будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 17, 2025
Мир
Маркедонов Сергей

Азербайджан: исламистская угроза конфессиональной гармонии

Азербайджан: исламистская угроза конфессиональной гармонии
mark_big.bmp

На фоне нарастания кризиса в двусторонних российско-грузинских отношениях в тени остались события в соседнем Азербайджане. Между тем, они заслуживают не меньшего внимания. В Азербайджане 30 мая состоится суд над боевиками «Аль-Каиды». На скамье подсудимых окажутся подданный Саудовской Аравии Наиль Абдул Керим аль-Бедеви по прозвищу Абу-Джафар и еще 17 человек. Все они обвиняются в создании вооруженной террористической группы. Напомним, что 29 октября 2007 года пресс-служба Министерства национальной безопасности (МНБ) Азербайджана распространила сообщение о предотвращении попытки терактов и провокаций, планировавшихся исламистскими группировками против ряда государственных структур и посольства США в Азербайджане. В тот же день эту информацию подтвердил официальный представитель Государственного департамента США Шон Маккормак (заявив также, что считает эффективным азербайджано-американское сотрудничество в сфере безопасности). Тогда же США и Великобритания ввели ограничения в работе своих посольств в Баку.

6 ноября 2007 года Министерство национальной безопасности Азербайджана распространило сообщение о том, что провело спецоперации по задержанию религиозных экстремистов во главе с Абу-Джафаром.

«Ваххабитский вирус развился у нас в последние несколько лет», - утверждает азербайджанский правозащитник Ильгар Ибрагимоглу. В начале апреля 2006 года министр национальной безопасности Азербайджана Эльдар Махмудов выступил с сенсационным заявлением: «Хотя мы имеем достаточно богатый опыт в противодействии деятельности радикальных религиозных и террористических организаций, информация о планах ныне нейтрализованной группы «Аль-Каида Кавказ» по рекрутированию азербайджанских девушек в отряд смертниц стала для нас самым худшим открытием за последние годы». По словам министра, в Азербайджане в последнее время активизировалась деятельность исламистских радикальных группировок, стремящихся к изменению светского характера азербайджанской государственности.

Совсем недавно в Баку многие рядовые обыватели шутили, что на азербайджанскую девушку чадру не сможет одеть сам Усама Бен Ладен. В период президентства Гейдара Алиева лидер Духовного управления азербайджанских мусульман Шейх-уль-ислам Аллашукюр Пашазаде даже говорил о том, что в Баку есть Бог и пророк. И имя ему Гейдар Алиев. С точки зрения ислама подобного рода заявления считаются кощунственными, поскольку первый столп ислама утверждает, что “нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед (а не Алиев-старший - С.М.) – пророк его”. Однако заявление, способное вызвать в мусульманской стране Ближнего Востока или Центральной Азии серьезный кризис и массовые выступления, в Азербайджане не было замечено.

Но для активизации радикального ислама в Азербайджане есть несколько существенных предпосылок. Назовем лишь некоторые из них:

- слабая, деморализованная и политически неэффективная светская оппозиция (недовольство властью есть, а рычагов для его выражения через цивилизованную оппозицию нет),

- этнонациональная травма (потеря суверенитета над Карабахом и семью районами за его пределами, что составляет 13% территории Азербайджана),

- возможность интерпретации армяно-азербайджанского конфликта как межконфессионального противоборства (армяне - не простые христиане, а представители этноса, имеющего свою «национальную церковь» (Армянскую Апостольскую), которая в течение длительного времени являлась для армянской диаспоры квазигосударственным образованием),

- реализация авторитарно-модернизационного проекта, сопровождающаяся резким социальным расслоением, коррупцией, изменением традиционных жизненных устоев,

- соседство с Дагестаном и Ираном (в первом случае по соседству располагается регион, ставший центром салафитского (обновленческого) ислама в Кавказском региона, а во втором - шиитская страна, ориентированная на экспорт исламской модели власти и организации общественной жизни),

- массовое разочарование в США и вообще в «Западе».

В начале-середине 1990-х гг. в Азербайджане многие считали, что Штаты и Евросоюз смогут помочь Баку разрешить с выгодой для себя карабахскую проблему. Однако неудачи переговорного процесса, инициированного прежде всего западными государствами, породили и более настороженное отношение и даже довольно массовое неприятие американской и европейской политики.  

Вместе с тем, светские традиции в Азербайджане имеют сильные исторические корни. В первом азербайджанском государстве (1918-1920 гг.) – Азербайджанской Демократической Республике (АДР) у власти находились светские этнонационалисты- партия «Мусават («Равенство»). Именно эта партия сформировала тот набор ценностей азербайджанской государственности, к которым апеллирует и нынешняя постсоветская элита страны. Это, однако, не мешает Ильхаму Алиеву жестко «прессовать» нынешнюю партию «Мусават», находящуюся в оппозиции.

В период существования АДР исламистская партия «Иттихад» («Союз») выступала не просто за традиционные исламские нормы права, но и отрицала идею национального государства азербайджанцев, призывая к единству всех мусульман бывшей Российской империи. В пылу своей борьбы с мусаватистами сторонники «Иттихада» даже поддержали установление Советской власти в республике. Таким образом, исторически исламистская идеология имеет в Азербайджане «антигосударственные» корни. Напротив идея национальной государственности зарифмована с секуляризмом и антиклерикализмом. На эти традиции свое влияние (в данном случае речь не идет о его оценке) оказала и советская атеистическая традиция, насаждаваяся, в том числе и Гейдаром Алиевым.

В постсоветский же период стратегическим партнером Азербайджана стала Турция, мусульманское (по конфессиональной идентификации большинства верующих), но светски ориентированное государство. Именно светская Турция, а не шиитский Иран оказывает поддержку Азербайджану по «карабахскому вопросу», а также по осуществлению блокады Армении.

Постсоветский Азербайджан продемонстрировал свое умение проводить достаточно гибкую политику в отношении различных конфессий (от православия до протестантских объединений), равно как и противодействовать радикальным экстремистским течениям. Этот опыт полезно учитывать всем поликонфессиональным государствам на территории СНГ. Но и здесь, как видим, одной грамотной конфессиональной политики оказывается мало.

Если судить по количественным показателям, то независимый Азербайджан по сравнению с Азербайджанской ССР стал практически гомогенным в конфессиональном плане. В конце 1980-х гг. только 87% граждан республики были мусульманами (60% - шииты), 12,5% - христианами (прежде всего русские и армяне), 0,5% - иудеи, то сегодня мусульманами являются около 97% населения Азербайджана. Помимо азербайджанцев ислам исповедуют лезгины, талыши, аварцы. Вместе с тем после 1991 г. в республике получили развитие религиозные общины, ранее в ней не представленные. Речь идет, прежде всего, о так называемых "нетрадиционных" христианских объединениях ("Церковь восхваления" и другие).

Законодательство Азербайджана провозглашает светский характер его государственности. Статья 7 Конституции Азербайджанской Республики гласит: "Азербайджанское государство - демократическая, правовая светская, унитарная республика". Статья 18 провозглашает отделение религии от государства и равенство всех конфессий перед законом. Статья 48 провозглашает свободу совести. В 1992 г. Парламентом (Милли меджлисом) республики был принят «Закон о свободе вероисповедания» Азербайджана. Два года спустя к Закону был принят ряд поправок, нацеленных на иностранных религиозных проповедников. Иностранным гражданам запрещалось заниматься религиозной пропагандой на территории Азербайджана. Принятие подобных поправок было вызвано опасениями проникновения в страну радикально-исламистских взглядов. В 1991-1993 гг. на территории республики были активны миссионеры из Иордании, Пакистана и даже Афганистана. Конфессиональная политика государства - сфера компетенции специального Государственного комитета Азербайджанской Республики по работе с религиозными организациями (создан в 2001 г.). Комитет наделен полномочиями по регистрации религиозных объединений.

В 1991 г. Азербайджан, формально находясь в составе Союза ССР, стал членом влиятельной международной Организации исламская конференция. Сегодня в республике представлены, главным образом, шииты, а также сунниты-шафииты и ханафиты. В исламских странах шииты, как правило, составляют меньшинство. Азербайджан наряду с Ираном, Ираком, Северным Йеменом являются исключениями.

В постсоветский период среди жителей республики распространились и салафитские взгляды. Азербайджанские эксперты связывают распространение салафийи с чеченцами, обосновавшимися в республике в середине 1990-х гг., а также с представителями этнических меньшинств (лезгины, аварцы). Популярность салафитских воззрений среди меньшинств объясняется отстраненностью их от азербайджанской власти, что провоцирует оппозиционность.

На территории Азербайджана действуют приходы Бакинской и Прикаспийской епархий Русской Православной Цервки (РПЦ) Московского патриархата. Епархия была создана в 1998 г. Факт создания епархии был положительно воспринят лидером ДУМ мусульман Южного Кавказа (Шейх-уль-ислам Аллашукюр Пашазаде). В 1999 г. епископа Бакинской и Прикаспийской епархии Александра принял в президентском дворце Гейдар Алиев. Отношения епархии и государственных институтов Азербайджана носят в целом конструктивный характер. В 2003 г. в Азербайджане была зарегистрирована Албано-удинская христианская община. Удины - этническое меньшинство Азербайджана (по переписи 1999 г.- 4,2 тыс. чел.), считающееся потомками древнего албанского племени утиев. Удины близки армянскому григорианскому христианству. В 2002 г. Азербайджан с официальным визитом посетил Римский папа Иоанн Павел II. Его визит азербайджанские власти использовали и для своих пропагандистских целей. 100 тыс. долл. США, которые понтифик выделил на нужды беженцев, были объявлены средствами "для жертв армянской агрессии".  В 1990-е гг. в Азербайджане развернули свою деятельность адвентисты седьмого дня, евангельские христиане-баптисты, свидетели Иеговы. По неофициальным данным порядка 5 тыс. азербайджанцев приняли христианство под воздействием "нетрадиционных" христианских проповедников. В Баку образовалась небольшая община кришнаитов. В азербайджанской столице был также возрожден бахаистский махфал (место собрания), закрытый в результате репрессий 1937 г.  

Таким образом, сегодняшний Азербайджан демонстрирует приверженность светским принципам, равно как и умение вести диалог с различными конфессиями, предпочитая стабильность приверженности «чистоте религии». Однако система “управляемой демократии” и социальные проблемы современного Азербайджана актуализируют радикальный ислам, с которым трудно (или точнее невозможно) бороться одними лишь силовыми методами, не ликвидировав предпосылки, делающие это течение популярным.

См. также:

  • Маркедонов. Уроки Сумгаита
  • Маркедонов. Ловушка упрощения
  • Маркедонов. Увечный союз
  • Маркедонов. Карабахский маяк
  • Маркедонов. Нужны ли российские миротворцы в Нагорном Карабахе
  • Маркедонов. Армянский цветок в черном саду
  • Маркедонов. Азербайджан в "Большой игре" на Кавказе
  • Маркедонов. “Оранжевая революция” сверху
Маркедонов Сергей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).