Превращение «лидера ливийской революции» в «политический труп» не отменяет необходимости понять его прижизненную анатомию и физиологию. Тем более, что на пути в «мусорную яму истории» Каддафи склонен прихватить с собой немало людей. Мы публикуем его политический портрет, включающий биографическую справку, обзор идеологических построений и политической практики.
Точная дата рождения Муамара Каддафи неизвестна. Согласно разным источникам, она находится в пределах 1940-1944 гг. Он родился в бедуинской семье недалеко от ливийского города Сирта – в этом источники обычно сходятся. Период его обучения приходится приблизительно на конец 1940-х – середину 1960-х гг. Еще учась в школе, он принимал участие в революционной деятельности, направленной против тогдашнего ливийского режима. К тому моменту страной уже некоторое время правил король Идрис I, пришедший к власти в 1951 г. Прежде Ливия была итальянской колонией (1911-1942 гг.), а в 1943 г. ее оккупировали Британия и Франция. Идрис провозгласил Ливию независимым государством, но поддерживал дружеские отношения с Великобританией и США, отдавая им предпочтение перед арабскими странами, что вызывало раздражение у националистов.
В 1967 г., когда Каддафи уже командовал воинским подразделением, произошла Шестидневная война между Израилем, с одной стороны, и Египтом, Алжиром, Сирией, Иорданией и Ираком - с другой. Ливия, конечно, не участвовала, потому что ее руководство поддерживало США, а те были скорее на стороне Израиля. Тогда Каддафи по собственной инициативе повел свое подразделение на помощь египетскому лидеру Гамалю Абделю Насеру, которого рассматривал как образец для подражания.
1 сентября 1969 г. группа офицеров во главе с Каддафи совершила государственный переворот. Идрис I в тот момент лечился в Турции, не стал пытаться организовывать контрпереворот и уехал жить в Египет (где дожил до 96 лет и умер в 1983 г.). Королевство Ливия стало Ливийской Арабской Республикой.
В начале 1970-х гг. Каддафи разработал собственную теорию государственного устройства («Третью мировую теорию»). Со 2 марта 1977 г. государство стало официально называться Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией.
Труд, в котором изложена «Третья мировая теория», называется «Зеленая книга». В ней объясняется, почему ни одно из существовавших на тот момент государственных устройств не может считаться удовлетворительным, и излагаются основания для создания идеального, по мнению Каддафи, общественного строя. Редактор российского сайта, созданного в поддержку Каддафи и его теории, пишет, что «третьей» теория называется в противовес капиталистической теории Адама Смита и коммунистической теории Карла Маркса.
Фото: Корниенко Виктор, Wikipedia.org
Следует, впрочем, отметить, что в «Зеленой книге» джамахирия («власть масс», «народное государство») как таковая противопоставляется не столько коммунистическому строю, который, по Марксу, должен следовать за капитализмом, сколько собственно капитализму с парламентом как формой народного представительства. По мнению Каддафи, парламент стал прогрессивным шагом по отношению к единоличному правлению, но затем следует сделать еще один шаг. Коммунизм он вообще не рассматривает как следующий этап развития по отношению к капитализму, так как считает, что по существу власть класса или партии мало чем отличается от власти парламентских представителей.
В парламентах Каддафи не нравится сам факт «народного представительства», которое - лишь иллюзия, а в действительности – самоуправство тех, кто, пользуясь несовершенными избирательными механизмами, сумел прийти к власти. В частности, он указывает на то, что для избрания нужна предвыборная кампания, а для кампании нужны деньги, поэтому избираться могут только те, у кого есть на это средства; поэтому, считает он, парламент – это «фальсификация демократии».
Далее, Каддафи использует термин «орудие правления», применимый к любому субъекту власти (классу, партии, монарху, парламенту и т.п.). «Все существующие ныне в мире политические системы являются порождением борьбы за власть между орудиями правления – будь то мирная или вооруженная борьба классов, кланов, племен, партий или просто отдельных лиц. Победителем в ней всегда выходит орудие правления – отдельная личность, группа людей, партия, класс, побежденным же всегда оказывается народ». Правда, позднее, он и народное правление (по его теории) называет орудием правления. Кто именно пользуется этим орудием, не всегда ясно.
К партиям Каддафи относится не менее скептически: он считает, что они создаются не для отстаивания народных интересов, а для захвата власти (очень характерна сама по себе склонность к подобным примитивная дихтомиям), поэтому каждой оппозиционной партии выгодно, если население страдает по вине правящей партии: тогда у оппозиции повышаются шансы встать на ее место.
Фальсификацией он называет и референдумы: «Те, кто говорит "да", и те, кто говорит "нет", на деле не выражают своей воли, а обречены современной демократией на молчание. Они могут сказать лишь одно слово - "да" или "нет". Это наиболее жестокая и беспощадная форма диктаторского режима. Говорящий "нет" должен иметь возможность мотивировать, почему он сказал "нет", а не "да", а говорящий "да" должен иметь возможность объяснить, почему он сказал "да", а не "нет". Каждый должен обосновать свое желание, причину одобрения или неодобрения!»
Современную экономику он тоже считает несправедливой, потому что она либо эксплуатирует работников прямо и потом отбирает произведенную ими продукцию (плановая), либо манипулирует ими посредством зарплат (рыночная). В частности, говорит он, «свобода человека неполна, если его потребностями управляют другие. Стремление к удовлетворению потребностей может вести к порабощению человека человеком, эксплуатация также порождается потребностями. Удовлетворение потребностей – реально существующая проблема, и, если не сам человек управляет своими потребностями, возникает борьба». «Потребности» и их соотношение со «свободой», наряду с «орудием правления», - одно из ключевых понятий в этой работе Каддафи: «Жилище является основной потребностью отдельной личности и семьи, и поэтому оно не может принадлежать никому другому. Человек, живущий в чужом доме, за плату или бесплатно, не может быть свободен».
В суждениях о государственности Каддафи приближается к анархистам: «Исконно человечество – это Личность и Семья, но отнюдь не Государство. Человечество не знает такого понятия, как государство. Государство – это искусственное политическое, экономическое, а иногда и военное устройство, никак не связанное с понятием человечества и не имеющее к нему никакого отношения». От анархистов как таковых Каддафи дистанцируется, противопоставляя «анархию и демагогию» подлинной демократии; однако общие черты не случайны, так как при создании своей теории он опирался, в частности, на труды Бакунина и Кропоткина.
Говоря о женщинах, полковник высказался в феминистском ключе (цитата приведена с сохранением того же регистра, что в переводах источника): «ВСЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ НЫНЕ ОБЩЕСТВА ВИДЯТ В ЖЕНЩИНЕ ТОЛЬКО ТОВАР. ВОСТОК РАССМАТРИВАЕТ ЕЕ КАК ПРЕДМЕТ КУПЛИ-ПРОДАЖИ, ЗАПАД ЖЕ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ПРИЗНАВАТЬ В НЕЙ ЖЕНЩИНУ». Автор имеет в виду западные тенденции к обесцениванию таких сфер деятельности, как рождение и воспитание детей, когда женщина, сделавшая хорошую карьеру, считается заведомо более успешной, чем та, что сосредоточена на хозяйстве и детях. Впрочем, эту тему автор развивает своеобразно: например, называет беременность болезнью.
Каддафи во время встречи с Владимиром Путиным, Москва, 5 ноября 2008г. Фото: Дмитрий Азаров/Коммерсантъ
Исходя из всего этого, пишет Каддафи, нужно кардинальным образом перестроить общество.
Прежде всего, нужно ввести повсеместно первичные народные конгрессы, которые будут управляться выборными народными комитетами. Комитеты составляют окружные народные конгрессы. Кроме того, избираются народные комитеты, которые должны отвечать за хозяйство и политические решения. Главные решения принимаются всеобщим народным конгрессом, который представляет собой «форум народных конгрессов, народных комитетов, профессиональных объединений, профсоюзов и других организаций, объединенных по профессиональному признаку». В итоге тоже получается своего роде представительство; автор даже иногда употребляет само как будто обруганное слово "представлять" в применении к народным комитетам.
Законодательства как такового тоже не должно быть, потому что у любого общества должна быть религия, а это и есть закон, точнее - Закон. С другой стороны, он не проводит отчетливой границы между законами природы и законами религии, смешивая их в некий естественный Закон. В частности, он сравнивает устройство общества с устройством Солнца и делает из этого далеко идущие выводы о принципах общественной сплоченности. Статус религии при этом не вполне ясен. Сам Каддафи религиозен (он считает себя мусульманином), при этом у него получается так, что каждое общество естественным путем разрабатывает свою собственную религию, которая, соответственно, имеет только локальное значение, а не возводит к абсолютной истине. С другой стороны, он всё же считает, что ислам (в его собственной трактовке, конечно) гораздо лучше, чем всё остальное: в частности, по его мнению, христианство гораздо хуже.
Экономику, считает он, необходимо полностью освободить от наемного труда и вообще упразднить деньги, что со временем неизбежно произойдет. В подробности разделения труда автор не вдается, но главная идея в том, чтобы вся произведенная человеком продукция не доставалась нанимателю и не распределялась для общества, а чтобы человек сам получал всё, что сделал: «Человек, работающий на себя, без сомнения, относится к производству добросовестно. Его добросовестность стимулируется тем, что он трудится для самого себя, для удовлетворения собственных материальных потребностей». На общественное перераспределение (в частности, на нужды тех, кто не может работать) идет то, что превышает потребности человека-производителя. Каковы именно границы этих потребностей в сочетании с необходимостью предоставить всем полную свободу, он не уточняет.
Единицей общественного устройства он считает семью, потом идет племя, потом нация, а потом мировое сообщество. Деятельность этого сообщества определяется приоритетом семьи перед племенем, племени перед нацией и т.д. В обществе, где каждый его элемент осознает свою ответственность за происходящее, это создает наиболее здоровую систему отношений. При этом семья осуществляет контроль (по естественному закону) над теми, кто к ней относится, племя – над семьями и т.д.
Чтобы устранить несправедливость в отношении женщин, Каддафи в своей теории вновь обращается к Закону. Женщины, считает автор, тоже люди, их нельзя лишать прав и свобод. Но если женщина вдруг отказывается заводить семью, не хочет заводить детей, а также быть красивой и привлекательной, то она тем самым нарушает естественный закон и достойна всяческого порицания. Она уже тогда, получается, не женщина, а мужчина (в 2010 г. в интервью журналу “Spiegel” Каддафи сказал, что Ангела Меркель – «скорее мужчина, нежели женщина»); женщина по природе, говорит автор, красивая, слабая и плаксивая, а если нет, то она неправа. Впрочем в телохранители он себе берет в основном женщин. В армию он их тоже усиленно набирал. В ливийских университетах сейчас доля женщин среди студентов превышает 50%.
Еще Каддафи считает, что «человечество будет в подлинном смысле находиться в состоянии отсталости, пока люди не заговорят на едином общем языке, причем не выученном, а унаследованном от родителей». Но это, по его мнению, дело времени.
Бокс и борьбу автор считает варварством, а спорт как зрелище – результатом коммерциализации, потому что нормальный человек, по его словам, будет сам заниматься спортом, а не смотреть, как это делают другие. Зрелища вообще не нужны: «Театральные и концертные залы заполняют люди несерьезные, не способные играть в жизни героическую роль, те, кто не понимает смысла исторических событий и не представляет себе будущего. Эти бездельники приходят в театры и зрительные залы, чтобы посмотреть, как течет жизнь и поучиться совершенно так же, как ученики, заполняющие школьные классы, чтобы учиться. Кочевые народы не знают театра и зрелищ, потому что жизнь их предельно сурова, заполнена трудом, они серьезно воспринимают жизнь, им смешны всякие имитации жизни. Эти люди не смотрят спортивные состязания, а отдаются радостям массового участия в них, потому что они ощущают стихийную потребность участвовать в таких выступлениях самим». Здесь надо отдать автору должное: он хранит связь с кочевыми народами и своих гостей принимает в бедуинской палатке, а сам, когда ездит с визитами за границу, возит эту палатку с собой (например, в ноябре 2008 г. во время визита в Москву он раскинул свой шатер в кремлевском парке).
Бедуинский шатер Муамара Каддафи, установленный в Тайницком парке на территории Кремля. Фото: Алексей Дружинин/РИА Новости
В соответствии с теорией Каддафи, в Ливии (еще до провозглашения джамахирии) были введены народные конгрессы, представители которых на высшем уровне образуют Всеобщий народный конгресс – правительство страны. Такой должности, как «глава государства», нет; сам Каддафи, как он не раз отмечал, - вообще не официальное лицо (следовательно, он не может подать в отставку), а неформальный «братский лидер». Конституции тоже нет, вместо нее Коран и законы шариата. Деньги, с другой стороны, не отменяли. После провозглашения джамахирии частное предпринимательство было почти полностью устранено. В конце 1980-х гг. (после падения мировых цен на нефть) началась либерализация, и стал развиваться мелкий и средний бизнес. Официальной идеологией режима Каддафи считается теория, изложенная в «Зеленой книге». Несогласные преследуются.
Оценка деятельности Каддафи существенно зависит от идеологических предпочтений авторов. Международный мейнстрим состоит в представлении Каддафи диктатором, часть Рунета сохраняет советское сочувствие к нему как к герою антиимпериалистической борьбы. Так, статья в англоязычной «Википедии» ставит Каддафи в один ряд с Саддамом Хусейном и Ким Чен Иром. Там же подчеркивается, что и правительство, и заводы, и образовательные заведения находятся под жестким контролем, и любые отклонения от официального курса жестко караются (вплоть до того, что диссидентов, скрывавшихся за рубежом, в свое время разыскивали и убивали ливийские спецслужбы). Затем указывается, что Каддафи своими политическими и экономическими экспериментами вверг страну в нищету. Один автор называл ливийский режим клептократией и описывал его как в высшей степени абсурдный.
Русскоязычные авторы могут прославлять создание грандиозной ирригационной системы, получившей название «Великая рукотворная река». Часто говорят о том, что благодаря деятельности Каддафи уровень жизни в Ливии значительно повысился, и она «превратилась в процветающее государство с самым высоким в Африке доходом на душу населения», редко уточняя при этом, как именно распределяются эти нефтяные доходы. Когда речь заходит о гонениях на диссидентов (чего никто не отрицает), обычно упоминается и о «спонтанных» амнистиях (когда Каддафи в конце 1980-х гг. рвал черные списки и ломал тюремные ворота бульдозером).
В Рунете значительная часть текстов о нем принадлежит перу тех, кто увлекается его теорией и/или интересуется им лично. В британской и американской прессе рассказы о Каддафи обычно появлялись в контексте истории международного терроризма, в организации и финансировании которого Ливия под предводительством Каддафи играла заметную роль. Впрочем, один из наиболее разносторонних его портретов появился в 2003 г. в NY Times; тогда Каддафи начал сближаться с Западом, и его персона стала вызывать не столько раздражение, сколько любопытство.
Каддафи — поборник панарабизма, он утверждает, что хочет, чтобы арабские страны объединились. С этой целью он выступал инициатором проектов по созданию объединенных арабских государств. Первым стала Федерация арабских республик, в которую вошли Египет, Ливия и Сирия. Она была создана в 1972 году, просуществовала, раздираемая противоречиями, 5 лет и увенчалась короткой войной Ливии с Египтом летом 1977 г. Каддафи рассматривал себя как наследника Насера, но у власти в Египте уже был свой президент - Анвар Садат, который начинал ориентироваться на партнерские отношения с США и после поражения в Войне Судного дня больше не хотел воевать с Израилем. Между Египтом и Ливией постоянно возникали конфликты, лидеры обвиняли друг друга в подрывной деятельности, в течение 1976 г. египетское правительство постепенно подтягивало войска к ливийской границе, а в начале лета 1977 г. Каддафи приказал египтянам, проживающим в Ливии, покинуть страну. Затем последовал ливийский «марш на Каир», призванный выразить протест против заключения мирного соглашения между Египтом и Израилем. В июле состоялась война, которая не увенчалась ничьей победой, но привела к распаду Федерации в ноябре 1977 г.
Другой проект Каддафи — Арабская исламская республика (Ливия + Тунис) — так и остался нереализованным. Переговоры о слиянии двух государств в одно велись в 1974 г., но Каддафи хотел получить контроль за действительно единым государством, а Тунис хотел сохранить независимость и свою конституцию, тогда как в Ливии действовал исключительно шариат. В итоге проект провалился.
Каддафи и до последних событий не пользовался большой любовью со стороны лидеров других арабских государств. Причиной тому – участие в заговорах против правительств других стран, оскорбления своих коллег, склонность к популистской демагогии. Специфику поведения ливийского лидера унаследовали и его дети, прославившиеся своим специфически-хамским стилем поведения.
В период 1978-1987 гг. Ливия наряду с Францией энергично вмешивалась во внутренние дела республики Чад, где в то время шла гражданская война. Ливия и Франция поддерживали противоположные стороны конфликта. В 1981 г. Каддафи выступил с инициативой объединения Чада и Ливии, но поддержки не нашел. История закончилась в 1978 г. изгнанием из Чада ливийских войск, фактически оккупировавших на тот момент часть республики. В этих военных действиях принимали участие объединенные арабские ополчения «Исламский легион» - еще один панарабистский проект Каддафи. Одной из задач этой армии было ведение войны в на Палестинских территориях. По окончании чадского конфликта, впрочем, об «Исламском легионе» разговоры прекратились.
Не получив достаточной поддержки от арабского мира, Каддафи обратился к панафриканизму, в частности, много сделал для создания Африканского союза (учрежденного в 2002 г.) — усовершенствованной версии Организации Африканского Единства. Каддафи выдвигал лозунг создания единого африканского государства — Соединенных Штатов Африки (США).
В 1980-ее гг. Каддафи поддерживал деятельность палестинских, ирландских и баскских террористов. В интервью 1981 г., опубликованном в журнале “Time”, он говорил: «Есть большая разница между поддержкой освободительных движений – когда люди борются за свободу – и поддержкой терроризма. Мы не раз говорили, что мы противники настоящего терроризма». Под «настоящим терроризмом» он тогда понимал разработку ядерного оружия.
В 1984 г. в Лондоне проходила демонстрация, организованная ливийскими диссидентами в знак протеста против расправы Каддафи над их единомышленниками. Из посольства Ливии раздались выстрелы, среди демонстрантов-ливийцев были жертвы, кроме того погибла британка-полицейский. После этого Великобритания разорвала с Ливией дипломатические отношения.
В 1985 г. палестинские террористы захватили итальянское туристическое судно «Акилле Лауро». Ливию обвинили в причастности к этому происшествию. Руководителя операции приветствовали в Триполи.
5 апреля 1986 г. произошел взрыв в ночном клубе в Западном Берлине. Среди погибших были американцы. Американская разведка установила, что в теракте участвовали ливийские агенты.
15 апреля 1986 г. США нанесли ответный удар: разбомбили резиденцию Каддафи возле Триполи (Великобритания в лице Маргарет Тэтчер всецело поддержала этот шаг). Со стороны Ливии поступали жалобы на то, что в результате бомбежек были жертвы среди мирного населения. В частности, сообщалось, что в разрушенном здании погибла приемная дочь Каддафи, которой было полтора года.
В 1988 г. произошел взрыв самолета Боинг-747 над шотландским городом Локбери (погибли 270 человек). Три года спустя выяснилось, что в деле замешаны ливийцы. В 1992 г. Совет безопасности ООН ввел санкции против Ливии.
В начале 2000-х гг. Каддафи резко сменил тон в общении с Западом: после осознания перспективы стать новым Ираком Ливия в 2003 г. фактически признала свою ответственность за взрыв над Локбери; в 2004 г. ратифицировала Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, допустил в страну международных инспекторов. Каддафи заявлял, что больше не хочет уничтожать Израиль, предлагая вместо этого создать общее израильско-палестинское государство с соответствующим названием «Изратина». Всё это вызвало некоторое недоумение: «Сумасшедший, злодей или просто наивный человек?» - задавался вопросом автор статьи, опубликованной тогда в британской Guardian.
Каддафи провозглашал курс на сотрудничество с Западом в борьбе против терроризма. Когда в феврале 2011 г. в Ливии начались восстания, он интерпретировал их как подрывную деятельность «Аль-Каиды».