В основе статьи v доклад на конференции "Антиамериканизм в современном мире" (Неаполь, апрель 2002 г.). Обзор проблемы на отечественном материале представлен в докладе Л. Гудкова на той же конференции и развит в его статье "Отношение к США в России и проблема антиамериканизма". За помощь в работе с источниками благодарю Марию Ферретти, Алексея Береловича, Марчелло Флореса и Сергея Дубина.
Годы, о которых будет говориться ниже, vэто уже ставший историей период, когда "СШАбыли державой-гегемоном миросистемы" (1). Зауказанными хронологическими пределами (ближайшиек нам вехи здесь v объединение Германии,распад СССР и социалистического блока,Маастрихтский договор) начинается другая,уже нынешняя эпоха, требующая особогообсуждения; новый поворот теме придалисентябрьские события 2001 г. и последовавшиеза ними антитеррористические акции США наБлижнем Востоке. Речь пойдет о группахпубличных интеллектуалов, однако с учетомсоциального, политического, экономическогоконтекста их идей, а также в сопоставленииих концепций с массовыми оценками,выраженными в общественном мнении. И,наконец, я ограничусь Западной Европой,поскольку в странах социалистическогоблока антиамериканизм, как указываютисследователи (2), носил в описываемые годыисключительно официальный, государственно-пропагандистскийхарактер. Он выступал знакомдемонстративной лояльности местныхполитических элит и обслуживающих ихинтеллектуалов (школы, прессы) советскомуруководству и провозглашенному им послеВторой мировой войны внешнеполитическомукурсу (3).
Источники антиамериканских настроений (выраженныхнегативных установок в отношенииэкономической и политической системы США,американского образа жизни и особенностейкультуры, отношений с другими странами,которые переносятся на страну и общество вцелом, а нередко и на характер народа, язык,тип человека) весьма многообразны. Какуказывает П. Холландер, они могут "возникнутьна почве национализма, антизападныхнастроений, антикапитализма, отрицаниянаучно-технического прогресса иурбанизации, страха ядерной войны, общегоотвращения к современной жизни, попыток защитить традиционный образ жизни икультурных амбиций существующей элиты"(4).Перечисленные идеологические моменты vтак или иначе общие в данный период дляинтеллектуалов практически всехзападноевропейских стран. Наряду с ними вкаждой стране есть свои историческиеособенности: различается экономическая исоциальная обстановка, конструкцияполитической сферы, состав и композицияэлит, их смысловые и риторические ресурсы,включая устойчивые национальные традиции.
В первом приближении и в самом общем планеантиамериканские установки и настроения разныхинтеллектуальных групп и слоев впослевоенной Западной Европе можносвязывать со следующими моментами ихсамоопределения:
В любом случае, оценка Америки складывается для европейских интеллектуалов в идейном многоугольнике,образуемом такими проблемными точками, как"моя страна v Европа v СССР v ВосточнаяЕвропа v США". Полюсными группами натипологической шкале здесь будут выступать,с одной стороны, коммунистические илевоанархистские партии, движения и кружки,объединенные антикапиталистическимиидеями и настроениями. Другой полюс будутпредставлять традиционалистские круги,отстаивающие национальные, этнические илидаже расовые, религиозные и другиеавтохтонные символы самобытности в борьбес массовой культурой развлечений ипотребительства, нивелирующей подобныеразличия и угрожающей процессамвоспроизводства Европы с ее образом жизни имысли, разнообразием и высоким уровнемнациональных культур (прежде всего vструктурам образования и воспитания,репродукции культурного наследия исоциализируемым группам, наиболееподверженным "вредному" внешнему влиянию).В политическом плане подобныеконсервативно-охранительные взгляды будутнаиболее отчетливо выражать правые партии,церковные круги (6).
Устойчивые антиамерианские настроения иоценки характерны прежде всего дляевропейской элиты. Среди населения странЕвропы в целом ЮСИА (1983) фиксируютоткровенный антиамериканизм на уровне от 14%в ФРГ до 23% в Великобритании (7). Военные базыСША, а позже размещение ракетного оружия натерритории европейских стран вызывают сконца 1940-х гг. широкое движение за мир иядерное разоружение, позже - движенияпротеста (в том числе - молодежные), которыеи в Европе, и в самих США выступаютпроводниками антиамериканизма. В 1949 г.проходит первый Всемирный конгресссторонников мира (Париж-Прага),учреждаются Международные премии за мир. В1950 г. был создан Всемирный совет мира.Сторонники движения за мир и за ядерноеразоружение (радикалы из среднего класса)наиболее критичны и по отношению ксобственным странам. Интеллектуалывыступают и противниками капитализма,общества благосостояния и потребления.Вместе с тем именно они связаны с печатью,масс-медиа, школами и университетами у себяв стране. Отсюда возможности их болееширокого влияния, но отсюда и их постояннаяборьба за подобные возможности, тревога вслучае их сужения или при малейших намекахна него.
"Левые", формируя и поддерживая вобщественном сознании идеологизированнуюдвуполярную структуру мира (глобальноепротивостояние СССР и США), подчеркивают угрозу человекуи человечеству, ценностям "свободы,равенства, братства" состороны Соединенных Штатов. "Правые", со своейстороны, акцентируют проблематикуэтнического, религиозного, культурногосвоеобразия и видят в США угрозунациональной идентичности европейскихстран и народов (замечу, что открытые илиполускрытые расистские установкивыражаются при этом уже не в императивахрасового превосходства "белых" инивелирования мира в их пользу, а вантиуниверсалистском подчеркиваниинеустранимых, более того v ценимых икультивируемых расовых и этническихразличий, в том числе v в самих США). Понятно,что за этими идеологическими платформамистоят разные образы общества, в том числе - современногообщества, различные представления осоциальной природе человека (опять-таки v современногочеловека). Покажу это лишь на нескольких,лучше освещенных в литературе примерах.
Великобритания (8). Традиции резкойкритики США, подчеркивания европейского ибританского превосходства над Америкойвосходят в Англии к консервативной позицииТ. Карлейля и М. Арнольда, которую уже в ХХ в.продолжают "критики культуры" (Ф.Р. Ливис идр.). Особенности же послевоенногоантиамериканизма в Великобритании преждевсего связаны с тем фактом, что в периодвойны территория страны не былаоккупирована, в ней отсутствовалособственное профашистское иколлаборационистское движение, а значит исоответствующий комплекс вины. Слабой былаи Британская коммунистическая партия.
В основном антиамериканские настроенияприняли в Великобритании формуантивоенного движения (со второй половины50-х гг. в него включился Бертран Рассел,писатели Дж.Б. Пристли и Джеймс Олдридж,видный историк искусства и художественныйкритик Герберт Рид) и молодежногоконтркультурного протеста 1950-х, а затем 1980-хгг. Оба эти феномена, обращенные противтехнизации и стандартизации жизни, в защитуприроды, нередко переплетались вконкретных акциях. Питательной средойантиамериканизма в Великобританиивыступало чувство угрозы традиционной "английскости",выливавшееся в романтическую ностальгию побылой славе Британской империи и разногорода национальный ревивализм. При этомбританский национализм мог тут причудливообъединяться с шотландским, да еще, к томуже, ярко окрашенным политической "левизной"(как оно было, скажем, у шотландского поэта-коммунистаХью Макдиармида).
Стоит добавить, что в послевоеннойситуации еще достаточно ощутимосказывались традиции "старых" английскихлевых v неомарксистов 1920-1930-х гг., а такжеантиурбанистического протеста такихкритиков западной культуры того же периода,как Д.Г. Лоуренс. Кроме того, британскаямысль и британская молодежь ("новые левые")были особенно настойчивы в поисках "другойАмерики" (9) - альтернативной культурыбунта, будь то негритянского, будь томолодежного. При этом формы и символысовременной американской культурыпарадоксально выступали для британцев v ивообще европейцев v в виде борьбы ссовременностью и американизмом.
Особенностью Великобритании было и то,что население страны в своих политическихоценках придерживалось равной удаленностикак от США, так и от СССР. Так по даннымобщенационального опроса 1985 г. (1000 чел.),роль, которую играют в современном мире СШАи СССР, преобладающей частью респондентоврасценивалась отрицательно (51 и 58%соответственно), хотя по отношению кАмерике, в сравнении с Россией, преобладаливсе же положительные оценки (соответственно32% и 16%).
Бертран Расселл, особых симпатий кСоветскому Союзу не высказывавший, в годы "холоднойвойны" приравнивал США как "полицейскоегосударство" к нацистской Германии исталинскому СССР. Особенно резкими егооценки Америки были годы вьетнамской войны:"США стали источником страданий, реакции иконтрреволюций во всем мире" (10). Грэм Грин,напротив, симпатизировал СССР, был вдружеских отношениях с руководителямиповстанческих движений и революционныхправительств Панамы, Сальвадора, Кубы иотличался антиамериканизмом в культурныхоценках, подчеркивая "вечнуюподростковость американского ума" (11).Джеймс Олдридж входил во Всемирный Советмира, был награжден его медалью.
ФРГ (12). Антиамериканские настроения - вответ на ощущаемую угрозу немецкой Kultur состороны "власти большинства" v восходят вГермании еще к Гейне, а затем к Буркхардту иНицше. В своем истоке это романтически-элитистскаякритика буржуазной "цивилизациипосредственностей", которую к началу ХХ в.подхватывают и развивают кружок ШтефанаГеорге (Рудольф Панвиц и др.), Шпенглер,Рильке (13). Эту аристократическую,почвеннически-консервативную,антимодернизаторскую линию довершаетХайдеггер, во "Введении в метафизику"критикующий США за одержимость технологией,усредненную массовую культуру,заорганизованность обычного человека.Параллельно этому с леворадикальнойкритикой Америки в 1920-х - начале 1930-х гг.выступают неомарксистские круги: ЗигфридКракауэр, Теодор Адорно и др., которые,оказавшись в вынужденной эмиграции, к 1940-мгг. переносят ее на территорию самойАмерики (программа исследованияавторитарной личности, массовогоманипулирования через медиа), - эту "леворадикальную"линию, уже в ГДР, завершает Бертольд Брехт.
Источники послевоенногоантиамериканизма в ФРГ - масштабноевоенное присутствие США и промежуточноеположение страны между странами советскогоблока и НАТО, план Маршалла и внедряемая вего рамках система "перевоспитания"населения в духе либерализма, влияние СШАчерез массовую культуру (глянцевые журналы,реклама, одежда, быт, мода, туризм, кино,музыка) и связанное с этим ощущение угрозынациональной идентичности немцев. Вкачестве особой и очень мощнойсоставляющей выступает сознаниепобежденных, чувство национальной вины занацизм, комплекс униженности и стигмы.
В целом это дает наиболее активное впослевоенной Европе движение за мир иэкологическое движение, приводит кформированию очень влиятельной в ФРГ донынешнего дня партии "зеленых". Рупоромантиамериканизма выступала здесь и церковь(и протестантская, и католическая). Деятелицеркви чувствовали свою вину за пассивное исоглашательское поведение в годы нацизма, апотому стремились в 1960-х гг. возглавитьлевые "прогрессивные" движения иинициативы в ФРГ, либо хотя бы примкнуть кним.
Наиболее острой критике США подвергаютсяза свое чувство военного, экономического,политического, цивилизационногопревосходства ("империализм", "экспансионизм").Хронологические вехи этой критики v войнав Корее (начало 1950-х гг.), маккартизм (1953-1957),война во Вьетнаме (1963-1965), Уотергейтскийскандал и его развитие (1972-1974).Противодействующей силой в сознании "левых"критиков США выступает соответственноСоветский Союз и народно-освободительныедвижения стран третьего мира: многие изнемецких интеллектуалов посещают Азию,Африку, Латинскую Америку, поддерживаютдружеские отношения с руководителямиповстанческих армий, оказывают имфинансовую помощь. После военноговторжения СССР в Чехословакию "левые"либо приравнивают СССР и США как "полицейскиегосударства" (так поступает в 1970 г.известный драматург Рольф Хоххут), либо,как Гюнтер Грасс после вторжения СССР вАфганистан, заранее лишают США дажеправа "выносить какие бы то ни быломоральные суждения по этому и какому бы тони было вопросу". Оправдание репрессий вНикарагуа. Генрих Белль называетСоединенные Штаты "единственнымвиновником нестабильности в современноммире" и подписывает антиамериканскоеКрефельдское воззвание левых партий иорганизаций (в целом оно собрало 1,5 миллионаподписей).
Масштабы современного воздействияамериканских культурных стандартов можно,среди прочих, видеть в Австрии (14). Поданным национального Союза исполнителей,композиторов и авторов песенных текстов, в1996 г. отечественная популярная музыка нарадио занимала 1,44% эфирного времени, тогдакак 98,56% было отведено зарубежной поп-музыке,прежде всего v американской и британской.Среди проданных CD, кассет и альбомов 78,1%принадлежали к зарубежной поп-музыке. Вкино, на телевидении и видеорынке ситуацияскладывалась примерно так же: 85% фильмов,шедших на экранах Австрии в 1980-х гг., былиамериканскими. Понятно, что защитаавстрийских товаров и продуктов, поддержканародных традиций и национальной культуры- начиная с высокой музыкальной классикидо вальса и оперетты - обязательная статьяв программах австрийских правых.
Франция (15). Об "американизации"Франции, в связи со II Всемирной выставкой,писал еще Шарль Бодлер; в этот же период (1863)в Большом Ларуссе впервые зафиксированослово "американизм" v склонность ко всемуамериканскому (16). 1920-1930-е гг. во Франции -период по преимуществуправоконсервативного антиамериканизма ("Раковаяопухоль Америки" Робера Арона и АрноДандьё, американские эпизоды в "Путешествиина край ночи" Л.Ф. Селина). В эти годыначинает складываться самоощущениефранцузов как "новых бедных" и отношение камериканцам как "новым богатым" ("дядюшкеШейлоку", по характеристике тогдашнихфранцузских карикатур). Либеральнонастроенные интеллектуалы (Реймон Арон,Сартр и Симона Бовуар тех лет) в целомскорее симпатизируют Америке vамериканскому кино (Чаплин), музыке (джаз),литературе (Дос Пассос, Фолкнер, Хемингуэй).
Антимериканские установки средиинтеллектуалов послевоенной Франциисоединяют реакцию на ощущение угрожающегокризиса национальной идентичности,культурной гомогенизации и колонизации состороны Америки в 1930-е гг. и нарастающие впериод 1950-1970-х гг. левые настроения.Определенное влияние на французскуюуниверситетскую, журналистскую,художественную среду на протяжениинескольких поколений оказывала критика СШАамериканскими интеллектуалами v ГенриМиллером и Джеймсом Болдуином, битниками иРайтом Миллзом, Гэлбрейтом и Рисменом,Фроммом и Маркузе.
Источники послевоенногоантиамериканизма во Франции близки кобщеевропейским, в том числе - кперечисленным выше применительно к Германии.К ним добавляется "синдром Виши" -сознание вины за национальноепредательство, напоминание о котором,вместе с тем, вызывало у французовобостренную негативную реакцию (17). Отсюда -быстрая переоценка победы в войне: поданным опроса 1945 г., 57% населения считали,что больше других стран для победы наднацизмом сделал СССР, 20% v что это были США.Нарастающее раздражение у французскихинтеллектуалов вызывает в послевоенныегоды нарастающая экспансия американскойкультуры (прежде всего - кино). Характерна вэтом плане эволюция Ж.-П. Сартра. Уже в пьесе"Почтительной потаскушке" (1946), затем вдраме "Грязные руки" Сартр переходит кантиамериканским выпадам, а с 1952 г. - коткрытому антиамериканизму. В 1960 г. онпосещает Кубу, демонстративнофотографируется с Фиделем Кастро. С 1965 г. (черезДжона Джерасси, близкого к "Чернымпантерам") Сартр сближается сантиамериканскими движениями в США,выступает со статьями и заявлениями взащиту Малькольма Икс и др.
Инициаторами антиамериканских оценок ивыступлений в послевоенной Францииявляется Коммунистическая партия, напрямуюсвязанная с советским руководством. В 1947 г.через Коминформ распространяется призыв А. Жданова к борьбе с "американским планомпорабощения Европы". Со своей стороны,образ единой Европы "от Атлантики о Урала"противополагает Соединенным Штатамидеология голлизма (вообще в 1950-х гг.французский антиамериканизм скорее левый,в 1960-х - больше правый). Однако в симпатиях кСССР объединяются "старые" и "новые"левые. А на неприятии "атлантизма"сходятся элита и массы, голлисты,коммунисты и левые католики (издатели,авторы и читатели трех наиболеевлиятельных тогдашних периодическихизданий - "Monde", "Esprit" и "Temps modernes").Характерно, что в тогдашней политическойриторике (прежде всего, у самого де Голля)СССР фигурирует как Россия, то есть, странапричисляется к Европе и вместе с неюпротивопоставляется США.
Традиционная для классицистской Францииборьба за чистоту языка находит в этотпериод выражение в создании при де Голле, азатем при Помпиду и Миттеране комитетов,комиссий и советов, которые должны боротьсяс засорением французской речиамериканизмами, поддерживать и развиватьфранкофонию. В борьбу с американскоймассовой культурой - кока-колой,макдональдсом, джинсами, комиксами, ридерз-дайджестами- вступают Владимир Познер ("Письмоамериканскому другу", 1948), Франсуа Мориак,выступающий против американской музыки икино. Антииндустриальный характер носитпротест Жоржа Бернаноса ("Франция противроботов"). Об угрозе нашествия "цивилизациихолодильников" заявляет член ФКП иВсемирного Совета мира Луи Арагон. РоланБарт видит в американских проповедниках,приезжающих во Францию, продолжениемаккартизма, подчеркивает "соглашательские"тенденции в популярном американском кино(18). С лево-анархистских позиций критикуетАмерику и массовую культуру Жан-Люк Годар.Сартр и Симона де Бовуар выступают противРеймона Арона, который подвергает СССР икоммунистическую идеологию в целомпостоянной и резкой критике, убеждаетразличать "американизацию" ииндустриализацию (19).
Пиком антиамериканизма во Франции былаэпоха Картера - вторая половина 1970-х гг. В1980-е гг. он сменяется своеобразной "рейганоманией".Подобные сдвиги характерны как дляинтеллектуалов, так и для населения в целом:если в 1982 г., по данным общенациональнойсоциологической службы SOFRES, оценкиполитической роли США в мире были средифранцузов достаточно резко поляризованы иположительно ее оценивали 30% (национальнаявыборка в 1000 чел.), а 51% - отрицательно, тоуже в 1985 г. соответствующие цифры сменилисьна 43 и 27, причем заметно вырос уровеньнеопределенности (30% затруднились датьоднозначный ответ).
Среди факторов, приведших к ослаблениюантиамериканской пропаганды иантиамериканских настроений средиинтеллектуалов и населения, стоит отметитьполитическую "независимость"деголлевской Франции (в 1966 г. страна вышлаиз НАТО), но прежде всего - резкоедистанцирование от внешней и внутреннейполитики брежневского СССР после вторженияобъединенных сил СССР и стран восточногоблока в Чехословакию, под воздействиемсоветских диссидентов и прежде всего книгСолженицына, Шаламова, мемуаров Н.Я.Мандельштам и др., наконец, после вводасоветских войск в Афганистан. Кроме того, с1970-х гг. начинается смена формацииангажированных французских интеллектуалов(Арагон - Сартр - Арон)постструктуралистами и постмодернистами вфилософии (Фуко, Деррида, Бодрийяр),социологами нового поколения (Э. Морен). Этипоследние демонстрируют проамериканскиесимпатии, нарастает их влияние - черезпреподавание и переводы - на американскиеуниверситетские круги, на художественнуюбогему Америки в целом.
Этапной в этом смысле представляетсякнига Жана Бодрийяра "Америка" (1986). СШАвыступают в ней "воплощенной утопией" (20),доводящей до предела тенденции, движущиесобственно европейскими культурами всовременную эпоху (21). В этом плане США -воплощенная программа модерна: "Америка -оригинальная версия современности, мы же -версия дублированная или с субтитрами- ДляАмерики вопрос об истоке не существует-Америка постоянно живет в современности"(22). Если Америка сегодня воплощаетнапряженную множественностьвзаимодействующих этносов и культур, тонациональная культура (а вместе с нею инациональное государство) в Европепорождает и поддерживает страх передсоциальным и культурным смешением,внутреннее раздражение против Другого,скрытое неприятие чужака, снова и сновавоспроизводя это обстоятельство каквытесненную, но не решенную проблему.
Централизацизму и классикализму Европы,"фетишизму культурного наследия"противостоит полицентризм имультикультурность Америки, где "нет никультуры культуры, ни религии религии", где,"можно было бы, скорее, говорить об "антропологической"культуре" (23). "Культура" в Америке, поБодрийяру, несет в себе образ жизни итехнологии его представления, коммуникации:Америка это мира пространства, одержимогоидеей скорости. США и строились какзадуманное и, в конце концов, удавшеесябегство от истории. Европейскиеинтеллектуалы, по Бодрийяру, на протяжениивсей современной эпохи всегда испытывалитягу к подобному бегству (24); егоневозможность и заставляла их вымещатьсвою неспособность в форме раздраженияпротив Америки, - отсюда ее негативныеопределения как "плоской", "одномерной" ипроч. К концу ХХ в. Америка сталапарадоксальным экс-центричным центром мира,что, по Бодрийяру, привело к закату "идеюЕвропы": "Сегодня все мифы современностиамериканские" (25).
В 1980-1990-х гг. антиамериканизм во Франции,с одной стороны, маргинализируется: егоприверженцами выступают немногочисленныелевые маргиналы, "раскаявшиеся"коммунисты (Режис Дебре, Роже Гароди). Спочвенно-националистических, дажеантисемитских и расистских позиций Америкуи проамериканские настроения критикуютновые правые (кружок "GRECE" и его лидер Аленде Бенуа). Вместе с тем антиамериканскаяриторика проникает на официальный уровень,входит в лексикон правительственныхчиновников (министр культуры Жак Ланг),членов парламента (лидер партии "зеленых",участник нынешних президентских выборовНоэль Мамер (26)). Сохраняет свои позициикультурный антиамериканизм, отстаивающийфранцузскую кулинарию и вино передмакдональдсами и кока-колой. Жак Ланг (в своевремя нанесший, кстати, дружеский визитФиделю Кастро), предлагает удалитьнефранцузские слова из словаря, призывая к"активному культурному сопротивлению,крестовому походу против- финансового иинтеллектуального империализма" (27); в этомему вторит известный в прошломкинорежиссер (и не менее известныйантисемит), член ле-пеновскогоНационального фронта Клод Отан-Лара. В 1983 г.в Париже проходит организованнаяфранцузским правительством международнаяконференция, посвященная культурномуимпериализму. На ней с протестом противвсеевропейской демонстрации телесериала "Даллас"выступают американские писатели, левые 60-х гг. - Норман Мейлер, Сьюзен Зонтаг, УильямСтайрон. Новым объектом антиамериканскойкритики становится построенный под ПарижемДиснейленд (1992) - известный театральныйрежиссер Ариана Мнушкина называет его "культурнымЧернобылем". Ввести квоту на американскиетелепрограммы, выходящие на экраныЗападной Европы, требует во Франции Ж. Ланг (саналогичными инициативами, кроме тогонаправленными против американскогоспутникового телевидения, расширениядеятельности американских агентствновостей, выступают интеллектуалы в Дании,Исландии, Швеции (28)).
В целом современные исследователирассматривают антиамериканизм какответную реакцию тех или иных группнаселения на какую-то из коллективныхфрустраций, болезненное ощущение которойсмягчается перенесением вины иответственности на отдельные "модерные"институты внутри своей страны либо на СШАкак воплощение осуществленной модерности имодернизации в мире (Питер Бергер говорит вподобных случаях об импульсахконтрмодернизации).
Чаще всего, как на массовом, так и наэлитарном уровне, перенос осуществляетсячерез представление об угрозе со стороныСША партикулярным (традиционалистским)символам коллективной идентичности -национальной, культурной либо религиозной,особенно - путем воздействия на молодежьтой или иной страны через системувоспитания и масс-медиа. Нидерландскийсоциолог Роб Крёс придерживается мнения,что "та Америка, которая сегодня вызываетнеприязнь, на самом деле являетсязашифрованным обозначением, символом болееглобального отрицания современнойкультуры и современного общества" (29). Приэтом критики Америки обращают к ней свои жезавышенные надежды и нереалистическиетребования, а потому рано или поздноотмечают расхождение в Америке междусловом и делом, лицемерие американскихполитиков и проч. Иначе говоря, в своемантиамериканизме они демонстрируютпредельно высокий ценностный ранг Америкив собственном сознании. Западногерманскийсоциолог Эрвин Шойх замечает: "Самаяразвитая в индустриальном отношении странав мире (и богатейшее из когда-либо известныхобществ), что вполне естественно, вызываетзависть и обиды менее развитых стран-Антиамериканские настроения приобретают вотдельной стране более широкий размах иинтенсивность в тех случаях, когда еесобственные условия становятся болеетяжелыми" (30).
Идеализация США связана еще и спредставлением об Америке какосуществленной утопии, где как бы не знаюттех ограничений, налагаемых реальностью иисторией, которые характерны для Европы.Нередко в таких случаях Америка явно илискрыто наделяется статусом будущего Европыи мира в целом. Между тем многиеинтеллектуалы испытывают страх передсобственным будущим, отвращение к нему,переживают чувство, что время и история им непринадлежат.
С одной стороны, антиамериканистыобвиняют США в гегемонизме и миссионерстве,в демонстрации превосходства и постоянномстремлении вмешиваться в дела других стран.С другой, их упрекают в недостаточномвнимании к этим странам, равнодушии, слабойпомощи, нежелании вникнуть в их проблемы иособенности. Иными словами, за такого родатребовательностью и недовольством можноразличить скрытые представления обответственности США перед миром; переносэтих собственных и явно завышенныхпредставлений на реальную политику США ипорождает обвинения ее в отступничестве отсобственной миссии, принципов и проч. Судяпо подобным оценкам, Америка ответственназа модернизацию, включая все ее последствия(себя же интеллектуалы тем самым отответственности освобождают, даже признаютсвою несамостоятельность и незрелость). Такчто отторжение и критику со стороны теперьуже могут вызывать динамизм, мобильность,растущее разнообразие Америки, еенастойчивые поиски самореализации ипризнания, тогда как прежде такие чувствавызывала, напротив, стандартизированностьамериканского образа жизни, подчеркиваниесоциальной устойчивости (которые связаны стем же динамизмом и разнообразием какинтегрирующие, стабилизирующие ихтенденции, которые опосредуют неизбежныепри таком разнообразии и динамизменапряжения и конфликты). Тем самым,подозрения в лицемерии, стремленииподчинить себе весь мир сменяются вантиамериканистской риторике упрекамиамериканце в неглубокости ("поверхностности")и конформизме.
При этом происходящее в самих СоединенныхШтатах не воспринимается в терминахпроблем, которые нужно продумывать и можнорешать, а задается как черты системы иличеловеческого характера - готовые, почтиприродные свойства, не требующие усилий,мысли, работы: в них лишь фиксируютсядефициты собственного общества. Напротив,свои обстоятельства непременнопереживаются как проблема, к которойпринуждают прислушаться, которая требуетнемедленного вмешательства. Тем самымобраз интеллектуальных групп, либо необладающих автономными ценностнымиресурсами, либо в силу тех или иных причинтеряющих социальный вес, положение,авторитет, престиж, пассивных и неспособных к изменениям, переносится назначимого и ответственного Другого, откоторого, соответственно, требуютактивности, в недостаточности этойактивности его же и обвиняя. Эжен Ионеско(1969) видит в таких установках по отношению кСША "выражение немыслимой неблагодарности-и колоссальной зависти" (31).
Иной вариант таких идеологическихпроекций - образ США как воплощенногобудущего, которое именно поэтому не требуетусилий и не подлежит изменениям:сверхидеализация ведет к разочарованиюи символическому вымещению своихнегативных чувств на Другом. Еще одинвариант конструирования образа Америки всознании европейских интеллектуалов можнобыло бы описать известными словами изгрибоедовского "Горя от ума": "Я правду отебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи".При этом недоброжелатели США, глядя на нихизвне, часто используют критикуамериканцами собственных порядков изнутри.Внутренняя самокритика - конструктивнаячерта развитого, демократического общества- переносится при этом в обиходконсервативных групп,неотрадиционалистских движений в Европе (неговоря уж о странах третьего мира). П.Холландер говорит даже об "экспортеантиамериканизма" из США (32) - вряд ли этосправедливо. Важней другое: СоединенныеШтаты при этом как бы символически "наказываются"извне за беззащитность европейскихинтеллектуалов в их борьбе с модерностью ипротивостоянии собственному обществу, заих подверженность воздействию со стороны,неимунность к влиянию.
Более аналитичный, свободный отидеологической предвзятости взглядисследователей показывает, что, например,применительно к культуре речь должна идтине об "американизации" Европы, а освоеобразном вызове, который в ряде случаевпринимают на себя более динамичные группы икоторый стимулирует их собственные силы ивозможности. Уж скорей здесь следуетговорить о европеизации заимствований изамериканской культуры и быта (такова,скажем, британская панк-культура 1970-1980-х гг.как реплика на аналогичную американскую, азатем выросшая из нее британская поп-музыка1990-х, которая породила уже "внутреннее"соревнование севера и юга страны, - то жеможно сказать об скандинавской, да и овосточноевропейской молодежной культуретрех последних десятилетий). Болееконсервативные группы общества испытываютпарализующий страх перед подобнойгибридизацией, а ведь именно она,собственно, и лежит в основе американскойкультуры.
Подобные обстоятельства не так редковлияют даже на собственноисследовательские средства социологов,политологов, историков культуры: в изучении"антиамериканизма" преобладаютсубстанциалистские подходы и экзогенныесхемы. Антиамериканизм описывается какобъективное явление и наглядный процесс.При этом интеллектуалам Европы отводитсялибо пассивно-рецептивная роль (включаяпрямую идеологическую накачку и финансовуюподдержку извне v с той или другой стороны),либо чисто реактивная функция. Между темболее адекватным был бы "эндогенный"подход средствами социологииинтеллектуальных групп и движений v как винтранациональном плане, так и в кросс-культурномисследовании их межнациональных связей.Общей рамкой таких исследований выступалабы идея и концепция модернизации какисторического проекта. Непосредственнымконтекстом рассмотрения тех или иныхстратегий действия интеллектуалов стали быконкретные особенности разворачиваниямодернизационных процессов в различныхобществах, функция интеллектуалов в этихпроцессах, их трактовка современности (modernitй,modernity, Modernitaet) и своей роли в развитиикультуры как программы модерности,различные идейные, символические,риторические ресурсы самопонимания,включая полученные от прошлого. "Антиамериканизм"v не столько ответ на те или иные шаги состороны США, сколько хроническая болезньсамих интеллектуалов и в Европе, и в Америке,внутренние конфликты их ролевогосамоопределения, следствие отчуждения отведущих, наиболее модерных и выступающихлокомотивами модернизации институтовсобственного общества.
Факт внешних воздействий на национальныеэлиты v ни со стороны США, ни со стороныСССР v при этом нисколько не исключается.Но принципиальным обстоятельствомявляется то, что отношение культурных элит, вырабатывающихинтегративные символы и образцы, к Америке (включаяих "антиамериканизм"), задано,опосредовано отношением к массовойкультуре, иначе говоря v проблемами ихсамоопределения в качестве публичныхинтеллектуалов у себя в стране, борьбой заболее широкое общественное влияние икультурный авторитет. Если же говорить ополитических элитах, задающих ценностные ицелевые ориентиры социума, то для нихрешающую роль, вообще говоря, должны были быиграть представления о демократии игражданском обществе. Именно в рамках и вформе подобных представлений фиксируетсядля современных развитых стран уровеньсамостоятельности (либо, напротив,несамостоятельности) той или иной группыпретендентов на власть, их компетентность,зрелость, заинтересованность в партнерах,обоснованность (либо необоснованность) ихпритязаний на выдвижение приоритетов иориентиров общества, на управление егоподсистемами.
Примечания
1. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб., 2001. С. 267.
2. См., напр.: Barbu B. Images of the United States in Cold War Romania. Автор, профессор Бирмингемского университета, указывает, что за железным занавесом в социалистическом блоке существовали три источника информации об Америке: официальная пропаганда СССР и местных властей (она концентрировалась вокруг гонки вооружений/борьбы за мир; расизма, эксплуатации и обнищания трудового народа в США; "убожества" американской культуры v на примере абстракционизма); официальные издания США v журналы типа "Америка" и другая подобная продукция; массовая культура, прежде всего аудиовизуальная (музыка, кино), предметы потребительской цивилизации, реклама.
3. Для всех других групп и слоев здешнего общества любая критика, высказанная по адресу США (а она v особенно упреки Америки и Запада в нерешительности, непоследовательности, недопонимании восточноевропейской ситуации v разумеется, были), немедленно и помимо воли попадали бы в данный официально-пропагандистский контекст. Отсюда характерное для советской системы и стран-сателлитов "двоемыслие", требующее от исследователя иной социологической оптики: оно точно описано очевидцем Чеславом Милошем в его "Порабощенном разуме" (1953, глава "Запад"); в русском переводе см.: Милош Ч. Личные обязательства: Избранные эссе о литературе, морали и религии. М., 1999.
4. Холландер П. Антиамериканизм рациональный и иррациональный. СПб., 2000. С. 734.
5. Один из каналов такого воздействия v коммунистические партии соответствующих стран, руководство ими из Москвы. Другой v международное движение за мир и ядерное разоружение, в руководстве которого значительная роль также принадлежала Советскому Союзу и его западным симпатизантам. Одним из механизм взаимодействия СССР с западными интеллектуалами, включая и американских, выступали при этом премии (международные и собственно советские), поездки по советской стране, ее республикам, издания книг (для писателей), организация концертов и выпуск пластинок (для музыкантов), подготовка выставок и выпуск альбомов (для художников) и проч. Из многих лауреатов подобных премий в Европе и Америке назову лишь некоторых v в хронологическом порядке: Поль Робсон (Международная премия мира, 1950; Международная Ленинская премия, 1952), Пабло Неруда (Международная премия мира, 1950; Международная Ленинская премия, 1953), Фредерик Жолио-Кюри (Международная Ленинская премия, 1951), Жоржи Амаду (Международная Ленинская премия, 1951), Хадльдоур Лакснесс (Международная премия мира, 1952), Андре Стиль (Государственная премия СССР, 1952), Николас Гильен (Международная Ленинская премия, 1954), Луи Арагон (Международная Ленинская премия, 1957), Уильям Дюбуа (Международная Ленинская премия, 1959), Пабло Пикассо (Международная премия мира, 1950; Международная Ленинская премия, 1962), Международные Ленинские премии Рафаэлю Альберти (1964), Мигелю Анхелю Астуриасу (1966), Рокуэллу Кенту (1967), Ренато Гуттузо (1972), Джеймсу Олдриджу (1973) и др. Особая тема v западные симпатизанты, "обманувшие доверие" советских властей, начиная с Андре Жида (Говард Фаст, Джон Стейнбек и др.).
6. См., напр.: Nacci M. Il "comunismo borghese: la Russia e l-America viste dall-Europa // Il Mulino. 1990. » 329. Р. 347-364; Idem. «a civilta non cattolica. Una certa immagine dell-America // Ibidem. 1992. » 340. Р. 192-203.
7. Холландер П. Указ. соч. С. 677.
8. Кроме книги П. Холландера, cуммирую работы: Richards V. Protest Without Illusions. «ondon, 1981; Veldman M. Fantasy, the Bomb, and the Greening of Btitain: Romantic Protest, 1945-1980. Cambridge, 1994; Yankee Go Home (& Take Me With U): Americanisation and Popular Culture / Ed. by G. MacKay. Сheffield, 1997; MacKay G. Anti-Americanism, youth and popular music, and the Campaign for Nuclear Disarmament in Britain.
9. Подобное раздвоение - не столько свойство наблюдаемого "объекта", сколько особенность и оптики смотрящего, который выделяет и опознает прежде всего близкое себе, но отодвигает и ценностно снижает чуждое. Примерно таков же смысл противопоставления "одноэтажной Америки" Америке небоскребов в известных путевых записках И. Ильфа и Е. Петрова (1935).
10. Russell B. War Crimes in Vietnam. «ondon, 1967. P. 112.
11. Холландер П. Указ. соч. С. 687.
12. Суммирую работы: America and the Germans / Ed. by F. Trommler, J. McVeigh. Philadelphia, 1985; Perceptions and Misperceptions: The United States and Germany. Studies in Intercultural Understanding / Ed. by «. Bredella, D. Haack. Tuebingen, 1988; Willett R. The Americanization of Germany 1945-1949. «ondon; N.Y., 1989; Gemuenden G. Framed Visions: Popular Culture, Americanization, and the Contemporary German and Austrian Imagination. Ann Arbor, 1998.
13. См. в его письме 1925 г. польскому переводчику Витольду Гулевичу: "-из Америки к нам вторгаются пустые равнодушные вещи, вещи-призраки, суррогаты жизни- Дом, в американском понимании, американское яблоко или тамошняя виноградная лоза не имеют ничего общего с домом, плодом, виноградом, которые впитали в себя надежды и думы наших предков-" (Рильке Р.М. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. М.: Искусство, 1971. C. 306).
14. Wagnleitner R. Coca-Colonization and the Cold War: The Cultural Mission of the United States in Austria after the Second World War. Chapel Hill, 1994; Idem. The Sound of Forgetting Meets the United States of Amnesia. An Introduction to the Relations between Strange Bedfellows.
15. Суммирую работы: «acorne D., Rupnik J., Toinet M.-F. The Rise and Fall of Anti-Americanism: A Century of French Perception. Basingstoke, 1990 (франц. изд. - 1986); Kuisel R.F. Seducing the French: The Dilemma of Americanization. Berkeley, 1993.
16. "Большой словарь французского языка Ларусс включает тридцать два слова с приставкой "анти". Из них только одно относится к народу - слово "антиамериканизм", - отмечает французский исследователь в конце ХХ в. (см: Kaspi A. «es Etats-Unis aujourd-hui. Paris, 1999. Р. 28).
17. Подобным двойственным чувством проникнуты уже корреспонденции Жоржа Бернаноса в период войны: не желая признать право Америки - "международных плутократов" - на поведение и тон победителя, он называет Виши "ошибкой, за которую наш народ сам ответит перед историей" (Бернанос Ж. Сохранять достоинство: Художественная публицистика. М., 1988. С. 370).
18. См.: Барт Р. Мифологии. М., 1996. С. 111-113, 141-144 и др.
19. См.: Aron R. «a Republique imperiale: «es Etats-Unis dans le monde, 1945-1972. Paris, 1973 (есть англ. перевод).
20. Бодрийяр Ж. Америка. СПб., 2000. C. 151.
21. Еще в 1927 г. близкую мысль высказывал Ортега-и-Гассет: "То, что средний уровень жизни v это уровень некогда элитарный, ново для Европы, но исконно для Америки- То психологическое состояние, когда человек сам себе хозяин и равен любому другому, в Европе обретали немногие и лишь особо выдающиеся натуры, но в Америке оно бытовало с XVIII века - по сути, изначально- Едва этот психологический настрой появился у рядового европейца, едва вырос его общий жизненный уровень, как тут же стиль и облик европейской жизни повсеместно приобрели черты, заставившие многих говорить: "Европа американизируется" (Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 1997. C. 52).
22. Бодрийяр Ж. Указ. соч. С. 150.
23. Там же. С. 178.
24. Джон Херф в своей известной монографии назвал одну из разновидностей подобной стратегии "реакционным модернизмом"; см.: Herf J. Reactionary Modernism. Technology, Culture and Politics in Weimar and Third Reich. Cambridge, 1987.
25. Бодрийяр Ж. Указ. соч. С. 156.
26. См. недавнюю книгу последнего: Mamere N. Warin O. Non, merci, oncle Sam! Paris, 1999.
27. Холландер П. Указ. соч. С. 700.
28. Esard E., Herion-Sarafidis E., Blanck D. American Influences in Sweden.
29. Холландер П. Указ. соч. С. 721.
30. Там же. С. 732.
31. Ионеско Э. Противоядия. М., 1992. С. 176.
32. Холландер П. Указ. соч. С. 721.