![]() | ![]() | Фонд «Общественное мнение» |
121552, Москва, ул. Островная, д. 2; тел.: (495) 745-87-65; факс: (095) 745-89-03; e-mail: fom@fom.ru |
Сегодня примерно половина наших сограждан (54%) оценивают отношения России и Белоруссии как «хорошие», и только 18% – как «плохие». Первое мнение чаще разделяют респонденты с высшим образованием (62%). По сравнению с опросом, проводившимся в декабре 2007 года, изменения невелики: доля позитивных оценок выросла на 5 п. п., доля негативных оценок – на 2 п. п. Более трети респондентов (39%) полагают, что между Россией и Белоруссией есть серьезные разногласия; немногим меньше доли тех, кто не видит разногласий (31%) или затрудняется ответить (30%). При этом 48% респондентов считают, что за последний год российско-белорусские отношения не изменились (18% полагают, что они улучшились, 8% говорят об ухудшении).
Респондентов, усматривающих динамику в российско-белорусских отношениях, попросили пояснить их позицию (были заданы открытые вопросы). Об улучшении отношений, по мнению участников опроса, свидетельствует заключение договоров, «совместные проекты, сотрудничество» (3%), расширение торговых связей и отсутствие конфликтов между нашими странами (по 2%), а также хорошее отношение президента Белоруссии к России и его частые встречи с российским руководством (2% и 1% соответственно). Ухудшение же отношений между нашими странами участники опроса объясняют стремлением Белоруссии и ее президента к сближению с Западом (2%), отсутствием взаимопонимания в целом, конфликтами из-за поставок газа, а также разногласиями вокруг событий в Южной Осетии (по 1%).
По мнению почти двух третей опрошенных (64%), власти России сегодня стремятся к сближению с Белоруссией, и лишь 11% придерживаются противоположного мнения. А вот доля тех, кто считает, что Белоруссия стремится к сближению с Россией, составляет немногим больше половины опрошенных (56%); шестая же часть респондентов (17%) полагают, что наш сосед ищет союза скорее со странами Запада.
В целом же российско-белорусские отношения видятся нашим согражданам как преимущественно хорошие и достаточно спокойные. Об этом говорят как небольшая положительная динамика всех показателей, касающихся взаимоотношений двух стран, так и сдержанно позитивное восприятие лидера Белоруссии А. Лукашенко: 44% относятся к нему безразлично, 39% – хорошо, и только 9% – плохо (с декабря 2007 года доля позитивных оценок выросла на 8 п. п., доля негативных оценок не изменилась).
Марина Иванова
В российском обществе укрепляется впечатление, что государство уделяет достаточно внимания школьным проблемам. В 2001 и 2004 гг. это мнение разделял один из каждых десяти респондентов, летом 2006 года (период, когда активно «набирал обороты» национальный проект «Образование») – 17%; по данным последнего опроса, число «отзывчивых» к государственным усилиям респондентов составляет сегодня 29%. Одновременно все меньшую поддержку находит обратное мнение – что государство уделяет школе недостаточно внимания. Если в первых замерах (2001 и 2004 гг.) такую точку зрения разделяли 82–83% респондентов, то летом 2006 года оно прозвучало в ответах 65% респондентов, а сегодня его придерживаются 55% опрошенных.
Произошли определенные перемены и в оценках положения дел в российской школе. Так, в начале 2006 года, когда «стартовал» национальный проект «Образование», о плачевном положении дел в среднем образовании говорили 36%, а «хорошо» его оценивали 10% респондентов. Сегодня доля ответов первого типа сократилась на 10 п.п., а второго – увеличилась на 8 п.п. (соответственно, характеризует ситуацию как плохую каждый четвертый – 26%, как «хорошую» – почти пятая часть респондентов – 18%). Впрочем, и сегодня, как два с половиной года назад, преобладают ответы «удовлетворительно» (41 и 37% соответственно); затруднились оценить школьную ситуацию 15% (примерно столько же – весной 2006 года).
В оценках качества работы школьных учителей практически ничего не изменилось. Чаще всего ее оценивают на «удовлетворительно» (42% сегодня, 45% – три года назад). «Хорошие» и «отличные» оценки выставляют в общей сложности 29% респондентов (три года назад – 33%), «плохие» и «очень плохие» – 12% (в октябре 2005 – 8%); 17% затруднились оценить, как преподаватели справляются со своими обязанностями.
Отвечая на открытый вопрос «Почему учителя сегодня плохо справляются со своими обязанностями?», респонденты говорили о низком профессиональном уровне сегодняшних преподавателей («необразованные учителя»; «если учитель русского языка пишет с ошибками, то о чем говорить?»; «потому что их в свою очередь плохо учили – и они ничему не могут научить»); об отсутствии у них подлинного призвания и «равнодушном отношении к детям и работе»; о том, что «как и все, учителя продаются и покупаются» и «думают только о деньгах» (в каждом случае – по 3%). Отдельные респонденты сделали акцент на низкой зарплате школьных работников, падении авторитета учителя и прочих обстоятельствах.
В ответах на вопросы, прямо или косвенно отражающие привлекательность учительской профессии в глазах сегодняшнего российского общества, больших изменений за последние несколько лет не произошло. Так, каждый второй россиянин считает, что профессия учителя не пользуется уважением, и хотя два с лишним года назад об этом говорили несколько чаще (55%), снижение доли подобных ответов не выходит за пределы статистической погрешности. Аналогично интерпретируется динамика позитивных ответов: два года назад авторитет учительской профессии признавали 33%, сегодня – 39% наших сограждан. На основании этих данных можно говорить о слабовыраженной тенденции к повышению престижа учительской профессии, но не более того.
На таком же статистически незначимом уровне находится и динамика массовых представлений о профессии учителя с точки зрения ее субъективной привлекательности для людей, в ней занятых. Так, по данным последнего опроса, 46% респондентов высказали предположение, что учителям их профессия нравится. Два с лишним года назад такие ответы давались чуть реже (43%). Более четверти участников опроса (27%) полагают, что учителям их профессия не нравится (в 2006 г. – 33%), столько же (27%) затруднились ответить на вопрос (в 2006 г. – 24%).
Что касается привлекательности учительской профессии в материальном плане, то большинство респондентов оценивают ее на среднем уровне: по мнению 69% опрошенных, учителя в целом живут не лучше и не хуже большинства россиян. Полярные представления («лучше» и «хуже») высказывались реже (в 9 и 15% случаев соответственно). Заметим, что именно в этом вопросе проявилась динамика, которую нельзя вписать в границы статистической погрешности. Так, доля людей, рассматривающих учителей как финансово обездоленную категорию российского населения, с июля 2006 г. уменьшилась на 11 п.п., а доля тех, кто считает, что материальное положение учителя соответствует среднероссийскому уровню, выросла на 15 п.п.
Если говорить об авторитете учителя не в общесоциальном плане, а в «узко-воспитательном разрезе» – с точки зрения реализации его педагогической миссии, – то данные опроса позволяют предположить, что в целом он невысок. Лишь четвертая часть респондентов (27%) полагают, что сегодняшний российский учитель оказывает значительное влияние на взгляды детей (чаще других так считают жители села – 35%). Треть респондентов (33%) считают, что это влияние незначительно, а примерно каждый пятый (18%) вообще отказывает учителям в таком влиянии. При этом подавляющее большинство респондентов (86%) заявляют, что учителя, помимо преподавания своего предмета, должны формировать взгляды, социальное мировоззрение, отношение детей к жизни (противоположного мнения придерживаются 7%). Убеждение в важности воспитательной миссии учителя прочно утвердилось в массовом сознании (примечательно, что три года назад анализируемый вопрос дал точно такое же распределение мнений, что и сегодня).
По мнению 40% респондентов, сегодняшние учителя в большинстве своем – люди современные, прогрессивные. Объясняя, почему они так думают (вопрос задавался в открытой форме), по 9% респондентов говорили о притоке в школу молодых учителей («пожилые ушли. Сейчас новое поколение»; «в школу идут современные прогрессивные люди») и о хорошей подготовке сегодняшних учителей (опять-таки имея в виду прежде всего молодых педагогов: «в институтах же молодых учителей учат новому, прогрессивному, это они и приносят в школу»; «они уже сейчас проходят обучение в институтах»; «хорошо образованы учителя сейчас»). Достаточно часто (тоже 9%) звучало мнение, что преподавателей «жизнь заставляет идти в ногу со временем». Некоторые респонденты конкретизировали его, говоря об освоении учителями азов компьютерного дела (3%).
Мнение о том, что среди сегодняшних российских педагогов больше людей несовременных, отсталых, высказали 17% респондентов. В их аргументации, так же, как и у их оппонентов, преобладали ссылки на возраст – в данном случае пожилой: «только бабушки в школах работают» (7%). Говорилось и о низком профессиональном и культурном уровне учителей («без образования некоторые учителя»; «если сами плохо объясняют детям, то как их еще назвать?»; «книг не читают, не стараются больше узнать» – 3%), на их приверженность старым, «дедовским» методикам обучения («боятся всего нового, работают по старинке»; «они не доходят до прогрессивных технологий»; «это прошлое поколение, оно не стремится обладать новыми технологиями» – 2%). В некоторых ответах опять прозвучала тема оплаты учительского труда, которая, по мнению респондентов, не способствует притоку в эту профессию людей современного склада: «современные люди идут в более высокооплачиваемые места» (2%).
Таким образом, россияне чаще причисляют учителей к категории людей, идущих в ногу со временем, нежели к отсталому, несовременному социальному слою. В то же время многие признают, что в ряде вопросов сегодняшней жизни школьники разбираются лучше, чем их наставники (54%). Тех, кто отвергает подобное мнение, значительно (в два с половиной раза) меньше – 20%; каждый четвертый (26%) затруднился ответить на этот вопрос.
Открытый вопрос позволил уточнить, в каких именно вопросах школьники, по мнению респондентов, более компетентны, нежели их учителя. Как и следовало ожидать, это прежде всего сфера новых информационных технологий (компьютер, Интернет, информатика). В той или иной форме об этом сказал каждый третий респондент (32%). О более высоком уровне технической грамотности школьников упомянули 8% респондентов («в высоких технологиях»; «техника современная»; «технически грамотнее» и т. п.).
Реже звучали ответы, в которых респонденты говорили о более высокой «социальной компетентности» детей («в современных условиях жизни»; «в житейских делах, в своих взглядах на окружающий мир»; «в современной жизни людей»), об их сексуальной просвещенности и ряде других вопросов.
Анализ ответов респондентов, имеющих в числе близких родственников детей школьного возраста (таковых в нашей выборке 55%), показал, что их оценки и мнения не сильно отличаются от ответов тех, кто не имеет родственников-школьников. Единственное статистически значимое отличие, которое фиксируется по всем вопросам, – это доля «затруднившихся ответить» (как и следовало ожидать, она выше среди тех, кто не имеет детей, внуков, братьев, сестер и пр. школьного возраста).
Ирина Шмерлина
Согласно данным опроса, три четверти россиян (75%) живут в домах с газовыми плитам и потому оплачивают потребление электроэнергии по основному тарифу. В домах с электроплитами, для которых предусмотрен более низкий тариф, проживают лишь опрошенных.
Расходы на электроэнергию не превышают 100 руб. в месяц лишь у 8% россиян. Около пятой части опрошенных (21%) платят «за свет» 100–199 руб. в месяц, примерно столько же (22%) – от 200 до 299 руб.; еще 19% – 300–399 руб.; наконец, 20% опрошенных ежемесячно отдают за электричество не меньше, чем 400 руб. Расходы на электроэнергию во многом зависят от типа имеющейся в доме плиты: свыше 400 рублей чаще платят именно владельцы электроплит, это если не учитывать технические расходы, например, ремонт электроплит. (31% против 17%, имеющих дома газовую плиту).
Более половины участников опроса (54%) считают для себя ежемесячные расходы на электричество приемлемыми, терпимыми, причем это касается владельцев обоих типов плит.
Зимой, и особенно в межсезонье, остро встает проблема дополнительного отопления в доме (квартире). Используют ли его россияне и меняет ли это их отношение к энергопотреблению в целом? Три четверти опрошенных (76%) сказали, что обычно зимой не пользуются электрическими обогревателями (это чаще люди с низким уровнем дохода и жители сел – 87–88%), 23% – что пользуются.
Включая обогреватели, не ограничивают пользование другими электроприборами в доме (квартире) 12% опрошенных (это чаще молодежь, люди с высшим образованием и высокими доходами, жители мегаполисов – 18–19%). Примерно столько же россиян (11%) идут на подобное ограничение, причем делают это чаще ради экономии средств, нежели из-за недостатка мощности электросети (7% против 4% соответственно).
Елена Дмитриева
У берегов Сомали – страны на северо-востоке Африки – пираты нередко захватывают корабли разных стран, чтобы затем потребовать за экипаж выкуп. Сегодня подавляющему большинству россиян (82%) в той или иной степени известно об этих пиратах: 45% знают о них и 37% что-то слышали. Это неудивительно, поскольку российские моряки уже неоднократно попадали в руки пиратов, о чем сообщали СМИ.
Совсем недавно, 25 сентября, сомалийские пираты захватили украинское судно с российскими моряками на борту и назначили выкуп за освобождение экипажа. Мы спросили у респондентов, как в этой ситуации должна поступить Россия: заплатить выкуп или попытаться освободить российских моряков силой. 41% респондентов отдали предпочтение силовому варианту решения проблемы, а 36% сказали, что надо заплатить выкуп (при этом мужчины чаще выбирали первый способ, а женщины – второй). Почти четверть опрошенных затруднились ответить (23%).
Пиратство у сомалийских берегов – это проблема, требующая решения. Примерно треть респондентов (35%) считают, что власти Сомали ничего не предпринимают, чтобы пресечь деятельность пиратов. Вдвое меньше участников опроса (18%) даже полагают, что руководство страны оказывает пиратам поддержку. Лишь 8% думают, что с ними действительно ведется борьба. При этом половина россиян (51%) уверены, что власти Сомали не способны самостоятельно искоренить пиратство у берегов своей страны, тогда как противоположного мнения придерживаются лишь 14%.
В июне Совет безопасности ООН принял резолюцию, которая разрешала государствам применять силу для борьбы с пиратами. А 7 октября СБ ООН призвал все государства, заинтересованные в обеспечении безопасности мореходства, принять активное участие в борьбе с морским разбоем у берегов Африканского Рога, в частности путем использования военных кораблей и военной авиации. Еще до того как была принята эта резолюция, мы поинтересовались у респондентов, следует или не следует России принимать участие в подобной операции. 43% ответили на этот вопрос утвердительно, высказались против – 27%. Об участии России в вооруженной операции по уничтожению сомалийских пиратов мужчины говорили с одобрением чаще, нежели женщины (51% против 36% соответственно).
Валентина Полякова