будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Мир
Левкин Андрей

Боевое украинское танго

Это просто очередная сводка с полей: что там на Украине? Ничего особенного, но есть повод: в Москву  с непонятной целью прибыла премьер Тимошенко. С "непонятной" – потому, что недавно в Москве был Ющенко, он же собирается приехать и завтра, на что-то про СНГ. К чему тут еще премьер? Не так, чтобы интрига, но как повод сгодится.

Во-первых, уже и ее отъезд был обставлен драматически. Накануне Глава секретариата президента Виктор Балога даже написал ей письмо, в котором попросил визит отменить, ведь президент уже опять тоже едет. Показалось даже, что тут дело закончится дипломатической ангиной и условной температурой под сорок, которые было обнаружились у премьера, но нет – она все превозмогла и в Москву отправилась. Причем – в концептуальном настроении.

Проблема состояла в том, что если в России окажутся сразу два высокопоставленных украинских переговорщика по газовой тематике, то "Газпром" удивится. А что нужно Украине – удивление "Газпрома" или удачные договоренности? Тимошенко явно предпочитала удивить и уже начала это делать, да так, что Секретариат президента снова вышел в медиа, заявив, что обеспокоен намерениями премьер-министра Юлии Тимошенко вести газовые переговоры "с чистого листа" во время ее визита в Москву. "В сущности, это означает намерение правительства дезавуировать договоренности, достигнутые в Москве Президентами Украины и России. Такая позиция неправильна и категорически неприемлема", - сетовал Секретариат. 

Но, конечно, это было заявление для внутреннего пользования. Как себе представить, что Тимошенко сообщает Путину о своем желании "строить отношения с чистого листа", а тот чешет в затылке и говорит, что согласен? Это ж он публично признает, что неделю назад он чего-то недодумал, а в "Газпроме" сидят сплошь недотепы. Вообще-то, Тимошенко несколько переоценила свои возможности: она почему-то решила, что переговоры в Москве пойдут по ее сценарию. Похоже, она еще не знает, что Россия уже поднялась с колен. Перед переговорами кто-то в российском правительстве сказал, что "российская сторона не намерена обсуждать газовые вопросы, все договоренности на 2008 год у нас уже есть". Так что принять ее согласились по другой причине: перед ней собирались поставить вопрос по инвестиционному климату в Украине и по российским предприятиям, которые там работают, но к которым присматриваются на предмет реприватизировать, как уж это у Тимошенко принято.

Так что В.Ющенко и его Секретариат сейчас просто возят Тимошенко туда-сюда по мере сил. Совершенно не отказывают себе в удовольствии это делать, невзирая на какие-нибудь последствия. Ющенко, например, обвинил ее не просто в саботаже, а в жульничестве в международном масштабе: "То, что задолжали, нужно платить, или наша страна станет перед вызовом, за который очень дорого заплатит". Ну да, Ющенко-то понимал, что никаких реальных результатов из Москвы Тимошенко не привезет.  

То есть, их отношения исполнены нежностью, вполне подтверждая инсайд, который появился по их поводу неделю назад (приведен примерно в середине этого текста). Но все это не просто так, потому что в это самое время фактически прекратила существование коалиция большинства. Дело было так.

Сначала глава Секретариата президента Балога заявил о своем выходе из партии "Наша Украина". Тут понятно: трения между частями "Нашей Украины – Народной самообороны" были с самого начала формирования блока. Хватало и претензий в адрес СП и лично Балоги, они состояли в том, что Секретариат пытается управлять блоком и, впоследствии, фракцией. Разумеется, так и было, так ведь тем самым осуществлялся партийный менеджмент. СП полезно старался, а депутаты публично озвучивали свои претензии и требовали прекратить вмешательство в их политическую жизнь. Какой уж тут менеджмент, когда надо бороться с самими членами блока.

Кроме того, Рада находится в параличе (о причинах – чуть ниже), да и НУНС играет в коалиции не слишком внятную роль. Стало ясно, что  использовать парламент для поддержки президентских инициатив не получится. Работай бы Рада, как положено, это было бы видно уже давно. В конце концов, дело еще не дошло до Закона о Кабмине – крайне сомнительно, чтобы при его переработке возобладала точка зрения В.Ющенко. А закон важен – он касается того, кто в стране главнее, премьер или президент. Кроме того, стало понятно, что БЮТ не станет согласовывать свои позиции с НУНС и СП. Разумно, ведь БЮТ обслуживает Тимошенко. Мало того, значительная часть "Нашей Украины", не говоря уж о "Народной самообороне" ориентируется на Тимошенко. Обнаружить массовость этого факта в последний момент было бы катастрофой. Президент и его окружение решили стать прагматиками, взглянули правде в глаза и сделали выводы.

Как тут Балоге было не отойти в сторону. С президентом он это точно согласовал. Тот, похоже, в нынешней Раде тоже разочарован. Возможно, что желание ослабить парламент и, как следствие, возможность поддержки им правительства тут тоже сыграло роль. В НУНС отказ Балоги поняли правильно - уже перепугались и глава фракции В.Кириленко спешно заверяет В.Ющенко в том, что НУНС будет опорой его политики и непременно создаст на своей основе партию. Только кто ее теперь будет создавать?

Не Балога. Тут же было сообщено о том, что он намерен создать совсем другую "политическую силу с центристской идеологией, на которую сможет положиться президент Виктор Ющенко". Говорилось, что к участию в проекте уже приглашены несколько партийных лидеров, в том числе члены блока НУНС. Понятно, что желание  делать новый политический проект – а это хлопотное дело – не может возникнуть на ровном месте. Тем более, когда такой проект уже, вроде бы, имелся в лице НУНС. Значит, на Банковой, у президента постановили: "Наша Украина" - бесперспективна.

Причем, если бы новая партия уже готовилась, то слухи об этом давно бы попали в прессу. Но ничего подобного не было и только после заявления Балоги политики начали выяснять, что такое некий "Гарт", на основе которого будут строить партию и существует ли он вообще. Выяснили, что да, существует – и к его созданию имеет отношение депутат фракции НУНС, близкий друг Балоги И.Криль. Но раньше никого этот факт совершенно не интересовал. Криль, к слову, идею преобразования "Гарта" в партию пока отрицает.

Из этих двух событий – выхода Балоги из НУ и намерении (пока, впрочем, им не подтвержденном) создать новую партию - следует чрезвычайно банальный вывод: В.Ющенко не намерен уходить от политической деятельности. Если НУНС и "Наша Украины" не могут выполнять функции его поддержки, то следует создать новую политическую силу. Это.в общем, реально, рейтинги Ющенко сильно выше рейтинга условно его блока НУНС, так что под него партийный проект сделать все еще возможно.

Столь же ясно, что речь идет о президентских выборах – в таких случаях "партия поддержки" необходима. Пусть в выборах участвует только один человек, но требуется организовать кампанию и лучше всего это делать на основе партийной структуры. Если рассматривать ситуацию в таком ракурсе, то этот шаг для Ющенко выглядит единственно возможным.  К слову, сейчас Секретариату явно невыгодны досрочные парламентские выборы. Идти на них в ситуации, когда нет своей политической силы – странно. А работать в схеме, когда поддерживается одновременно несколько мелких партий – крайне сложно, даже технологически. Не говоря уже о затратности такой кампании.

Последующие события развиваются вполне в этом русле. Вслед за Балогой из "Нашей Украины" вышли еще шесть человек, в том числе примерно главный идеолог всего, что ющенковское, Р.Бессмертный и – что еще конструктивнее - нардепы М. Полянич, И.Криль, В.Тополов, О.Билозир и В.Петевка. Тут же возник простой человеческий вопрос: означает ли это, что тем самым прекратила свое существование коалиция большинства в Раде?  

Иначе понять этот факт сложно. Ну да, депутаты вышли пока не из фракции, а из партии. Но выход из партии означает, что при голосованиях на них рассчитывать уже нельзя. Так что если и не юридически, то коалиции большинства действительно больше нет и, скорее всего, это подтвердит любое голосование. Означает ли это, что правительство должно уходить в отставку? По логике да, как иначе?

Тем не менее, этот вопрос будет еще до-о-олго дискутироваться. Первый зам. главы регламентного комитета Рады В.Киселев уже сообщил о том, что выход пяти депутатов не означает их автоматического выхода из состава фракции блока НУНС. Это-то всем ясно, только он добавил: "Распада коалиции не будет. Если они выйдут из состава фракции, они автоматически теряют мандат, но на их место придут новые депутаты по списку". А вот этот вывод уже не следует ниоткуда. За императивный мандат никто еще не голосовал и соответствующей нормы – кстати, крайне не одобряемой в Европе – в законодательстве нет. Так что депутаты при желании действительно могут выйти из фракции. Только они, конечно, повременят, пока не выяснят все варианты развития событий – мало ли что в законах написано. Дух, он там в последнее время куда круче Буквы. Пока они во фракции - из Рады их никто и никак не выгонит, хотя и будут пытаться. А уж как они будут голосовать, это их личное дело. Хотя и по этому поводу их будут плющить, желая отобрать карточки для голосования. 

Ну и рамка всего этого: неработающая Рада, ее блокируют "регионалы", спикер Яценюк ничего поделать не может (и, похоже, не очень-то и хочет), а Ющенко снова начал менять Конституцию. Обычно он это делает посредством заявлений. В данном случае он назвал состав Нац.конституц.совета и предложил пять этапов принятия документа. Однако ж в Совете такие господа, что ясно: никакую Конституцию они написать не в состоянии, так что и вопрос: откуда, собственно, она возьмется? Сама проблема очень проста: все дело в балансе властей: страна президентско-парламентская или парламентско-президентская? Остальное – технические детали. Но как разобраться с этим вопросом? Что тут президентово, а что премьерово, чего надо хотеть? Народное украинское танго, короче.  

Обсудить статью

См. также:

  • Полит.ру Повторение недопройденного
  • Полит.ру Украина: 5 дней после
  • Полит.ру Украина: за 3 дня до
  • Полит.ру Украина: осталось 26 дней
  • Полит.ру Украина: за пять недель до
Левкин Андрей
читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).