Президент Киргизии Аскар Акаев, находящийся сейчас в Подмосковье, вчера щедро раздавал интервью российским СМИ. Он изложил свое видение ситуации в Киргизии, а также рассказал, что намерен делать в дальнейшем. Так, в эфире "Первого канала" Акаев заявил, что готов досрочно сложить полномочия президента Киргизии, если ему дадут соответствующие гарантии и это будет в полном соответствии с действующим законодательством. Акаев сказал, что не собирается издавать никакие документы и указы. "Я прежде всего реалист и надо считаться с реальностью", - сказал он.
Несколькими часами ранее Акаев придерживался другой позиции. В интервью радиостанции "Эхо Москвы" он сказал: "Я являюсь единственным легитимным, всенародно избранным президентом Киргизской Республики. Я не слагал с себя обязательств президента государства и не подам в отставку. Срок моего мандата заканчивается 30 октября 2005 года". При этом он не будет баллотироваться на новых выборах, назначенных на 26 июня 2005 года. Акаев сказал, что исполнительная власть в Киргизии сегодня нелегитимна: "Лидеры оппозиции не смогли сдержать ситуацию в конституционном поле". Однако он готов вернуться на родину, когда ему там будет обеспечена безопасность и наведен порядок.
Отметим, что депутаты нового парламента Киргизии, намерены оспорить дату президентских выборов. Поскольку Акаев все еще формально остается президентом, они будут незаконными. Решить эту проблему можно, или назначив выборы на дату после истечения его полномочий в октябре, или уговорив Акаева досрочно уйти в отставку.
Скорее всего, Аскару Акаеву все-таки удастся договориться с новым парламентом по-хорошему. Он признает, что это сейчас единственная легитимная власть в стране, а спикер Омурбек Текебаев - лучший выбор депутатов и единственный легитимный руководитель. "Именно с новым парламентом и его спикером Омурбеком Текебаевым, если мне будет обеспечена гарантия безопасности, я готов начать диалог для того, чтобы жизнь в Кыргызстане вошла в конституционное русло. Чтобы на правовом конституционном поле были решены вопросы избрания нового президента страны", - заявил Акаев в интервью "Российской газете".
В свою очередь спикер нового парламента Киргизии Омурбек Текебаев также готов идти на переговоры с Аскаром Акаевым. Но только если это будет официальным решением парламента.
Что касается произошедшей революции, то, по словам Акаева, во многом эти события стали результатом желания ряда международных организаций форсировать демократические процессы в СНГ, Центральной Азии, Киргизии. Эти силы он назвал "международным революционным интернационалом". "В Грузии, в Украине - все-таки эти страны ближе к Европе - кончились мирно эти революции. Но в наших условиях, как вы видите, они завершились страшным кошмаром, погромами, грабежами, поскольку наша оппозиция недемократическая. Она использовала криминальные силы, подготовленных боевиков для захвата власти", - сказал он.
"Захват здания правительства был подготовлен. Разве можно стихийно собрать десять тысяч подготовленных молодчиков? Среди штурмовавших не было ни одного жителя Бишкека. Штурмовали те, кого лидеры оппозиции привезли из регионов", - рассказывает президент Киргизии. По его словам, штурм походил на битву, было одностороннее преимущество "молодчиков", а дом правительства защищался небольшими силами милиции, которым был дан приказ не применять оружие. Акаев говорит, что был вынужден покинуть Дом правительства по категорическому требованию службы охраны буквально за полчаса до полного захвата здания.
"Я собственными глазами наблюдал начало штурма, когда вот эта вся толпа подвергла избиению, унижению милицию, национальных гвардейцев, моих сотрудников. Когда я выехал из Дома правительства, мне дали информацию о том, что оппозиция адресно избивает моих ближайших сотрудников. Пресс-секретарь Абдиль Сегизбаев получил сотрясение мозга, сегодня находится в очень тяжелом состоянии. Затем они жестоко избили первого заместителя главы администрации - Болота Джанузакова, избивали и унижали командира национальной гвардии, генерала Абдыгула Чотбаева, прославленного героя афганской войны, министра обороны Эсена Топоева и многих других. После этого мне стало ясно, что оппозиция ни перед чем не остановится. В это же время я получил от нейтральных людей, которые держали связь с оппозицией, информацию, что намерения относительно физического устранения серьезны. "Вы должны покинуть страну. Иначе, если вы попадете в их руки, живым не останетесь", - рассказывает Акаев.
Он утверждает, что ввел бы чрезвычайное положение, если бы знал, что Бишкек будет разграблен: "Я с самого начала придерживался твердой позиции - не применять оружие. Это и позволило осуществить захват Дома правительства. Мне казалось, что они ограничатся захватом власти, захватом меня или моей семьи. Но даже в кошмарном сне мне не могло присниться, что эти молодчики направят свои действия на разграбление города".
Акаев не согласен с упреками оппозиции в том, что он был диктатором: "Эти события показали, каким я был диктатором. Я считаю, что на этот вопрос ответ уже дан четкий и очевидный. Если бы был я диктатором, то, конечно, я смог хотя бы суметь защитить и Дом правительства и себя тоже".
Отвечая на вопрос о том, что он может посоветовать своим коллегам, в том числе Эмомали Рахмонову, Сапармурату Ниязову и Владимиру Путину, Акаев сказал, что демократия наша слаба и сама себя защитить не может. "Демократию надо защищать, если надо - и с применением силы", - отметил он. Недостаточное укрепление властных структур, прежде всего правоохранительных органов, Акаев назвал в числе своих главных ошибок.
В то же время Акаев убежден, что применение оружия против штурмующей толпы было бы началом гражданской войны, которая переросла бы в межрегиональный и межнациональный конфликт.
См. также: