будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 16, 2025
Медленное чтение

Виктор Ющенко: «То, что случилось, назад не вернешь»

Премьер-министр Украины Виктор Ющенко, назначенный на этот пост более года назад под давлением Запада, всеми силами старался остаться в стороне от острого политического кризиса, разразившегося в стране прошлой осенью. Однако сохранить позицию не вовлеченного в дрязги «технократа-реформатора» главе правительства не удается. Оппозиция рассчитывает, что именно Ющенко станет преемником Леонида Кучмы, и старается перетянуть его на свою сторону, а окружение президента, напротив, пытается повязать премьера коллективной ответственностью за происходящее. О том, как ситуацию оценивает сам Виктор ЮЩЕНКО, его спросила киевский корреспондент газеты «Время новостей» Светлана СТЕПАНЕНКО.

-- Виктор Андреевич, демократическое движение считало вас «надеждой Украины». После того как вы подписали «заявление трех», где украинская оппозиция сравнивается с национал-социалистами, ваш авторитет упал. Не считаете ли вы ошибочным свой шаг?

-- Я не могу передать всех чувств и обстоятельств... Если оценивать данную ситуацию исходя из реалий, то следует признать, что каждая политическая сила, независимо от того, симпатична она нам или нет, представляет определенный общественный интерес. И с этим надо считаться. Нынешний политический конфликт стремятся использовать те силы, которые изберут наиболее неэффективный путь развития для Украины. Либеральное движение не должно дать втянуть себя в эту игру, чтобы не выслушивать потом упреки в том, что оно украло у Украины демократический путь развития. Потому я и подписал это заявление с Леонидом Даниловичем и Иваном Степановичем (спикер Рады Иван Плющ. -- Ред.). Конечно, форма обращения «трех» несколько тенденциозна и грешит местами, выдержанными в демагогическом стиле, недопустимом сегодня. Может быть, нужно было больше настаивать на своем и изменить тон обращения, отказаться от некоторых обидных обобщений. Однако того, что случилось, назад не вернешь. Чтобы сохранить доверие народа, власть должна сделать три вещи. Акцентировать внимание на соблюдении прав и свобод. В частности, абсолютно недопустимо давление на СМИ. Отказаться от силовых действий по отношению к оппозиции и пойти с ней на диалог, предоставив возможности действовать в рамках парламента. А главное, продолжить экономические реформы.

-- Олигархи обещают организовать вашу отставку в апреле, после ежегодного отчета правительства. Как вы оцениваете свои шансы?

-- Вопрос несвоевременный и для меня неактуальный. На кон поставлены перспективы страны, что во сто крат важнее судеб отдельных лиц. Год назад нынешний состав правительства получил разваленную систему государственных финансов, где треть расчетов выполнялась с помощью бартера и взаимозачетов. Одних социальных долгов накопилось на 6,3 млрд гривен. Прибавьте к этому многомиллиардные внешние займы «под гарантии государства». Правительство, решая эти проблемы, вынуждено было наступать на интересы конкретных политических групп. К примеру, меняя банк, который обслуживает «Атомэнерго», мы отрезали от теневой прибыли компании, которые за ним стоят. Собственно, по этим причинам определенные силы, которые недовольны правительством, активно создают политический конфликт, чтобы превратить его в кризис правительства и парламента, спровоцировать столкновение за границами цивилизованного диалога.

-- Не хотите ли вы, в таком случае, поделиться властью с группами влияния, приняв их ставленников в правительство? Готовы ли вы к коалиции?

-- У нас не только нет соответствующих законов, но и самой политической коалиции. Поэтому формирование правительства на этой основе приведет в тупик. Если определенным политическим силам этот сценарий не удастся, они пустят в ход запасной вариант -- перерегистрацию парламентского большинства. Это лучший способ всех перессорить и подтолкнуть к ревизии лидеров. В этом случае в парламенте начнется затяжной кризис, который неизбежно перекинется на правительство. Иными словами, несколько политических сил упорно добиваются самороспуска парламента, полного паралича правительственной и президентской ветвей власти. Их интриги не что иное, как скрытая форма борьбы за власть.

-- Ваша оценка распространяется и на лидера объединенных социал-демократов вице-спикера Рады Виктора Медведчука, который выдвинул ультиматум правительству -- или коалиция, или отставка?

-- Мне неприятно слышать, что Медведчук ставит такие условия. Правительство путают с филиалом СДПУ(о). Или какой-то другой фракции. Определенная часть политических сил видит свое существование только в состоянии конфликта. Это их форма самореализации.

-- В качестве компромисса олигархи готовы согласиться на несколько портфелей. Вы готовы к этому?

-- Поддаваться на провокации, такие, как тема коалиционного кабинета, правительство не намерено. Равно как и на другие формы давления. Нам говорят: раз почвы для коалиции нет, давайте зафиксируем двусторонние обязательства с большинством, в том числе кадровые, временным договором. Однако посмотрите, чем является ныне действующий кабинет: девять членов правительства, включая вице-премьеров, представляют политические партии -- весь влиятельный партийный ресурс. Создание правительства -- следствие того, насколько состоялось само большинство. Если формирование кабинета -- тот кирпичик, который сможет удержать его от распада и усовершенствовать, я, как премьер, первым пойду навстречу. С другой стороны, если мы почувствуем, что консолидирующие процессы в большинстве настолько серьезны, что имеет смысл рисковать кадровыми ресурсами, мы будем ими рисковать.

-- Будете ли вы увольнять из исполнительной власти представителей «Батькивщины» и Украинского народного руха, если их фракции в парламенте не войдут в большинство? Ранее Кучма призывал оппозицию покинуть органы власти. По этим же причинам президент подталкивает к перерегистрации большинства.

-- Я не слышал, чтобы президент поддерживал идею перерегистрации. Он понимает -- создать другую конфигурацию политического большинства в рамках действующего парламента невозможно. Перерегистрация -- это уход от ответа, что же случилось с большинством и как решить проблемы, которые привели к нынешнему напряжению. Поэтому, нравится кому-то демократия или нет, фракции должны прийти к диалогу, чтобы дать шанс президенту решить назревшие вопросы через гармонизированное большинство.

-- Олигархи обвиняют вас в попытках перетянуть на себя «одеяло» власти, лишив президента права назначать глав местных администраций. Эти условия якобы зафиксированы в политическом договоре, который вы собираетесь подписать с большинством.

-- Политический договор пока еще в стадии обсуждения. Да и предложения, о которых вы говорите, выдвинуло не правительство. Некоторые политические силы понимают, что установить контроль над органами местной власти накануне выборов -- это все равно что присоединить к остальным ресурсам административный. Это даже важнее, чем министерский портфель в правительстве. Однако игры в одни ворота правительство не допустит. Мы придерживаемся максимально честных и прозрачных взглядов. После обсуждения со всеми фракциями большинства этот договор будет максимально согласован с Леонидом Даниловичем.

-- Будет ли сохранена преемственность в энергетической политике украинского правительства после отставки вице-премьера по ТЭК Юлии Тимошенко?

-- Мы не скрываем, что в энергетической сфере остаются существенные недостатки, которые вынуждают прибегнуть к кадровым изменениям не только в руководстве отраслью, но и на уровне руководителей департаментов, заместителей министра. Относительно того, что правительство продолжит политику, которая была выработана в ТЭК в прошлом году, не может быть никаких сомнений. Ее основной принцип: все потребленное должно быть оплачено. Бесплатной раздачи государственных энергоресурсов не будет.

-- Виктор Андреевич, вы говорите об исторических шансах Украины, ответственности лидеров демократического движения... С этой точки зрения как вы оцениваете действия Юлии Тимошенко?

-- Ее реформы достигли высоких результатов...

-- Я о другом спрашиваю. Ее бескомпромиссная позиция -- это пример для подражания или досадная ошибка?

-- (После минутного раздумья.) Знаете, зайдите через неделю. Тогда и поговорим...

читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).