будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 19, 2025
Медленное чтение
Хачатурьян Мария

Тело африканки: между традицией и глобализацией

Идеалы женской красоты в Западной Африке испокон веков отличались от европейских. Африканские каноны предписывают женскому телу быть крепким, пол­ным – это говорит как о здоровье и физической силе женщины, так и о ее высоком социальном статусе. Однако сегодня, в условиях глобализации, все больше африканских женщин ездят за рубеж, смотрят европейское телевидение, покупают модные журналы, а некото­рые из них эмигрируют и постоянно живут в европейской культур­ной среде. И африканское женское тело оказывается под влиянием двух противоположных тенденций: с одной стороны, на нем ска­зывается общемировая мода на худобу, а с другой – культурные традиции. «Полит.ру» публикует статью студентки филологического факультета МГУ и Французского университетского колледжа Марии Хачатурьян, в которой автор рассуждает об эволюции африканских эталонов женской красоты.

Материал опубликован в журнале «Теория моды. Одежда. Тело. Культура» (2010. Вып. 16).

И ноги у нее были, как стволы сейбы...
Из сказки народа дан

Дерево сейба, как известно, замечательно толстое; также его ствол ча­сто бывает покрыт большими колючками. Какими же, в таком случае, следует представлять себе идеальные, по мнению западноафриканско­го народа дан, женские ноги, если их сравнивают со стволами сейб? Видимо, не иначе как толстыми и волосатыми.

Казалось бы, нас, европейцев, никак не касаются идеалы красоты в Западной Африке. Между тем эти самые данские ноги с нетерпением ждут во всех галереях мира. Пабло Пикассо, на волне увлечения афри­канской скульптурой, написал цикл работ, в числе которых «Авиньонские девушки» (1907). И с тех пор любовь к изображению крупных форм в теле его не оставляла — собственно, по этим крупным формам чаще всего Пикассо и узнают.

Как же африканская скульптура — и сказочные ноги-сейбы — соот­носится с реальным женским телом? В действительности она не просто реалистична, она натуралистична. Как пишет исследователь искусства Тропической Африки В. Мириманов, «натурализм таких изобрази­тельных форм выражает стремление воспроизвести, воссоздать пред­мет (а не отобразить или изобразить его)» (Мириманов 1986). Это не означает, что у всех женщин в народе дан толстые ноги, — все-таки мы имеем дело с искусством, а значит, с некоторым обобщением. Важней­ший элемент «примитивной культуры», по мнению философа Мартина Бубера, заключается в следующем: «то, что представляет наибольшее значение для инстинкта самосохранения, и то, что наиболее привлека­тельно для познавательного инстинкта, выступает на передний план и приобретает самостоятельность» (Бубер 1996: 16–92). Поскольку толщи­на ног непосредственно связана с физической силой женщины, а зна­чит, с инстинктом самосохранения, а негроидная раса вообще не от­личается густотой растительного покрова на теле, то можно считать, что волосы, как колючки сейбы, привлекательны для познавательного инстинкта. Значит, ноги-сейбы — воплощение коллективного образа женственности, идеальной красоты.

Все бы ничего, но глобализация, наряду с изменениями в политике, религии, экономике, неизбежно накладывает отпечаток на африкан­скую культурную идиллию и на представления об эталоне красоты. Африканские женщины ездят за рубеж, смотрят телевизор; некото­рые из них эмигрируют и постоянно живут в европейской культур­ной среде; и те и другие покупают модные журналы. Поскольку жур­налы и аудитория работают по принципу двух зеркал, отражающих друг друга, то по текстам статей, темам, которые в них поднимают­ся, можно сформировать частичное представление о вкусах читаю­щей их публики.

Для начала попытаемся понять, кто именно читает африканские мод­ные журналы. Хотя никаких социологических исследований не прово­дилось, аудитория вычисляется довольно просто: поскольку журналы стоят от 1000 западноафриканских франков (примерно 60 рублей)[1], в Африке их могут себе позволить только обеспеченные люди — а зна­чит те, кто имеет доступ к европейскому телевидению и, следователь­но, вовлечен в глобальный контекст.

Мы имеем сведения о семи журналах, которые предназначены афри­канкам. Часть из них была куплена на лотке в Абиджане, Кот-д'Ивуар: ежегодный журнал африканской моды LIFA (2010), который издается в Сенегале; журнал Afrikfashion, выходящий под девизом «африкан­ская мода активизируется» (февраль 2010), Femme d’Afrique («Аф­риканская женщина», № 48, февраль–апрель 2010), которые издают­ся в Кот-д’Ивуаре; журнал Amina (№ 476, 2010) с главной редакцией в Бельгии, но располагающий большим штатом по всему африканскому континенту и за его пределами. Другая часть журналов была куплена в абиджанском аэропорту: издание NewAfricanWoman («Новая аф­риканская женщина», № 3, осень–зима 2009), выходящее в Париже, а также французские BRUNE («Брюнетка», № 32, март–апрель 2010) и Première Dame («Первая леди», № 11, ноябрь–декабрь 2009).

Анализ содержания этих журналов позволяет сделать любопытные выводы. Во французских журналах практически нет фотографий пол­ных женщин — как среди моделей, так и среди авторов и героинь ста­тей; даже на фотографиях из фотобанков изображены чаще всего худые женщины. В журнале NewAfricanWoman полными оказались только первая леди Конго и три девушки, чьи фотографии иллюстрировали статью про незамужних 30‑летних. Там же нашлась единственная ста­тья про похудание, но и в ней девушка на иллюстрации, похоже, не страдает излишним весом — вполне в традиции европейских дамских журналов, где изображается скорее девушка после диеты, нежели до. В журнале Première Dame, на обложке которого красуется Наоми Кэмп­белл, тоже не много полных женщин: это фотографии лауреатки Гон­курской премии Мари Ндьяй (которая своими заслугами, очевидно, завоевала себе право на любое телосложение), девушки в статье про гуманитарную помощь и женщины в статье, пропагандирующей ис­пользование презервативов (обеих можно связать с образом Матери). В журнале BRUNE, самом качественном из всех журналов, обнаружено несколько полных женщин в репортажах и одна полненькая девушка-врач на иллюстрации. В этом же журнале содержится статья про эпи­ляцию, называется она «Роза без шипов». Там же сфотографирована самая худая из всех негритянка-модель, но зато на рекламе интернет-сайта на рисованной картинке изображена одна довольно полная ба­рышня (в компании трех худышек). Ни в одном журнале нет статей про фитнес и здоровый образ жизни.

Зато в африканских журналах почти нет худых девушек: худы толь­ко модели с дефиле, да и то не все. Фотомодели же телосложения от среднего до полного, причем это в порядке вещей: ни диет, ни тем более занятий спортом читательницам не предлагается. Более того, в африканских журналах появляются в качестве моделей дамы баль­заковского возраста (не худенькие, естественно). И это объяснимо: как раз такие женщины составляют внушительную долю целевой аудитории, поскольку они обладают большей платежеспособностью, чем молодые.

Может быть, до Африки медленно доходят мировые тенденции? Вряд ли: африканский высший свет летает в самолетах с дорожными сум­ками Louis Vuitton (не исключено, что настоящими), журналы пестрят рекламами косметики и духов Bvlgari, статьями о путешествиях —в основном, по Африке же, — а вот худеть африканки почему-то упор­но отказываются. В чем же дело?

Дело в том, что тело отражает социальный статус человека, и эволю­ция репрезентации женского тела в Европе наглядно это демонстриру­ет. И в Европе не всегда была модна худоба. Почему же она стала мод­ной и какие социальные изменения этому поспособствовали?

Мода на худое тело распространилась во второй половине XIX века. Часто это связывают с модой на романтику и мертвенные образы (вспом­ним чахоточную «Даму с камелиями», а также привычку глотать уксус у дам высшего света). Однако причина моды на худобу глубже и даль­ше и относится, скорее, к рубежу XVIII–XIX веков — к буржуазной революции и становлению буржуазии как класса. Как пишет в конце XIX века американский социолог и экономист Т. Веблен, женский иде­ал обеспеченных слоев индустриальных обществ — это женщина «не­мощная, полупрозрачная и опасно утонченная», чье тело демонстриру­ет, что оно не является рабочим инструментом, и подчеркивает таким образом, что финансовые возможности ее «хозяина и обладателя» по­зволяют содержать ее в праздности (Веблен 1984). Тело обеспеченной женщины противопоставляется «вульгарному» телу, крепкому, даже толстому, которое, в свою очередь, служит рабочим инструментом (нередко единственным, как у проституток, чьи презренные «толстые ляжки» служили стигматами их рода деятельности и принадлежности к самым низким слоям общества (там же)) и которому для поддержания физических сил нужна тяжелая — мясная и жирная — пища.

И в наше время это утверждение во многом верно: хотя женщины и работают, в наиболее престижных профессиях тело не является инстру­ментом. Кроме того, из требования отличаться от «вульгарных», низких слоев сегодня выводится требование постоянной работы над собой — makeover culture, «культуры самомоделирования» (Jones 2008), посколь­ку, как только пропадает необходимость в теле как силе, появляется возможность работать над телом как формой. В результате мы имеем моду на диеты и фитнес (и анорексию у подростков), а также стати­стику: при том же возрасте и росте разница в весе между женщинами, занимающими высшие должности в интеллектуальной сфере, и рабо­чими составляет 5,6 кг (Darmon 2006).

К африканским женщинам все эти модели не относятся по одной простой причине: «вульгарное» тело в современной Африке продолжа­ет испытывать чувство голода[2], вдоволь ест очень редко и не отличается особенной корпулентностью. Таким образом, обеспеченным африкан­цам для демонстрации социального статуса необходимо и достаточ­но побольше есть и толстеть. По этой модели существуют не только африканцы, живущие в Африке, во многом она продолжает влиять и на африканцев, эмигрировавших в Европу и Америку, поскольку они продолжают жить довольно тесными коммунами и поддерживают кон­такт с «большой землей». Недаром «Мисс Франция — Конго 2009», не самая, кстати, худенькая девушка, в интервью журналу Première Dame с гордостью заявила, что привязана к Конго всей душой и частенько общается с родственниками.

Африканское женское тело сейчас находится в ситуации, когда его увлекают противоположные тенденции. С одной стороны, на нем ска­зывается общемировая мода на худобу, существующая со второй поло­вины XIX века и подкрепленная индустриальным и постиндустриаль­ным социальным устройством в Европе. С другой стороны, культурные традиции африканцев предписывают телу быть крепким, даже пол­ным; к этому прибавляется то, что испокон веков полное тело означа­ло высокий социальный статус, плюс физиологические особенности негроидной расы: увеличенные, по сравнению с европеоидной расой, жировые отложения в области груди и ягодиц (стеатопигия), которые также затрудняют похудание. Мы можем проследить по современным журналам для африканок следующую закономерность: чем дальше редакция и целевая аудитория от Европы, тем сильнее вторая тенден­ция и тем полнее тела моделей. Исключением из этой закономерности являются только изображения моделей на подиуме, которые, по всей видимости, больше подвержены унификации. При этом западная идея о необходимости моделировать себя и работать с телом не отражается даже в европейских журналах для африканок. Хотя многие мировые тенденции, в том числе моду на путешествия, африканки перенимают с легкостью, усвоение европейской модели женского тела идет медлен­но. Это служит хорошей иллюстрацией того, как процесс культурной интеграции затрудняется в случае противоречий между традиционной и усваиваемой культурными моделями.

Литература

Бубер 1995 — Бубер М. Два образа веры. М., 1995. psylib.org.ua/books/buber01/index.htm.

Веблен 1984 — Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.

Мириманов 1986 — Мириманов В. Искусство тропической Африки. Москва: Искусство, 1986. artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000013/st021.shtml.

Тутуола 2002 — Тутуола А. Моя жизнь в лесу духов. СПб.: Амфора, 2002.

Darmon 2006 — Darmon M. Variations corporelles. L’anorexie au prisme des sociologies du corps // Adolescence. 2006. Vol. 2, Tome 24. Pp. 437–452. www.cairn.info/article.php?ID_REVUE=ADO&ID_NUMPUBLIE=ADO_056&ID_ARTICLE=ADO_056_0437.

Dumestre & Tour 1998 — Dumestre G., Touré S. Chroniques amoureuses au Mali. Karthala, 1998.

Jones 2008 — Jones M. Skintight. An anatomy of Cosmetic Surgery. Ox­ford; N.Y.: Berg Publihers, 2008.



[1]Для того чтобы читатели лучше представляли себе западноафрикан­ские цены, приведем цитату из книги «Любовные хроники в Мали», собранной из реальных рассказов жителей и жительниц этой стра­ны: «Э! Ты сказала, пара обуви, нет? Ты очень хорошо знаешь, что это дорого стоит! Это не должно быть дороже 1500 франков; если получится больше, ты добавишь. Женская обувь бывает за 750 фран­ков, бывает за 1250, если я дам тебе 1500 франков, должно хватить» (Dumestre & Toureé1998).

[2] В книге «Моя жизнь в лесу духов» современного африканского писа­теля Амоса Тулуолы герой раздобыл волшебное яйцо, которое по его приказанию могло доставлять продукты питания в неограниченном количестве. На мир в тот момент «навалился голод», и герой решил накормить с помощью яйца всех страждущих. Но он не рассчитал, сколько будет этих страждущих: «теперь все люди узнали про яйцо, и вот они приходили к моему дому кормиться: одни по утрам, другие вечерами, некоторые — в два часа пополуночи, а некоторые приво­дили с собой детей и стариков». И, что примечательно: «короли всех царств приходили тоже» — значит, совсем худо дело было (Тутуола 2002: 5–111). Очевидно, что, хотя события несколько преувеличены, голод остается реальностью для большинства африканских стран.

Хачатурьян Мария
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).