Москвичей спросили, в каких сферах жизни столицы нужно улучшать ситуацию в первую очередь — участникам опроса предлагалась карточка, включающая шесть позиций, причем респонденты могли дать не более трех ответов.
На первое место вышло «медицинское обслуживание» (72%), заметно обогнав «жилищные условия» (51%) и «работу милиции» (47%).
Что же больше всего не устраивает москвичей в сфере медицинского обслуживания?
Прежде всего, судя по их ответам на соответствующий открытый вопрос, это трудности с получением своевременной медицинской помощи (39%), и тут главные нарекания вызывает работа городских поликлиник (27%): «большие очереди к специалистам», «долгая предварительная запись», «не хватает талонов», «можно прийти на прием, отсидеть полдня — и так и не попасть», «чтобы попасть к врачу, надо два часа на улице стоять, а потом еще больше — в очереди на запись, а потом еще больше — в очереди к врачу». Кроме того, 14% респондентов отмечают нехватку в поликлиниках участковых, специалистов и вообще медперсонала всех уровней. 3% сетуют на то, что в районных поликлиниках — старое медицинское оборудование.
Врачей не хватает, к ним трудно попасть, но и придя на прием, пациент не всегда получает квалифицированную помощь: 26% опрошенных утверждают, что у врачей — плохая подготовка, а назначаемое лечение — малоэффективно («врачи помощи почти не оказывают», «трудно получить адекватную помощь»). 16% жалуются на безразличие, халатность, грубость врачей, формализм и неуважительное отношение.
25% респондентов сетуют на высокие цены в аптеках и платных медицинских учреждениях, на снижение доли бесплатного обслуживания и на то, что приходится «неофициально» оплачивать медицинские услуги («высокие цены на лекарства», «дорогое платное обслуживание», «бесплатная медицина умерла», «все — за деньги», «взятки кругом», «за бесплатно никто ничего не делает, даже „скорая помощь“ и поликлиники»).
2% не столько жалуются, сколько объясняют причину всех перечисленных негативных явлений: «бедность и нищета нашего здравоохранения», «слишком бедные врачи», «отсутствие финансирования — отсюда все проблемы».
Фонд «Общественное мнение». Опрос населения г. Москвы. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,2%. 6—15 ноября 2003 года. 1800 респондентов.
По данным нашего опроса, никогда не передвигаются по городу на общественном транспорте лишь 7% столичных жителей. Две трети респондентов (68%) пользуются им часто, а четверть (24%) — редко. Чаще всего москвичи ездят по городу в метро (73% от пользователей общественным транспортом), несколько реже — на автобусах (59%). Троллейбусами, маршрутными такси и трамваями пользуются соответственно 26%, 19% и 14% горожан.
Москвичей спросили, какие из видов общественного транспорта сегодня работают хорошо, а какие — плохо (данные в % от заявивших, что им приходится пользоваться общественным транспортом):
Виды общественного транспорта | Работают | Δ | |
хорошо | плохо | ||
Метро | 63 | 4 | +59 |
Маршрутное такси | 17 | 4 | +13 |
Автобус | 13 | 36 | -23 |
Троллейбус | 9 | 10 | -1 |
Трамвай | 8 | 7 | +1 |
Кроме того, по мнению тех, кто пользуется общественным транспортом, автобусы за последний год стали работать хуже (это мнение высказывается значительно чаще, чем противоположное: Δ=-13), но заметно улучшили свою работу маршрутные такси (Δ=+15), отчасти компенсируя недостатки автобусного движения.
Что же больше всего не устраивает москвичей в работе общественного транспорта?
В первую очередь нарекания вызывают большие интервалы в движении, причем эта претензия адресуется обычно автобусным маршрутам: 46% городских жителей недовольны тем, что «автобус редко ходит», «не по расписанию».
Следствие плохой организации движения — давка, толчея: на дискомфорт при поездках жалуются 19% опрошенных. Кроме того, зимой салоны не обогреваются, а летом в них душно — плохая вентиляция, отсутствуют кондиционеры. Еще одно неудобство — установка турникетов в некоторых трамваях и автобусах. Говоря о метро, москвичи выражают недовольство тем, что «под землей» стало грязно.
Негативно влияют на работу наземного общественного транспорта и пробки на дорогах.
Москвичи также жалуются на дороговизну проезда (3%), на то, что парк поездов метро, троллейбусов, автобусов и трамваев давно не обновляется (2%), кондукторы и водители бывают грубыми и невоспитанными (2%); маршруты автобусов составлены неудобно, и этих маршрутов недостаточно (1%).
Фонд «Общественное мнение». Опрос населения г. Москвы. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,2%. 6—15 ноября 2003 года. 1800 респондентов.
В ходе опроса две трети жителей столицы (64%) заявили, что им приходится пользоваться легковым автомобилем — в качестве водителей или пассажиров. При этом у 41% опрошенных возникает много связанных с этим проблем.
Пассажиров и водителей автомобилей попросили назвать самые острые проблемы, которые возникают у них при передвижении по Москве.
Более половины (53%) назвали дорожные пробки и затрудненность движения по дорогам («огромные пробки», «перегруженность дорог»).
6% отмечают, что у московских водителей низкая культура вождения, они часто создают аварийные ситуации, нарушая правила движения («все едут, как хотят», «много лихачей», «хамство собратьев»).
5% водителей и их пассажиров считают основной проблемой плохое состояние дорог («ужасные дороги», «развязок мало»).
4% обращают внимание на то, что в столице недостаточно парковок и стоянок для машин.
4% пользователей автотранспорта указывают на неудовлетворительную работу ГАИ (ГИБДД). По мнению опрошенных, автоинспекторы «наглы» и «придирчивы», но при этом плохо исполняют свои обязанности по управлению дорожным движением.
Фонд «Общественное мнение». Опрос населения г. Москвы. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,2%. 6—15 ноября 2003 года. 1800 респондентов.
Подавляющее большинство москвичей устраивают условия жизни в их районе (80%). Кроме того, 38% опрошенных отмечают, что за последний год эти условия улучшились (45% считают, что они не изменились, а 13% — что ухудшились).
Москвичи вполне удовлетворены количеством школ, аптек, банков, почтовых отделений и собесов в их районах. Однако говорят о дефиците автомобильных стоянок и гаражей (22%), театров (19%), кинотеатров (16%), больниц и поликлиник (15%), магазинов (13%), предприятий бытового обслуживания (11%), детских садов (8%), кафе, баров, ресторанов (7%), милицейских опорных пунктов (5%) и служб занятости (4%).
Если более трети москвичей старше 55 лет говорят, что в их районе «всего хватает» (35%), то молодежь в основном выражает претензии по поводу дефицита культурно-досуговых учреждений. Именно эта группа опрошенных сетует на то, что в их районах не хватает театров (29%), кинотеатров (24%), кафе, ресторанов и баров (16%).
Фонд «Общественное мнение». Опрос населения г. Москвы. Метод опроса — интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,2%. 6—15 ноября 2003 года. 1800 респондентов.