Ближний Восток по-прежнему остается одним из самых неспокойных мест в мире. Остроту ситуации придавали приход к власти в Палестинской автономии радикальной группировки ХАМАС, экономическая изоляция автономии, противостояние ХАМАС и ФАТХ, граничащее с гражданской войной; похищения израильских солдат и последующая спецоперация Израиля в Секторе Газа и война с «Хизбаллой» в Ливане, революционная ситуация в Ливане, провокационные заявления президента Ирана Махмуда Ахмади-Неджада.
На грани гражданской войны
Сторонники пропрезидентской ФАТХ и правящей ХАМАС 19 декабря второй раз договорились о перемирии. Несмотря на это насилие и стрельба не прекратились.
Первая договоренность, заключенная два дня назад, продержалась всего нескольких часов, после чего возле резиденции президента ПА Махмуда Аббаса снова раздались выстрелы. С середины декабря сторонники ФАТХ и ХАМАС ведут бои друг с другом, и наблюдатели прогнозируют скорое начало полномасштабной гражданской войны. В Израиле некоторые наблюдатели говорят, что эта война уже идет.
Эскалация конфликта начались после того, как в пятницу сторонники ФАТХ обстреляли кортеж премьер-министра, лидера исламистов Исмаила Хании. Ситуация накалилась еще больше в субботу, когда Махмуд Аббас заявил о проведении новых выборов в парламент. В течение полугода Аббас пытался решить проблему мирным путем и договориться с ХАМАС о создании правительства национального единства. Однако, по признанию Аббаса, «внутрипалестинский диалог зашел в тупик», автономия находится в политической и экономической изоляции и досрочные выборы являются единственной альтернативой гражданской войне. Представители ХАМАС назвали заявление Аббаса попыткой государственного переворота.
Противостояние ФАТХ и ХАМАС парализовало работу властей палестинской автономии, которая и без того уже несколько месяцев живет в условиях финансовой блокады со стороны мирового сообщества.
ХАМАС не соглашается отказаться от политики насилия и признать право Израиля на существование. В ФАТХ уверены, что прекращение нападений на Израиль является основным фактором, способным вернуть израильские власти за стол переговоров ради создания независимого палестинского государства. На переговорах с Аббасом премьер-министр Великобритании Тони Блэр поддержал призывы к проведению досрочных выборов. Израильский премьер Эхуд Ольмерт также считает необходимым поддержать Аббаса.
Непримиримое правительство
В январе этого года радикальное движение ХАМАС, известное многочисленными терактами против Израиля, победило на парламентских выборах в Палестинской автономии и сформировало правительство. При этом пост председателя Палестинской автономии остался за Махмудом Аббасом – лидером ФАТХ. Примечательно, что ХАМАС победил на выборах не под лозунгами продолжения войны с Израилем, а провозглашая своей целью борьбу с коррупцией и честную социальную политику. Именно коррупцией, в свою очередь, славилось проигравшее выборы ФАТХ.
Страны ближневосточной «четверки» – ООН, Евросоюз, Россия и США – потребовали от палестинских радикалов признать право Израиля на существование и отказаться от насилия, но получили отказ. В ответ западные страны и Израиль прекратили финансовую помощь новому правительству Палестины, что привела к финансовому кризису автономии. А это, в свою очередь обострило отношения ХАМАС с менее радикальными силами, в первую очередь с ФАТХ.
В отличие от Европы и США, которые считают движение ХАМАС террористическим, российские власти официально приняли ХАМАС, причем представителей его радикального крыла. Визит в Россию стал лишь частью мирового турне лидеров ХАМАС, однако больше всего их укрепил в избрании курса на продолжение борьбы с Израилем визит в Тегеран, где именно под это были получены гарантии финансирования. С другой стороны, фактором, усиливающим ФАТХ, стало то, что Израиль и «четверка» стали частично финансировать ПНА по каналам, недоступным ХАМАС.
С тех пор между сторонниками двух сил начали постоянно вспыхивать перестрелки. Стороны никак не могут согласовать вопрос о том, кто именно должен представлять силы безопасности на территории автономии. Махмуд Аббас запретил ХАМАСу разместить в качестве полиции свои вооруженные формирования, состоящие из бывших боевиков. Однако до крайности обострил отношения двух сил намеченный Аббасом референдум. Понимая, что международная блокада и финансовый кризис в автономии вызван непримиримой позицией правительства ХАМАС по отношению к Израилю, президент предложил палестинцам референдум, который предполагает провозглашение палестинского государства и одновременно косвенное признание Израиля. Референдум так и не состоялся.
Вторая ливанская
В июне палестинские боевики похитили израильского солдата. Вскоре после этого еще двух солдат похитили боевики группировки «Хизбалла», базирующейся в Ливане. В ответ Израиль начал войну на два фронта: крупномасштабную операцию в Секторе Газа и военную операцию против «Хизбаллы». В Секторе Газа началась настоящая охота на лидеров ХАМАС. Вторая ливанская война продолжалась 34 дня. Израиль наносил авиаудары, целясь по объектам «Хизбаллы» в Ливане, «Хизбалла» обстреливала израильские города из ракетных установок. В результате, по оценкам ООН, Ливан оказался на грани гуманитарной катастрофы. В информационном плане эта война навредила Израилю: среди мирных ливанцев было много жертв, отчасти это объясняется тем, что боевики «Хизбаллы» старались затеряться среди гражданского населения, фактически используя их в качестве «живого щита».
Все закончилось тем, что Совбез ООН принял резолюцию №1701, призывающую к прекращению боевых действий в зоне ливано-израильского конфликта. Согласно резолюции, районы на юге Ливана превращаются в демилитаризованную зону, что подразумевает разоружение «Хизбаллы», и размещение в южном Ливане 15-тысячного контингента миротворцев.
Ранее Совет Безопасности ООН уже требовал разоружения всех незаконных вооруженных формирований на территории Ливана, имея в виду в первую очередь «Хизбаллу», однако этого сделано не было – у ливанской власти просто не хватило сил. Именно с последствиями невыполнения этих требований Совбеза ООН и столкнулся Израиль.
Социальные опросы показали, что, по мнению большинства израильтян, Израилю не удалось достичь поставленных целей во второй ливанской войне. Результатом войны стало резкое снижение популярности главы правительства Эхуда Ольмерта и министра обороны Амира Переца, которые возглавляют соответственно партии «Кадима» и «Авода». Впрочем, руководство Израиля, напротив, заявило, что военная операция ликвидировала враждебное Израилю «государство в государстве», созданное группировкой «Хизбалла» на юге Ливана, и серьезно ослабила движение. Группировка «Хизбалла» также сочла себя победившей, по крайней мере в том, что в результате войны с Израилем ее популярность в Ливане возросла.
Похищенные израильские солдаты так и не были возвращены. Наблюдатели подчеркивали, что израильско-ливанское обострение было выгодно Ирану с его ядерной программой. Во время войны высокопоставленный иранский военный признавал, что Тегеран поставляет «Хизбалле» ракеты. На Западе выражали уверенность, что к развязыванию конфликта причастна и Сирия, тем более что «Хизбалла» является просирийской и проиранской группировкой. Израильские политики заявили, что во время войны «Хизбаллf» использовала российское оружие, поставляемое сирийцами.
«Хизбалла» требует власти
С начала декабря в Ливане начались многотысячные демонстрации, организованные оппозицией во главе с шиитским движением «Хизбалла», которое требует отставки проамериканского правительства христиан. Премьер-министр Фуад Синиора, чья антисирийская коалиция занимает большинство мест в парламенте, говорит, что не намерен отказываться от своих полномочий.
По мнению экспертов, Ливан давно не был так близок к гражданской войне. Страна раскололась надвое. После убийства в начале декабря активиста шиитского движения «Хизбалла» власти опасаются массовых столкновений на межконфессиональной почве между противостоящими лагерями – шиитами-сторонниками «Хизбаллы» и суннитами, которые поддерживают правительство.
Фуад Синиора, побывавший с визитом в Москве, обратился к российскому руководству с просьбой помочь в перевооружении ливанской армии. Синиора также выразил надежду на то, что Россия сможет помочь Ливану урегулировать отношения с Сирией.
Побывал в Москве и противник Синиоры – президент Сирии Башар Асад. Сейчас он находится в сложном положении. Международная комиссия по расследованию убийства ливанского экс-премьера Харири представила доклад Совбезу ООН. Считается, что к гибели политика причастны сирийские спецслужбы. Россия же требует не политизировать расследование и дождаться решения суда.
Между тем в прессу просочилась информация, что администрация Джорджа Буша тайно готовит подрыв режима Башара Асада в Сирии, поддерживая встречи политических противников Асада в Европе. Разработанный в Вашингтоне план предусматривает мониторинг подготовки к предстоящим сирийским парламентским выборам, а также конфиденциальное выделение определённой суммы денег хотя бы для одного сирийского политика, который намерен выставить свою кандидатуру на выборах.
Ряд наблюдателей отмечают возможное создание на Ближнем Востоке антиамериканского «шиитского союза», в который войдут Иран, Ливан и Сирия. Большинство населения Ирака также составляют шииты. Интересно, что свергнутый американцами Саддам Хусейн, лидер суннитского меньшинства в Ираке, когда был при власти, по сути сдерживал рост иранского влияния в этом регионе.
Ядерный вопрос
Большой вклад в напряженность ситуации на Ближнем Востоке внес Иран, который и не думает сворачивать свою ядерную программу. В недавнем докладе МАГАТЭ говорится, что Иран продолжает работы по обогащению урана, пренебрегая требованием Совбеза ООН заморозить ядерную программу, не поддерживает усилий МАГАТЭ, которые нацелены на прояснение всех аспектов иранской ядерной программы. Это, в свою очередь, усиливает опасения о заинтересованности Ирана в разработке ядерного оружия, говорится в докладе.
Иранские же власти уверяют, что их атом мирный, и ни в коем случае не хотят отказываться от своей ядерной программы. Все это сочетается с агрессивной антиамериканской и антиизраильской риторикой и демонстрацией военной мощи.
Вместе с тем ведущие военные аналитики давно уже уверены, что Израиль обладает ядерным оружием. Считается, что у Израиля имеется значительный запас ядерных боеголовок, однако израильские власти отказываются подтвердить или опровергнуть эти предположения.
Недавние высказывания премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта в интервью одному из телеканалов Германии многие расценили как признание того, что его страна обладает ядерным оружием. Ольмерт, в частности, заявил, что Израиль не угрожает ничем ни одной стране мира, в то время как Иран открыто и недвусмысленно грозит стереть Израиль с лица земли. Ольмерт отметил, что иранцы стремятся иметь ядерное оружие подобно Америке, Франции, Израилю и России.
Новый министр обороны США Роберт Гейтс на слушаниях в сенате использовал примерно те же слова, которые теперь произнес Ольмерт. Гейтс заявил, что Тегеран «окружен государствами, обладающими ядерным оружием: Пакистаном на востоке, Россией на севере, Израилем на западе и нами в Персидском заливе».