25 мая Владимир Путин представил в Кремле второго полпреда -- по Центральному округу. На днях будут представлены остальные пять. О том, как будет работать институт полпредов, зачем он создается, и что дальше намерен делать Кремль по укреплению власти, в интервью "Известиям" рассказывает и.о. замглавы администрации президента, курирующий работу с территориями, Александр Абрамов.
- Трех недель не прошло с инаугурации Путина, как Кремль внес в Думу законы, меняющие по сути структуру власти в стране: новый принцип формирования Совета Федерации, отстранение от должности губернаторов и т.д. Такая спешка обоснована?
- Во-первых, высоки ожидания: население ждет от президента реальных шагов. С другой стороны, и у него после избрания велик потенциал. Поэтому не было смысла тянуть время: чем раньше президент начнет делать реальные шаги, тем больше шансов изменить ситуацию.
- В этой связи, вы полагаете, все законы примут? Депутаты, уже ощутили давление губернаторов: те просят голосовать против.
- Мне кажется, эти законы должны пройти. Они нужны, чтобы улучшить управляемость страны. Как выражается президент, задача -- сделать страну более "внятной". Кстати, сам президент предложил: чтобы законы не касались никого из ныне действующих губернаторов, можно принять их сейчас, а ввести в действие, например, через три года. Так на это сами региональные лидеры сказали: чего тянуть, примем и пусть работают. Другой вопрос, что глав субъектов волнует собственный статус. Они боятся превратиться в этаких местечковых деятелей, занимающихся лишь коммунальным хозяйством. В связи с этим возникла идея создания Госсовета, в котором и будут работать главы субъектов.
- Но ведь голосовали за них как за "крепких хозяйственников", а не политиков федерального масштаба. И предвыборные обещания были о пенсиях, зарплатах и дорогах, а не о политическом статусе.
- Согласен. Но для того, чтобы решать и чисто хозяйственные вопросы, подчас нужен и статус. Вот, например, губернаторам важен короткий путь к президенту. Они опасаются, что теперь им придется ездить не в Москву, а обращаться к полпреду, который, в свою очередь, и будет докладывать Путину о ситуации в округе. Думаю, эта опасность мнимая. Каждый губернатор или президент республики все равно остается политиком федерального масштаба, даже если не будет являться членом Совета Федерации. Предложение реформировать палату основано на том, что подчас, бывая в Москве наездами, губернаторы не успевают проработать серьезные законы. Мы исходим из того, что в Совет Федерации будут делегированы специалисты, которые станут работать на постоянной основе и представлять именно интересы регионов. Если сенатор, на взгляд губернатора или местной Думы, проводит неправильную политику, его можно отозвать. Сейчас как раз обсуждается вопрос о сроках работы: то ли утверждать на четыре года, то ли иметь возможность отзывать в любой момент. Думаю, надо определить все же какой-то срок, например, два-три года, чтобы сенаторы постоянно не озирались.
- Идея создания семи округов и назначения полпредов тоже предварительно обсуждалась с губернаторами?
- Конечно. Скажу больше: отдельные руководители субъектов присылали нам предложения, в которых было и создание округов, и даже идеи назначать губернаторов. И шли они от самих губернаторов! Мы ведь рассматривали и второй вариант: оставить полпредов во всех регионах. Но президент предпочел другой, и именно его беседы с главами субъектов стали решающими в выборе модели.
- Вы не считаете, что наличие в полпредах такого количества людей в погонах может испугать страну?
- Думаю, просто президент доверяет тем людям, которых он назначил.
- Военный человек мыслит иначе: он не склонен к политическим компромиссам, уступкам, прямолинеен и т.д.
- Я бы не обобщал. И в истории, и в международной практике были разные военные. Думаю, это просто попытка отдельных политических сил так подать назначения: дескать, теперь губернаторов начнут гонять, как зайцев. Это не так. Все полпреды, в том числе и генералы, понимают, что в федеральном округе невозможно применять методы, которые использовались в округе военном.
- Какова будет схема окружных структур у силовиков?
- Будут приводится в соответствие с новой нарезкой. Региональные представительства силовых ведомств, да и не только силовых, будут концентрироваться в округах. Единого подхода не будет. Генпрокурор уже объявил, что во всех округах у него будет семь заместителей. Как это будет с МВД или Налоговой полицией, вопрос пока обсуждается.
- Решен ли уже материальный аспект жизни полпредов: штат, машины, зарплата, помещения?
- Пока мы исходим из того, что в округе должна сохраниться та же численность, которая была в рамках полпредов и их аппаратов по регионам. Это около шестисот человек на всю Россию. Транспортом и служебными квартирами их должно обеспечить Управление делами президента. Что касается зданий, то представительства, конечно, должны быть достойными, но новых строить не планируется.
- Изменится ли что-то для рядовых граждан -- месторасположение милиции, пожарных, налоговиков и т.д.?
- Институт полпредов -- чисто управленческое решение, и граждане не должны его чувствовать на себе. Его результатом должно в конечном счете стать спокойствие граждан, регулярная выплата им достойных пенсий и зарплат и т.д. Единственное, что они смогут почувствовать сразу, -- появится новая инстанция, в которую они смогут обращаться с жалобами и предложениями. Думаю, полпреды будут проявлять принципиальность в работе с обращениями граждан, если они будут касаться каких-то безобразий со стороны местных властей.
- А вы, проанализировав все это, где-нибудь летом -- в полном соответствии с новыми законами, которые к тому времени уже примут -- показательно снимете с должности какого-нибудь губернатора. Так во всяком случае, предполагают.
- Я об этом не слышал и не уверен, что это нужно делать. Думаю, события будут развиваться по иному пути. Сейчас Минюст, Прокуратура и Администрация делают анализ региональных законов на предмет их соответствия федеральным. По результатам в регионы будут направлены предложения в определенный срок провести свое законодательство в соответствие с федеральным. Если решений не последует, тогда будут приниматься меры, прописанные в новых законах. Но я знаю, что уже сейчас в большинстве субъектов принимаются меры для ликвидации таких противоречий.
- Чем объяснить тот факт, что перед Путиным "выстроилась" по сути вся политическая элита? Чем вы их берете?
- Мне не нравится слово "выстроилась". Просто люди почувствовали, что пришел сильный человек, который намерен превратить Россию в сильную державу, с которой бы считались. Как мне кажется, большинство политиков разделяют взгляды президента.
- Не думаю, что такая патетика присуща всем 88 губернаторам. Вероятно, существуют и более прагматичные причины.
- Я же сказал, пришел сильный человек. К силе тянутся.
- Более или менее оппозиционную Кремлю линию проводят сейчас по сути лишь два губернатора: Ингушетии Руслан Аушев и московский мэр Юрий Лужков.
- Я думаю, это больше напоминает приклеивание ярлыков. Идет диалог, высказываются разные суждения. Вы знаете, что первоначально в Думу планировалось внести четыре закона, а не три? Последний касался изменений в порядке согласования руководителей федеральных органов власти с губернаторами. Проект был готов, но президент согласился с мнением сенаторов и не стал его пока вносить.
- Установка "все действия -- только через мирные дискуссии"?
- Вы ждете, что я скажу "мы их всех заставим"?
- Да.
- Это невозможно. Как -- ввести войска, всех арестовать? Так вы себе это представляете? Не дождетесь. Будем убеждать. Президент умеет это делать. Естественно, у него есть и рычаги влияния. Было бы смешно, если бы их не было, или он ими не пользовался. Но все они в рамках закона.Светлана БАБАЕВА