Вслед за обострением «таможенного конфликта» 31 марта в Тирасполе под председательством спикера Верховного Совета Евгения Шевчука прошёл съезд депутатов городских, поселковых Советов и Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики. На съезде была принята декларация о проведении всенародного референдума под эгидой ООН о будущем статусе Приднестровья, делегаты форума направили также обращение к Госдуме России и Верховной Раде Украины о признании независимости республики. По проблемам будущего референдума, таможенному конфликту и принципам урегулирования ситуации вокруг Приднестровья Евгений Шевчук дал пресс-конференцию в Москве, в помещении РИА «Новости». Мы публикуем сделанную корреспондентом «Полит.ру» запись основных моментов пресс-конференции и ответов на вопросы в ее кулуарах.
Шевчук. Спасибо вам большое. Спасибо, что собрались журналисты. Я смотрю, даже у Приднестровья есть постоянные поклонники. Журналист из Румынии, как я вижу, присутствует на каждой пресс-конференции.
Я бы предложил построить обсуждение таким образом: я готов ответить на вопросы, какие имеются у журналистов, потому что решение съезда в средствах массовой информации комментировалось. И так, наверное, было бы более эффективно, если бы у вас были бы вопросы и я на них просто ответил бы.
Наталья Приходко, «Страна-Ру». Были приняты столь важные решения – что дальше? Вы в самом деле рассчитываете, что международное сообщество, которое ранее не признавало ни одного приднестровского мероприятия, теперь признает данный референдум? И как практически, на ваш взгляд, Госдума может инициировать вопрос о признании ПМР?
Шевчук. На сегодня мы передали официальное обращение Съезда депутатов всех уровней в Государственную Думу. И это уже зависит от процедур, которые связанны с внутренним устройством Государственной Думы: в какие сроки и как она будет рассматривать обращение.
Что касается «признают – не признают». Я вопрос поставил бы немного в другом ракурсе. У нас референдумы проводились. И они признаны нашим народом. На основании этих референдумов образованы органы государственной власти и управления. Выборы также проводились неоднократно. Что касается этого вопроса, то нам ведь референдум для внутреннего определения своей судьбы не нужен - потому что все определились и большинством населения не хотят жить в «единой демократической Молдове», которой она сегодня, к тому же, не является. Поэтому здесь референдум нужен для того, чтобы привлечь международную общественность и определить необходимость учитывать в первую очередь права граждан, проживающих в Приднестровье, в принятии решений по урегулированию. Поэтому в рамках подготовки данного референдума, которой займется Верховный Совет, будет осуществлено приглашение различных международных организаций. Будем приглашать наиболее широкий спектр, для того чтобы продемонстрировать открытость в постановке вопроса, открытость и прозрачность в принятии решения нашими гражданами. Мы хотим, чтобы международное сообщество уделило внимание тому, что граждане Приднестровья имеют право на голос, имеют право на мнение, и, на наш взгляд, право приднестровского гражданина должно быть так же уважаемо, как и любого гражданина, проживающего в любой части мира.
Газета «Россия». Будьте добры, скажите, велись ли у вас какие-нибудь консультации с украинской стороной, как вы относитесь к политике Ющенко в целом? Как проходили последние выборы?
Шевчук. На последний вопрос: ранее в Приднестровье организовывались предвыборные участки, на которых проходили выборы в Верховную Раду и президента Украины. Сейчас эти участки не были открыты. Для нас причины этого непонятны, потому что в Приднестровье проживает большая диаспора приднестровских украинцев, и 60.000 граждан фактически не приняли участия в выборах. Это конечно, на мой взгляд, недопустимо, потому что противоречит любым международным нормам: необходимо создать условия, чтобы граждане своей страны голосовали за наши позиции, наш конструкт. Реально проголосовало, я знаю, не более тысячи людей в Кишинёве и в Бельцах – это были два открытых избирательных участка, что не предоставило возможности фактически участвовать и определить политическую волю граждан, проживающих в Приднестровье. Не знаю, почему это было сделано, приводились различные доводы, но, возможно, одним из аргументов было то, что приднестровские граждане на прошлых выборах высказались за Януковича, большинство проголосовало таким образом. Возможно, это повлияло на принятие решения. Возможно, какие-то другие аргументы, но это уже вопросы больше к официальным членам правительства. Конечно, это делается, чтобы граждане любой национальности, если ассоциируют себя с конкретным государством, имели возможность свободного волеизъявления на выборах Государственной Думы, Верховной Рады, Президента страны…
Вопрос из зала. Были ли уже консультации с Украиной по поводу референдума?
Шевчук. Нет, по этому поводу консультации не велись. Дело в том, что сейчас, после выборов, идёт формирование новых органов власти на Украине. Там сейчас некий вакуум власти, поэтому консультаций этих не было. Но мы надеемся, что когда Верховная Рада будет сформирована, то, естественно, Верховный Совет в первую очередь будет проводить консультации с Верховной Радой, будут рабочие юрисдикции, будем налаживать контакты, потому что это страна-гарант, страна, которая является соседкой. И такая работа будет проводиться в ближайшее время после формирования рабочих органов Верховной Рады.
Вопрос из зала. Настроения населения Приднестровья по позиции правительства Ющенко?
Шевчук. Полярные. Вы знаете, что географически Приднестровье граничит с Украиной: естественно, там не только исторические связи, но и родственные, потому что всё-таки Приднестровье было окраиной, было составляющей частью Украины. Естественно, приднестровцы очень надеялись, что Украина не будет предпринимать каких-то шагов, связанных с изменением порядка осуществления внешнеэкономической деятельности. Эти действия воспринимаются приднестровцами, я бы сказал, не совсем положительно, потому что это усложнило жизнь приднестровцев, в том числе и граждан Украины, проживающих здесь. Поэтому оценка этих действий негативная. И настроение народа можно понять. Другой вопрос, почему власти Украины предприняли такие действия. Это суверенное право Украины, они их могли принять или нет, под чьим воздействием - тоже в их полномочиях и компетенции, но население высказывает озабоченность, связанную с тем, что в этом именно году Украина предприняла ряд действий, связанных с изменением порядка осуществления приднестровскими предприятиями внешнеэкономической деятельности, и вот с непредоставлением широкой возможности для общественного участия в выборах…
Телевидение Румынии. На прошлой неделе вы сказали, что правительство президента Воронина проводит политику румынизации. В чём заключается эта политика? Вы же знаете, что он сам предпочитает заявлять, что говорит на молдавском языке, а не на румынском? Какие акции вы имеете в виду?
Шевчук. Вам, наверное, известно, что нынешний молдавский язык и румынский – почти один и тот же. Я сейчас не хочу комментировать позицию господина Воронина, просто время и история показали, что, к сожалению, заявления господина Воронина и их исполнение или воплощение в жизнь очень далеки друг от друга. В том числе и аспект румынизации. Вы знаете тот аспект, который поднимался со школами, находящимися на левом берегу: они преподают на другой графике (кириллической, в Молдове перешли на латиницу – «Полит.ру»). Но в этом ничего страшного мы не видим, может развиваться и другая лингвистика. Но вопрос в осуществлении определённого подхода к осмыслению ситуации, себя как гражданина страны - пусть Молдовы, но с румынским этносом, с румынской культурой. Это один из аспектов, который будет являться кирпичом в дальнейшем объединении двух стран (Молдовы и Румынии – «Полит.ру»).
РИА «Новости». У меня два вопроса, если позволите. Первый: когда планируется обозначить дату проведения референдума? Когда он может состояться? И второй вопрос: как используется гуманитарная помощь, предоставленная ранее из России?
Шевчук. На съезде депутатов всех уровней принято решение обратиться к Верховному Совету, чтобы им были реализованы все организационные аспекты, в том числе основной аспект – это приглашение наибольшего числа международных организаций, и самое главное – выверен тот вопрос, который будет поставлен на референдуме. Потому что, как я и говорил, мы определились: и референдумы мы проводили, и Конституция принималась. По Конституции, мы суверенное государство. Вопрос, наверное, больше относится к плоскости возможности строительства с Молдовой общего государства.
Эти рабочие моменты будут положены в основу, в том числе и даты принятия решения о проведении самого референдума. Есть ещё и законодательно определенные ограничения с датой: от принятия решения о проведении референдума до самого референдума должно пройти, как минимум, два месяца. С учётом этого мы в Верховном Совете будем рассматривать этот вопрос в середине апреля, тогда и примем решение о конкретной дате.
По поводу помощи. Гуманитарная помощь, которая направлена Российской Федерацией в Приднестровье, встретила у приднестровцев огромную благодарность. В первую очередь, она направлена в детские дошкольные учреждения. Там прибыло детское питание, сахар, крупы различные. Кроме того, это для школ-интернатов и ряда категорий граждан, доходы которых ниже прожиточного минимума (инвалиды и т.д.).
Вопрос из зала. Как бы вы оценили нынешнюю ситуацию с транспортной блокадой? Ведутся ли переговоры с молдавской стороной?
Шевчук. Положение в экономике тяжёлое. Связано это с тем, что объём производства за март дал примерно 50% наших обычных показателей. Это предопределяет и получение экспортной выручки, получаемой с ее помощью Центральным Банком валюты, это определяет доходы бюджета и внебюджетных фондов, связанные с этим выплаты бюджетникам, пенсионерам, а также обеспечение других бюджетных сфер – в первую очередь социально значимых учреждений (больницы, детские дома).
Сейчас Центральным Банком уже приняты определённые решения в связи с недостатком валюты: конвертация после месяца проплаты, что является крайне негативным элементом. Также есть ряд решений, которые предопределяют, что все бюджетники получат заработную плату своевременно. Но если это будет нарастать дальше, если не будет в течение двух недель решён вопрос по экспорту приднестровских товаров, то, естественно, на зарплаты за май и выплаты пенсионных фондов продлиться в полной мере это не сможет. В мае – будут получены выплаты за апрель.
«Голос России». Результаты референдума предугадать нетрудно – это выбор независимости от Молдавии. Но что будет в итоге референдума?
Шевчук. Я разделяю вашу точку зрения. Результаты референдума могут практически предугадать и молдавское руководство, и международные организации. Вопрос в другом. На наш взгляд, ситуация заведена в тупик, потому что худо-бедно шли определённые консультации, переговоры, но Молдова продолжила свой курс на обострение обстановки. Внесенные по ходу политических переговоров в одностороннем порядке произвольные изменения в условия внешнеэкономической деятельности поставили нас перед выбором, что в этой ситуации делать дальше. Когда мы с партнёрами пытаемся о чём-то договориться, а партнёр постоянно создаёт условия, чтобы у тебя не было возможности платить за свет, за газ, не было заработной платы, то возникают другие вопросы. Поэтому с учётом обострения, которое произошло в январе-феврале, а в марте уже вылилось в конкретные действия, мы рассмотрели различные варианты выхода из этой ситуации. И референдум - это в первую очередь мероприятие для привлечения внимания международного сообщества. Какой исход будет? Что удастся из этого? Я отвечу таким образом: дорогу осилит идущий. Поэтому нужно идти. Рано или поздно действия, которые мы предпримем, дадут свой результат.
РИА «Новости». Скажите, а что не нравится молдавской стороне в ОКК (Объединенной контрольной комиссии – «Полит.ру»)?
Шевчук. На мой взгляд, как это следует из заявлений молдавских представителей, не устраивает участие в этом формате российских миротворцев. Был ряд заявлений, которые предопределяли возможность и необходимость изменения формата и привлечение международных военных сил в различном формате, но чтобы это были не российские войска, или на какое-то время российские, но под эгидой ОБСЕ. И поэтому создаются условия для создания нестабильности в зоне безопасности, чтобы показать тем самым, что российские войска в том формате, который сегодня существует, не исполняют свои функции в полном объёме. Формат миротворческой операции осуществляется тремя сторонами, вы знаете (молдавская, приднестровская и российская), поэтому предпринимаются усилия, чтобы через изменение формата повлиять более активно и на само Приднестровье, чтобы добиться принятия политического решения, выгодного для Молдовы. Вот это основная цель.
Вопрос из зала. С кем Вы в Москве планируете встретиться?.. Провести переговоры, если не секрет, конечно.
Шевчук. Мой визит в Россию неофициальный, поэтому я не буду комментировать встречи, которые буду проводить.
Вопрос из зала. Оказывается ли какая-нибудь помощь со стороны Украины?
Шевчук. Смотря что подразумевать под помощью. Даже поддержку в моральном плане мы тоже оцениваем как помощь. Ряд политических сил на Украине заявлял о поддержке позиции Приднестровья. В том числе некоторые силы, которые участвовали в выборах в Верховную Раду. Это тоже поддержка, так что мы им благодарны. Что касается материальной помощи, то в этот период со стороны Украины мы пока никакой помощи не получали. Возможно, она будет.
«Страна-Ру». Какой Вы предвидите выход из таможенного кризиса и как вы оцениваете заявления Киева, Кишинёва, международных структур, что на самом деле нет никакой блокады? Факт тот, что запрещается только экспорт из Приднестровья, а ввозить всё можно
Шевчук. В данной ситуации ввозить, импортировать со стороны Украины в Приднестровье действительно пока что можно. Но только импорт без осуществления экспорта означает практически отложенную смерть: для ввоза импорта необходимы средства, на которые можно приобретать этот импорт. А по экспорту мог бы таким образом прокомментировать. Последние заявления, которые озвучены Молдовой, хотя на первый взгляд носят конструктивный подход, - «мы признаем собственность, мы не будем облагать налогами» - фактически противоречат действующему молдавскому закону.
Эта непоследовательность, бессистемность в принятии решений на протяжении ряда лет, в том числе сейчас, привела к тому, что действительно никто не доверяет тем заявлениям, которые звучат из Кишинёва. Потому что сегодня мы слышим одно заявление, завтра второе заявление. И даже принятые решения подчас противоречат друг другу.
Заявление по собственности, которое они озвучили, например, противоречит закону о приватизации в Приднестровье, по которому приватизация должна проводиться в порядке передачи всей собственности трудовым коллективам. Всё, что уже приватизировано, противоречит таким образом законодательству Молдовы. А тут приняли постановление, в котором собственность признаётся. Но постановление в юридическом плане ниже, чем закон.
И вот такие факторы бессистемности предопределяют подходы к решениям или тем заявлениям, тем заверениям, которые озвучивает Кишинёв. Поэтому мы считаем, что в данной ситуации нам необходимо реализовать в первую очередь Меморандум 1997 года – в том же формате, в котором он был подписан. И к этому механизму реализации должен быть предложен серьёзный пакет гарантийных обязательств, по которому страны-гаранты и, возможно, ОБСЕ брали бы на себя обязательства, что если бы Молдова изменила порядок, который будет определён в рамках пакета документов и соглашений, развивающих сам меморандум, то страны-гаранты брали бы на себя обязательства обеспечить функционирование приднестровской экономики в существующем режиме.
Выход из этого как бы экономического вопроса, из экономического тупика, в котором мы сейчас находимся, может быть только один. Власти Молдовы выступали за интернационализацию, как они говорили, за привлечение международных сил к рассмотрению и участию в данном конфликте. Так вот, мы рассматриваем необходимость привлечения международных структур для решения экономического вопроса. Почему? Потому что твёрдой базы, на которой можно было бы вести переговоры и быть уверенным, что позиция не изменится сегодня или завтра, нет.
«Полит-Ру». Правильно ли я понимаю, что несмотря на подготовку референдума по выходу из Молдовы, приднестровское руководство предпочло бы продолжить переговоры с Молдовой? Какие условия выдвигает Молдова и выдвигает ли их вообще, какие из них неприемлемы для Приднестровья? Спасибо.
Шевчук. Ну, первое. Мы это делаем. Значит, при всём при этом выступаем за переговоры, потому что полагаем, что любая конфронтация должна закончиться за столом переговоров. Да, переговоры в первую очередь. Почему? Потому что ситуация постоянной напряжённости влияет не только на экономику, но и на граждан, и на пересечение границы и т.д. Поэтому мы заинтересованы в нормализации отношений с Республикой Молдова. Но мы бы хотели, чтобы эта нормализация проходила на фоне возврата к ранее существовавшим условиям экономической деятельности для наших агентов. В мире есть ряд примеров, когда непризнанные страны фактически свободно осуществляют внешнеэкономическую деятельность, при этом ведутся политические переговоры по дальнейшему определению статуса. Это и Северный Кипр, и Тайвань. У нас есть также международный документ, о котором я говорил, – это «Меморандум» 1997 года. По нему внешнеэкономическая деятельность должна быть самостоятельной. А Приднестровье в дальнейшем должно вести с Кишинёвом переговоры, как минимум, о нормализации взаимоотношений. Потому что, как бы мы ни хотели, что бы ни говорили, какой бы уровень конфронтации не был, Молдова – это наша страна-соседка, Молдова – это страна, в которой проживают граждане, имеющие родственные отношения с приднестровцами, и мы также заинтересованы в нормализации отношений с Молдовой.
Вопрос из зала. А по вопросу, который будет вынесен на референдум, вы ещё не определились?
Шевчук. Тематика определена. Поскольку о независимости уже несколько раз говорили, сейчас идёт вопрос другого плана: приднестровцы выступают за объединение с Молдовой? Если за объединение – в какой форме? Потому что у нас есть международные обязательства, взятые в том числе и Приднестровьем на себя, – это строительство с Молдовой общего государства. Но формула общего государства, к сожалению, не была найдена, и вот эти резкие шараханья от конфедерации к федерации вплоть до автономизации говорят, что намерения и заявления, к сожалению, не находятся в одной плоскости. Поэтому надо принимать решения вот по определению дальнейшей судьбы. Если практически остановится экономика (а она в ближайшее время при нынешней ситуации имеет все шансы остановиться), то надеяться на то, что мы в каком-то конструктивном русле проведём объединение с Молдовой, не приходится.
Вопрос из зала. В прошлый раз, когда у вас была пресс-конференция, вы сказали, что планируете заключить с Россией какое-то соглашение.
Шевчук. Мы обратились не только к России, но и к Украине. Они являются странами-гарантами по «Меморандуму». Как я и говорил, мы хотели бы со странами-гарантами в формате, в котором им будет удобно, подписать соглашение об осуществлении тех внешнеэкономических контактов, которые предопределены самим «Меморандумом». То есть реализовывать этот меморандум конкретными соглашениями. Потому что разные по-разному понимают, что такое упомянутые там внешнеэкономические контакты: это определённый порядок оформления таможенных документов, это что-то, связанное с таможенными печатями, – то есть это надо сесть и конкретно прописать, привлекая в том числе для консультаций и Молдову, и разрешать проблему. Или определить всё-таки подходы: действует этот «Меморандум» или не действует. Потому что при всей сложности ситуации, ни одна из сторон, подписавших «Меморандум», не отозвала своих подписей под ним.
Кстати, хочу сказать, что нас интересуют не только механизмы реализации экономической деятельности, нас интересуют и механизмы реализации других пунктов «Меморандума», где сказано, что республика Молдова по политическим вопросам, по которым принимает решения в международных организациях, если эти вопрос затрагивают интересы Приднестровья, должна принимать решения по согласованию сторон. А вы же знаете, что никакого согласования не происходит. Мы не претендуем на право Молдовы – она суверенное государство, избрала своё правительство, президента и т.д., но если она на себя приняла эти международные обязательства (они являются международными, так как находятся под эгидой ОБСЕ), то решения в рамках международных организаций должны приниматься с нашим участием, хотя бы с согласованием с нами. И это мнение приднестровцев должно доводиться до всего мира, международных организаций. А иначе Республика Молдова по политическим вопросам фактически сама нарушает нормы «Меморандума».
Но если, допустим, в экономике, как они заявляют, по-разному толкуется свобода внешнеэкономической деятельности для Приднестровья, то по политическим вопросам понятно, что при голосовании по любому вопросу, связанному с общей европейской семьёй, там есть и вопросы Приднестровья. Вступали в ВТО, к примеру, – затрагивались интересы Приднестровья? Затрагивались, потому что у нас есть определённая группа промышленных товаров, которых у Молдовы нет. То есть это связано и с квотированием и пр., но с нами никаких консультаций не проводили, нашего мнения никто не спрашивал. Хотя это противоречит действующим обязательствам. Если мы отбросим Приднестровье как непризнанный субъект, ну, давайте тогда рассмотрим, как действует признанная страна. Признанная страна всё равно должна в своей деятельности поддерживать какую-то логику, демонстрировать как минимум последовательность.
Вопрос из зала. Вариант, который сейчас предлагается для Косово, – ограниченная независимость, кроме членства в ООН – вас бы устроил?
Шевчук. Безусловно, устроил бы, мы понимаем, что это сложная международная проблема. Здесь, с одной стороны, есть права человека и мнение проживающего населения, с другой стороны – мнение международного сообщества. Если не мнения, то какие-то пожелания, рекомендации. Если мы поставим вопрос о независимости – люди выскажутся за независимость, но мы не претендуем сейчас на моментальное членство в Организации Объединённых Наций и так далее. Мы сейчас хотели бы в первую очередь решить вопросы экономического плана, потом хотя бы вопросы реализации «Меморандума» по политическим вопросам в части необходимости согласования, дальше идти по формуле возможного ведения переговоров, хотя бы нормализации, стабилизации ситуации, потом пусть предложат примерный вариант с учётом равноправия сторон и того, что диалог должен идти как бы на паритетных началах. Не должно быть, на наш взгляд, ситуации, когда позиция Молдовы доминирует, потому что она признанное государство, а мы непризнанное.
Если это будет такой постепенный подход, тогда можно искать или надеяться на какой-то конструктив. А если это будет попытка надавить, зажать, удушить, то, я думаю, таким образом ничего хорошего из этого не выйдет, и более того – это обострит ситуацию таким образом, что усложнит для восприятия международной общественности понимание того, что происходит, и действия самой Молдовы.
Вопрос из зала. Кажется, предлагали в качестве компромисса передачу части полномочий на приднестровском участке от молдавской таможни украинской. Так вариант подошел бы?
Шевчук. Это опять же ситуация, когда Кишинёв с Киевом пытаются решить эту проблему без Тирасполя. Я понимаю, что мы непризнанное государство, но все прекрасно знают, что на этой непризнанной территории нет юрисдикции Молдовы. Там живут граждане, там есть все органы государственной власти, там есть предприятия и так далее. Поэтому без учёта мнения Приднестровья найти компромисса никак не удастся.
Вопрос из зала. Когда будут консультации по таможенному кризису?
Шевчук. Я не знаю, потому что это будет зависеть от готовности сторон обсуждать кризис в том формате, в котором он существовал. Это, как минимум, Украина, Россия, Молдова, Приднестровье.
Насколько сблизит отношения Приднестровья и России введение облегчённого принятия гражданства России для граждан Приднестровья? И в связи с этим, учитывая разнонаправленную ориентацию граждан Приднестровья, насколько едина позиция по данному вопросу?
Шевчук. Ну, в первую очередь, насколько облегчит. Вы знаете, что не все граждане Приднестровья имеют международно признанные паспорта. То есть, есть граждане, которые имеют старые паспорта Советского Союза и паспорта Приднестровья, которые не являются основанием, предоставляющим возможность пересекать границу. Поэтому упрощённая процедура позволит оставшейся части граждан, которая ещё не имеет гражданства, выбрать страну, гражданами которой они хотят являться. Что касается российской процедуры, то это позволит обеспечить перемещение граждан, это обеспечит, к сожалению, возможность эмиграции в Российскую Федерацию.
Да, в Приднестровье есть различные вектора, всех консолидирует, конечно, независимость, неприятие грубого разделения по признаку национальности и гражданства, нежелание жить в единой унитарной Молдове.
Вопрос из зала. Тогда России в принципе незачем опасаться за свои позиции в Приднестровье?
Шевчук. Пророссийские настроения действительно в Приднестровье серьёзны. Наличие русских войск и пророссийские настроения - наверное, основной фактор того, на мой взгляд, что заложено в основу неприятия международным сообществом позиции самих граждан Приднестровья.