будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 16, 2025
Медленное чтение
Чапнин Сергей

Церковь, культура и русский национализм

Церковь, культура и русский национализм
1
Фото с сайта Патриархия.ру.

Размышляя о культуре,национализме, языке и модернизации мы ищем правильнуюкартину мира. Что-то нам подсказывает: мы ее потеряли и никак не можемнайти. И это неизмеримо более серьезная проблема, чем поиск конкретных механизмов и инструментов модернизации.

Я не ставлю своей задачейпредставить позицию Русской Православной Церкви по этим вопросам. Этоскорее размышления о церковном контексте тех проблем, которым посвящена сегоднянаша встреча.

Культура:постсоветское versus русское

Ранее в дискуссии уже прозвучало, что мынаходимся в постимперском состоянии. Дажедвадцать лет спустя мы не можем равнодушно говорить о распаде Советского Союза.Однако мы по-прежнему хотим называть наш мир русским. Мы хотим говорить о русском народе и русской культуре.Между тем, всё это уже давно советское или, точнее, постсоветское. И это не «замороженное» постсоветское, а активноразвивающееся. Я убежден, что мы используем неверные понятия для описанияокружающей нас реальности.

Ценности постсоветской культуры весьмапротиворечивы, и не складываются в единую картину. Эти внутренние противоречияпривели к тому, что мы утратили способность говорить о себе, о предках, друг одруге положительно, создаватьубедительные и привлекательные образы. Во всяком созданном сегодня образе естьподвох - или что-то идеологические неприемлемое, или издевательское, иликартонно-пластмассовое.

Ни в высокой культуре, ни в массовой нетположительного образа современной России. Мы сами себе не нравимся и друг другане уважаем. Что уж тут претендовать на то, чтобы нравиться другим? И какая тутможет быть модернизация?

Цельный образ настоящего отсуствует.Образ прошлого мифологизирован, в нем есть проявленное героическое, и табуированноетрагическое. Нет и ясного образа нашего будущего.

В центре национальной системы ценностейи одновременно – со всеми плюсами и минусами – в центре новой национальноймифологии находится лишь одно событие – ВеликаяПобеда в Великой Отечественной войне. Эта победа воспринимается какединственное «священное» событиенашей истории ХХ века. Празднование Дня Победы сконструировано как религиозноедействие, в котором участвует – или, по крайней мере, которому сочувствуют –большинство россиян.

Так формируется подобиегражданской религии со своими правилами и ритуалами. Тема победы настолько «свята»,что говорить о ней можно только в тех рамках, которые усвоены массовымпостсоветским сознанием[1].

Между тем, в основе этойгражданской религии лежат языческие ценности, смыслы и символы, лишь отчасти модернизированныекоммунистической пропагандой.

Ритуальные формы этойрелигии, в частности, предполагают всеобщеепоклонение огню. Давайте задумаемся: и руководители государства, и простыеграждане приходят поклониться огню, который извергается из пятиконечной звезды,лежащей на земле…

Огонь – многозначный символ.В рамках христианской культуры следует различать огонь Богоявления (например,образ горящего и несгорающего куста - Неопалимой купины) и огонь суда ипроклятия: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Мф. 25, 41).

Однако огонь, выходящий изземли, всегда есть образ ада, геены огненной, гнева Божия... Но даже представителиЦеркви, включая иерархов, продолжают участвовать в этом странном для сегодняшнегодня ритуале. Отдельные священники готовы пойти еще дальше и признать, чтовечный огонь – это гражданская святыня[2].На эту формулу следует обратить пристальное внимание. С христанской точкизрения соединение этих двух слов невозможно. Святость – это неотъемлемоекачество Бога. Всё осталное свято лишь постольку, поскольку приближается кНему. Поэтому употреблять понятие святости в светском, гражданском контекстеневозможно. Но ситуация меняется, если идет формирование гражданской религии,которая требует парарелигиозной риторики.

Что же происходит скультурой, в центре которой находится «День Победы»? На мой взгляд, у этой культурыформируются весьма опасные черты:

  •  сохранение икультивирование «образа врага»;
  • тотальная героизациявойны, превращение ее в лубок и забвение войны как трагедии;
  • остроепереживание ущемленной национальной гордости («Мы же победители, а теперьсмотрите, как мы унижены»);
  • примитивное (языческое)понимание патриотизма;
  • оправданиепобедой всего, что случилось с Россией в ХХ веке, и прежде всего тоталитарногорежима и лично Сталина.[3]

В последние годы обостряется конфликт междупостсоветской гражданской религией и русской культурой, вдохновленнойевангельским идеалом.

Церковь исовременная культура

Здесь мы подходим к оченьважному вопросу: как Церковь относится к современной культуре и какое место вней занимает?

Исследований никто не ведет,однако очевидно, что единого (соборного) ответа у Церкви нет. И вряд ли РусскаяПравославная Церковь  - большая Церковь - может сегоднясформировать единую позицию по вопросам, которые не являются сугубо церковными.

Во второй половине ХХ века вЦеркви параллельно развивались несколько во многом самостоятельных субкультур,причем каждая из них – прямо или косвенно претендует на то, чтобы бы бытьвыразителем подлинно церковного опыта.

Перваяцерковная субкультура готоваинкорпорировать элементы советской культуры, и делает это, утверждая, что советская культура более христианская посвоему содержанию, чем современная массовая культура.

Это наиболее многочисленнаягруппа. В нее входят практически все неофиты, в том числе и принявшие священныесан в последние 10-15 лет. В эту группу естественно входят и те православные,которые заявляют о своем членстве в коммунистической партии[4]или прямо говорят о своих глубоких симпатиях к советскому прошлому.

Для этой группы характерностремление к социальной и культурной самоизоляции, крайнее недоверие к любымформам «западного», оформленное целым рядом стойких мифов. Эти мифы как правилоспецифически церковные:

  • угрозаэкуменизма, понимаемого буквально как подчинение Православной Церкви католикамили протестантам;
  • угроза«неообновленчества», понимаемого как любое отступление от сложившихся впоследние десятилетия богослужебных традиций;
  • вера в старцев ишире – потребность в жестком, авторитарном стиле духовного руководства;
  • крайняя степеньнедоверия к государству, ведущего «антинародную политику» и внедряющегосредства тотального электронного контроля, СНИЛС, УЭК и ювенальную юстицию ит.п., причем всё это необходимо критиковать не с гражданских, а именно сбогословских позиций.

Обобщая можно сказать, что это православие без традиции, то есть усвоенное без личного опытаобщения, по книгам или суррогатным курсам.

Ее представители продолжаютбороться с церковными проблемами ушедшей советской эпохи – экуменизмом иагентами КГБ внутри Церкви, но сегодня это уже не реальные проблемы, афантомные боли.

В недрах этой группыформируется то, что поэт и публицист Ольга Седакова назвала церковной идеологией. Эта идеология «защищаетсвоего адепта от встречи с реальностью и от встречи с Богом, предлагая емуиной, лучший мир, где все ясно и все правильно».[5]

Принять эту субкультуру заПравославие очень просто, а разобраться, что это именно субкультура, а не само Правславие, гораздо сложнее. Этасубкультура, очень цепкая, старается никого не отпускать. Те же, кто все-таки  «вырастают из субкультурной церковности,расцениваются ею как гордецы, либералы, модернисты, «апостаты», разрушителицерковных уставов и т.п.»[6]

Втораяцерковная субкультура сохраняетпреемственность с церковным подпольем 1930-50-х годов, с прошедшими лагеря итюрьмы священнослужителями дореволюционного воспитания. Эта группа сознательно и последовательно не принимаетничего советского. Однако делает это спокойно и неагрессивно, понимая, чтомногие годы могут уйти на преодоление советского даже внутри Церкви. ПротоиерейВладимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского университета, говорит о недоверии внутри Церкви как о «тяжеломнаследии советского прошлого».[7]При этом вторая субкультура открыта к современной высокой (не массовой)культуре.

Представители этой группыхорошо понимают универсальный характер восточно-христианской культуры, нознают, любят и ценят те формы культурной традиции, которые сложились в лонерусского Православия.

Эта церковная субкультура, вцелом весьма немногочисленная, состоит из двух основных групп. Во-первых, этонесколько десятков больших приходов преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге.Как общины они достаточно замкнуты, но их миссионерская, образовательная иблаготворительная деятельность известна очень широко.

Опорой этой группы являютсясвященники, которым сейчас по 60-70 лет, и не ясно, как следующее поколениесможет сохранить эти умонастроения. Что сохранится? Что претерпит изменения?Ответов на эти вопросы сегодня нет.

Во-вторых, это приходыЗарубежной Церкви (преоимущественно в Европе, Северной Америке и Австралии),состоящие из потомков белой эмиграции. Их также становится всё меньше…

В церковное управлениепредставители этой группы как правило не рекрутируются, поэтому их влияние вбольшинстве случаев можно почувствовать только на уровне личной коммуникации.

Наконец, третьяцерковная субкультура - как и положено в эпоху постмодерна - с однойстороны заявляет о своей связи с церковным катакомбами, по крайней мере,имитирует эту связь, но с другой стороны полностью воспроизводит советскуюкультурную матрицу. По сути эта группа сохранила стилистку советской пропагандыи лишь заменила ряд терминов и понятий: «Советский Союз» на «Святая Русь», «коммунистический»на «православный» и т.п.

Вербальное и шире – публичное – выражение этой группынередко выглядит малоубедительно и даже карикатурно.

Вот, например, священник Александр Шумскийкомментирует землетрясение в Японии на портале «Русская народная линия»:

«Практическивсе русские люди, в один голос, не сговариваясь, утверждают, что страшныйприродный катаклизм в Японии есть возмездие этой стране за оскорбление нашегоОтечества… После посещения Курильских островов российским Президентом в Япониитоптали его портреты, сжигали и рвали российский флаг. Флаг любой страны естьеё главный символ. Разрывание и сжигание флага означает символическое уничтожениестраны. За символическими действиями, как правило, следуют практические, Японияк ним, очевидно, готовилась. Вот и вернул ей Господь бумерангом то, чтопричитается за ошибочные символические действия и намерения».[8] 

Из этих слов вырастает образ жестокого и беспощадногожреца некой национальной веры, который готов проклясть всё, что покушается напостсоветскую гражданскую религию.

Очевидно, что третья группа – это носители полусектантскогосознания внутри Церкви. Именно из них рекрутируются различные «затворники» типа«пензенских сидельцев» и большинство активистов так называемых «православныхпикетов».

Национализм

В последние три-пять лет в Церкви растетвнутреннее напряжение между формой (именем) и содержанием. Дело в том, чтопоследние 70 лет Церковь в России называется Русской Православной (дооктябрьского переворота – Российской Греко-Кафолической), и сегодня великороссыпретендуют на то, чтобы по своей национальной идентичности Церковь была русскойв узком смысле слова.

Однако в составе Русской ПравославнойЦеркви находятся автономные, в большей или меньшей степени  самоуправляемые Церкви Украины, Белоруссии,Молдовы и Прибалтики. Если русский национализм станет основой культурнойполитики Московского Патриархата, то он неминуемо займется подавлением другихнациональных/местных традиций. Однако желаемой националистами унификации небудет. Результат будет противоположным - отделение тех общин, которые придерживаются своих национальных традиций.

В конечном итоге это может можетпривести к дезинтеграции Московского Патриархата и существенному сокращению егоканонической территории. Таким образом, русский национализм следует назватьодной из серьезнейших угроз для Церкви.

И надо сказать, что Патриарх Кириллзанял очень четкую, даже жесткую позицию:

«Нужносоздать невыносимые условия для деятельности любых радикальных группкак среди этнических меньшинств, находящихся  в диаспоре, так и средикоренного  большинства»[9].

В заявление Патриарха после беспорядков на Манежнойплощади не было ни слова, ни намека на поддержку или симпатию к русскимнационалистам. И это вызвало недоумение, которое было грубо озвученоКонстантином Кинчевым, лидером рок-группы «Алиса», на встрече с православноймолодежью:

«Мне быхотелось, чтобы Русская Православная Церковь, а точнее, наш Патриарх Кирилл небоялся слова «русский» и обращался к нам «русские братья и сестры». Менярасстроила речь Патриарха после событий на Манежке».[10]

Два года назад Патриарх Кирилл впервые заявил о «Русскоммире». Формирование концепции не случайно - это попытка преодолеть реальнуюугрозу радикализации русских националистов внутри Церкви. Концепция «Русскогомира» должна привести с одной стороны к локализации русского национализма, сдругой – к представлению русской культуры как универсальной христианскойкультуры славянских народов, а русского языка как языка международного общения.

Как и на чемстроить будущее?

Вопрос не в программах и нев финансировании. Первая и главная перемена, которая должна произойти – этопреодоление декларативного характерасистемы ценностей. Мы уже привыкли, что разговор о ценностях ни к чему необязывает. Можно запросто сказать одно, а сделать прямо противоположное.  Никто не осудит, на репутации это нескажется.

И это тоже важная и оченьудобная часть постсоветской религии. Я сам выбираю, какие нравственные нормы ипринципы соблюдать сегодня или завтра.

Преодолеть такое раздвоениесознания можно только совершив нравственноеусилие. Однако какова мотивация? Зачем это усилие совершать? И здесьключевым становится образ будущего.Каким мы его видим для народа? Для страны? Для своей семьи? Взаимное отчуждениегосударства и общества не дает возможности найти общий ответ.

Подвох в том, что здесьпостсоветская гражданская религия уже не поможет. Она «работает» только тогда,когда общество и государство целиком обращены к прошлому. Образ будщего в этойсистеме координат сформировать невозможно – он уже потерпел крах на рубеже1980-90-х годов.

Да, и Православие в Россиисегодня тоже во многом обращено в прошлое, но оно имеет эсхатологическоевидение, может говорить о месте народа в истории, переосмыслять прошлое, даватьценностные ориентиры… Но без «встречных» нравственных усилий Церкви и обществавсё это останется только возможностью.

Реалистично смотрится идругой сценарий: отказ от любых нравственных усилий, отказ от формированиякультуры будущего.  И надо сказать, чтоэтот сценарий пока более вероятен.

Вопрос в том, кто и какиеусилия готов приложить для решения этой задачи. Если внутри страны не будетсформирована реальная культурная политика, она будет задана извне. В условияхглобального общества это не так сложно.

Примечания

[1]Поэтому приветствуются фильмы типа «Мы из будущего» и не приветствуются фильмытипа «Рио-Рита» - о поражении поколения победителей.

[2]Священник Евгений Смирнов: «Что касается Вечного огня - это символ светский, ноЦерковь относится к нему как к гражданской святыне. Ведь он учреждён нев честь какого-то отдельного правителя, или какой-то идеологии, а в память овоинах, отдавших жизнь за правое дело». // http://skatinfo.ru/also/also_166.html- 5 октября 2010.

[3]Рой Медведев: «Вижу, что в стране растет выпуск тенденциозной,псевдоисторической литературы, в том числе книг, восхваляющих Сталина исталинизм. Никакие критерии научного качества при этом не выдерживаются. Идетпрямая пропаганда сталинизма, полное отрицание того, что Сталин совершалкакие-то преступления». // Рой Медведев. В сталинской редакции. // Московскиеновости, 15 апреля 2011 // http://www.mn.ru/society/20110415/301062130.html

[4]Представители КПРФ утверждают, что таких около 30 процентов.

[5]Ольга Седакова. Субкультура или идеология? // http://religo.ru/columns/14179

[6]Петр (Мещениров), игумен. В защиту расцерковления // http://religo.ru/columns/13874

[7]Владимир Воробьев, прот. Быть талантливыми, умными, самостоятельными итрудиться для Церкви // http://e-vestnik.ru/church/prot._vladimir_vorobev_3103/

[8]Свящ. Александр Шумский. Конец «японского чуда» // http://ruskline.ru/news_rl/2011/03/14/konec_yaponskogo_chuda/

[9]Заявление Святейшего Патриарха Кирилла в связи с беспорядками на Манежнойплощади // http://www.patriarchia.ru/db/text/1341558.html

[10]Костю Кинчева расстроил патриарх Кирилл. // http://kp.ru/daily/25661/823958/

Автор - ответственный редактор «ЖурналаМосковской Патриархии»

Чапнин Сергей
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).