будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Украина санкции гражданская авиация
Май 15, 2025
Мир
Карпюк Илья

Авиаблокада

Авиаблокада
ukr2
Международные Авиалинии Украины. Источник: Фото: capital.ua

Министерство транспорта России получило официальное уведомление Госавиаслужбы Украины о полном прекращении прямого воздушного сообщения между двумя странами. Теперь для того, чтобы после 25 октября долететь из России на Украину или обратно, придется делать пересадку в третей стране.

Вся история с авиаблокадой то ли России, то ли Украины выглядит довольно забавно, если бы от нее не страдали десятки тысяч людей в обеих странах.

Противостояние в этой сфере началось в сентябре 2015 года, тогда президент Петр Порошенко подписал указ о введении санкций против ряда российских компаний, в число которых попали почти все крупные авиаперевозчики, от «Аэрофлота» до Red Wings.

В приложении к указу президента авиакомпании обвинялась в создании реальных или потенциальных угроз национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, а также в том, что их действия приводят к «оккупации территории, экспроприации или ограничению права собственности».

На самом деле претензии украинской стороны были достаточно простыми: российские авиакомпании летают в Крым или через воздушное пространство полуострова, не спрашивая на то разрешения у Киева. По мнению украинских юристов, этот факт нарушает профильное межправительственное соглашение 1994 года, а значит позволяет Киеву ввести санкции против компаний-нарушителей.

В указе Петра Порошенко не сказано прямо, какие именно санкции необходимо применить к российским компаниям — сначала даже могло показаться, что им просто будет закрыт транзит через украинское небо. Но столь мягкий вариант не был принят украинскими политиками и вскоре было заявлено однозначно: с 25 октября почти все крупнейшие авиаперевозчики России потеряют право совершать рейсы в украинские города.

 
Фото: samolety.org

Единственным исключением стала компания Utair, у которой просто не было рейсов в Симферополь. В руководстве перевозчика уже задумались на тем, чтобы резко увеличить число рейсов на Украину, но история получила продолжение.

Российские власти не могли согласиться с аргументами Киева и довольно оперативно придумали ответных ход. Росавиация запретила без разбора всем украинскими авиакомпаниями с 25 октября пользоваться воздушным пространством России, отметив, что запрет будет действовать до тех пор, пока решение украинских властей в отношении российских авиакомпаний не будет отменено.

Вообще-то реакция Москвы просчитывалась достаточно легко — российская дипломатия всегда при возможности дает симметричный ответ. Так что Петра Порошенко даже заподозрили в том, что санкции стали инструментом внутриполитической борьбы. От решения Росавиации страдают крупнейшие авиакомпании Украины, в том числе «Международные авиалинии Украины», которые, по неофициальным данным, принадлежат Игорю Коломойскому, снятому недавно с поста губернатора Днепропетровской области.

Как бы то ни было, в ответ на решение Росавиации Госавиаслужба Украины также закрыла небо для всех «неприятельских» авиакомпаний — то есть исключительно для UTair, так как остальные компании были в стоп-листе и ранее.

Официальное объяснение запрета — «в связи с непредоставлением ответа Росавиацией с объяснение причин ограничения полетов украинских авиакомпаний». Если бы работники Госавиаслужбы Украины зашли на сайт Росавиации, они бы увидели официальное объяснение причин запрета, но вряд ли это изменило бы их собственное решение.

Судя по имеющейся информации, серьезных затруднений отмена прямого авиасообщения не вызовет.

 

По данным Росавиации, которые приведены в сообщении ведомства, в 2015 году средний месячный пассажиропоток составил около 100 тысяч человек, причем более 70% пассажиров всех рейсов между двумя государствами были именно украинцами.

Железные дороги перевозят почти вдвое больше пассажиров, в среднем около 190 тысяч человек в месяц. Ежедневно между двумя странами, с учетом транзита из России в Молдавию, курсирует 10-11 составов, причем заполняемость вагонов, как утверждают в РЖД, достаточно низкая.

Если учитывать еще и то, что год назад число перевезенных железными дорогами пассажиров было вдвое выше — сказывался и транзит в Крым, и в целом более мирное отношение между странами — то РЖД и их украинские коллеги, в принципе, смогут спокойно «переварить» дополнительные 100 тысяч человек в месяц. Без лишних проволочек можно прицепить к существующим составам дополнительные вагоны, а если не будет политических проблем, то можно даже запустить несколько новых поездов между крупнейшими городами.

Правда, мало что сравнится с удобством прямого перелета. Даже с учетом времени на поездку в аэропорт и прохождение пограничного контроля, из центра Москвы в центр Киева пока еще можно попасть за 4-5 часов, поезда же идут 12-13 часов. При этом заметный выигрыш в цене получается, только если пользоваться вагонами самого низкого класса. Билет туда-обратно на самолете сейчас обходится в 15-16 тысяч рублей, в купейном вагоне в 11-12 тысяч, а в плацкартном вагоне в 6-6,5 тысяч.

Естественно, за рынок готовы побороться  авиакомпании третьих стран. В Белоруссии уже объявили, что аэропорт Минска готов к росту транзитных пассажиров, а «Белавиа» даже открывает новое направление Минск-Одесса. Латвийская AirBaltic также готова принять пассажиров — тем более, что рижский аэропорт и так является удобным и дешевым пересадочным пунктом для россиян.

 
Фото: liga.net

Пока цена пересадочных рейсов даже ниже, чем прямых. Если лететь из Москвы в Киев через Минск или Ригу, то можно купить билет за 13 тысяч рублей. По времени это, правда, будет все ближе к поездке на поезде. «Белавиа» предлагает довезти пассажира из Москвы в Киев с пересадкой в Минске за 3 часа 10 минут — учитывая паспортный контроль и дорогу в аэропорт, поездка из центра одного города в центр другого займет от 6 часов.

Вообще, как показывает опыт многолетнего запрета на прямое авиасообщение с Грузией, проблема эта обходится — россияне и грузины летали через Баку, Стамбул, Киев и Минск, в сезон никто не отменял «Комету» между Батуми и Сочи, да и движение по Военно-грузинской дороге прерывалось разве что лавинами и снегопадами. Но волшебным образом после возобновления прямых перелетов поток туристов из России в Грузию увеличился за пару лет в несколько раз, сейчас, фактически, россияне заново открывают для себя эту страну.

Конечно, Украина в любом случае доступнее для россиян — ее не отделяет горный хребет, туда проще добраться на личном автомобиле, да и прямое железнодорожное сообщение пока сохраняется. Но, например, до Западной Украины доберется уже не каждый путешественник — так что не исключено, что через пару лет услышать во Львове русскую речь станет на самом деле сложно.

Карпюк Илья
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).