Мы собрали самое важное, что происходило в Белоруссии за последнюю неделю. Разговоры в СИЗО, задержания журналистов (снова) и Народный Ультиматум.
Самым большим инфоповодом стала встреча Александра Лукашенко с арестованными оппозиционерами в СИЗО КГБ. На ней присутствовали незарегистрированные кандидаты в президенты Виктор Бабарико и Сергей Тихановский, сын Бабарико Эдуард, члены президиума Координационного совета Максим Знак и Лилия Власова, адвокат Марии Колесниковой Илья Салей и директор IT-компании Panda Doc Дмитрий Рабцевич. Говорили они четыре часа за закрытыми дверями.
Лукашенко пошел на переговоры с политзаключенными, чтобы «услышать мнение всех» и заявил, что страна живет под лозунгом «даешь диалог». Однако из тех, кто присутствовал на встрече, никто, кроме него, это мероприятие переговорами не считает. Как заметил Виктор Бабарико, диалог в принципе невозможен, когда одна из сторон находится в заключении. Похоже высказались Сергей Тихановский и Максим Знак. Мария Колесникова на встречу не приехала: сама она заявляет, что отказалась уезжать из СИЗО Жодино, в котором сидит, непонятно куда, а Лукашенко говорит, что ее не звали.
Два дня спустя Светлана Тихановская объявила Народный Ультиматум — если к 25 октября Лукашенко не уйдет, насилие на улицах не прекратится, а все политзаключенные не будут на свободе, начнется всеобщая забастовка.
В субботу 10 октября, пока Лукашенко вел «переговоры», прошел традиционный женский марш. В поддержку белорусов вышли и в других странах.
В воскресенье тоже традиционно прошел всеобщий «Марш гордости». Несмотря на то, что Лукашенко говорил про диалог, силовики вернулись к жестким, как в августе, разгонам, — с использованием светошумовых гранат, водометов и газа и с избиениями.
По данным правозащитного центра «Вясна», всего на марше были задержаны 617 человек, в том числе 32 журналиста. Некоторых журналистов задерживали по два раза. Такой вот «диалог».
В понедельник 12 октября прошел марш пенсионеров, на которой вышли больше 1000 человек. Минская милиция попыталась разогнать его с помощью слезоточивого газа и светошумовых патронов — из-за «агрессии протестующих». Примерно в это время замглавы МВД Белоруссии объявил, что милиция готова использовать и боевое оружие, а протестуют «боевики, анархисты и футбольные фанаты».
В ответ на разгон марша пенсионеров белорусы вышли на общий протест в разных районах города. Демонстранты перекрыли несколько крупных улиц. Белорусская милиция в ответ снова взялась за светошумовые. Всего в понедельник были задержаны 186 человек.
В эти выходные силовики снова начали прицельно задерживать журналистов в самом начале акций. Кого-то просто отвозили в РУВД для проверки документов и аккредитации, но некоторых — например, Дмитрия Мицкевича из «Белсата» — оштрафовали за участие в несанкционированной акции или неповиновение сотруднику милиции. Только в воскресенье задержали больше 30 журналистов. Двух корреспондентов ТАСС и фотокорреспондента Sputnik задержали дважды — после первой проверки документов они вернулись работать на акцию протеста.
Недавно МИД Белоруссии аннулировал абсолютно все аккредитации иностранных журналистов — их необходимо иметь для работы на протестах, чтобы милиция не задерживала «на общих основаниях». Все СМИ подали заявки на новые аккредитации, но независимый портал «Еврорадио» их не получил. МИД «продлил срок» рассмотрения заявки, хотя новый закон об аккредитациях такого не подразумевает.
Но есть и хорошие новости: Мининформ приостановил производство о лишении TUT.BY, самого крупного независимого СМИ Белоруссии, статуса СМИ.
Второго октября МИД Белоруссии потребовал у Литвы и Польши отозвать большую часть дипломатов. Послы Литвы и Польши вскоре покинули страну, а другие государства Евросоюза начали массово отзывать своих послов из Белоруссии для консультаций. К 10 октября полные представительства остались только у Австрии и Италии.
Евросоюз объявил, что готов включить Лукашенко в санкционный список, «если ситуация не улучшится». Пока что персональных санкций против фактического президента Белоруссии нет — Брюссель считает, что нельзя одновременно призывать Лукашенко к диалогу и вводить против него санкции.
13 октября санкции против сорока чиновников из ФСБ, КГБ и ЦИК вступили в силу. Всем людям из списка запрещен въезд в Евросоюз, а их банковские счета в ЕС будут заморожены. 14 октября к санкциям Евросоюза в отношении Белоруссии присоединилась и Швейцария.