будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 18, 2025
Медленное чтение

Современный учитель: образ профессии

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

121552, Москва, ул. Островная, д. 2; тел.: (495) 745-87-65; факс: (095) 745-89-03; e-mail: fom@fom.ru
Российско-белорусские отношения: Современный учитель: образ профессии: Пользование электричеством в холодный сезон: Пираты у побережья Сомали. Захват российских моряков

 

Российско-белорусские отношения

Сегодня примерно половина наших сограждан (54%) оценивают отношения России и Белоруссии как «хорошие», и только 18% – как «плохие». Первое мнение чаще разделяют респонденты с высшим образованием (62%). По сравнению с опросом, проводившимся в декабре 2007 года, изменения невелики: доля позитивных оценок выросла на 5 п. п., доля негативных оценок – на 2 п. п. Более трети респондентов (39%) полагают, что между Россией и Белоруссией есть серьезные разногласия; немногим меньше доли тех, кто не видит разногласий (31%) или затрудняется ответить (30%). При этом 48% респондентов считают, что за последний год российско-белорусские отношения не изменились (18% полагают, что они улучшились, 8% говорят об ухудшении).

Респондентов, усматривающих динамику в российско-белорусских отношениях, попросили пояснить их позицию (были заданы открытые вопросы). Об улучшении отношений, по мнению участников опроса, свидетельствует заключение договоров, «совместные проекты, сотрудничество» (3%), расширение торговых связей и отсутствие конфликтов между нашими странами (по 2%), а также хорошее отношение президента Белоруссии к России и его частые встречи с российским руководством (2% и 1% соответственно). Ухудшение же отношений между нашими странами участники опроса объясняют стремлением Белоруссии и ее президента к сближению с Западом (2%), отсутствием взаимопонимания в целом, конфликтами из-за поставок газа, а также разногласиями вокруг событий в Южной Осетии (по 1%).

По мнению почти двух третей опрошенных (64%), власти России сегодня стремятся к сближению с Белоруссией, и лишь 11% придерживаются противоположного мнения. А вот доля тех, кто считает, что Белоруссия стремится к сближению с Россией, составляет немногим больше половины опрошенных (56%); шестая же часть респондентов (17%) полагают, что наш сосед ищет союза скорее со странами Запада.

В целом же российско-белорусские отношения видятся нашим согражданам как преимущественно хорошие и достаточно спокойные. Об этом говорят как небольшая положительная динамика всех показателей, касающихся взаимоотношений двух стран, так и сдержанно позитивное восприятие лидера Белоруссии А. Лукашенко: 44% относятся к нему безразлично, 39% – хорошо, и только 9% – плохо (с декабря 2007 года доля позитивных оценок выросла на 8 п. п., доля негативных оценок не изменилась).

Марина Иванова

наверх

Современный учитель: образ профессии

В российском обществе укрепляется впечатление, что государство уделяет достаточно внимания школьным проблемам. В 2001 и 2004 гг. это мнение разделял один из каждых десяти респондентов, летом 2006 года (период, когда активно «набирал обороты» национальный проект «Образование») – 17%; по данным последнего опроса, число «отзывчивых» к государственным усилиям респондентов составляет сегодня 29%. Одновременно все меньшую поддержку находит обратное мнение – что государство уделяет школе недостаточно внимания. Если в первых замерах (2001 и 2004 гг.) такую точку зрения разделяли 82–83% респондентов, то летом 2006 года оно прозвучало в ответах 65% респондентов, а сегодня его придерживаются 55% опрошенных.

Произошли определенные перемены и в оценках положения дел в российской школе. Так, в начале 2006 года, когда «стартовал» национальный проект «Образование», о плачевном положении дел в среднем образовании говорили 36%, а «хорошо» его оценивали 10% респондентов. Сегодня доля ответов первого типа сократилась на 10 п.п., а второго – увеличилась на 8 п.п. (соответственно, характеризует ситуацию как плохую каждый четвертый – 26%, как «хорошую» – почти пятая часть респондентов – 18%). Впрочем, и сегодня, как два с половиной года назад, преобладают ответы «удовлетворительно» (41 и 37% соответственно); затруднились оценить школьную ситуацию 15% (примерно столько же – весной 2006 года).

В оценках качества работы школьных учителей практически ничего не изменилось. Чаще всего ее оценивают на «удовлетворительно» (42% сегодня, 45% – три года назад). «Хорошие» и «отличные» оценки выставляют в общей сложности 29% респондентов (три года назад – 33%), «плохие» и «очень плохие» – 12% (в октябре 2005 – 8%); 17% затруднились оценить, как преподаватели справляются со своими обязанностями.

Отвечая на открытый вопрос «Почему учителя сегодня плохо справляются со своими обязанностями?», респонденты говорили о низком профессиональном уровне сегодняшних преподавателей («необразованные учителя»; «если учитель русского языка пишет с ошибками, то о чем говорить?»; «потому что их в свою очередь плохо учили – и они ничему не могут научить»); об отсутствии у них подлинного призвания и «равнодушном отношении к детям и работе»; о том, что «как и все, учителя продаются и покупаются» и «думают только о деньгах» (в каждом случае – по 3%). Отдельные респонденты сделали акцент на низкой зарплате школьных работников, падении авторитета учителя и прочих обстоятельствах.

В ответах на вопросы, прямо или косвенно отражающие привлекательность учительской профессии в глазах сегодняшнего российского общества, больших изменений за последние несколько лет не произошло. Так, каждый второй россиянин считает, что профессия учителя не пользуется уважением, и хотя два с лишним года назад об этом говорили несколько чаще (55%), снижение доли подобных ответов не выходит за пределы статистической погрешности. Аналогично интерпретируется динамика позитивных ответов: два года назад авторитет учительской профессии признавали 33%, сегодня – 39% наших сограждан. На основании этих данных можно говорить о слабовыраженной тенденции к повышению престижа учительской профессии, но не более того.

На таком же статистически незначимом уровне находится и динамика массовых представлений о профессии учителя с точки зрения ее субъективной привлекательности для людей, в ней занятых. Так, по данным последнего опроса, 46% респондентов высказали предположение, что учителям их профессия нравится. Два с лишним года назад такие ответы давались чуть реже (43%). Более четверти участников опроса (27%) полагают, что учителям их профессия не нравится (в 2006 г. – 33%), столько же (27%) затруднились ответить на вопрос (в 2006 г. – 24%).

Что касается привлекательности учительской профессии в материальном плане, то большинство респондентов оценивают ее на среднем уровне: по мнению 69% опрошенных, учителя в целом живут не лучше и не хуже большинства россиян. Полярные представления («лучше» и «хуже») высказывались реже (в 9 и 15% случаев соответственно). Заметим, что именно в этом вопросе проявилась динамика, которую нельзя вписать в границы статистической погрешности. Так, доля людей, рассматривающих учителей как финансово обездоленную категорию российского населения, с июля 2006 г. уменьшилась на 11 п.п., а доля тех, кто считает, что материальное положение учителя соответствует среднероссийскому уровню, выросла на 15 п.п.

Если говорить об авторитете учителя не в общесоциальном плане, а в «узко-воспитательном разрезе» – с точки зрения реализации его педагогической миссии, – то данные опроса позволяют предположить, что в целом он невысок. Лишь четвертая часть респондентов (27%) полагают, что сегодняшний российский учитель оказывает значительное влияние на взгляды детей (чаще других так считают жители села – 35%). Треть респондентов (33%) считают, что это влияние незначительно, а примерно каждый пятый (18%) вообще отказывает учителям в таком влиянии. При этом подавляющее большинство респондентов (86%) заявляют, что учителя, помимо преподавания своего предмета, должны формировать взгляды, социальное мировоззрение, отношение детей к жизни (противоположного мнения придерживаются 7%). Убеждение в важности воспитательной миссии учителя прочно утвердилось в массовом сознании (примечательно, что три года назад анализируемый вопрос дал точно такое же распределение мнений, что и сегодня).

По мнению 40% респондентов, сегодняшние учителя в большинстве своем – люди современные, прогрессивные. Объясняя, почему они так думают (вопрос задавался в открытой форме), по 9% респондентов говорили о притоке в школу молодых учителей («пожилые ушли. Сейчас новое поколение»; «в школу идут современные прогрессивные люди») и о хорошей подготовке сегодняшних учителей (опять-таки имея в виду прежде всего молодых педагогов: «в институтах же молодых учителей учат новому, прогрессивному, это они и приносят в школу»; «они уже сейчас проходят обучение в институтах»; «хорошо образованы учителя сейчас»). Достаточно часто (тоже 9%) звучало мнение, что преподавателей «жизнь заставляет идти в ногу со временем». Некоторые респонденты конкретизировали его, говоря об освоении учителями азов компьютерного дела (3%).

Мнение о том, что среди сегодняшних российских педагогов больше людей несовременных, отсталых, высказали 17% респондентов. В их аргументации, так же, как и у их оппонентов, преобладали ссылки на возраст – в данном случае пожилой: «только бабушки в школах работают» (7%). Говорилось и о низком профессиональном и культурном уровне учителей («без образования некоторые учителя»; «если сами плохо объясняют детям, то как их еще назвать?»; «книг не читают, не стараются больше узнать» – 3%), на их приверженность старым, «дедовским» методикам обучения («боятся всего нового, работают по старинке»; «они не доходят до прогрессивных технологий»; «это прошлое поколение, оно не стремится обладать новыми технологиями» – 2%). В некоторых ответах опять прозвучала тема оплаты учительского труда, которая, по мнению респондентов, не способствует притоку в эту профессию людей современного склада: «современные люди идут в более высокооплачиваемые места» (2%).

Таким образом, россияне чаще причисляют учителей к категории людей, идущих в ногу со временем, нежели к отсталому, несовременному социальному слою. В то же время многие признают, что в ряде вопросов сегодняшней жизни школьники разбираются лучше, чем их наставники (54%). Тех, кто отвергает подобное мнение, значительно (в два с половиной раза) меньше – 20%; каждый четвертый (26%) затруднился ответить на этот вопрос.

Открытый вопрос позволил уточнить, в каких именно вопросах школьники, по мнению респондентов, более компетентны, нежели их учителя. Как и следовало ожидать, это прежде всего сфера новых информационных технологий (компьютер, Интернет, информатика). В той или иной форме об этом сказал каждый третий респондент (32%). О более высоком уровне технической грамотности школьников упомянули 8% респондентов («в высоких технологиях»; «техника современная»; «технически грамотнее» и т. п.).

Реже звучали ответы, в которых респонденты говорили о более высокой «социальной компетентности» детей («в современных условиях жизни»; «в житейских делах, в своих взглядах на окружающий мир»; «в современной жизни людей»), об их сексуальной просвещенности и ряде других вопросов.

Анализ ответов респондентов, имеющих в числе близких родственников детей школьного возраста (таковых в нашей выборке 55%), показал, что их оценки и мнения не сильно отличаются от ответов тех, кто не имеет родственников-школьников. Единственное статистически значимое отличие, которое фиксируется по всем вопросам, – это доля «затруднившихся ответить» (как и следовало ожидать, она выше среди тех, кто не имеет детей, внуков, братьев, сестер и пр. школьного возраста).

Ирина Шмерлина

наверх

Пользование электричеством в холодный сезон

Согласно данным опроса, три четверти россиян (75%) живут в домах с газовыми плитам и потому оплачивают потребление электроэнергии по основному тарифу. В домах с электроплитами, для которых предусмотрен более низкий тариф, проживают лишь опрошенных.

Расходы на электроэнергию не превышают 100 руб. в месяц лишь у 8% россиян. Около пятой части опрошенных (21%) платят «за свет» 100–199 руб. в месяц, примерно столько же (22%) – от 200 до 299 руб.; еще 19% – 300–399 руб.; наконец, 20% опрошенных ежемесячно отдают за электричество не меньше, чем 400 руб. Расходы на электроэнергию во многом зависят от типа имеющейся в доме плиты: свыше 400 рублей чаще платят именно владельцы электроплит, это если не учитывать технические расходы, например, ремонт электроплит. (31% против 17%, имеющих дома газовую плиту).

Более половины участников опроса (54%) считают для себя ежемесячные расходы на электричество приемлемыми, терпимыми, причем это касается владельцев обоих типов плит.

Зимой, и особенно в межсезонье, остро встает проблема дополнительного отопления в доме (квартире). Используют ли его россияне и меняет ли это их отношение к энергопотреблению в целом? Три четверти опрошенных (76%) сказали, что обычно зимой не пользуются электрическими обогревателями (это чаще люди с низким уровнем дохода и жители сел – 87–88%), 23% – что пользуются.

Включая обогреватели, не ограничивают пользование другими электроприборами в доме (квартире) 12% опрошенных (это чаще молодежь, люди с высшим образованием и высокими доходами, жители мегаполисов – 18–19%). Примерно столько же россиян (11%) идут на подобное ограничение, причем делают это чаще ради экономии средств, нежели из-за недостатка мощности электросети (7% против 4% соответственно).

Елена Дмитриева

наверх

Пираты у побережья Сомали. Захват российских моряков

У берегов Сомали – страны на северо-востоке Африки – пираты нередко захватывают корабли разных стран, чтобы затем потребовать за экипаж выкуп. Сегодня подавляющему большинству россиян (82%) в той или иной степени известно об этих пиратах: 45% знают о них и 37% что-то слышали. Это неудивительно, поскольку российские моряки уже неоднократно попадали в руки пиратов, о чем сообщали СМИ.

Совсем недавно, 25 сентября, сомалийские пираты захватили украинское судно с российскими моряками на борту и назначили выкуп за освобождение экипажа. Мы спросили у респондентов, как в этой ситуации должна поступить Россия: заплатить выкуп или попытаться освободить российских моряков силой. 41% респондентов отдали предпочтение силовому варианту решения проблемы, а 36% сказали, что надо заплатить выкуп (при этом мужчины чаще выбирали первый способ, а женщины – второй). Почти четверть опрошенных затруднились ответить (23%).

Пиратство у сомалийских берегов – это проблема, требующая решения. Примерно треть респондентов (35%) считают, что власти Сомали ничего не предпринимают, чтобы пресечь деятельность пиратов. Вдвое меньше участников опроса (18%) даже полагают, что руководство страны оказывает пиратам поддержку. Лишь 8% думают, что с ними действительно ведется борьба. При этом половина россиян (51%) уверены, что власти Сомали не способны самостоятельно искоренить пиратство у берегов своей страны, тогда как противоположного мнения придерживаются лишь 14%.

В июне Совет безопасности ООН принял резолюцию, которая разрешала государствам применять силу для борьбы с пиратами. А 7 октября СБ ООН призвал все государства, заинтересованные в обеспечении безопасности мореходства, принять активное участие в борьбе с морским разбоем у берегов Африканского Рога, в частности путем использования военных кораблей и военной авиации. Еще до того как была принята эта резолюция, мы поинтересовались у респондентов, следует или не следует России принимать участие в подобной операции. 43% ответили на этот вопрос утвердительно, высказались против – 27%. Об участии России в вооруженной операции по уничтожению сомалийских пиратов мужчины говорили с одобрением чаще, нежели женщины (51% против 36% соответственно).

Валентина Полякова

наверх
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).