будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
общество экономика
Май 16, 2025
Мир

Борьба за $15: McDonald's обвинили в слежке за сотрудниками и профсоюзными активистами

Борьба за $15: McDonald's обвинили в слежке за сотрудниками и профсоюзными активистами
2409341595_c401713c80_z
McDonald's . Источник: Roadsidepictures

Бывшие работники McDonald's утверждают, что в компании существует секретное подразделение, которое следит за работниками в соцсетях. По их словам, с помощью штата аналитиков и специального софта представители бренда вычисляют активистов, выступающих за улучшения условий труда. Пересказываем материал команды Motherboard Tech by Vice о том, что такое движение «Борьба за $15» (Fight for $15) и почему крупные компании видят в нем угрозу.  

Секретное разведывательное подразделение фастфуд-гиганта в течение многих лет отслеживало связи своих работников с движением, которое добивается повышения минимальной заработной платы до $15 в час, утверждают журналисты Motherboard со ссылкой на источники среди бывших сотрудников бренда. Слежка велась в том числе с помощью мониторинга социальных сетей, рассказали изданию два человека, которые работали в McDonald's и имели прямой доступ к внутренним документам. По их словам, группа аналитиков в офисах в Чикаго и Лондоне следит за деятельностью «профсоюза» по всему миру, выясняет, кто из работников McDonald's состоит в активе движения и с кем они взаимодействуют, чтобы организовывать забастовки и акции протеста. Согласно документам, на которые ссылаются авторы публикации, целью McDonald's был сбор данных о «сложных политических условиях на сложных рынках, которые могут вызвать серьезные сбои в бизнесе и повлиять на возврат инвестиций». 

Один из документов, с которым ознакомились журналисты, представлял собой отчет о текущей деятельности активистов «Борьбы за $15» против McDonald's во время кризиса COVID-19. Он содержит ряд пунктов, в которых аналитики разведки компании перечисляют действия активистов, вплоть до точного числа личных встреч. 

«Протестующие собрались на стоянке, разместили транспаранты на своих машинах, заблокировали движение и припарковали рекламные щиты с лозунгами о $15 рядом со штаб-квартирой McDonald's и ресторанами», — говорится в документе.  

«В преддверии протестных мероприятий не было почти никакой заметной активности, и письма с призывом к забастовке часто рассылались в день мероприятия или даже во время его проведения», — сказано далее в отчете. 

Его автор также отмечает в своем списке действий «против McDonald's», что «ACLU (Американский союз защиты гражданских свобод, негосударственная правозащитная организация в США, — Прим. Полит.ру) развернул пропагандистскую кампанию, заставляя McDonald's предоставить оплачиваемый отпуск по болезни для всех своих сотрудников».

Согласно документам, полученным Motherboard, с прошлого года McDonald's задействовал штат аналитиков и два вида программного обеспечения для мониторинга соцсетей, чтобы собирать и обрабатывать открытые данные в Интернете и отслеживать учетные записи работников. По словам источника, офис разведки использовал фальшивые аккаунты в Facebook, чтобы найти среди друзей работников людей, вовлеченных в рабочее движение. В McDonald's конкретно этот аспект программы отрицают.

Ответ McDonald's

Представитель McDonald's Джесси Левин заявил журналистам, что компания «никогда не использовала поддельные аккаунты в социальных сетях для активного сбора информации, в том числе о трудовой деятельности».

«В этой истории много ложной информации, объединяющей разрозненные факты, чтобы создать сенсационное повествование, которое является неточным и вводит в заблуждение, — сказал Левин. — Более того, McDonald's не приемлет репрессивных мер любого рода. Говоря яснее, ни одна из работ по бизнес-разведке не связана с трудовыми отношениями».

Однако Левин признал, что у McDonald's действительно есть команда, «сосредоточенная на выявлении любых потенциальных угроз безопасности, которые могут нанести вред команде и клиентам в почти 40 тыс. населенных пунктах по всему миру, в которых мы работаем».

«Например, мы обязаны следить за активностью протеста сотрудников, которая может иметь целью нарушить работу ресторана, что может поставить под угрозу безопасность персонала и клиентов. Это обычное дело для такой большой транснациональной корпорации, как наша», — сказал Левин. 

Однако усилия группы разведки по слежке также включали в себя наблюдение за общедоступными аккаунтами в социальных сетях (в том числе с помощью Google Alerts) известных лидеров рабочего движения Давида Рольфа, Мэри Кей Генри, пастора Уильяма Барбера II. Представитель McDonald's, в свою очередь, не увидел ничего примечательного в том, что в компании «читают общедоступные новости и информацию, относящуюся к ее отрасли и бизнесу».

Слежка за рабочими движениями часто объясняется заботой о безопасности, отмечают авторы статьи. В прошлом году секретные внутренние документы Amazon, полученные Motherboard, показали, что эта компания тоже следит за активностью сотрудников и экоактивистов.

Что такое «Борьба за $15»

Кампания «Борьба за $15» зародилась в 2012 году, когда работники McDonald's в Нью-Йорке объявили забастовку, требуя почасовой оплаты труда в $15 и права объединиться в профсоюз, не подвергаясь за это репрессиям. По данным издания, движение пользуется поддержкой, в том числе финансовой, Международного союза работников сферы обслуживания (SEIU) — второго по величине профсоюза в США.

Движение быстро распространилось по стране, побудив тысячи работников фастфуда в более чем 150 американских городах протестовать и бастовать. В 2014 году тысячи протестующих заблокировали штаб-квартиру McDonald's в Оук-Бруке, штат Иллинойс, что стало крупнейшим протестом работников в истории компании, и более 100 человек были арестованы.

«Борьба за $15» считается самым успешным рабочим движением за последние десятилетия. Оно «продавило» законы о более высокой минимальной заработной плате в Калифорнии, Нью-Йорке, Массачусетсе, Иллинойсе, Мэриленде и на всеобщих выборах 2020 года во Флориде. В прошлом году во время пандемии COVID-19 рабочие McDonald's от Чикаго до Лос-Анджелеса и Сент-Луиса объявили забастовку, требуя защитного снаряжения и выплаты за работу в опасных условиях. В этом году забастовки работников McDonald's состоялись в десятках городов США.

McDonald's отказывается от переговоров с рабочими, которых не считает своими сотрудниками, поскольку те, как правило, работают на франчайзи. Тем не менее с самого начала компания публично выступала против попыток объединить рабочих в профсоюзы и требований повысить минимальную заработную плату до $15. Вместо этого McDonald’s выделил ресурсы на оплату лоббистов, юристов и собственный персонал для борьбы с кампанией. 

В течение многих лет у одной из ведущих юридических фирм США Littler Mendelson существовала горячая линия, на которую франчайзи McDonald's могли обращаться за советом, как реагировать на акции протеста в их заведениях. В 2014 году, согласно иску, полицейское управление Мемфиса заявило, что руководство McDonald's «уполномочило» их арестовать протестующих работников. После длительной судебной тяжбы с активистами полиция пообещала не шпионить за участниками «Борьбы за $15» без веской причины.

В 2016 году бывший генеральный директор McDonald's связал появление автоматических платежных киосков в ресторанах именно с движением за улучшение условий труда. «Когда “Борьба за $15” всё еще находилась в стадии роста, я и другие предупреждали, что требования профсоюзов о гораздо более высокой минимальной заработной плате вынудят предприятия с небольшой маржой заменить дорогостоящих сотрудников на инвестиции в альтернативные системы самообслуживания», — заявил Эд Рензи.

Позиция активистов 

Протестующие рабочие были удивлены, узнав, как компания отслеживает «Борьбу за $15».  

«Это позор. Вместо того, чтобы прислушиваться к рабочим, которым нужно оставаться в безопасности на работе и поддерживать свои семьи, McDonald's тратит время и ресурсы, пытаясь подорвать наши голоса, — заявила работник McDonald's и руководитель движения «Борьба за $15» в Хьюстоне, штат Техас, Глория Мучака. — Мы не боимся, и это нас не остановит. Эти отчаянные усилия McDonald's только демонстрируют силу движения, которое мы создали за последние восемь лет».

По словам бывших сотрудников, несколько человек в группе разведки считали наблюдение за рабочим движением неэтичным, а некоторые даже сомневались в его законности. 

«Времена меняются. Так почему же такая компания, как McDonald's, не видит, что в реальности представляет собой меняющаяся рабочая сила и что трудовое движение не является устаревшей темой и чем-то, с чем она не должна бороться?» — задается вопросом один из экс-работников McDonald's. 

«Разочаровывает то, что McDonald's, проще говоря, вкладывает деньги не туда, где есть рот. Они могут сказать: “Мы поддерживаем Black Lives Matter” или изменить логотип. Но предпринимают ли они какие-то структурные изменения, чтобы помочь BLM и показать, что они имеют значение, не через пиар, а через поддержку рабочих?» — добавил бывший сотрудник.

Слежка за рабочими является традицией в Соединенных Штатах, которая восходит к началу XX века и детективному агентству Пинкертона, полагает профессор Университета Иллинойса и давний эксперт по трудовому праву Мэтью Финкин. По его словам, сейчас такая слежка является нарушением федерального трудового законодательства. 

«Сейчас это так же возмутительно, как и сто лет назад. Из нового здесь — использование технологий», — добавил Финкин, сравнивая современную ситуацию с расследованием Конгресса в прошлом веке по поводу слежки за профсоюзными организациями. 

Контекст

Повышение минимальной заработной платы — популярная идея на национальном уровне в США. За последние 10 лет ее не поднимали ни разу, она составляет $7,25 в час.

Поднять почасовую ставку до $15 предложил недавно и президент страны Джо Байден, он включил ее в свой пакет стимулирующих мер на фоне пандемии COVID-19 общей стоимостью $1,9 трлн. Он предлагает постепенно повысить минимальную заработную плату с $7,25 до $15 в течение следующих четырех лет.

Эта инициатива встретила понимание как среди избирателей-демократов, так и у республиканцев, хотя и в меньшей степени. В целом ее поддерживают две трети американцев. Для подавляющего большинства это еще и вопрос гендерного и расового равенства. Среди сторонников повышения минимальной заработной платы больше женщин (72 % против 61 % соответственно), темнокожих американцев и латиноамериканцев. Категорические противники двукратного повышения минимальной заработной платы, в основном, находятся среди белых республиканцев с высоким доходом. Вопрос о пресловутых $15 стал камнем преткновения в политических кругах, что и мешает принять его на законодательном уровне. 

Есть несколько причин, на которые ссылаются противники повышения. Они опасаются, что малый бизнес просто не сможет покрыть расходы на подорожавшую рабочую силу. В отчете Бюджетного управления Конгресса (CBO), подробно описывающем экономические последствия Закона о повышении заработной платы, говорится, что закон приведет к сокращению примерно 1,4 млн рабочих мест и увеличит государственный долг на $54 млрд в течение десятилетия.

При этом даже минимальная зарплата в $15 обеспечит прожиточный минимум только одиноким жителям штата Западной Вирджинии без детей, свидетельствуют расчеты The Guardian на основе калькулятора прожиточного минимума Массачусетского технологического института. В семье с двумя работающими родителями и двумя детьми обоим взрослым нужно будет зарабатывать не менее $20,14 в час, чтобы сводить концы с концами.

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).