будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ирак «Исламское государство» Саудовская Аравия
Июль 17, 2025
Мир
Сакоян Анна

Ближний Восток: оценки и перспективы

Ближний Восток: оценки и перспективы
iraq1
Иракские войска в Эр-Рамади. Источник: Фото: al-iraqnews.net

Перезахват города Эр-Рамади иракскими силами в воскресенье некоторые комментаторы называли символической победой в борьбе против террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ). Однако многие отмечают, что по факту значение этого события не так велико. Оценивая ситуацию в регионе, аналитики больше задаются вопросом о том, каково в принципе распределение сил и какую роль здесь может сыграть вероятное вмешательство арабской коалиции.

Аналитический центр Institute for the Study of War (США) опубликовал комментарий, в котором говорится, что стратегическая роль перезахвата Эр-Рамади неоднозначна.

Во-первых, Эр-Рамади по-прежнему останется уязвимым для контратак со стороны ИГ. Во-вторых, значительная часть города, пострадавшая во время операции, будет создавать дополнительные проблемы как а плане логистики, так и в плане безопасности. Наконец, непонятно, кто будет защищать перезахваченный Эр-Рамади от новых нападений. Иракские силы безопасности утверждают, что для этого будет достаточно местных ополченцев и полиции, но велика вероятность, что для обороны потребуются и службы национальной безопасности. Между тем, не совсем ясно, кому эти силы подчиняются. Есть вероятность, что они подотчетны не столько иракскому правительству, сколько поддерживаемому Ираном шиитскому ополчению. А если на Эр-Рамади будут претендовать также и иранские силы, то это только подорвет его обороноспособность и повысит вероятность внутренних конфликтов.

Stratfor дает более общую оценку ситуации на Ближнем Востоке. Главное событие в ней за последнее время – это создание преимущественно суннитской коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией. Скорее всего, теперь саудиты и их союзники будут участвовать в конфликте более энергично. С одной стороны, это означает, что у ИГ станет больше противников. С другой стороны, увеличивается число вовлеченных в конфликт игроков с противоречивыми интересами, а это может способствовать дальнейшему затягиванию конфликта и снижению эффективности борьбы против собственно ИГ. Единственным решением здесь, по мнению аналитиков, могут быть только эффективные переговоры, которые позволят сплотить все силы против террористов.

 
Иракские силы безопасности в Эр-Рамади. Фото: emediatc.com

Перспективе саудовской интервенции, в частности в Сирию, комментирует Styratfor, некоторые игроки обрадовались. Прежде всего, это США, которые уже некоторое время жаловались на слабое участие мусульманских государств в разрешении ближневосточного конфликта. Еще одно государство, которое непосредственно заинтересовано в вовлечении арабских сил, - это Турция. До того арабские соседи обвиняли ее в том, что она вмешивается в конфликт из желания навести в регионе свои неоосманские порядки. Теперь, когда она входит в состав саудовской коалиции, ее участие в конфликте будет легитимизировано в глазах критиков. Кроме того, для Турции это было бы противовесом силам России и Ирана в регионе.

Однако уже тот момент, что коалиция не включает в себя таких ключевых региональных игроков, как Иран, Ирак и Сирия, говорит о том, что ее задачи отнюдь не сводятся к тому, чтобы бороться с ИГ. Что, впрочем, мало отличает ее от прочих участников конфликта, для большинства из которых противостояние ИГ – это либо предлог, либо побочный эффект. Так, например, главный враг сирийского правительства – это оппозиционные повстанцы, а для повстанцев, соответственно, главный враг – это сирийское правительство. Российские силы, поддерживающие сирийские власти, тоже сосредоточены на противостоянии повстанцам и хотя бы по этой причине недостаточно сфокусированно бьют по ИГ. Для Турции основной мотив к участию – это противостояние с курдскими силами. Иран борется с исламистскими группировками, которые, в свою очередь, борются с ИГ и могли бы делать это гораздо более эффективно, если бы им не приходилось сталкиваться с другими участниками.

Financial Times пишет, что ближневосточный конфликт невозможно разрешить без организации внутренних сил и в этом смысле оценивает создание суннитского блока как многообещающее событие. США не могут быть единым лидером в решении ближневосточного конфликта, потому что Обама унаследовал последствия вторжения в Ирак Джорджа Буша-младшего (2003 г.), которое заменило суннитских тиранов на шиитских фанатиков и тем самым привело к ситуации, породившей ИГ. Хотя Обама и призывал к свержению Асада, он не дал суннитским повстанцам достаточной поддержки, чтобы они действительно могли его свергнуть. С их точки зрения, это выглядит как предательство.

Далее, США правы в том, что если Асад будет оставаться у власти, его противники-сунниты едва ли начнут серьезно бороться с ИГ. Но и позицию России и Ирана нельзя назвать ошибочной, потому что убедительной альтернативы Асаду как лидеру государства пока нет. Иными словами, большая проблема сейчас в том, что в регионе не хватает суннитского лидерства, которое бы стало альтернативой суннитскому экстремизму. Если суннитской коалиции удастся создать такую альтернативу, это могло бы привести тому, чтобы распределение сил в регионе начало обретать некоторый баланс.

Сакоян Анна
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).