будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
Медленное чтение
Короленко Псой

За тех, кто в море. К юбилеям Солженицына, Айтматова, Макаревича и группы «АукцЫон»

За тех, кто в море. К юбилеям Солженицына, Айтматова, Макаревича и группы «АукцЫон»
98_08

На этой неделе мы отмечали 85-летие Александра Солженицына, 75-летие Чингиза Айтматова, 50-летие Андрея Макаревича и 20-летие группы «АукцЫон». Всем этим юбилярам, независимо от временных, скоропреходящих культурных или политических контекстов, хочется сказать что-то тёплое, потому что каждый из них когда-то лично обращался ко мне, сам того не зная и, быть может, вовсе не желая ничего мне сказать. Такова судьба любого голоса в искусстве – он звучит, не зная, где найдёт слушателя и часто обманываясь на этот счет. Он может быть услышан парадоксально, совершенно не так, как бы хотелось его хозяину – но главное, что он обязательно будет услышан, потому что голоса звучат для того, чтобы их услышали. Поэтому я позволю себе в этот субботний день, подытоживающий неделю, сказать что-то очень личное.

Интересно, что про Солженицына я узнал раньше, чем про Айтматова, хотя рос в совсем не «диссидентской» семье. Просто как-то раз на даче в Фирсановке я крутил радио и случайно набрёл на короткие волны, а там как раз Людмила Фостер на «Голосе Америки» рассказывала о каком-то Солженицыне. И из контекста я понял, что речь идет о запрещенном советском писателе, которого Брежнев выгнал из Союза за какой-то «Архипелаг Кулак» – так мне послышалось. И тогда же один из местных ребят, Лёша, накачивая свой велик, рассказал мне о «запрещённой» рок-группе «Машина Времени», которую возглавляет «Макар» – так он называл Андрея Макаревича. Оказалось, что у них есть песня про то, что мы все – марионетки в чьих-то «ловких и натруженных руках», а ещё – совсем уже запрещённая: «Ты можешь ходить, как запущенный сад. А можешь всё наголо сбри-и-ить. И то, и другое, я видел не раз. Кого ты хотел удиви-и-ить. Ты верил в гитару, битлов и цветы. Мечтая весь мир измени-и-ить. Но все эти пес-ни придумал не ты. Кого ты хотел удиви-и-ить? Скажи мне, чему ты рад? Постой, оглянись назад. Постой, оглянись назад, и ты увидишь, как вянет листопад, и вороны кружат там, где раньше был цветущий са-а-а-ад». И Лёша объяснил мне, что эта песня – про Брежнева.

Похоже, что страсть к «запрещенной книге» и вообще к «запретному плоду» относится к числу, так сказать, «ювенильных ценностей» - это неотъемлемая черта мира подростка, упрямо мечтающего о «взрослых вещах», доступ к которым у него до поры до времени ограничен. «Моя страна-подросток» десятилетиями жила этой страстью, регулярно удовлетворяя стремление одних запрещать, а других – в зависимости от психологии – рабски следовать запрету, нарушать его по-тихому или в открытую бунтовать. Психология подросткового бунта помогает понять ностальгию по временам, когда наряду с официальной литературной пирамидой с Лениным или Сталиным наверху, всегда существовал альтернативный, неофициальный канон, в основном состоящий из Сам- и Тамиздата, сама запретность которых была стимулом к усвоению. В последнее время эту ностальгию блестяще выражает, например, Виктор Ерофеев, поделившийся недавно надеждой на возвращение авторитарного стиля власти, который будет способствовать «расцвету культуры» и новой волне интереса к «настоящим» её ценностям.

Впервые услышав «Голос Америки» на даче, мне захотелось сразу же познакомиться с творчеством Солженицына, который был, как я интуитивно понял, чем-то вроде эмблемы «запрещенной книги». Но книги Солженицына были на тот момент недоступны, в доме ничего подобного не держали, и таких знакомых не было, тем более на даче. Зато вот самодельные «левые» пластиночки Макаревича в формате «звукового письма» удалось купить прямо на следующий день в зоне отдыха на платформе «Левобережная». Прежде всего я внимательно прослушал песню «Кого ты хотел удивить?» и сразу же справедливо усомнился, что она направлена против Брежнева. В самом деле, зачем Леониду Ильичу петь «Битлов» под гитару, а тем более отращивать длинный хайр или бриться наголо? Оказалось, что в разрушении «цветущего сада» виновен всё-таки не Брежнев, а какой-то молодёжный стиляга, панк или хиппи. Но тогда непонятно, что же такого «запрещённого» в этой песне? Так же, пятнадцать лет спустя, удивлялись мои школьники на подготовительных курсах, изучая в обязательном порядке «Матрёнин двор» - они не понимали, что же в нём такого было «запрещенного».

Эмблемой того или иного тренда часто становится фигура, выбранная на первый взгляд достаточно произвольно, даже в заранее данном контексте. «Колымские рассказы» Варлама Шаламова страшнее «Архипелага Гулага», а в песнях «Воскресенья» нонконформистский дух подпольного рока эпохи позднего «застоя» артикулировался гораздо жёстче, чем у Макаревича, что не мешало многим моим друзьям уверенно приписывать «Машине Времени» самые известные песни Романова и Бутузова. Тем не менее эмблематичность таких фигур, как Солженицын или Макаревич – не случайна. Дело в том, что и тот и другой предсталяют соответствующее направление духа и стиля, так сказать, в наиболее примитивном, элементарном виде – а это и нужно для того, чтобы стать культурной эмблемой. Теперь, когда Александр Исаевич угощает нас расширенным словарем русского языка, разнообразными рецептами обустройства России и лубочной сагой про «двести лет вместе», а Андрей Вадимович – вкусными римейками своих старых песен и, в качестве отличного повара, просто смачной едой, – мы «помним, как всё начиналось», и хотим поблагодарить их за время, когда лучшим способом прикоснуться к «запрещенной» пище было приготовить её самому, и когда «из-под глыб» росла наша интуиция, позволяющая в дальнейшем создать новые проекты, свойственные уже не молодости, а зрелости и старости.

Чингиз Айтматов, отметивший свой юбилей за границей, - фигура в каком-то смысле симметричная Солженицыну. Когда запрещали Солженицына, Айтматова проходили в школе, и все могли насладиться поэзией его ранних повестей, типа «Джамили» или «Тополька», способных привести в восторг отнюдь не только Ромена Роллана и Ролана Быкова. Это был, если по-честному, один из моих любимых писателей того времени, несмотря на всю его разрешенность. В его лучших произведениях - до «Плахи» - можно было, при желании, расслышать всё то, эмблемой чего был Солженицын: философские и нравственные конфликты, неподцензурные эмоции, любовь и дружбу как бунт и вызов унылым будням, неофициальное отношение к родине, романтическую мечту о лучшей России, о лучшем себе. И он, и Солженицын, и, скажем, Фридрих Горенштейн, этот «еврейский Айтматов», - все они относятся к одному и тому же направлению, социалистическому реализму, достигшему фазы отчуждения от своей идеологии, чтобы пожрать себя. Невместимость этих авторов в современные вкусовые парадигмы, их открытость к справедливым, на каком-то уровне, упрёкам в безвкусице делает их привлекательными для читателя, готового сегодня встать поверх «вкусов» и читать просто так.

Группа «АукцЫон», взлёт которой связан с эпохой, когда ничего уже не запрещали, стала интеллигентским кумиром на десять-пятнадцать лет, затмив своими сложными музыкальными экспериментами и культурными смыслами пленительную элементарность Макаревича. На мой вопрос, что общего между Солженицыным и «АукцЫоном», Дмитрий Ицкович совершенно правильно ответил, как филолог филологу: оба – отчаянные модернисты в эпоху постмодернистской игры смыслов. Когда Солженицын изображает из себя Толстого периода «не могу молчать» или, под видом реализма, создает модернистское пространство в неудобочитаемом «Красном Колесе», а Озерский голосом Фёдорова транслирует смутные ценности виртуального внеисторического, абсолютного декаданса, – оба они погружают нас в идеальную эпоху безвременья. Хочется утонуть в стоячем море смыслов, остаться, забыться там и обернуться Хвостом, который когда-то вкупе с Анри Волохонским воплотил смысловое пограничье между «Исаичем» и АукцЫоном «Чайника вина» - «Жильца вершин» в странной, полубессмысленной, юмористически-абсурдной песенке «Вальс-жалоба Солженицыну»:

Черной черникою синей кругом прорастет смородина,
Не было ягоды слаще березы рябиновой,
Красная-белая, красная-белая, красная-белая сквозь полосатая ягода,
Эко зеленое-мутное царство Канада-Мордовья - вселенская родина.
Ах, Александр Исаич, Александр Исаевич,
Что же ты, кто же ты, где же ты, право же, надо же.


И ещё раз повторю: прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства, когда нужные сердцу смыслы смущенно прятались от него в богатых закромах «застоя», мне как раз открылось, что лучшее средство найти запретный плод – это родить его, лучшее средство найти для себя книгу или песню, которые будут одновременно, в высшем смысле, и «запрещенными», и предельно «разрешенными» – это написать их.

(По этому случаю, если вы сейчас находитесь в Москве, приходите сегодня на мой импровизированный «журфикс», посвященный всем вышеназванным юбилярам. Концерт «Песни Вины и Песни Неопытности» начнётся в 22.00 в «Проекте ОГИ» на Чистых прудах. До встречи!)

Короленко Псой
читайте также
Медленное чтение
История эмоций
Май 15, 2024
Медленное чтение
Генрих VIII. Жизнь королевского двора
Май 12, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).