![]() | ![]() | Фонд «Общественное мнение» |
119421, Москва, ул. Обручева, д. 26, корп. 2;тел.: (095) 745-8765, 936-4118; факс: (095) 745-89-03, 936-2015; e-mail: fom@fom.ru |
По данным последнего опроса, 35% россиян положительно относятся к проведенной замене ряда социальных льгот на деньги и ровно столько же (35%) – отрицательно. Доли сторонников и противников этой реформы остаются примерно равными с марта – незначительные колебания оказывались кратковременными и ситуативными. А вот по ряду других показателей отношения к монетизации впервые за последние пять месяцев можно говорить о существенных изменениях. Если месяц назад соотношение одобряющих акции протеста против монетизации, безразличных и осуждающих эти акции составляло соответственно 41%, 32% и 16%, то сегодня картина оказывается принципиально иной: 36%, 39% и 15%.
Главное здесь – то, что численность безразлично относящихся к протестной активности, связанной с проблемой социальных льгот, увеличилась на 7%. Сильнее всего эта динамика проявилась среди респондентов с доходами до 1500 рублей на человека в семье (рост "безразличных" с 39% до 51% от численности группы), с неполным средним образованием (с 32% до 43%), а также среди жителей малых городов (с 30% до 40%).
Похожие изменения коснулись и декларируемой готовности россиян лично участвовать в протестных акциях. С 21% до 17% сократилось число тех, кто выражает такое намерение, и с 67% до 74% выросла доля определенно говорящих о нежелании и неготовности принимать участие в протестах.
Динамика мнений самих льготников в целом совпадает с отмеченными тенденциями. Когда речь идет об оценках реформы, преобладания той или иной точки зрения не обнаруживается: "за" нее высказываются 45% льготников, а "против" – 43%. Одновременно с этим доля безразлично относящихся к акциям протеста выросла с 19% до 28%, а доля оценивающих их положительно – сократилась с 50% до 43% от численности льготников. Намерение лично принять участие в коллективных действиях в связи с монетизацией месяц назад декларировали 28% льготников, сегодня – 23%, и одновременно с 62% до 70% выросла численность тех, кто заявил о нежелании присоединяться к возможным акциям протеста.
Если говорить в целом, значительной частью россиян тема реформирования социальных льгот до сих пор воспринимается как важная и актуальная. Однако, несмотря на отсутствие принципиальной динамики в оценках реформы, протестный настрой у ее противников явно ослабевает. Эта тенденция вполне согласуется с данными других опросов (ФОМ-Инфо №30 от 4 августа 2005 г.), которые демонстрируют характерный для летних месяцев спад протестных настроений в российском обществе. Разумеется, осень, как это уже неоднократно бывало, может ознаменоваться сдвигами противоположного свойства. Произойдет ли так на этот раз – покажет будущее.
Иван Климов
За операцией по спасению экипажа батискафа "Приз" следили две трети участников опроса (66%). Остальные либо не знали о случившемся (11%), либо, по их словам, не следили за операцией (21%).
Как известно, Россия обратилась за помощью к другим странам, и именно участие британских специалистов обеспечило успех спасательной операции. Решение обратиться за иностранной помощью было практически безоговорочно одобрено россиянами: 84% опрошенных сочли его правильным, и только 7% – неправильным. Правда, когда вопрос о том, как следует поступать в подобных случаях – обращаться за иностранной помощью ради спасения людей, даже ставя при этом под угрозу сохранность военных секретов, или беречь эти секреты даже ценой жизни моряков – был поставлен перед респондентами в общем виде, доля противников обращения к иностранцам возросла вдвое (14%). Но подавляющее большинство россиян (77%) сегодня убеждены, что эта дилемма должна решаться в пользу спасения людей.
Как обычно, будет проведено расследование причин аварии батискафа, "разбор заплывов и ныряний" (С. Иванов). Но определенные уроки из событий, связанных со спасением экипажа батискафа "Приз", можно, по мнению россиян, извлечь уже сейчас. Отвечая на соответствующий открытый вопрос, респонденты чаще всего говорили о необходимости увеличения финансирования армии и флота ради улучшения их материально-технической базы, оснащения спасателей необходимой техникой, проведения необходимых научно-технических разработок (20%). Второй урок: необходимо навести дисциплину и порядок в вооруженных силах, повысить ответственность командного состава, бороться с коррупцией – причем не только в армии и на флоте, но и в высших эшелонах власти (14%). Необходимо также повышать профессионализм военных, в том числе – спасателей (14%). Кроме того, многие акцентировали внимание на том, что сохранение жизни военнослужащих должно быть приоритетной целью ("жизнь людей должна быть всегда на первом месте"). Поэтому надо не жалеть усилий на совершенствование спасательной службы, а в крайних случаях, если не хватает собственных сил, не пренебрегать международной помощью.
Почти половина опрошенных (47%) полагает, что в результате расследования причин аварии, которое будет проведено в соответствии с поручением президента, порядка на флоте больше не станет. Впрочем, треть россиян (32%) все же питают надежду, что расследование поспособствует наведению порядка.
В связи с событиями вокруг батискафа "Приз" часто вспоминают аварию подводной лодки "Курск", произошедшую 5 лет назад, сравнивают поведение властей, а также действия спасателей тогда и сейчас. По мнению большинства респондентов, российский флот не усвоил уроков тех трагических событий и подготовлен к спасению терпящих бедствие подводников так же (50%) или даже хуже (13%), чем пять лет назад. Впрочем, каждый пятый опрошенный (21%) отмечает, что наблюдается прогресс и флот лучше подготовлен к спасательным операциям, проводит их эффективнее.
В дни, когда разворачивалась трагедия с подлодкой "Курск", у россиян было много претензий к средствам массовой информации. Тогда информация о состоянии лодки и экипажа, о ходе спасательной операции была противоречивой, неполной и порой лживой. Сейчас россияне склонны расценивать официальную информацию об операции по спасению экипажа батискафа как правдивую (45%, а среди тех, кто следил за ходом событий, – 52%). Противоположное мнение – у 29% опрошенных. Однако многим (52%, среди следивших за событиями – 59%) информация показалась неполной. И лишь 20% сочли ее вполне полной, без лакун и недомолвок. Впрочем, как показывают более ранние исследования, россияне склонны признавать определенные умолчания в подобных ситуациях оправданными.
Анна Петрова
Информация о пришествии в страну птичьего гриппа быстро распространилась по городам и весям: более 90% участников опроса знают или что-то слышали об этом. Редкий случай – сельские жители оказались практически столь же осведомлены, как и жители крупных городов. Следовательно, когда определенная тема оказывается для селян более актуальной, нежели для горожан, повышенный интерес к ней позволяет компенсировать относительную ограниченность доступа к источникам информации.
Домашних птиц держит около четверти опрошенных, но определенное волнение в связи с проблемой распространения птичьего гриппа испытывает большая часть населения: 72% опрошенных заявили, что информация об эпидемии вызывает у них беспокойство. Сельских жителей эта тема волнует несколько чаще – 80% заявили о своей обеспокоенности. А вот жители Сибири и Урала, где, собственно, и распространяется эпидемия, повышенной обеспокоенности, как ни странно, не выказали.
Что волнует россиян в связи с распространением птичьего гриппа? В первую очередь респонденты переживают за здоровье людей: "боюсь, что люди заболеют"; "боюсь, что перейдет на людей" (26%). Каждый десятый опрошенный опасается летальных исходов, некоторые – даже "вымирания населения": "бывают даже летальные исходы, сильное течение заболевания"; "были смертельные случаи"; "все помрем"; "вымрем".
Столько же – 10% респондентов - считают, что эпидемия приведет к сокращению птичьего поголовья: "большая массовая гибель птиц"; "заражение всех птиц в России"; "вымирание птиц"; "гибель всех курей". А некоторые полагают, что болезнь может затронуть и других домашних животных: "погибнет скотина"; "приведет к гибели других животных" (1% ответов).
Еще 10% россиян волнуют экономические последствия эпидемии. Они предсказывают подорожание мяса, а также общий упадок сельского хозяйства в России: "вырастут цены на мясо"; "курятина подорожает"; "к трагическим последствиям в сельском хозяйстве"; "ликвидация отечественного птицеводства".
Примерно 6% респондентов охвачены катастрофическими предчувствиями, эпидемия птичьего гриппа повергает их в ужас: "еще одна беда для страны"; "люди будут голодать"; "она на втором месте после СПИДа, чума XXI века, практически нельзя ее остановить"; "опасность массового характера"; "это как холера, рак"; "приведет к глобальной катастрофе".
Как мы уже видели, доля россиян, обеспокоенных распространением эпидемии, довольно велика (72%), однако доля тех, кто намеревается сократить потребление отечественного мяса птицы, отнюдь не велика – всего 28%. При этом 16% опрошенных заявили, что они вообще не покупают отечественных кур и гусей (половина из них – птицеводы, половина – это, очевидно, люди, предпочитающие импортную птицу, или вегетарианцы), а 42% опрошенных заявили, что эпидемия никак не повлияет на их потребительское поведение. Эти цифры особенно показательны на фоне того, что большинство россиян (66%) полагает: эпидемия птичьего гриппа скорее приведет, чем не приведет к росту цен на птичье мясо. Впрочем, есть небольшая группа респондентов (5%), которые заявили, что будут меньше покупать мясо отечественных птиц и при этом не ожидают повышения цен на него. Видимо, именно эти люди испытывают наиболее серьезное беспокойство за свое здоровье в связи с эпидемией.
Петр Бавин