будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 17, 2025
Медленное чтение

Существует ли национальный вопрос в школе?

Фонд «Общественное мнение»

Фонд «Общественное мнение»

119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2; тел.: (495) 745-8765, 936-4118;
факс: (495) 745-8903, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru
Предвыборная кампания: теледебаты : Существует ли национальный вопрос в школе? : События в Грузии: оценки и интерпретации
 

Предвыборная кампания: теледебаты

Нынешние теледебаты лидеров политических партий, судя по данным опроса, пока не привлекают особого внимания россиян. Их смотрели менее трети респондентов (30%), тогда как в аналогичный период перед думскими выборами 2003 года этот показатель был примерно в два раза выше (смотрели – 54%, затруднились ответить на вопрос 7%). Среди видевших дебаты доля тех, кто счел их интересными, несколько выше доли тех, кого они не заинтересовали: 18% против 12 соответственно.

Наибольший интерес к теледебатам выразили респонденты старшего возраста (23%), опрошенные с относительно высокими доходами и жители Москвы (по 25%), а также сторонники КПРФ, "Справедливой России" (по 25%) и ЛДПР (23%). Среди приверженцев "Единой России", которая, как известно, в дебатах не участвует, соответствующие показатели не отличаются от средневыборочных (18 и 11% соответственно).

Об отказе "партии власти" от участия в теледебатах знают 35% респондентов. При этом 14% опрошенных относятся к неучастию "единороссов" в дебатах безразлично, 12% – позитивно, а 9% – негативно.

Тех, кто так или иначе оценил отказ "Единой России" от участия в теледебатах, попросили (в открытой форме) обосновать свою оценку.

Мотивируя согласие с этим решением, респонденты чаще всего выражали критическое отношение к дебатам как таковым ("бесполезные эти все разговоры") и уверенность в том, что лидеры "Единой России" "не хотят обещать, а доказать делом" (по 3%). Также говорилось о том, что эта партия хорошо всем известна и в рекламе не нуждается (2%), что она уверена в своих силах и не имеет серьезных конкурентов (2%), что ее и без теледебатов "поддерживает большинство населения" (1%). Кроме того, прозвучало мнение, что это были бы дебаты с В. Путиным, а "с президентом не поспоришь" (1%).

Объясняя свое негативное отношение к отказу "Единой России" от теледебатов, респонденты говорили, что хотели бы в ходе дискуссий лучше узнать программу партии и содержание ее деятельности ("хотелось бы узнать о партии, что сделали за четыре года и что не сделали" – 2%). Некоторые квалифицируют неучастие "Единой России" в теледебатах как проявление высокомерия, кто-то, напротив, полагает, что лидеры партии "не могут себя защитить, боятся вопросов" (по 2%) и что они полагаются только на авторитет В. Путина (около 1%). Говорилось и о том, что в избирательной кампании все партии "должны быть на равных" и "отстаивать свою точку зрения" в прямой политической дискуссии (по 1%).

Тех, кто смотрел дебаты, спросили, выступления каких партийных лидеров им понравились, а каких – нет. Судя по данным опроса, наибольший отклик получило участие в теледебатах лидеров ЛДПР: 8% опрошенных отметили, что оно им понравилось, 6% – что не понравилось. Выступления лидеров "Справедливой России" одобрили 5% и не одобрили 2% респондентов. Соответствующие показатели лидеров КПРФ – 4 и 2%; АПР и партии "Гражданская сила" – по 2% одобряющих и 1% неодобряющих.

Если по отношению к телевыступлениям лидеров всех этих партий позитивные оценки преобладали над негативными, то с СПС и "Яблоком" ситуация обратная. Выступления их лидеров вызвали антипатию 3 и 4% опрошенных соответственно, тогда как симпатию – по 1% в каждом случае. Остальные партии набрали по 1% и менее позитивных и негативных откликов.

Интересно, что, несмотря на неучастие "Единой России" в теледебатах и обсуждение этого факта в ходе опроса, некоторые респонденты все же дали оценку выступлениям ее лидеров: 2% – позитивную, 1% – негативную.

Марина Иванова

наверх

Существует ли национальный вопрос в школе?

Судя по данным опроса, в российских школах "национального вопроса" не существует. Большинство родителей (дедушек, бабушек, других близких родственников школьников) отметили неоднородный национальный состав класса, в котором учится их ребенок. Всего об этом заявили 24% от общего числа опрошенных, а еще 15% не знают национального состава класса. Лишь 8% респондентов сказали, что все дети в классе принадлежат к той же национальности, что и их ребенок. Однако мало кто воспринимает неоднородный состав класса негативно: только 1% видят в этом больше плохого, чем хорошего, в то время как 10% подчеркнули положительные стороны того, что вместе с их ребенком учатся дети других национальностей. Впрочем, 11% вообще не замечают никаких особенностей, связанных с национальной неоднородностью класса[1].

На открытый вопрос: "Что плохого Вы видите в том, что в классе, где учится Ваш ребенок, есть дети разных национальностей?" было получено три типа ответов (статистическая представительность каждого – 1%). Респонденты говорили, во-первых, о конфликтах и разногласиях на национальной почве ("бывают разногласия"; "вражда"; "могут быть драки"; "постоянная ругань"; "иногда непонимание – и ребенок другой национальности остается один"). Во-вторых, они отмечали агрессивность некоторых детей ("дети других национальностей стесняют русских детей"; "народы Кавказа более агрессивны, чем славяне"; "дети злые, агрессивные, особенно мусульмане"). В-третьих, упоминали о сложностях преодоления языкового барьера, дидактических и психологических проблемах, возникающих в связи с этим ("тяжело им общаться – из-за нерусских медленнее идет обучение"; "нет знания языка других национальностей у русских"; "с учительницей только проблемы, а так все нормально").

Открытый вопрос с просьбой назвать положительные стороны того, что в классе их ребенка есть дети разных национальностей, вызвал у респондентов бóльший отклик. Так, 5% опрошенных с удовлетворением отмечали, что дети учатся дружить независимо от национальности ("дети общаются и не обращают внимания, кто какой национальности"; "на национальность не смотрят – это дети"); 2% просто говорили, что "это – нормально", "хорошо", "пусть все вместе учатся".

Некоторых респондентов, похоже, неприятно задела сама постановка вопроса, и они отвечали: "все дети равны, и вообще национальность не имеет значения"; "как можно делить на национальности?"; "какая разница, какие у них национальности?" (2%).

Другие приводили конкретные аргументы, обосновывая свое положительное отношение к тому, что ребенок учится в полиэтничном классе. Так, 3% отмечали, что это расширяет его культурный кругозор ("общается, изучает культуру, другой язык"; "возможность межнационального общения, понимание ценностей различных культур"; "будет знать кабардинский язык"). Столь же часто звучала мысль, что совместное обучение "воспитывает интернационализм" и уменьшает вероятность межнациональных конфликтов в будущем ("не будет националистов"; "дружба между народами рождается в малолетстве"). "Ведь страна у нас многонациональная", – подчеркивали некоторые респонденты (1%).

Даже те респонденты, ребенок которых относится к "национальному меньшинству" в своем классе, чрезвычайно редко отмечали наличие у него проблем на национальной почве (менее 1% ответов). Перечень проблем, названных респондентами, исчерпывается четырьмя высказываниями, приведем их полностью: "обзываются"; "возникали раньше: мальчишки били"; "отличие от русских во всем"; "его не любит классный руководитель, кричит на него на уроке; с детьми у него контакты хорошие".

Лишь очень немногие родители школьников говорили, что учителя неодинаково относятся к детям разных национальностей (1%). Конкретных примеров (ответов на открытый вопрос: "Скажите, пожалуйста, как именно проявляется особенное отношение учителей в зависимости от национальности ребенка?") прозвучало очень мало. Кто-то говорил о внимательном, бережном отношении к детям нетитульных национальностей ("большое внимание уделяют тем ученикам, которые плохо знают русский язык"; "к другим национальностям лучше относятся"), другие, наоборот, отмечали более жесткий подход к таким детям ("к таджикам некоторые учителя относятся строже, потому что они больше нарушают дисциплину, хуже слушают учителей").

По словам 19% респондентов, в их классе отношение учителей к детям не зависит от национальности последних; 4% затруднились ответить на вопрос.

Очень немногие (1%) считают, что в классе, где учится их ребенок, дети разных национальностей ссорятся между собой чаще, чем дети одной национальности. Несколько выше доля тех, кто утверждает, что ссоры между детьми разных национальностей происходят, наоборот, реже (2%), а 14% полагают, что детские ссоры с национальностью никак не связаны. Затруднились ответить на этот вопрос 7%.

Стоит заметить, что у детей, которые учатся в многонациональных классах, часто есть друзья, подруги или приятели другой национальности – об этом сказали 16% респондентов; 5% утверждают, что близких отношений с детьми другой национальности у их ребенка нет, 3% затруднились ответить.

Всем респондентам, независимо от наличия в их семье детей школьного возраста, был задан вопрос: "Как Вы считаете, тот факт, что в России живут люди многих национальностей, приносит ей в целом больше пользы или больше вреда?" Около половины наших сограждан (45%) видят в факте многонационального состава страны больше хорошего; чуть больше четверти опрошенных (28%) находят в этом больше плохого; такая же доля респондентов затруднились высказать определенное мнение на этот счет.

Ответы респондентов, имеющих в своих семьях детей-школьников, еще больше смещены в сторону позитивного восприятия полиэтничности страны: каждый второй представитель этой группы (50%) полагает, что многонациональный состав России приносит больше пользы, чем вреда; противоположного мнения придерживаются 23%, затруднились ответить на вопрос 28%.

Отметим, что полученное общее распределение ответов на обсуждаемый вопрос довольно сильно отличается от данных, зафиксированных летом этого года и особенно – в прошлом сентябре, когда в стране активно обсуждались межнациональные волнения в Кондопоге. Тогда лишь 34% респондентов оценили многонациональный состав страны как позитивный факт, а 39% усмотрели в этом больше вреда, чем пользы. Сегодня в аспекте восприятия национальных проблем массовое сознание не только вернулось на уровень толерантности, зафиксированный нами в апреле 2002 года, но и превзошло его.

Ирина Шмерлина

наверх

События в Грузии: оценки и интерпретации

Судя по данным последнего опроса, хорошо относятся к Грузии треть россиян (34%), плохо – шестая часть опрошенных (17%). Более трети респондентов (39%) заявили о своем безразличии к этой стране. Чаще других хорошо относятся к Грузии москвичи (48%), люди с высшим образованием (42%) и респонденты среднего возраста (40%).

К президенту этой страны Михаилу Саакашвили хорошо относятся 3% наших сограждан, плохо – 39%. Примерно половине опрошенных (46%) он безразличен.

Следят и не следят за событиями в Грузии, связанными с конфликтом между командой действующего главы государства и представителями оппозиции, примерно равные доли опрошенных – 48% и 50% соответственно. Чаще остальных следят за этими событиями и те, кто относится к Грузии хорошо (64%), и те, кто относится к ней плохо (66%).

Сочувствуют М. Саакашвили в этом конфликте лишь 2% опрошенных. Сказали, что их симпатии на стороне оппозиции, 34%. Почти две трети россиян (64%) не имеют мнения на этот счет. Симпатизирующие М. Саакашвили, поясняя в ответах на открытый вопрос свою позицию, отмечают, что он хороший президент (честный, умный, хороший руководитель), что он легитимный лидер, законно избранный глава государства.

Те, чьи симпатии на стороне оппозиции, часто говорят, что М. Саакашвили проводит антинародную политику, а оппозиция выражает чаяния грузинского народа (6%): "интересы оппозиции – такие же, как у простых граждан Грузии"; "президент идет против народа". Распространена также точка зрения, что оппозиция выступает за улучшение отношений с Россией, а М. Саакашвили проводит антироссийскую политику (5%): "он выставляет Россию как врага Грузии"; "оппозиция – за дружбу России и Грузии". Критикуют деятельность М. Саакашвили в целом, считают его плохим президентом 4% наших сограждан. Столько же отмечают, что им "не нравится президент как человек". Сказали, что не симпатизируют М. Саакашвили, так как он проводит проамериканскую политику, 3% участников опроса. И столько же заявили, что, по их мнению, "народ всегда прав" ("там народ, они мне больше нравятся"; "я за простой народ"). Сочувствуют грузинам, говорят, что у них сейчас тяжелая жизнь, 2%: "слишком тяжело стало жить большинству граждан Грузии". Говорится также, что оппозиция борется за справедливость; добивается порядка в стране; ведет в целом правильную политику; выступает против М. Саакашвили, и уже потому права (по 1% опрошенных).

Респондентам задали открытый вопрос о том, чем, по их мнению, закончится конфликт между президентом Грузии и оппозицией. Звучали прямо противоположные прогнозы. Одни считают, что конфликт закончится вооруженным переворотом, свержением М. Саакашвили (9%). Другие полагают, что оппозиция придет к власти в Грузии законным путем, в результате выборов (8%). Убеждены, что дело идет к вооруженным столкновениям, гражданской войне, 7%; надеются, что конфликт разрешится мирным путем, 6% респондентов. 3% считают, что в итоге победит оппозиция; столько же полагают, что М. Саакашвили останется президентом, а оппозиция проиграет. Говорят, что в конце концов все будет хорошо, обстановка нормализуется, 4% опрошенных; полагают, что дело идет к разрухе, беспорядкам, 2%. Высказываются также предположения, что ничего не изменится, люди пошумят и успокоятся (2%); что в конфликт вмешаются США (1%); что будут восстановлены мирные отношения между Грузией и Россией (1%).

Большинство опрошенных (57%) полагают, что Россия на сегодня занимает правильную позицию по отношению к событиям в Грузии; чаще так думают мужчины (62%) и люди с высшим образованием (64%). Полагают, что позиция России неправильная, примерно вдесятеро меньше опрошенных (6%). Затруднились ответить на этот вопрос 37% участников опроса.

Конкретизирует тему позиции России по отношению к событиям в Грузии вопрос о том, должна или не должна наша страна каким-то образом вмешаться в ход происходящих там событий. Две трети респондентов (64%) полагают, что мы должны оставаться в стороне, противоположного мнения придерживаются 16% опрошенных. За вмешательство России в конфликт между президентом Грузии и оппозицией чаще высказываются те, кто относится к Грузии плохо (25%).

Светлана Климова

наверх

[1] Тем респондентам, которые не знают национального состава класса или отметили его мононациональный характер, этот, а также другие вопросы на эту тему, естественно, не задавались.

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).