Самым важным событием месяца на просторах СНГ станут выборы президента Беларуси 19 марта. Выборы украинской Верховной Рады, при всем изменении расстановки политических сил на Украине, вряд ли что-то изменят. Кампания на Украине шумная и яркая, в отличие от Беларуси, но изменить вектор развития страны она не сможет. А вот Беларусь, которая, по словам президента Лукашенко, «демонстрирует чудеса стабильности», вполне готова к изменениям. Президентская кампания, о которой рядовые белорусы вспоминают только в моменты выступлений кандидатов по телевидению и радио, вышла из своего сонно-летаргического состояния 2 марта - в день, когда Лукашенко собрал в Минске всебелорусское собрание.
Предвыборная ситуация в стране кардинально изменилась. Ничто уже не говорит о безоговорочной ожидаемой победе действующего президента. В Интернете опубликовано письмо неких офицеров КГБ, которые утверждают, что рейтинг Лукашенко - 23 процента. Стремительно взлетела популярность Александра Козулина: ему готовы отдать свои голоса около 20 процентов белорусов. Яркий старт кампании Козулина заставил президента - допускать ошибки, «единого» кандидата демократов Александра Милинкевича - активизировать свою кампанию, что в целом придало белорусской политике новую, невиданную доселе динамику. Острые телевыступления Козулина взорвали ситуацию, гражданам стало интересно наблюдать за ходом предвыборной борьбы.
Именно утром в этот день, 2 марта, на глазах у сотен делегатов всенародного схода был избит и задержан кандидат в президенты Александр Козулин. Избивали кандидата в президенты переодетые в штатское сотрудники белорусского СОБРа под командованием небезызвестного Дмитрия Павличенко, «черного полковника», обвиняемого в похищениях и убийствах оппозиционных политиков – экс-министра внутренних дел Юрия Захаренко, экс-главы Центризбиркома Виктора Гончара, бизнесмена Анатолия Красовского, а также журналиста российского Первого канала Дмитрия Завадского. Избитого и задержанного кандидата, а также его соратников увезли в Октябрьское РОВД, где продержали до вечера. Все это время у здания РОВД дежурили родственники и соратники Козулина, журналисты. В какой-то момент милиционеры начали избивать и задерживать этих людей, была обстреляна автомашина, в которой находились люди. Получили серьезные травмы несколько человек, в том числе журналисты Reuters и «Комсомольской правды» в Беларуси.
В этот же день впервые за много лет несколько тысяч человек собрались в центре Минска на митинг другого альтернативного кандидата. И хотя милиции было много, силовых мер принято не было. Лукашенко дрогнул. На митинг прямо из отделения прибыл и Александр Козулин. Несомненно, именно его задержание вывело на улицы Минска такое количество людей. Здесь Козулин выступил перед журналистами, пообщался с милиционерами, преграждавшим путь манифестантам. Козулин призвал демонстрантов не вступать в силовое противостояние с милицией, а «приносить им цветы, поить чаем – ведь это наши дети». Не обошел Козулин и белорусско-российские отношения, заявив: «Пресловутая социально-экономическая стабильность сегодня возможна только благодаря особым преференциям со стороны России. Спасибо Российской Федерации". "Но мы ведь и с ней не смогли выстроить честные отношения! О каком союзном государстве идет речь, если все строится на лжи, очковтирательстве и спекуляциях на братских чувствах».
С утра Лукашенко дал фальстарт, нервы сдали. Вечером – тихо смотрел, прикидывал силы и возможности. А ведь президенту ничего не стоило пропустить Козулина в зал собрания и просто не дать ему слова, опираясь на всеобщее «одобрямс» делегатов. Недоработал, сорвался. Да еще на следующий день закатил истерику при двух с половиной тысячах присутствовавших и почти десяти миллионах жителей страны, которые могли наблюдать это историческое действо в прямом эфире. Второе марта стало «точкой невозврата»: теперь и власть, и оппозиция готовы идти до конца.
В понедельник, 6 марта, повторилась ситуация с купированием радиовыступлений кандидатов в президенты Козулина и Милинкевича. Снова избиратели не смогли услышать того, о чем хотели поведать кандидаты. Настойчивость властей в редактировании выступлений кандидатов наводит на мысль о том, что все не выпущенное в эфир – правда. Да и сам Лукашенко еще 2 марта с трибуны своего схода говорил о тех моментах выступлений кандидатов, которые вечером были вырезаны из телевыступлений Козулина и Милинкевича. Значит, президент отсмотрел материалы, приказал вырезать отдельные моменты, но сам в порыве ярости их и озвучил. Например, о своих детях, чьи похождения известны всему Минску, и о тщательно скрываемом факте биографии Лукашенко, когда тот в течение двух лет работал надзирателем в колонии. Всем стало очевидно, что Лукашенко чувствует себя комфортно только в специально отобранной аудитории под охраной спецназа и уже не готов к открытой и честной борьбе.
События 2 марта показали со всей очевидностью, что белорусские власти пойдут на все, чтобы обеспечить нужный результат. Да и результат этот уже известен. По информации пресс-службы Козулина, на состоявшихся на прошлой неделе совещаниях с главами участковых избирательных комиссий был назван «плановый» результат – не менее 78% по всей стране, за обеспечение которого избиркомы отвечают головой. Развязывая репрессии против своих оппонентов, Лукашенко демонстрирует, что и сам не уверен в поддержке. Появление Козулина не только внесло интригу, но и заметно обострило предвыборную ситуацию. У действующего президента появился серьезный конкурент, пользующийся поддержкой широких слоев населения, что было продемонстрировано в ходе поездок Козулина по стране. При этом он не ассоциируется со старой оппозицией, откровенно надоевшей белорусам. Козулин – наиболее взвешенно рисует будущие отношения Беларуси и с Западом, и с Россией: «Запад - наш стратегический партнер, Россия – стратегический союзник».
Главный вопрос белорусских выборов сейчас не в том, сможет ли Лукашенко удержаться от силовых действий в отношении оппозиционных кандидатов и избирателей и избежать подтасовок, а в том, какой необходим масштаб репрессий и фальсификаций, чтобы удержаться у власти на третий срок.
Василий Макаров