будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 15, 2025
Мир

Борис Надеждин: "Наша Федерация по смыслу - не договорная"

Борис Надеждин - член фракции СПС, главный разработчик законопроекта о механизме отстранения губернаторов

"Полит.Ру" Вы - один из трех авторов закона "Об ответственности высших должностных лиц субъектов Федерации за нарушение федерального законодательства"...

Б.Н. Это легенда, что мы его совместно делаем. Я его написал, когда еще работал в правительстве Кириенко. Просто на совещании Володя Лысенко раздал мой закон, и так получилось, что они с Рыжковым о нем рассказывали. И закон приобрел название Надеждина, Рыжкова, Лысенко.

"Полит.Ру" Существует, наверное, целостная программа изменений федеративных отношений?

Б.Н. Есть, и довольно большая, я участвую в разработке всех этих законов. Она направлена на реформу системы управления федеральными полномочиями в регионах. Сейчас у нас структура не федеративная, а удельных княжеств. То есть в регионах федеральные полномочия осуществляют не федеральные чиновники, а чиновники субъекта федерации. Условно говоря, министр финансов, который распоряжается бюджетом, назначается губернатором, также и начальник УВД. Сейчас мы осуществляем планомерный переход к американской модели, которая предполагает наличие как органов субъекта, решающих свои территориальные задачи, так и федеральных округов, где федеральные полномочия реализуют федеральные чиновники.

"Полит.Ру" Какие меры предполагается предпринять для реализации этого проекта?

Б.Н. Первая мера - это генерал-губернаторы. Под ними будет такого же типа конструкция, именно они будут согласовывать, а в перспективе и назначать федеральных чиновников на территории субъекта, именно они будут "рулить" казначейством. Это структурная мера. Плюс ряд государственно-правовых мер. Первая - институт федерального вмешательства, вторая - реформа формирования Совета Федерации. И третье важное направление - довести эти меры до местного самоуправления. То есть в перспективе должно возникнуть административное деление, не связанное с местным самоуправлением - эти округа пойдут дальше вниз.

"Полит.Ру" Новые генерал-губернаторы, как и прежние представители президента, в основном будут заниматься наблюдением и сбором информации?

Б.Н. Это - только первый шаг. Я предлагаю три принципиальные вещи. Во-первых, переструктурирование исполнения федерального бюджета в разрезе округов. Во-вторых, изменение управления федеральной собственностью и федеральным участием в компаниях - от региональных комитетов управления имуществом эта функция переходит в округа. И, в-третьих, переход от РЭКов (региональная энергетическая комиссия) к территориальным подразделениям ФЭКа (федеральная энергетическая комиссия). То есть федеральные функции в дальнейшем реализуются не губернскими чиновниками, а округами или их дальнейшими частями, которые не обязательно совпадают с делением на районы и города.

"Полит.Ру" Для этого потребуется внести поправки в действующее законодательство.

Б.Н. Конечно, потребуется, ведь этот закон не сам по себе существует. Он вносится в пакете, в котором будет еще законов пять. Соответственно, нужно будет поправить закон об общих принципах местного самоуправления, и закон об общих принципах организации власти в субъектах.

"Полит.Ру" Какими полномочиями будут наделены генерал-губернаторы?

Б.Н. У генерал-губернаторов будут еще две функции. По новой версии закона, которой еще никто не видел, они вправе инициировать отстранение губернаторов. В той версии, которую вы видели, это делает премьер или Государственная Дума, решение потом принимает президент, а генерал-губернатор имеет право вынести губернатору предупреждение. Вторая очень важная вещь, которую я взял из Франции, это - предварительное визирование генерал-губернаторами законопроектов субъектов Федерации. То есть речь идет не о механизме последующего контроля за соответствием регионального закона федеральному, который реализуется только через суд, а о механизме предварительном: по предметам совместного ведения губернатор должен направить проект закона генерал-губернатору, а тот, в свою очередь, его одобрить. Во Франции этим занимаются префекты.

"Полит.Ру" Как вы готовы ответить на обвинения в ущемлении принципов народовластия?

Б.Н. Все это абсолютно согласуется с народовластием, и, более того, именно такую систему и следует называть федерализмом. К примеру, в Америке каждый штат - это часть федерального округа, и там суды штата существуют отдельно от федеральных, то же самое с полицией и ФБР. Причем губернатор штата не имеет отношения к кадровой политике федеральных судов и ФБР. Мы начинаем строить подобную систему. Народ выбирает губернатора для того, чтобы он реализовывал полномочия субъекта, и избирает президента, чтобы он реализовывал федеральные полномочия.

"Полит.Ру" Пока договоры с субъектами остаются единственной эффективной практикой.

Б.Н. Я лично думаю, что все эти договоры нужно закрывать, я сам с ними боролся, как мог, пока работал в правительстве и в администрации. Наша Федерация по смыслу - не договорная федерация. Ни Свердловская область, ни Татарстан никогда не были независимыми государствами. Им даровали некую степень государственно-правовой свободы. Договоров здесь быть не должно по определению.

"Полит.Ру" Национальные республики наверняка будут самыми жесткими критиками вашего проекта.

Б.Н. Это больной вопрос. Заметьте, что эти семь округов специально придуманы так, чтобы национальный вопрос нигде не выпирал. Потому что, если "резать" округа, исходя из экономических соображений, то их должно быть больше. Но округа специально нарезали так, чтобы не было региона "Северный Кавказ", состоящего только из национальных республик, потому что тогда задача со столицей не поддается решению.

читайте также
Мир
Карла Наумбург — о том, как родителям поверить в свои силы
Октябрь 16, 2023
Мир
Фейт Джонс — о своей жизни в секте «Дети Бога»
Октябрь 14, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).