будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 10, 2025
Медленное чтение
Панченко Александр

Труд как утопия

«Отечественные

Речь пойдет об одной довольно своеобразной «утопии труда» [1]. Она создана в рамках религиозного движения, известного как Церковь Последнего Завета или секта виссарионовцев. Появилось оно совсем недавно и составляет хотя и не самый обширный, но достаточно яркий фрагмент современной «конфессиональной карты» России. Но прежде чем перейти к концепции труда, разделяемой адептами этого движения, следует сказать несколько слов о значении понятия «труд» для религиозной риторики в целом.



Вероятно, нет нужды доказывать, что в христианской риторике и метафорике концепт труда обладает многообразными религиозными коннотациями. Собственно говоря, для христианина «религиозно-трудовая топика» начинается уже с Нового Завета, где отношения между Богом и людьми описываются как возделывание нивы, работа в винограднике и т. п. Более того, политический и экономический успех Западной цивилизации во многом был обеспечен тем своеобразным симбиозом христианства и идеологии повседневной трудовой деятельности, который некогда описал Макс Вебер в известном труде «Протестантская этика и дух капитализма». Однако спектр возможных религиозных интерпретаций труда и «трудовой мифологии» даже в рамках христианства чрезвычайно широк и, естественно, не ограничивается «протестантской этикой».



Говоря о роли «мифологии труда» в русской религиозной культуре, стоит привести один пример, показывающий, насколько далеко labor sacer v как религиозная идея v может отстоять от привычного нам понимания труда. Среди русских «духовных стихов» -- фольклорных песнопений на религиозные темы -- встречается один довольно загадочный текст, известный под названием «Пятница и трудник» или «Пятница и пустынник». Согласно сюжету стиха, в пустыне «трудится» «тружданин» («трудничек», «пустынничик» и т. п.), он не владеет «ни руками, ни ногами». Во сне ему является Параскева Пятница и приказывает идти «на святую на Россию» и поведать «православным» о необходимости соблюдения нескольких бытовых и нравственных заповедей. Почти во всех вариантах текста упоминается необходимость почитания среды, пятницы и воскресенья как священных дней, зачастую -- в связи с широко распространенным в славянских и балканских традициях запретом на женские (домашние) работы по заповедным дням недели. Кроме того, святая сообщает «труднику» о пагубных последствиях родительского проклятья и матерной брани (последней придается чуть ли не эсхатологическое значение) и перечисляет особо тяжкие грехи, которые на поверку оказываются магическими практиками колдовского характера («порча» свадеб и урожая, похищение молока у коров и т. п.) [2].



Заповеди, о которых Пятница говорит «труднику», не уникальны: они воспроизводят достаточно широкий пласт традиционных верований и нормативов поведения, распространенных в среде русского крестьянства. Эти стереотипы традиционной культуры хорошо известны нам по этнографическим материалам XIX и XX веков. Тем не менее историю сложения и особенности сюжета этого стиха трудно понять, не зная об одном специфическом явлении северорусской религиозной культуры. Я имею в виду так называемое «крестьянское эсхатологическое визионерство», известное еще по источникам XVI-XVII веков. В этих документах неоднократно описывается одна и та же ситуация: некоему крестьянину (крестьянке) является Богородица, или святой (святая, в том числе и Параскева Пятница), или чтимая икона и предписывает рассказывать людям о страшных карах, которые ожидают их за матерную брань, пьянство, работу в праздничные дни, употребление табака и т. п. Нередко в подобных повествованиях сообщается, что визионер страдает той или иной телесной болезнью и чудесно исцеляется после видения.



Скорее всего, прототипом стиха о Пятнице и «труднике» послужили именно эти «визионерские истории», получившие широкое распространение на Русском Севере и в Сибири в XVII и XVIII веках. Все это, однако, не дает ответа на один любопытный вопрос: почему в большинстве вариантов этого стиха с такой устойчивостью фигурирует именно «трудник», не владеющий «ни руками, ни ногами»? Историки, фольклористы и этнографы, писавшие о «Пятнице и труднике», обычно считали, что здесь мы сталкиваемся с обиходным церковным словоупотреблением, согласно которому трудник -- это мирянин, подвизающийся в пустыни, проходя первую ступень приближения к монастырской жизни [3]. Однако анализ употребления этого термина в различных формах русского религиозного дискурса позволяет говорить о более широком спектре значений. Трудник -- это и «сборщик денег во время крестного хода или по случаю церковного праздника», и «скудельник», «обрекший себя на погребение усопших», и «отшельник, обещаник, или сухоядец, молчальник, схимник» [4]. По-видимому, чаще всего трудником называли человека, принявшего на себя религиозный обет в связи с каким-либо несчастьем, в частности -- из-за той или иной телесной немощи. Примечательно, что одно из старинных значений слова «труд» -- «болезнь..., хвороба, недуг..., вообще нездоровье». Таким образом, «трудник» из духовного стиха -- это больной, давший какой-то обет для выздоровления. Дело не только в том, что речь идет о труде как религиозном обете, т. е. действии вотивного характера: судя по всему, в этом контексте термин «труд» может подразумевать и одержимость священными силами. В упомянутых рассказах о крестьянских эсхатологических видениях само состояние визионера нередко характеризуется при помощи слов «труд», «труждать» и т. п.: «...И некая Божыя сила удари ея о землю, и бысть мертва на долг час и от того труда изнеможе...»; «и почало тружати при всем народе, и явися еи в то время всемилостивый Спас и Пречистая Богородице...» Иными словами, в крестьянской религиозной традиции Севера России труд мог пониматься не столько как целенаправленное действие конкретного человека, сколько как его медиативное состояние, вызванное прямым вторжением сакральных сил в повседневную жизнь аграрной общины.



Судя по всему, именно эта визионерская традиция оказала влияние на обрядовую традицию так называемых «русских мистических сект» XVIII-XIX веков: христовщины (более известной как «секта хлыстов») и скопчества. Одной из характерных черт этих массовых религиозных движений является особая ритуальная практика (так называемое «радение»), подразумевавшая исполнение духовных песнопений, экстатические «хождения» и «пророчества», в которых сектанты, «одержимые Святым Духом», предрекали «судьбу» как всей общине в целом, так и отдельным участникам богослужебного собрания. Как правило, сектанты называли «радением» экстатические пляски (а также самобичевание, практиковавшееся на ранних стадиях развития хлыстовской ритуалистики). Такое наименование экстатического танца связано с тем, что последний зачастую воспринимался в качестве богоугодного «утруждения» и «измождения» плоти: «хождение и скакание имеет собирательное название «работа Божия», или преимущественно радение; поясняют кружение тем, что Христос молился в вертограде до кровавого пота»[5]. В обычном, «не сектантском» употреблении слово «радеть» («радить») означает «печься, заботиться, стараться, усердствовать, желать и хлопотать радушно, всей душой». «Радетель..., радельник, радельщик -- кто радеет кому или о чем; доброхот, старатель, заботник, усердствователь, рачитель; благодетель, заступник» [6]. Таким образом, происхождение сектантского термина «радение» также прямо связано с семантикой усердного труда, причем последний понимается не в «мирском», но в «божественном» смысле. Показательно, что и в сектантском понимании слова «радение», и в упомянутых «визионерских» случаях употребления понятий «труд», «трудник», «труждать» происходит контаминация представлений о труде, работе и об одержимости сакральными силами. Получается, что в этом контексте глаголы «трудиться» и «трудить» обозначают одно и то же состояние, обусловленное взаимодействием двух разных сил: добровольного религиозного подвига человека и вмешательства священного мира, либо отвечающего на этот подвиг, либо его провоцирующего.



Вебер писал о двух типах «религиозного неприятия мира»: «активном аскетизме», подразумевающем богоугодное рациональное преобразование мира, и «мистике», когда человек оказывается «не орудием, а сосудом божественной воли» и потому стремится к уходу от мира и созерцательному бездействию. Из «активного аскетизма», по Веберу, и рождается «хозяйственный этос» протестантизма и западного капитализма. Как это ни странно, мы видим, что формы массовой религиозности, которые, казалось бы, без всяких сомнений можно отнести к «созерцательному мистицизму», столь же интенсивно, как и формы «активного» типа, оперируют понятиями «работы» и «труда». Труд этот, однако, никак не соотносится с рациональным преобразованием мира. Если рассмотреть современные религиозные культуры, то можно найти немало форм, являющихся промежуточными между «трудом» «протестантской этики» и «трудом» русских крестьян-визионеров. К подобным промежуточным формам, парадоксальным образом сочетающим тягу к преобразованию мира с идеологией религиозного избранничества и «созерцательным мистицизмом», можно отнести и Церковь Последнего Завета.



Новые религиозные движения (НРД) появились в России в эпоху распада СССР и ослабления административного контроля над религиозной жизнью подданных советской империи. Даже непредвзятого наблюдателя несколько удивляет та внезапность и скорость, с которыми в начале 1990-х годов на территории бывшего СССР появилось не менее десятка религиозных движений, не имевших прямой связи с западными и азиатскими церквями, сектами и культами. Эклектическая и нестабильная догматика и ритуалистика, тенденция к противостоянию традиционным конфессиям, отказ от рационалистической идеологии, эсхатологические и хилиастические ожидания, харизматическое лидерство в качестве базового принципа социальной организации и другие подобные характеристики этих групп позволяют без колебаний квалифицировать их как вполне сходные с НРД Европы и Америки.



Можно предположить, что внезапное появление автохтонных российских НРД было связано с особенностями той «символической» или «компенсационной» ниши, которая появилась в культуре народов бывшего СССР после коллапса коммунистической идеологии и, по-видимому, не могла быть заполнена «конвенциональными» церквями, будь то Русская православная церковь Московского патриархата или различные деноминации протестантского либо евангелического толка. Дело в том, что «советскую культуру» вообще и урбанистическую культурную традицию позднего СССР в частности нельзя рассматривать как искусственное образование, навязанное русским, белорусам, украинцам и другим народам «большевистской диктатурой». Пользуясь терминологией Питера Бергера, с чьей теорией связаны основные постулаты современных социологических интерпретаций НРД [7], можно констатировать, что к 1970-1980-м годам в России сформировался «советский символический универсум». Он успешно выполнял религиозные функции и был основан на специфических ритуальных, мифологических и идеологических конструкциях: от культа Ленина и упований на «светлое коммунистическое будущее» до универсальных форм урбанистической мифологии, будь то вера в инопланетян и неопознанные летающие объекты, астрология или нетрадиционное целительство. Коллапс СССР означал не просто социально-экономический и политический кризис, но гибель советской «значимой вселенной» как таковой. Естественно, что эту вселенную нужно было тем или иным способом спасать либо выстраивать заново. Одним из таких способов и стали российские НРД 1990-х годов, представляющие собой, с этой точки зрения, типичные «кризисные культы». Церковь Последнего Завета (виссарионовцы) наряду с Белым Братством (юсмалиане) и Православной церковью Божией Матери Державной (Богородичный центр) является крупнейшим движением такого рода.



Будущая Церковь Последнего Завета была основана в августе 1991 года минусинцем Сергеем Торопом, объявившим себя Христом и принявшим новое имя -- Виссарион. В первой половине 1990-х годов Виссарион активно занимался проповеднической деятельностью в городах Европейской России и Сибири. Большинство его последователей (а сейчас их насчитывается, по крайней мере, несколько тысяч) -- бывшие жители крупных городов с достаточно высоким образовательным уровнем (среднее, высшее техническое или естественно-научное образование). В настоящее время значительная часть виссарионовцев живет в Курагинском районе Красноярского края. Здесь, на «землях нового обетования», они создали ряд изолированных общин, руководимых самим Виссарионом и группой его приближенных.



Судя по всему, социальной и культурной основой для движения виссарионовцев были представители «советского среднего класса» («техническая интеллигенция», врачи, учителя, бывшие военные и т. п.), увлеченные различными формами городской мифологии и ритуалистики (уфология, экстрасенсорика, астрология, эзотерика, нетрадиционное целительство), ориентированные на религиозный и духовный поиск и не обладавшие опытом религиозной жизни в рамках традиционных церквей и конфессий. Вследствие этого и догматическое учение, и «массовая мифология» Церкви Последнего Завета крайне эклектичны и включают тексты, обряды и символы, почерпнутые из самых разных источников. Идеология движения основана на стремлении создать «новое человечество», свободное от насилия, войн и агрессии, живущее в гармонии с окружающей средой. Доминирующие мотивы мифологии виссарионовцев связаны с представлениями о позитивных и негативных энергиях, определяющих судьбу всего мироздания в целом. Несмотря на то, что эта энергетическая жизнь происходит «на тонком плане», она напрямую зависит от поступков конкретных людей. Вообще говоря, мифология и религиозный фольклор виссарионовцев примечательны именно тем, что традиционные религиозно-этические концепты облекаются здесь в псевдонаучную форму и обосновываются при помощи квазирациональных аргументов. Так, идея греха подменяется представлением об энергиях: эгоистические и вообще дурные мысли, слова и действия продуцируют негативные энергии, которые, в свою очередь, отражаются на физиологическом состоянии человека и его родных. Этим, в частности, обосновывается отказ от официальной медицины и ориентация на нетрадиционные целительские практики, популярные у виссарионовцев. Опасностью негативных энергий объясняется и крайне суровая система пищевых запретов, распространенная среди адептов Церкви Последнего Завета (они не только придерживаются полностью вегетерианского питания, но и отказываются от чая, сахара, кофе и подобных излишне «энергетических» продуктов). С другой стороны, именно в циркуляции и интеграции положительной энергии виссарионовцы видят смысл большинства обрядов своей церкви (молитва, таинство благословения, круг духовный, слияние с духом Учителя и т. п.).



Повседневная социальная практика виссарионовцев изобилует утопическими проектами. Это и создание «новой культуры» (включая трансформацию школьного образования, из которого изымаются все упоминания о насилии, агрессии, войнах, социальных революциях, религиозных конфликтах и т. п.), и изменение семейных отношений (так называемая «программа треугольников», подразумевающая борьбу с ревностью и «собственническими инстинктами» в отношениях мужчин и женщин), и специфические формы внутреннего социального контроля в отдельных общинах, и конструирование собственной медицины («молитва -- скорая помощь»), и новая ономастика (дети, родившиеся на «новой обетованной земле», получают имена Фимиам, Сладкий Хлеб, Святая Гора и т. п.). При этом общие тенденции социальной утопии виссарионовцев довольно банальны: в целом они наследуют советским практикам общественного взаимодействия, будь то комсомольские или партийные собрания с обсуждением канонических «марксистско-ленинских» текстов и «проработкой» отдельных членов «ячейки», субкультуры геологических экспедиций и лагерей хиппи или трудовые коммуны 1920-х годов. Понятно, что и типологических, и генетических факторов, роднящих Церковь Последнего Завета с «советской цивилизацией» на разных этапах ее эволюции, вполне достаточно.



Социальный изоляционизм виссарионовцев имеет определенные эсхатологические основания, однако эта эсхатология довольно размыта и носит, так сказать, латентный характер. Ни из сочинений Виссариона и его приближенных, ни из повседневных разговоров «рядовых» адептов Церкви Последнего Завета нельзя сделать окончательного вывода о том, каким будет ожидаемое сектантами обновление человечества. С одной стороны, среди виссарионовцев активно циркулируют «послания внеземного разума», предупреждающие о грядущей мировой катастрофе. На скорые глобальные перемены, по мнению сектантов, указывает ухудшение экологической обстановки в мире, сокращение озонового слоя, глобальное потепление и т. п. Вместе с тем общие настроения виссарионовцев не так уж катастрофичны: судя по всему, столь же вероятным считается «хилиастический» вариант развития событий. Так или иначе, «обновленное человечество» мыслится виссарионовцами как неиндустриальное общество коммунистического типа. В последние годы адепты Церкви Последнего Завета, живущие в таежных деревнях Красноярского края, заняты созданием трудовых коммун («единых семей»), которые впоследствии должны слиться воедино и образовать гигантскую «единую семью». Примечательно, что этот проект называется так же, как и политическая партия, доминирующая в нашем нынешнем парламенте v «Единство».



Предполагается, что и отношения внутри «единых семей», и взаимодействие разных общин будут строиться на отрицании не только товарно-денежных отношений, но и обмена как такового. Хотя разделение труда, естественно, в той или иной степени сохраняется и в рамках «единых семей», распределение произведенных ценностей должно основываться на бескорыстном дарении. В настоящее время орудия труда в «единых семьях» обобществлены, а сферы деятельности распределяются между сектантами на собрании общины. Вот как описывает эти новые экономические отношения тридцатипятилетний последователь Церкви Последнего Завета, живущий в одном из сел Курагинского района:



-Человек, примерно, он обеспечивает обычно себя и некий продукт сверх того. И вот за этот продукт сверх того обычно в миру идет вся у нас как бы- Каждый старается стянуть на себя побольше. <-> А тут как бы человек этот сверх того, что он производит, он производит с жаждой это кому-то отдать и подарить. То есть, если мы не будем трогать всякие эзотерические моменты: что там происходит на уровне энергии там, насыщается, не насыщается, ну не видим это, и ладно- Просто возьмем чисто психологический момент. То есть вообще это совсем другая психология человека, совсем другой подход к жизни [8].






Еще одна задача проекта создания «единых семей» v обретение экономической независимости от внешнего мира и минимальное использование современной техники, особенно v ее экологически небезопасных форм. Поэтому основной упор в развитии обобществленного труда виссарионовцев делается на сельское хозяйство и ремесла v гончарство, кузнечное дело, ткачество, резьбу по дереву и т. п. В неформальной социальной иерархии сектантов существует особый статус «мастера», подразумевающий не только владение определенным ремеслом, но и высокий уровень самоорганизации, ответственности и «духовного развития». Обычно мастера освобождаются от повседневных работ в «единой семье» и занимаются исключительно своим ремеслом. Надо сказать, что, несмотря на декларируемый «уход от мира» и «мирских отношений», виссарионитские мастера и произведенные ими предметы служат своеобразной «визитной карточкой» и даже рекламой Церкви Последнего Завета в ее отношениях с внешним миром: в районном и краевом центрах виссарионовцы регулярно устраивают выставки и ярмарки продукции своих мастерских, произведения мастеров неизменно фигурируют в рекламных буклетах и видеофильмах секты, иногда мастеров нанимают для украшения и оформления «мирских» зданий.



Помимо повседневного труда в «единых семьях» у виссарионовцев существует значительное количество добровольных общественных работ -- как «светского», так и «церковного» характера. Особенно важным считается труд в «Городе» или «Обители Рассвета» -- отдаленном таежном поселении, где обитает сам Виссарион, а также немногочисленная элита секты. Дом Виссариона и различные церковные «святыни» («дом благословения», «алтарь Земли» и др.) расположены на вершине горы Сухая (или Сухья), а у ее подножья предполагается построить обширный город с храмами, дворцами, школами, домами последователей Виссариона и т. п. Пока что, правда, «Город» состоит из нескольких десятков строений дачного типа. «Трудовые паломничества» в «Обитель Рассвета» тщательно регламентированы. Паломники, живущие в деревнях Курагинского района, «заходят на труд» либо на выходные дни, либо на всю неделю. В течение этого срока они выполняют разные общественные работы «в Городе», а в воскресенье, перед возвращением в свои общины, участвуют в своеобразном крестном ходе, последующей литургии и встрече с Виссарионом, что становится для них духовным вознаграждением за трудовую деятельность.



Не берусь оценивать будущее социальной и трудовой утопии Церкви Последнего Завета. В истории массовых социальных и религиозных движений можно найти немало параллелей виссарионитским «единым семьям», и судьба подобных «коммунальных» проектов не сулит строителям современной утопии особых перспектив. Важно другое: радикальные социальные проекты последователей Виссариона чрезвычайно интересны как симбиоз советских утопических ожиданий и современной массовой религиозности. По сути дела, «утопия труда», осуществляемая на «землях нового обетования», v это некогда обещанный «советскому народу» коммунизм. Правда, его построением руководит уже не КПСС, а пришедший ей на смену Христос. Трудно сказать, можно ли на этом основании делать выводы о специфически русском отношении к труду или об особенностях национальной религиозности. Впрочем, одна закономерность здесь, наверное, есть: и эсхатологические видения крестьян XVII века, и секта хлыстов, и постсоветские НРД представляют собой результаты социальных и культурных кризисов, в той или иной степени обусловленных вестернизацией и аккультурационными реформами. С этой точки зрения можно предположить, что отечественная мифология и утопия труда уже не в первый раз оказываются своеобразным «несимметричным ответом» той самой «протестантской этике», о которой писал Вебер и которая так трудно и болезненно прививается в современном российском обществе.



ПРИМЕЧАНИЯ

1. Исследовательская работа и полевые наблюдения, на которых основывается эта статья, проводились при финансовой поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров.



2. Подробнее об этом стихе и его культурном контексте см. в моей работе «Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект» (М., 2002. С. 131#139).



3. См., например: Лавров А. С. Колдовство и религия в России. 1700#1740 гг. М., 2000. С. 180.



4. Опыт областного великорусского словаря, изданный вторым отделением имп. Академии Наук. СПб., 1852. С. 233; Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. СПб.; М., 1909. С. 436#437.



5. Толстой В. С. О великороссийских беспоповских расколах в Закавказье // ЧтОИДР. 1864. Кн. 4. Отд. V. С. 55.



6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. С. 9.



7. См. Berger, Peter «. The Sacred Canopy: Elements of a Sociological Theory of Religion. New York, etc., 1990; Dawson, «orne «. Comprehending Cults: The Sociology of New Religious Movements. Oxford, 1998. P. 16#25.



8. Записано в с. Черемшанка 15 сентября 2001 года.

Панченко Александр
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).