Газеты активно обсуждают вчерашнее совещание автопромышленников с Путиным, на котором президент поддержал основные предложенные компаниями протекционистские меры. "Коммерсантъ" констатирует мощь автопромовского лобби: президент принял предложение сильно повысить пошлины на импорт подержанных иномарок, хотя эта мера будет заведомо воспринята с негодованием большей частью населения.
Успех автопромышленников должен показать другим отраслевым союзам: с Владимиром Путиным можно договориться об особых условиях ведения бизнеса, - формулирует газета и вспоминает, что последнее повышение пошлин на иномарки (на 60-85%) прошло в 1994 г., как раз при вице-премьере Владимире Каданникове. Результатом стал рост "черной" и "серой" растаможки. Сейчас запретительные пошлины вводятся на старые иномарки - ожидается, что в ЕС цены на них рухнут, так как с 2006 г. производителям придется утилизовывать машины за свой счет. После введения пошлин отечественные заводы (особенно "АвтоВАЗ") смогут окончательно расслабиться, пишут "Ведомости". Ведь они конкурируют как раз со старыми иномарками.
Больше всего разговоров вызывает "сенсационный успех" ("Ведомости") "АвтоВАЗа". МНС поручили оперативно решать вопросы реструктуризации долгов, а находящийся в залоге контрольный пакет будет возвращен заводу. Теперь он может быть использован с целью привлечения инвестиций для разработки новых моделей - очевидно, алюминщики готовы предоставить средства в обмен на акции. Государство не решилось поставить условием продажи пакета погашение долга, фактически рекомендовав налоговикам не выдавливать из "АвтоВАЗа" недоимку.
Более того: кроме отказа от залога, правительство может еще раз реструктурировать и сам долг (осталось 2,284 млрд). Предложение "АвтоВАЗа" таково: государство отменяет залог на акции, а с 1 июля "АвтоВАЗ" останавливает платежи по реструктурированному долгу - выплата происходит в 2008-09 гг. Клебанов не пояснил, принята ли именно эта сногсшибательная схема. Действительно, старый долг мешает заводу привлекать инвестиции. Но с отменой залога государство должно защитить свои интересы как-то иначе - например, завод выпускает векселя на предъявителя, которые Минфин мог бы предъявить к погашению. Затем, нужны схемы, запрещающие вывод активов. Иначе, пишут "Ведомости", никакой возможности заставить автогигант регулярно и в полном объеме платить налоги нет.
"Ведомости" написали, что если государство действительно заинтересовано в том, чтобы в России делались недорогие качественные машины, оно должно взять курс на национализацию "АвтоВАЗа" и его последующую продажу на аукционе, открытом только для иностранных автоконцернов. Иначе сохраняется нужный только топ-менеджменту статус-кво. Точно таким же могло бы быть решение проблемы "АвтоВАЗа", исходя из целей эффективного управления собственностью. Если крупнейший автозавод страны не в состоянии платить долг государству, последнее должно взять его себе. А затем эффективно распорядиться собственностью. Правда, пока, по-видимому, государству хватает взятого в оперативное управление "Газпрома" - с ним бы справиться. Остальное за нехваткой грамотных управленцев можно раздать топ-менеджерам. Или алюминщикам, готовым инвестировать в разработку новой модели "Жигулей". Но только при условии, если ввоз иномарок старше семи лет будет запрещен.