Внимание, с которым мир (а особенно жители СоединенногоКоролевства) следил за реализацией матримониальных планов сына наследникабританского престола, восторг, вызванный самыми ничтожными деталями брачнойцеремонии, а с другой стороны - шквал негодующих реплик в адрес Виндзоров,аристократии и института британской монархии вообще, создает иллюзию, что всеэто что-то да значит. Скажем, что мы наблюдаем если и не возрождение роялизма- после трехсот шестидесяти с лишним лет, после того, как голова Карла I скатилась с эшафота – то уж точно бурный ростинтереса к группе людей, которые одна моя британская знакомая (как мне кажется,вполне справедливо) называет «пришельцами».
Конечно, пришельцы, а кто еще? Живущие в нашем мире, ноявившиеся неизвестно откуда, из каких-то никогда не существовавших миров напересечении викторианского романа, таблоида и учебника дурного вкуса. Эти дамы,одетые в розовое, салатовое и голубое, джентльмены с усеянными благородными алкоголическимиморщинами лицами, их наследники, несчастные ребята, которым даже в эсэсовскойформе не поплясать на вечеринке – все разнюхают проклятые папарацци, всесфоткают. Как герои глэм-рока, постаревшие Зигги Стардасты, они появляются наофициальных мероприятиях, посещают детские приюты, принимают послов из БуркинаФасо, после чего фотоотчет обочередном прилете виндзорского НЛО появляется на сайте Бэкингемского дворца
Не удивительно, что главные их друзья – постаревшиепоп-звезды и среднеазиатские диктаторы; с первыми их роднит страсть кпопугайским одеждам, со вторыми – склонность к быстрому обогащению, непредусматривающему никаких усилий, кроме как появиться в правильном месте ипредъявить свои регалии.
Самое печальное – некоторые из них, на самом деле, вовсене пришельцы, а обычные люди. Попытка вести себя сообразно последнему приводитк драмам, а иногда даже и к трагедиям. Бедная принцесса Диана, зашуганнаябэкингемскими кумушками и кумами, страдающая нервной булимией, погибшая слюбовником не где-нибудь, а в Париже, словно в скверном голливудском фильме. Еевдовец, кажется, более всего на свете мечтающий, чтобы его оставили в покое –любить старую архитектуру, слушать старую музыку, заниматься садоводством иогородничеством. Его мать, про которую никто ничего не знает, старушка с ничегоне выражающим серьезным взглядом, которую уже и в кино сыграли, и в книгевывели.
Надо отдать должное авторам и первого (режиссер СтивенФрирз и актриса Хелен Миррен), и второй (писатель идраматург Алан Беннет) – они продемонстрировали истинное британское уважение кфеномену, который невозможно объяснить (и который сам себя объяснить не может).
И вот здесь мы подходим к главному вопросу, связанному сБританской монархией (да и с любыми другими монархиями в нынешнем западноммире). Невозможно понять, зачем она (они) вообще сегодня существует (-ют). Чтоэто: пережиток прекрасного прошлого? Вряд ли, учитывая и то, как те же Виндзорыидеально вписались в нынешнюю таблоидную жизнь, и то, что оное прошлое вовсе небыло прекрасным. По каким таким временам нынче стоит предаваться ностальгии?Викторианским, с их разбуханием империи, 12-часовым рабочим днем дляпролетариев, подавлением сипайского восстания и страшным голодом в Ирландии? Покровавому Генриху VIII или неудачнику Карлу I Стюарту?
Но проблема даже не в характеристике разнообразныхисторических эпох; в конце концов, всегда найдется профессиональный спорщик,уверяющий, что на самом деле все было совсем не так. Какое дело болельщикам«Манчестер Юнайтеда», хипстерам из лондонского Хакни, пакистанским лавочникам,банковским клеркам из Сити до Томаса Мора, Бенджамена Дизраэли или даже ОливераКромвеля? Никакого. Страна, в которой они живут, создана послевоенной эпохой,лейбористским строительством социализма, тэтчеристским паровым утюгомкапитализма, миграцией, поп-культурой, финансовыми спекуляциями, спортивнойиндустрией. Все остальное интересует только университетских профессоров,краеведов-любителей, журналистов трех-четырех «серьезных» газет и туристов.
«Символ, - скажете вы, - символ государства». Опятьвряд ли. Главными символами британского, скажем, государства являетсябесплатная медицина, отсутствие конституции, мощная система велфэра изавоевавшая весь мир поп-музыка, от Beatles до Radiohead. Главное достоинство Великобритании – не королевская семья, а то, что людиздесь могут спокойно жить своей частной жизнью и никто никогда не будет в неевмешиваться (не считая крайних ситуаций). Это тоже заслуга не монархов, аместных сообществ, на которых и покоится все здание Соединенного Королевства.Собственно, тот же принцип лег в основу и отвоевавших независимость заокеанскихбританских колоний -- а там прекрасно обошлись без монархии.
Казалось бы, сама монархия должна дать ответы на все этивопросы, объяснить подданным, зачем она нужна – ведь на содержание Виндзоровтратятся немалые деньги. И здесь нет ответа. Бэкингемский дворец молчит;говорят только бывшие его дворецкие, которые, поменяв работу или выйдя напенсию, выбалтывают, как Елизавета мучила бедную Диану или как слуг посылали всоседний магазин за бутылочкой «Мартини».
Сама монархия безмолвствует – и, как ни странно, в этомее мессидж. Попробуем сформулировать его. Британская монархия существует непонятнозачем и неясно для кого - а это и есть главные признаки, характерные для пришельцев.Тем они, собственно говоря и прекрасны. Чистое искусство для искусства.
Мораль всего этого такова: если сегодня и распеватьантимонархические куплеты, то нет так вот, с яростными издевательскими гримасами:
А нежно и меланхолично. К примеру, вот так:
Анализ реакции на свадьбу в британских медиа см. в статье Анны Сакоян "Конструктор острова фантазий".