будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 15, 2025
Мир
Кобрин Кирилл

Апология «Кипра»

Апология «Кипра»
svoboda-0504-1

Это будет короткий текст на тему, по поводу которой мало кто не высказался. Но речь в нем пойдет не о самих событиях, происходящих в одном из европейских захолустий, а о трех стихиях, пусть во многом и ментальных, которые породили оные события, столь волнующие (и даже затрагивающие) многих. О том, кто виноват, что делать и как все устроено на фактическом уровне с адресами, явками и номерами банковских счетов – ни слова. Оставим это въедливым экспертам, пламенным публицистам и раздраженным резонерам.

Короче говоря, речь пойдет о том, что принято нынче обозначать словом «Кипр». Далее, во избежание повторов, плеоназмов, метономий, символов/аллегорий, а также метафор и терминологической путаницы вообще, я буду именно так называть всё, происходящее вокруг финансового кризиса на греческой части острова Кипр, включая попытки отъема части вкладов коренного и некоренного населения, а также средств вовсе посторонних людей. Сюда же — международные марши и демарши, прогнозы и проклятия, общественное мнение, разделенное на несколько непримиримых партий. «Кипр».

«Кипр» есть порождение, как я уже говорил, трех стихий. Первая, универсальная – мировая финансовая система; говоря очень обобщенно – деньги. Вторая – партикулярная, местная, состоящая из попыток кипрских политиков разрешить кризис, не обижая свое население. Сюда вмешиваются, правда, и внешние силы, в виде попыток ЕС и России убедить кипрских политиков разрешать кризис в интересах кого угодно, только не местного населения. Но стихия эта остается, тем не менее местной – ведь аборигенам наплевать на интернациональный политический аспект происходящего, им хочется остаться при деньгах и при так называемом «суверенитете».

Наконец, третья стихия – социо-психологическая и социокультурная, где-то посередине универсальной финансовой и партикулярной политической. Это то, как люди думают об этом кризисе, как вообще они привыкли обходиться с деньгами, что они думают по поводу денег и их добывания. Я бы третью стихию назвал смешанной, универсально-партикулярной. Каждая из трех стихий имеет свой механизм, свою историю и свой способ взаимодействия с другими.

Нет ничего универсальнее денег в современном мире. Чтобы там ни говорили про «всемирную паутину» или униформенный «Макдональдс», только деньги вездесущи и повсюду совершенно одинаковы. Такова их природа сегодня – они функция, ничего больше. Отсюда и разговоры о том, что «рынок» работает везде одинаково, что пестрый мусор разных там испаний или африк – лишь видимость, покрывало Майи, скрывающий безупречно работающий извечный финансовый механизм. Адепты такого подхода доверяют деньгам, нет, пожалуй, даже верят им, за неимением Бога, мол, деньги, придя в любую тьмутаракань, все обустроят по-умному (по-рациональному). Главное им не мешать.

Мешают деньгам обычно: местные политики, местные нравы, местные люди. Люди вообще мешают, если они не являются универсальной функцией от денег (то есть, универсальной функцией от универсальной функции), данной нам в виде рабсилы, human power, потребителя и так далее. С этой точки зрения, Кипр (без кавычек, просто государство греков-киприотов, находящееся там-то и там-то) ничем не отличается от Люксембурга, Танзании или Исландии. Одно из мест приложения универсальной власти денег, всего-то.

Политика тоже претендует на универсальность, по крайней мере, та ее часть, что называет себя «демократической». «Демократические принципы универсальны как деньги», — собственно, вот главный девиз неолиберала, пришедшего во власть. Однако уже первые шаги по воплощению универсальных демократических ценностей и процедур в разных уголках мира наталкиваются на странное сопротивление местного населения. Причин сопротивления множество, но тренд один.

Более того, демократический политик очень уязвим, так как приходит к власти в результате демократической процедуры выборов, а электорат даже самых демократических стран непонятным образом держится за разные жалкие предрассудки, вроде ксенофобии или нелюбви к бюрократии. Приходится подлаживаться даже у себя на родине: и вот мы уже видим британских или французских министров, которые произносят речи, еще несколько лет назад немыслимые, речи, полные парткуляризма и критики универсальных ценностей.

Наконец, в современной Европе (к примеру) настоящая «политика» — то есть отражение в сфере властных отношений совокупного интереса неких социальных, гендерных или религиозных групп – начинается (а иногда и заканчивается) «снизу»; обычно это относительно эффективно работающая местная власть, менее эффективно работающая (и более коррумпированная) власть среднего звена и редко когда эффективная (и почти всегда в той или иной степени коррумпированная) общегосударственная власть. Соответственно, степень доверия населения падает — чем дальше от собственной почвы, тем больше.

И вот здесь происходит столкновение идеи безличной универсальной функции под названием «деньги» и очень даже колоритной, очень местной, крайней партикулярной сферы под названием «политика». Последствия самые плачевные – несмотря даже на то, что придуман целый Европейский Союз, который должен политически соответствовать универсализму денег, Европейский Союз с его идеологией общих ценностей. Все равно получается плохо. С точки зрения непреложных финансовых законов, скажем, грекам, надо срочно затянуть пояса. С точки зрения греков… да пошли все эти универсальные рецепты куда подальше, когда на обычную жизнь не хватает.

Правы и те, и другие; на самом деле уже почти не осталось площадки, где универсальное и партикулярное могли бы выработать компромисс. И получается, что бедный Европейский Союз крутится как уж на сковородке, пытаясь приучить всех своих жителей соблюдать общую финансовую дисциплину — и, в то же время, стараясь удержать разношерстный люд в своих рядах.

В приложении к «Кипру» это выглядит так. С универсальной точки зрения, хорошо бы все обанкротить и начать с чистого листа. Или всем жителям скинуться (затянуть пояса) и начать все с чистого листа. С местной политической точки зрения, хорошо, если оно само как-нибудь рассосется – или пусть проклятые иностранцы платят. Или давайте еще возьмем в долг, хоть у черта лысого.

Иными словами, все это полная ерунда – заявления типа «политика есть концентрированная экономика». Политика с экономикой (деньгами — другой экономики западный ум сегодня не приемлет) разведены по разным углам ринга, какая там уже концентрация. Только страны, где полностью отсутствует традиционная демократическая политика (да и вообще «политика» как мы ее знаем) могут позволить себе руководствоваться на международной арене экономическими интересами. И то по-разному.

К примеру, явно недемократический Китай всю свою политику строит на экономическом интересе – государственном. Столь же явно недемократическая Россия в ситуации «Кипр» повела себя отчасти так же, руководствуясь экономическим интересом, но не государственным, а, в отличие от Китая, обслуживая запросы некоей группы лиц, занимающихся эксплуатацией населения и ресурсов РФ. Я не негодую, упаси Боже, а констатирую: никакого настоящего государства (пусть даже недемократического, как КНР) с его общим «интересом» в России нет.

Но не все так плохо. Есть еще третья стихия – социальное поведение в отношении государства и денег. Здесь универсальное и партикулярное если и не смешиваются, то хотя бы мирно сосуществуют на одном поле. Скажем, в сознании одного и того же европейца могут запросто теплиться как идея об иммигрантах-бездельниках (которые, несмотря на свое безделие, все же отбирают рабочие места у местных) и идея о том, что неплохо бы выпросить у банка еще один кредитик под новую машину или даже квартирку. Это неважно, что зарплата явно не подходит под такие запросы; тут работает другой принцип: «я хочу!», «это есть у всех!», «это показывают в рекламе!».

Ксенофобия партикулярна, кредитное расточительство – универсально. Эти две идеи не мешают друг другу ни в чьей голове, хотя, казалось бы, являются взаимоисключающими (если ты, не имея на это реальных средств, берешь кредит на очередную игрушку, то кто тогда безотвественен – ты или иммигрант, живущий на пособие, которое тоже есть в некотором роде кредит). Вот и получается, что Европу от безумия спасает самая обычная шизофрения – и Старый Свет продолжает, поскрипывая, функционировать. А «Кипр» — одно из названий этой почтенной спасительной болезни.

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).