будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 8, 2025
Мир
Сакоян Анна

Барахло для жизни

Барахло для жизни
27
Блошиный рынок в Лианозово. Источник: Проект "Прогулки по Москве"

О возросшей популярности блошиных рынков свидетельствует их многочисленность в развитых странах. В США, например, их количество исчисляется тысячами. Существуют специальные онлайн-каталоги, организованные большей частью по географическому принципу, с помощью которых можно выяснить расположение местных рынков, режим их работы, стоимость торгового места, а также приблизительный ассортимент предлагаемых товаров.

Блошиные рынки – обязательный атрибут многих крупных городов в других развитых странах – в Японии, Германии, Франции, Великобритании и пр. В качестве иллюстрации можно привести интерактивную карту, опубликованную в блоге любителей блошиных рынков, которая содержит ссылки на каталоги блошиных рынков разных стран, а также описания некоторых из них. Эта карта далеко не исчерпывающая, но позволяет получить некоторое представление о масштабах явления.

Одна из главных отличительных черт блошиного рынка состоит в том, что там в основном торгуют товарами, бывшими в употреблении. Конечно, когда по мере роста популярности блошиные рынки стали обрастать дополнительными сервисами, там появились и отдельные производители новых товаров со своей продукцией, которую предлагают купить по сниженной цене, чтобы привлечь к себе покупателей и при этом меньше средств тратить на рекламу. Но появление на рынке обусловлено теми его чертами, которые, собственно, и привлекают покупателей (в частности, большим выбором недорогих подержанных вещей, возможностью торговаться, личным контактом с торговцами, наличием коллекционных товаров и т.д.).

Однако блошиные рынки – это только один из способов купить или продать подержанную вещь. Вопрос о том, как избавиться от старых вещей, в развитых странах вообще актуален, судя по тому, как много ответов на него существует. Самое простое – это отнести вещи на свалку, что и делают наиболее ленивые. Остальным либо просто жалко выбрасывать хорошие, но ставшие ненужными вещи, либо хочется не только избавиться, но и получить при этом какие-то деньги.

Круговорот старья

Те, кто не хочет выбрасывать вещи, но и не заинтересован в том, чтобы их продать, могут отдавать их в благотворительные организации (о дальнейшей судьбе таких вещей речь пойдет ниже). Еще в последние несколько лет в некоторых американских городах и поселках стали появляться так называемые Free Boxes («бесплатные коробки»). Идея состоит в том, что выделяется определенное место, куда одни люди относят и складывают ненужные вещи, а другие туда приходят и выбирают себе подходящее. Это может быть буквально коробка или сложная конструкция в виде сарая с полками, по которым сортируются вещи (от детской одежды до компакт-дисков). Правда, такой формат обмена вещами общественность еще не вполне усвоила, что иногда приводит к недоразумениям.

Существуют также комиссионные магазины и ломбарды, в которых можно, с одной стороны, оставлять вещи и получать деньги, а с другой стороны, покупать эти вещи. Весьма распространенной практикой избавления от старых вещей стали так называемые yard sales / garage sales (дворовые распродажи) в США и Канаде и подобные им car-boot sales (распродажа из багажника) в Великобритании. Дворовые распродажи, например, могут устраивать те, кто собирается переезжать и не хочет перевозить с собой все свои пожитки. Для этого в один из выходных дней возле дома ставится прилавок с вещами, а в окрестностях и в Интернете развешиваются объявления, сообщающие об этом.

С другой стороны, такие распродажи могут проводиться и более централизованно, когда в условленный день, например, во дворе или в ближайшей школе, жильцы многоквартирного дома собираются и торгуют. За место на торговой площадке обычно платить не надо, хотя иногда местная администрация может потребовать, чтобы ей заплатили небольшой взнос.

Car-boot sale – практика, повсеместно распространенная в Великобритании, а также проникающая за ее пределы (в первую очередь, в Австралию и континентальную Европу), - во многом похожа на yard sale, но привязана к не какому-то конкретному дому, а к целому району. Они тоже проводятся по выходным, и участники арендуют для этого какую-нибудь вместительную площадь – парковку или ту же школу. Некоторые такие распродажи бывают регулярными, то есть проводятся в одном и том же месте и примерно одними и теми же людьми. Среди них встречаются и круглогодичные, но так как зимой число желающих в этом участвовать заметно сокращается, распродажи частично переходят в онлайновый режим. На таких сайтах обычно бывают каталоги предлагаемых на продажу товаров, а также раздел, где люди могут сообщать о том, что бы они хотели купить.

По внешнему облику обширные yard sales и car-boot sales могут напоминать блошиный рынок. Разница, между тем, заметна. Во-первых, там торгуют обычные граждане, а не рыночные торговцы, для которых зачастую рынок – это основной источник дохода. Во-вторых, торговец блошиного рынка не столько распродает свое имущество (этого надолго не хватит), сколько либо выступает дилером, регулярно закупающим, например, какие-нибудь предметы рукоделия, либо перепродает вещи, купленные на тех же дворовых или багажных распродажах.

Во-вторых, доход торговцев на распродажах (как в Британии, так и в США) налогами не облагается, потому что считается, что это не бизнес: они не получают прибыли, продавая свои старые вещи по заведомо более низкой цене, чем та, за которую они их в свое время приобрели. Торговля же на блошином рынке – это уже бизнес – предполагается, что торговцы получают прибыль. Например, можно купить на дворовой распродаже картину за $20, а потом продать ее на блошином рынке за $60. То же, кстати, касается и онлайн-аукционов, ассортимент которых также подпитывается вещами, купленными за бесценок на распродажах. С этой прибыли торговец должен заплатить налог, хотя, конечно, это еще не значит, что он так и поступит, потому что строгого учета товаров и доходов там нет, а к ревизиям торговцы готовятся заранее. В этой части блошиный рынок может включать в себя элементы черного рынка.

Наконец, у блошиного рынка всегда есть администрация, которая его создала, арендовала под него площадь, взимает плату за торговые места, обустраивает его для посетителей и торговцев и занимается распространением информации о нем. Даже если это кочующий рынок, он всегда будет единой институализированной организацией, в отличие от спонтанных локальных распродаж.

Таким образом, блошиный рынок – это в основном подержанные вещи плюс администрация, плюс бизнес. С одной стороны, он соприкасается с благотворительными мероприятиями, free box'ами и, в конечном счете, со свалкой. С другой стороны, он примыкает к рынку эксклюзивных и дорогостоящих антикварных и коллекционных товаров. Поэтому блошиный рынок, помимо любителей, часто посещают владельцы антикварных лавок, которые приобретая там вещи и выставляя их на продажу у себя, повышают их статус и, соответственно, цену.

Блошиный ассортимент

Помимо торговли подержанными вещами, блошиный рынок может также использоваться в качестве дешевой площадки для сбыта собственной продукции – туда, например, приходят торговать рукоделием и фермерскими товарами, хотя для первого существуют также специальные ярмарки и онлайн-сообщества, а второе породило такое явление, как особые фермерские рынки.

Однако тем, кто хочет предложить свою продукцию на блошином рынке, следует учитывать местную специфику. К примеру, там не рекомендуется продавать дорогие авторские ювелирные украшения. Об этом начинающих предпринимателей и производителей предупреждает специалист в области ювелирной промышленности Дэвид Вейман (David Weiman). По его словам, многих из них вводит в заблуждение то, что на блошиных рынках всегда много народу, и они решают, что это эффективный и дешевый способ привлечь внимание людей к своим изделиям. На самом деле, это плохой путь для ювелиров, потому что, во-первых, на блошином рынке принято обязательно торговаться и, соответственно, продать товар за названную первоначально цену нельзя. Существует, например, негласное правило, согласно которому торговец сначала называет цену в 2-3 раза превышающую ту, за которую он рассчитывает продать вещь. А так как уникальное ювелирное изделие ручной работы само по себе дорого стоит, то сильно завышенная цена только отпугнет покупателей. Во-вторых, успешной торговле такими товарами мешает общий контекст блошиного рынка, где рядом с ювелирным прилавком будет продаваться дешевое хозяйственное мыло. Покупатели, говорит Вейман, неизбежно будут ориентироваться на общий ценовой уровень, и то, что слишком выделяется на общем фоне, будет вызывать только раздражение.

Таким образом, блошиный рынок представляет собой площадку, на которой пересекаются несколько товарных потоков и которая находится на пересечении двух осей: институционализированное (магазины) – неформальное («реальные» и онлайн-распродажи) и дешевое (способ реализации того, что можно и даром отдать) – дорогостоящее (коллекционное и антикварное). В результате на блошиный рынок стекаются товары самых разных категорий. «Одежда, товары для детей, товары для ванной, ювелирные украшения, книги, фотоаппараты и запчасти к ним, аксессуары, коллекционные вещи, компьютеры и комплектующие, электроника, обувь, продукты питания, закуски, очки, сумки, подарки, косметика, мебель, товары для дома, товары для дачи, военные товары, музыка, фильмы» - это неполный список категорий товаров, представленных, как сообщает описание из онлайн-каталога, на блошином рынке, расположенном в городке Грин (Greene) в штате Нью-Йорк (США).

Начинающим торговцам, которые только собираются опробовать блошиный рынок, советуют выбрать для себя определенную категорию. Например, сезонные вещи (праздничные открытки, сувениры, подарки); игрушки или коллекционные вещи, купленные на дворовых распродажах; фаст-фуд для покупателей и других торговцев; принадлежности для рыбалки; инструменты. Особо выделяется категория «бабушкин чердак», куда входит разнообразная старая мелочь, тоже в основном поступающая с дворовых распродаж и пользующаяся большой популярностью среди любителей блошиных рынков.

В заключение отметим, что блошиные рынки в развитых странах следует также отличать от сходных феноменов в бедных странах. Там многим нужны недорогие товары, но из-за общей бедности соотечественники сами мало что могут предложить на продажу. Рынки, на которых продаются подержанные вещи, могут быть весьма распространены, как, например, в Замбии или Нигерии. Но предлагаемые там товары, в первую очередь одежда, поступают из развитых стран. Заметным источником товара здесь становятся распространенные в западных странах благотворительные инициативы, которые дали импульс к развитию целого бизнеса в этой области. Судьбу подержанной западной одежды в Замбии исследовала антрополог Карен Хансен (Karen Hansen). По ее словам, там такого рода товары пользуются большим спросом. Во-первых, они сравнительно недорогие, во-вторых, хорошо выглядят, в-третьих, качественно сделаны. Часть такой одежды преподносится покупателям как новая. В Нигерии тоже большую роль играют рынки импортной подержанной одежды, хотя там, как и в ряде других стран, импорт секонд-хэнда запрещен из соображений гигиены.

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).