Борис Надеждин - член фракции СПС, главный разработчик законопроекта о механизме отстранения губернаторов
"Полит.Ру" Вы - один из трех авторов закона "Об ответственности высших должностных лиц субъектов Федерации за нарушение федерального законодательства"...
Б.Н. Это легенда, что мы его совместно делаем. Я его написал, когда еще работал в правительстве Кириенко. Просто на совещании Володя Лысенко раздал мой закон, и так получилось, что они с Рыжковым о нем рассказывали. И закон приобрел название Надеждина, Рыжкова, Лысенко.
"Полит.Ру" Существует, наверное, целостная программа изменений федеративных отношений?
Б.Н. Есть, и довольно большая, я участвую в разработке всех этих законов. Она направлена на реформу системы управления федеральными полномочиями в регионах. Сейчас у нас структура не федеративная, а удельных княжеств. То есть в регионах федеральные полномочия осуществляют не федеральные чиновники, а чиновники субъекта федерации. Условно говоря, министр финансов, который распоряжается бюджетом, назначается губернатором, также и начальник УВД. Сейчас мы осуществляем планомерный переход к американской модели, которая предполагает наличие как органов субъекта, решающих свои территориальные задачи, так и федеральных округов, где федеральные полномочия реализуют федеральные чиновники.
"Полит.Ру" Какие меры предполагается предпринять для реализации этого проекта?
Б.Н. Первая мера - это генерал-губернаторы. Под ними будет такого же типа конструкция, именно они будут согласовывать, а в перспективе и назначать федеральных чиновников на территории субъекта, именно они будут "рулить" казначейством. Это структурная мера. Плюс ряд государственно-правовых мер. Первая - институт федерального вмешательства, вторая - реформа формирования Совета Федерации. И третье важное направление - довести эти меры до местного самоуправления. То есть в перспективе должно возникнуть административное деление, не связанное с местным самоуправлением - эти округа пойдут дальше вниз.
"Полит.Ру" Новые генерал-губернаторы, как и прежние представители президента, в основном будут заниматься наблюдением и сбором информации?
Б.Н. Это - только первый шаг. Я предлагаю три принципиальные вещи. Во-первых, переструктурирование исполнения федерального бюджета в разрезе округов. Во-вторых, изменение управления федеральной собственностью и федеральным участием в компаниях - от региональных комитетов управления имуществом эта функция переходит в округа. И, в-третьих, переход от РЭКов (региональная энергетическая комиссия) к территориальным подразделениям ФЭКа (федеральная энергетическая комиссия). То есть федеральные функции в дальнейшем реализуются не губернскими чиновниками, а округами или их дальнейшими частями, которые не обязательно совпадают с делением на районы и города.
"Полит.Ру" Для этого потребуется внести поправки в действующее законодательство.
Б.Н. Конечно, потребуется, ведь этот закон не сам по себе существует. Он вносится в пакете, в котором будет еще законов пять. Соответственно, нужно будет поправить закон об общих принципах местного самоуправления, и закон об общих принципах организации власти в субъектах.
"Полит.Ру" Какими полномочиями будут наделены генерал-губернаторы?
Б.Н. У генерал-губернаторов будут еще две функции. По новой версии закона, которой еще никто не видел, они вправе инициировать отстранение губернаторов. В той версии, которую вы видели, это делает премьер или Государственная Дума, решение потом принимает президент, а генерал-губернатор имеет право вынести губернатору предупреждение. Вторая очень важная вещь, которую я взял из Франции, это - предварительное визирование генерал-губернаторами законопроектов субъектов Федерации. То есть речь идет не о механизме последующего контроля за соответствием регионального закона федеральному, который реализуется только через суд, а о механизме предварительном: по предметам совместного ведения губернатор должен направить проект закона генерал-губернатору, а тот, в свою очередь, его одобрить. Во Франции этим занимаются префекты.
"Полит.Ру" Как вы готовы ответить на обвинения в ущемлении принципов народовластия?
Б.Н. Все это абсолютно согласуется с народовластием, и, более того, именно такую систему и следует называть федерализмом. К примеру, в Америке каждый штат - это часть федерального округа, и там суды штата существуют отдельно от федеральных, то же самое с полицией и ФБР. Причем губернатор штата не имеет отношения к кадровой политике федеральных судов и ФБР. Мы начинаем строить подобную систему. Народ выбирает губернатора для того, чтобы он реализовывал полномочия субъекта, и избирает президента, чтобы он реализовывал федеральные полномочия.
"Полит.Ру" Пока договоры с субъектами остаются единственной эффективной практикой.
Б.Н. Я лично думаю, что все эти договоры нужно закрывать, я сам с ними боролся, как мог, пока работал в правительстве и в администрации. Наша Федерация по смыслу - не договорная федерация. Ни Свердловская область, ни Татарстан никогда не были независимыми государствами. Им даровали некую степень государственно-правовой свободы. Договоров здесь быть не должно по определению.
"Полит.Ру" Национальные республики наверняка будут самыми жесткими критиками вашего проекта.
Б.Н. Это больной вопрос. Заметьте, что эти семь округов специально придуманы так, чтобы национальный вопрос нигде не выпирал. Потому что, если "резать" округа, исходя из экономических соображений, то их должно быть больше. Но округа специально нарезали так, чтобы не было региона "Северный Кавказ", состоящего только из национальных республик, потому что тогда задача со столицей не поддается решению.