от дачи взяток в судах. Чаще всего предприниматели готовы давать взятки, если понимают, что других способов решений проблем нет (41%). Примерно четверть предпринимателей (27%) готовы давать взятки, будучи уверенными, что таким образом они полностью решат свои проблемы. Несмотря на чувствительность этого вопроса для респондентов, они фактически признаются, что примерно в четверти случаев готовы совершать уголовные преступления, если с помощью дачи взяток могут гарантированно решать свои проблемы в судах. Характерно, что примерно 16% предпринимателей, понимая, что, давая взятки, они совершают уголовные преступления, готовы участвовать в них только косвенно, через своих адвокатов, если они сами «все сделают».
Следовательно, немалые доли предпринимателей (от 15–16% до 40–41%) готовы давать взятки в судах для обеспечения решений своих проблем, и лишь явное меньшинство их не будут давать взятки, поскольку не захотят принимать участие в совершении уголовных преступлений (6%). По-видимому, признание взяток уголовно наказуемыми преступлениями не является значимым фактором отказа от дачи взяток в российских судах для предпринимателей.
Этот вывод подтверждается обобщенными данными ответов на вопрос о готовности предпринимателей давать взятки в российских судах. Действительно, большинство из них (65%) указывают, что предприниматели готовы давать взятки в российских судах, и только 13% утверждают, что это не так.
Готовность давать взятки в судах не всегда может реализовываться в соответствующее действие. Поэтому респондентам-предпринимателям задавался далее косвенный вопрос о том, дают ли реально взятки в судах другие предприниматели. Оказалось, что этот косвенный вопрос явился очень чувствительным и более половины (51%) предпринимателей не стали на него отвечать. По-видимому, предприниматели в ответ на такой вопрос не хотели говорить неправду, но и высказать правду для них было невозможно даже при гарантиях анонимности анкетного опроса. А из полученных на этот вопрос ответов следует, что в среднем только примерно 10% предпринимателей не дают взятки в российских судах.
В совокупности данные проведенного исследования свидетельствуют о существовании взяточничества как социального явления в российских судах и об очень высоком его уровне. Этот вывод подтверждается результатами проведения фокус-групп с предпринимателями и гражданами, но его не признавали многие эксперты в полуформализованных интервью. По-видимому, в такой позиции у этих экспертов проявлялась корпоративная солидарность российских юристов, направленная на поддержание представлений в обществе о неподкупности судей. Но позиция граждан и предпринимателей иная: уровень взяточничества в российских судах очень высок, высок и уровень убежденности граждан и предпринимателей в существовании взяточничества в российских судах как социального явления.
Обобщения и рекомендации.
В проведенном исследовании подтвердились многие теоретические положения социологии права. В частности вывод П. Бурдье о том, что одной из важнейших задач деятельности юристов является обеспечение согласия граждан на подчинение символической власти права, а также то, что соотношение сил между профессионалами, участвующими в судебном процессе, в значительной степени соответствует соотношению сил между их клиентами. Именно поэтому к богатым и известным гражданам в российских судах относятся чаще внимательнее и уважительнее, а судебные решения чаще принимаются в их пользу.
В соответствии с концепцией П. Бурдье судебная власть и представители других юридических сообществ препятствуют росту профессионализма граждан и предпринимателей в понимании норм, правил и процедур деятельности судов. Очень многие граждане, не имея собственного опыта участия хотя бы в качестве зрителей в судебных разбирательствах, доверяют во многом искаженной информации о судебной власти, предоставляемой им СМИ, в частности постановочными телепрограммами о судебных разбирательствах. Среди предпринимателей существенно выше доля тех, кто пытается сформировать собственные представления о судебной власти и судебных разбирательствах. Но такое профессиональное отношение предпринимателей к судебной информации встречает со стороны судебной власти противодействие: сайты судов малоинформативны, сведения об аналогичных интересующих предпринимателей судебных разбирательствах, в частности о судебных решениях по ним, получить довольно сложно. Такие особенности взаимодействия судебной власти с гражданами и предпринимателями, в соответствии с концепцией П. Бурдье, являются закономерными, а не случайными. Но они прямо препятствуют современным требованиям к обеспечению высокого уровня публичности судебной власти.
И у граждан, и у предпринимателей позитивные оценки отдельных элементов судебных разбирательств преобладают над негативными, но это не приводит к формированию в сознании большинства и граждан, и предпринимателей интегральной позитивной оценки судебной власти. Об этом можно судить, в частности, по низкому уровню доверия судам, ведь, по данным проведенного исследования, полностью доверяют:
судам общей юрисдикции 13% граждан и 10% предпринимателей;
мировым судьям – 18% граждан и 14% предпринимателей;
арбитражным судам – 14% граждан и 13% предпринимателей.
Восстановление справедливости является одним из важнейших ожиданий от судебных разбирательств и граждан, и предпринимателей. По данным фокус-групп, один из критериев справедливости судебных решений с позиций граждан – это одинаковое его применение ко всем гражданам независимо от их социального статуса, а кроме того, смягчение или усиление наказания в соответствии с особенностями личности обвиняемого в уголовных процессах, ответчика – в гражданских процессах. Участники фокус-групп чаще всего связывали судебную власть с исполнением законов, которые должны быть справедливыми. Они признавали, что сейчас в России суды в целом не способны обеспечить реализацию принципа законности, понимаемого ими как строгое, точное и повсеместное выполнение всех норм законодательства. В ответ на это профессиональное сообщество российских юристов предлагает понимание справедливости в судебных разбирательствах как исключительно равенство сторон судебных процессов, которое также не всегда соблюдается. Следовательно, запрос общества на справедливость судебных разбирательств и судебных решений юридическим сообществом нашей страны не реализуется.
Росту позитивных оценок качества правосудия и уровня готовности обращаться в суды для решений проблем граждан и предпринимателей могли бы способствовать в краткосрочной перспективе:
снижение репрессивности уголовного правосудия;
рост профессионализма и глубины разбора дел судьями;
вынесение судьями справедливых, обоснованных и понятных гражданам судебных решений;
расширение публичности судебной власти;
облегчение доступа к информации о работе судов гражданам и предпринимателям;
предоставление им возможности ознакомления с материалами уже состоявшихся судебных процессов.
Проведение правовой и судебной реформ: необходимость формирования социальных институтов.
В более долгосрочной перспективе успех проведения правовой и судебной реформ в нашей стране будет определяться тем, будут ли сформированы новые для нашего общества социальные институты отношения и использования права и закона, а также деятельности судов и взаимодействия с ними граждан и предпринимателей.
Социальный институт (Social institution) здесь понимается как совокупность норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной структурой, посредством которых общество контролирует и регулирует деятельность индивидов в наиболее важных сферах общественной жизни. Социальные институты, как правило, являются исторически сложившимися устойчивыми формами организации совместной деятельности и взаимодействий индивидов. Институты не всегда осознаются индивидами, но регулируют их действия. А для обеспечения соблюдения норм, предписаний и требований социального института в обществе, как правило, создаются и функционируют соответствующие социальные организации.
Соблюдение норм морали и нравственности не контролируют никакие организации, эти нормы индивидов вынуждает соблюдать их социальное окружение и усвоенные в ходе социализации стереотипы и ограничения поведения. Такие неформальные институты очень сильны, они нередко сильнее определяют поведение граждан и предпринимателей, чем формальные социальные институты, даже использующие разнообразные наказания, в том числе и уголовные, за нарушение формальных норм поведения. Неформальные нормы и правила, например нормы морали и нравственности, всегда сильнее регулируют социальную деятельность, чем формальные нормы, включая правовые и нормы законов.
Правовая и судебная реформы должны были изменить систему ценностей российских граждан. В частности существенно повысить как на уровне индивида, социальной общности, так и государства значимость ценности правового поведения и отношения к нормам законов как к способам решений проблем.
Граждане и предприниматели интерпретируют смыслы, сигналы и нормы, доводимые до них судебной властью и ее реформаторами в соответствии со сложившимися у них стереотипами социальных действий, адаптируют их, а не принимают в том виде, в каком они предлагаются реформаторами. Поскольку доводимые от реформаторов до граждан, предпринимателей и государственных служащих смыслы, сигналы и нормы не позволяли эффективно решать проблемы, происходило приведение их в соответствие со сложившимися социальными, культурными и хозяйственными практиками. В ходе проведения судебной реформы неформальные социальные институты оказались сильнее формальных, а в обществе и государстве расширилось оппортунистическое и коррупционное поведение по отношению к новым формальным нормам деятельности судебной власти.
Судебная реформа для достижения успеха внедрения в практику новых правовых норм должна вестись так, чтобы изменения формальных социальных институтов (норм законов и инструкций) подкреплялись изменениями неформальных социальных институтов. Для успеха правовой и судебной реформ органам власти необходимо обратиться к тем позитивным ценностям, которые уже рационализированы общественным сознанием, и поддержать их действием новых формальных институтов. Реформаторы должны действовать в соответствии не только со своими замыслами, но и в соответствии с эволюцией неформальных норм морали и нравственности в обществе.
[1]См.: Бурдье П. Власть права: основы социологии юридического поля // Он же. Социальное пространство: поля и практики. СПб.: Алетейя, 2005. С. 80.
[2] Там же.
[3] См.: там же. С. 111.
[4] Там же. С. 84.
[5] Там же. С. 86.
[6] Там же. С. 99–100.
[7] См.: там же. С. 99.
[8] Там же. С. 98.
[9] См.: Масловская Е.В. Трансформации российской судебной системы: социологический анализ. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2007. С. 30.
[10] См.: Бурдье П. Указ. соч. С. 117–118.
[11] Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 664.
[12] Масловская Е.В. Указ. соч. С. 3.