По состоянию на восемь утра, Единая Россия - набрала 36,7% голосов, КПРФ набирает 12,8%. ЛДПР - 12,0%, Родина - 8,9%. Остальные партии пока не преодолевают пятипроцентный барьер: у СПС - 3,9%, у Яблока - 4,3%, Аграрная партия – 3,8%. При этом обработано 82,11% бюллетеней. Бывший президент Ингушетии Руслан Аушев обратил внимание на то, что данные совпадают с тем, что заранее приводила “Новая газета”. Другие, менее внимательные, задавали риторический вопрос: в какой стране мы завтра проснемся.
Обсуждение итогов выборов больше напоминало политические дебаты, что неудивительно – за парламентской кампанией будут президентская. В этом смысле характерна цитата Сергея Миронова (чья Партия Жизни в блоке с партией думского спикера вчистую проиграла) о том, что региональные отделения партии уже включаются в президентскую борьбу.
По мнению бывшего спикера Госдумы Ивана Рыбкина, высказанному в программе Савика Шустера, если власть и считает, что победила на выборах, то эта победа пиррова. Имелось в виду, что, сыграв на национал-патриотическом поле, власть приобрела на ближайших выборах сильных соперников в лице Жириновского и Глазьева.
Жириновский уже признался, что на выборы идет и даже объявил свою предвыборную программу: избавиться от мигрантов на рынках, провести “всеобщую уголовную амнистию”, причем такую, чтобы те, кто попал в тюрьмы по бедности, были отпущены, а там сидели настоящие жулики и бандиты. За компанию с ними стоит посадить социального министра Починка, а так же министров здравоохранения и образования. Оградив общество от всей этой шайки-лейки, можно будет безбоязненно увеличивать зарплаты, делать медицину бесплатной и, главное, отказаться от “ужасных” ЕГЭ. Вместо этого Владимир Вольфович предлагает брать в институты всех безо всякого конкурса.
Глазьев не признался в президентских амбициях, что не помешало ему делать в эфире РТР вполне себе предвыборные заявления. Сев на любимого конька якобы имеющейся возможности увеличения бюджета в 1,5 раза, он пообещал внести соответствующие поправки в уже принятый Бюджет-2004. Сюжет продолжается вполне в том же духе: “Звезда Сергея Глазьева начала всходить еще на Красноярских выборах”.
Главный проигравший – Чубайс, на РТР он выступал самым последним, в три часа ночи, когда шансов СПС пройти в Думу практически не осталось. По мнению третьего номера списка, партия проиграла на выборах потому, что не удалось достучаться до среднего и малого бизнеса, до среднего класса (про концептуальную беспомощность предвыборной программы правых Анатолий Борисович почему-то не вспомнил, равно как и о достаточно агрессивном поведении в отношении соседа по политическому спектру). В этой ситуации объединение демократов представляется как никогда актуальным. Буквально за час до выступления Чубайса Явлинский заявил, что в ближайшее время, т.е. до президентских выборов, этого не случится.
Кстати о работе над ошибками: в отличие от бессмысленных предвыборных дебатов, где самым запоминающимся событием стал мордобой, устроенный Владимиром Жириновским, в прямом эфире по итогам выборов были затронуты темы, обсуждение и отношение к которым могло бы сделать предвыборную кампанию более содержательной. Например, тема конституционного большинства, которое, судя по всему, власть получает в новой Думе (“Полит.ру” неоднократно писал об этой проблеме). Первой об этом заговорила Юлия Латынина у Савика Шустера, но ее почему-то заткнули. Позже на эту же тему высказался Леонид Радзиховский.
Еще одна тема, которая практически не обсуждалась во время предвыборной кампании: опыт взаимодействия между властью и СПС. Сатаров подводит итоги этого сотрудничества: “В 1999 году вы заключили некоторое соглашение с властями об ограничении демократии в обмен на возможность проведения либеральных реформ. Первое получилось хорошо, а второе не очень. В результате вылезла силовая часть демократии”. С подачи Дмитрия Рогозина обсуждалась электоральная база демократических партий: у “Яблока” - интеллигенция, у СПС – якобы крупный бизнес, что, по мнению второго номера “Родины”, делает “Яблоко” более принципиальным.
При этом о "деле ЮКОСа", вокруг которого во многом и строилась предвыборная кампания, более или менее внятно сказали только в “Намедни”. Припомнили даже фразу Грызлова о том, что “кто бы ни владел богатством российских недр – принадлежат они все равно народу”. Но развивать эту выигрышную тему “Единой России” не с руки - все-таки партия министров-капиталистов. Чтобы не отдавать поляну коммунистам и “жириновцам”, власть взращивала ручного левого радикала. Сперва на это место пробовалась “Народная партия”, в которой на тот момент состоял и теперешний победитель – Дмитрий Рогозин. Но после того, как стало понятно, что “Народная партия” - мертворожденный ребенок российской политтехнологической мысли, был создан блок “Родина” (Глазьев-Рогозин-Варенников), который оказался самым успешным политпроектом осени. "Дело ЮКОСа" и обострение ситуации вокруг косы Тузла только способствовали популярности этого проекта.
Одними из главных пострадавших от выборов выглядят все-таки коммунисты. И правда непонятно, почему у них такой маленький процент: из-за очернительной кампании или странностей подсчета голосов. Геннадий Зюганов выступил с гневным заявлением по поводу фальсификации результатов.
“Намедни” напоминает историю антикоммунистической кампании: сперва, когда из КПРФ ушел “партийный экономист” Глазьев, это тут же назвали “расколом”. За первым антикоммунистическим ударом последовали другие – помельче. Но осенью КПРФ предъявили, наконец, последний счет. Оказывается, партия брала деньги у Березовского и вообще связана с чеченскими боевиками. На этом война с коммунистами обречена утихнуть: обвинений страшнее просто нет.
Очередная тема, от которой все старались уходить: теракт под Ессентуками, возможно, повлиявший на выборы. Савик Шустер в этом смысле пошел дальше других – во первых, он заявил о том, что сам факт проведения терактов за несколько дней до выборов свидетельствует о том, что те, кто проводят теракты, могут это делать в любое удобное им время. Во вторых, были показаны озлобленные люди из Ессентуков, выходящие с участков. Они голосовали в основном за “Родину” и ЛДПР. Как заявил Владимир Жириновский, “чем дольше будут взрываться электрички, тем скорее мы придем в Кремль”.
В определенных кругах, похоже, давно обсуждается принятие будущей Думой поправок в Конституцию, делающих Россию централизованным государством, где президента можно выбирать бесконечно долго, а губернаторов - назначать. После победы на выборах национал-патриотов это все вылезает на поверхность.
Кинорежиссер Никита Михалков вообще считает парламентаризм недостойным нашего менталитета: “Мы не хотим, чтобы раз в четыре года судьба страны становилась на ребро”. Политтехнолог Станислав Белковский напоминает, что демократия не самый совершенный строй. В доказательство приводит американский опыт: ни в Афганистане, ни в Ираке демократию почему-то привить не удалось. Автор разнообразных теорий заговоров забыл пояснить, за какое именно время это “не удалось” сделать.
Что-то странное творилось с выборами в Башкирии. Сперва, в начале седьмого, по ОРТ сообщили, что “значительно превышен порог явки”, а Муртаза Рахимов не сомневается, что второго тура не будет. В девять вечера по НТВ сообщили, что Рахимов выигрывает, набирая 58,2%. С учетом того, что даже в подконтрольных Рахимову СМИ таких рейтингов никто не печатал, эта информация вызвала недоумение. Правда, на НТВ отметили, что в штабах Веремеенко и Сафина придерживаются другого мнения по поводу результатов. Дальше проще не стало – ведущая РТР ближе к полуночи заявила, что рейтинг Рахимова – 50%. Брилев на нее как-то странно посмотрел, и она сменила тему, хотя явно собиралась эту цифру прокомментировать. Потом по РТР объявили, что рейтинг Рахимова – 53%. А под утро стало известно, что второго тура не избежать. Как не вспомнить сообщения о том, что ФСБ возьмет выборы в Башкирии под свой контроль.
С Чечней тоже какая-то загадочная ситуация. В начале седьмого ОРТ заявил, что в Чечне на избирательных участках не протолкнуться. А вечером по НТВ объявили, что кандидат Ахмар Завгаев набрал 100%. Звучали правда данные и о 25% проголосовавших в целом по республике, и о 99% проголосовавших среди личного состава федеральных сил.
На третьем канале – “Момент истины” с Карауловым – слезовышибательный репортаж о жизни безработных шахтеров в Новошахтинске. Антигерой – Владимир Артемьев, руководитель угольного департамента в Министерстве энергетики.