Associated Press сообщает со ссылкой на спецслужбы, что террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) подготовила как минимум 400 боевиков для организации волны терактов по Европе. В сообщении подчеркивается, что речь идет о специальной подготовке террористов к тому, чтобы действовать за пределами территории, подконтрольной ИГ. Кадровый ресурс для этого у них есть: порядка 5000 европейцев отправились в Сирию, чтобы присоединиться к группировке. Специфика в том, что у организаторов терактов, по новым правилам, появляется возможность самостоятельно выбирать время и место для теракта, не согласуя это с центральным руководством.
Блог Zero Hedge пишет, что это довольно предсказуемый поворот событий. Арестованного недавно организатора парижских терактов Салаха Абдеслама СМИ склонны представлять как значимую фигуру - человека, отвечавшего за деятельность целой террористической ячейки. Такой подход удобен властям, которые стремятся успокоить взбудораженную общественность. На самом деле Абдеслам очень непохож на того террористического генерала, в виде которого его пытаются изображать.
По идее, руководители таких миссий обычно гибнут в ходе терактов, после чего получают статус мучеников, пожертвовавших собой во имя общего дела. И они точно не позволяют себя арестовать, как это сделал Абдеслам. Скорее всего, он действительно «унаследовал» руководство ячейкой после гибели во время теракта ее прежнего руководителя Абдельхамида Абаауда. Автор допускает, что он был своего рода дезертиром, которого не стали убивать, а, наоборот, сохранили под видом организатора до ареста.
Факт тот, что, как показывают брюссельские теракты, ячейка Абаауда продолжила успешно функционировать после его смерти. Теперь появилась новость о том, что якобы ячейки ИГ получили своего рода автономию относительно центрального руководства. Это означает, что у центра появляется больше возможностей в плане пропаганды: присваивать себе любой успешный теракт и отказываться от ответственности за проваленные.
В итоге этот ход сделал деятельность ИГ более непредсказуемой. Теперь любое частное лицо, не обращаясь за одобрением к центру, может попробовать устроить теракт. Таким образом, европейцам надо опасаться не столько масштабных и сложно организованных терактов, сколько спонтанных и относительно мелких атак.
В принципе, оговаривает автор со ссылкой на более ранние записи в блоге, это можно было предвидеть и раньше. Просто теперь это официальная информация, распространяемая через СМИ.
NY Times рассуждает о неэффективности европейской разведки. Об этой неэффективности свидетельствует тот факт, что среди участников брюссельских терактов обнаружились люди, которых в принципе не следовало пускать в ЕС. Одни, например, был в прошлом году депортирован из Турции в Нидерланды, и у спецслужб имелась информация, позволяющая заподозрить его в том, что он джихадист.
Сейчас уже совершенно очевидно, что террористы, связывающие себя с ИГ, работают на трансграничном уровне. Проблема в том, что европейские спецслужбы, наоборот, работают только в пределах своих юрисдикций и практически не сотрудничают между собой. Более того, их координация затруднена тем, что каждая юрисдикция считает своим правом ни с кем информацией не делиться. Между тем, комментирует автор, если бы разведка не упиралась в государственные границы, это бы, вероятно, позволило предотвратить теракт 22 марта.